Организационные аспекты по формированию учебно-информационных умений учащихся со зрительной патологией
статья по информатике и икт по теме

Холкина Галина Ивановна

В статье приведен обзор наиболее популярных на сегодняшний день специальных программ (программ речевого доступа, синтезаторов речи, "говорилок"), предназначенных для работы за компьютером слепых пользователей. Рассмотрены современные тифлотехнические средства, их назначение и принцип работы. Статья дополнена рекомендациями по навигации слепого пользователя по сети Интернет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizacionnye_aspekty.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Организационные аспекты по формированию учебно-информационных умений учащихся со зрительной патологией.

Наиболее популярным специальным речевым программным обеспечением для слепых при работе на компьютере является JAWS, NVDA, outSpoken, Window Bridge, и Window-Eyes. При этом наиболее функциональным пакетом можно назвать JAWS: среди полностью поддерживаемых им приложений есть AOL Instant Messenger и даже Visual Basic 6, так что при желании слепые могут вполне освоить и высокоуровневое программирование. Jaws for Windows - самая популярная в мире программа экранного доступа, работающая на ПК в среде Windows. Jaws даёт возможность получить доступ к необходимому программному обеспечению и интернету. Благодаря речевому синтезатору, через аудио-карту компьютера, информация с экрана считывается вслух, обеспечивая возможность речевого доступа к самому разнообразному контенту. Jaws также позволяет выводить информацию на обновляемый дисплей Брайля.

NVDA - синтезатор речи для Microsoft Windows, позволяющий озвучивать все действия пользователя на компьютере, включая чтение документов и веб- страниц. Программа включает достаточное количество озвучивающих голосов, различных по тембру голоса, темпу и интонации. Пользователь сможет отрегулировать скорость чтения текста, высоту голоса, интонацию и громкость для каждого голоса отдельно.

Кроме этого, широко используются программы специального назначения. Доступная рабочая среда "Dolphin Guide" позволяет писать, отправлять, получать и читать электронные письма, создавать и читать собственные документы, заметки и прочее; пользоваться Интернетом, играть в компьютерные игры, слушать музыку и аудиокниги, а также многое другое. Несмотря на то, что Dolphin Guide озвучивает меню и опции на экране компьютера, данное программное обеспечение не является полнофункциональной программой экранного доступа, такой как JAWS. Dolphin Guide заменяет интерфейс Windows при помощи удобного меню, чтобы помочь пользователю в каждом его действии. Будь то написание писем, составление документов или просмотр веб-страниц - все это озвучивается DG, что подходит для большинства незрячих и слабовидящих пользователей, которые являются новичками в общении с компьютером.

Duxbury BrailleTranslator ( DBT ) – это программа, которая осуществляет двунаправленный перевод. Обыкновенный шрифт переводится в азбуку Брайля и обратно. Но этим ее свойства не ограничиваются. DBT - это полнофункциональный текстовый редактор, при помощи которого можно подготовить любой документ к печати по Брайлю на нескольких десятках языков, в самых разнообразных кодировках. Duxbury BrailleTranslator позволяет импортировать файлы в формате MS Word, WordPerfect, HTML. Текст также можно создавать непосредственно в редакторе DBT. Вводить его можно как обычным способом, так и азбукой Брайля. Во втором случае клавиши основного ряда клавиатуры работают как клавиши брайлевской печатной машинки.

Программы экранного доступа для мобильных устройств Mobile Speak представляют из себя программное обеспечение, устанавливаемое на мобильный телефон или PDA ("карманный" компьютер), которое позволяет использовать устройство, даже если нет возможности читать с экрана. Информация, отображаемая на экране преобразуется в речь, сгенерированную посредством TTS технологии (text-to-speech) и передаваемую через спикер, либо наушники. Содержимое экрана может быть представлено на Брайле, если мобильный телефон или PDA подключены к устройству с обновляемым дисплеем Брайля. Речь и Брайль могут использоваться одновременно или раздельно.

Среди устройств существуют просто мониторы Брайля, и классические компьютерные клавиатуры со встроенными в них мониторами Брайля. Брайлевский экран (называемый также брайлевской строкой) преобразует текст в азбуку Брайля, используя для этого герконовые и полимерные технологии. Строка выглядит, как резиновая лента, на которой появляются и исчезают маленькие «пупырышки» - брайлевский шрифт. Она крепится рядом с клавиатурой и позволяет слепому работать с компьютером почти так же эффективно, как зрячие делают это с мониторами. Мониторы Брайля позволяют работать с текстовой информацией и даже воспроизводить примитивные диаграммы, однако масса графической информации пока остается недоступной слепым. Особую значимость использования данных устройств в образовательном процессе составляет возможность школьников заострять внимание на пунктуации и грамматике, что практически недостижимо при использовании лишь программ речевого доступа. Портативные тактильные дисплеи является идеальными дисплеями Брайля для мобильных устройств, таких как ноутбуки, мобильные телефоны и КПК. Их компактные размеры, прочный корпус и емкий аккумулятор делают устройство очень удобным и мобильным. Широкое применение находят и брайлевские принтеры, способные тиснить не только брайлевский текст, но и высококачественную тактильную графику. Принтеры для слепых распечатывают тексты брайлевским шрифтом. Для этого используется специальная толстая бумага, на которой головка принтера выдавливает выпуклые точки. Большинство подобных устройств имеют кнопки с двойной маркировкой (печатной и по Брайлю) и встроенные голосовые функции. Многие принтеры способны вслух сообщать о готовности к печати, ошибках или необходимости вставить новый лист бумаги. Всю необходимые сведения можно из электронного вида легко преобразовать в информацию на бумажном носителе.

Таким образом, использование специальных технических и программных средств позволяет расширить возможности компьютера, и обеспечить доступность восприятия информации слепыми детьми.

Поиск информации в Интернете – одна из самых востребованных практических задач, которую необходимо решать на уроках информатики.

Начиная со школьной жизни, для подготовки домашнего задания и более глубокого изучения школьных дисциплин, а затем и в самостоятельной взрослой жизни необходимо использовать навыки рациональной работы в глобальной сети для решения практических задач. Учащимися необходимо раскрыть основные способы получения информации.

Существуют три основных способа поиска информации в Интернет:

  1. Указание адреса страницы.
  2. Передвижение по гиперссылкам.
  3. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).              

1. Указание адреса страницы. Чтобы загрузить нужную страницу или сайт необходимо в адресной строке браузера набрать адрес этой страницы или сайта. Каждая Web-страница имеет адрес и расположена на одном из Web-серверов, который тоже имеет адрес (числовой и доменный).

2. Передвижение по гиперссылкам. Необходимо выбирать Web-сервер, затем по гиперсвязям пользователь погружается вглубь "Всемирной паутины". Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

3. Обращение к поисковой системе. Поисковая система - сервер, оснащенный специальным программным обеспечением, позволяющий посетителям осуществлять поиск информации в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru),  Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru). Реальными носителями информации о ресурсах, которыми располагает Сеть, являются поисковые машины и поисковые каталоги.

Основной составляющей поисковых машин являются программы просмотра Web-документов, которые называют по-разному: роботами, червяками, пауками и пр. Они сканируют всё информационное пространство WWW, просматривая все документы, определяя в них ключевые слова и записывая в свою базу индексов данное слово с указателем на документ, в котором оно присутствует. Обычно это не требует никаких усилий со стороны человека. Этот процесс не прерывается, поскольку содержание паутины всё время меняется.

Поисковые каталоги служат для тематического поиска. Имея намерение осветить какую-то узкую тему, нетрудно найти список web-страниц, ей посвященных. Каталог ресурсов в Интернете или каталог интернет-ресурсов или просто интернет-каталог — структурированный набор ссылок на сайты с кратким их описанием. В отличие от поисковых машин в каталог информация заносится по инициативе человека. Добавляемая страница должна быть жестко привязана к принятым в каталоге категориям. Примером каталога может служить Yahoo. Каталоги являются справочниками, содержащими списки адресов Интернет, сгруппированные по определенным признакам. Как правило, они объединяются по тематике (наука, искусство, новости и т.д.), где каждая тема разветвляется на несколько подуровней. Особенность этих средств поиска информации состоит в том, что создание структуры, базы данных и их постоянное обновление осуществляется "вручную", коллективом редакторов и программистов, и сам процесс поиска требует непосредственного участия пользователя, самостоятельно переходящего от ссылки к ссылке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы "Формирование экономико бытовых умений учащихся коррекционной школы VIII вида

Система работы раскрывает особенности и принципы планирования работы по формированию экономико–бытовых умений и навыков, системно– деятельностный подход в обучении на уроках социально–бытовой ориенти...

Применение интерактивных объектов при формировании знаний и умений учащихся.

В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для это...

Рекомендации по формированию учебно-информационных умений слепых детей старшего школьного возраста на уроках информатики

Статья содержит методические рекомендации по организацииуроков информатики в специальных коррекционных образовательных учреждениях III-IV вида....

Контрольная работа по русскому языку как один из возможных вариантов оценки учебных информационно-коммуникативных умений учащихся 8 класса

Контрольная работа по русскому языку как один из возможных вариантов оценки учебных информационно-коммуникативных умений учащихся 8 класса...

Методическая разработка "Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни учащихся общеобразовательной школы"

В исследовании приняли участие 28 человек. Выявлено, что каждый из нас в среднем проводит в движении примерно 9 часов; уроки физкультуры нравятся 24 ученикам - это 86 %; спорт...

Содержание работы по формированию учебно-информационных умений детей с нарушением зрения в процессе преподавания русского языка

Формирование у слабовидящих учащихся общеучебных умений, связанных с получением и обработкой информации, служит важным фактором повышения их познавательной активности, играет значительную компенсирующ...