Компьютеризация общества на примере учеников и учителей МБОУ Тюменцевской СОШ
материал по информатике и икт по теме

Кузнецова Валентина Сергеевна

 

Цель данного исследовательского проекта: выяснить, как в настоящее время используются компьютеры и Интернет в селе Тюменцеве на примере учащихся и учителей  школы и сравнить данные 2012 года  с показателями 2008 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon исследовательский проект125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова Валентина Сергеевна,

учитель информатики и ИКТ муниципального бюджетного образовательного учреждения  Тюменцевской средней общеобразовательной школы

Исследовательский проект

Компьютеризация общества

на примере учеников и учителей

МБОУ Тюменцевской средней общеобразовательной школы

                                         

                                                                                                                                                                               

с.Тюменцево

Тема проекта: «Компьютеризация общества на примере учеников и учителей МБОУ Тюменцевской  средней общеобразовательной школы»

Цель проекта: Выяснить, как в настоящее время используются компьютеры и Интернет в селе Тюменцеве на примере учащихся и учителей  школы и сравнить данные 2012 года  с показателями 2008 года.

Среда разработки: MS Word, MS Excel

Школа: МБОУ  Тюменцевская  средняя общеобразовательная школа

Актуальность. Для ребёнка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий.  Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений.
     Современное школьное образование невозможно представить без  использования компьютеров. Необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна, достоинства ИКТ в обучении не вызывают сомнений. Не только в школе, но и дома ученики используют компьютеры для разных целей.

       В современном обществе умение получить и правильно обработать информацию становится необходимостью. Уже на этапе обучения в школе компьютерная грамотность нужна для более серьезной подготовки к урокам, для написания докладов, рефератов, проектов, участия в онлайн-олимпиадах, конференциях  и пр. Поэтому темой своего исследовательского проекта мы выбрали компьютеризацию общества.

Гипотеза. При условии, что социальный состав учащихся нашей школы отражает социальный состав жителей нашего села, вероятно, что наше село не отстает от всей страны в вопросе освоения передовых информационных технологий.

Цель. Выяснить, как используются компьютеры и Интернет в селе Тюменцеве на примере учащихся и учителей школы и сравнить данные 2012 года  с показателями 2008 года.

Объект исследования. Уровень компьютеризации учителей и учащихся средней школы с.Тюменцева

Задачи.

Определить:

  1. процент учеников и учителей, использующих компьютер и Интернет;
  2. наиболее популярные задачи, выполняемые с помощью компьютера;
  3. отношение к компьютеризации учащихся и педагогов школы.
  4. сравнить полученные результаты с показателями 2008 года и общероссийскими.

Методы исследования. Социологический опрос, интервьюирование, анализ полученных результатов в MS Excel, изучение рассматриваемых вопросов в Интернете и литературе.


Оглавление

 Ведение………………………………………………………………...5

1.Численность учеников школы и их социальный состав…………. 5

2.Ход работы…………………………………………………………...6

3.Анализ и обработка данных…………………………………………6

3.1. Сколько человек имеют компьютеры……………………………6

3.2. Для каких целей используются компьютеры……………………8

3.3. Доступ в Интернет………………………………………………..10

4. Заключение………………………………………………………….12

5. Литература…………………………………………………………..13

6. Приложение ………………………………………………………...14 


Введение

Человечество находится сейчас на пороге вступления в эпоху информационного общества. Главным ресурсом этого общества является информация. Период 80-90-х годов был  периодом всеобщей информатизации, периодом, иногда называемый "информационным взрывом", который характеризовался резким увеличением объема информации. На помощь человеку в этой ситуации приходят разнообразные технические и программные средства, обеспечивающие быстрый поиск, обработку, хранение и передачу информации на большие расстояния, а именно - новые информационные технологии.  

На сегодняшний день о развитости информационного общества судят по таким позициям:

  1. наличие компьютеров;
  2. наличие Интернета;
  3. уровень развития компьютерных сетей;
  4. количество населения, занятого в информационной сфере.[1]

     Компьютеризация – это процесс развития и внедрения компьютеров, обеспечивающий автоматизацию информационных процессов и технологий различных сфер человеческой деятельности.

     В 2008 году учениками нашей школы был подготовлен реферат по данной теме. Прошло четыре  года. Нас заинтересовал вопрос, на каком уровне находится компьютеризация  нашей школы в 2012 году. Насколько стали доступны компьютеры и как часто они используются. Какой процент учащихся и учителей используют сеть Интернет.

    Одной из отличительных черт современной школьной программы является упор на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, для чего повсеместно организуются компьютерные классы с самой современной техникой. В нашей школе имеются 2 компьютерных класса, в которых занимаются учащиеся с 7 класса, а всего компьютеров -51.  На сегодняшний  день один компьютер рассчитан на 10 учащихся, тогда как в Европе это соотношение равно примерно 1:35. Начальные классы занимаются на компьютерах во внеурочной деятельности.

  1. Численность учеников школы и их социальный состав

 Средняя общеобразовательная школа расположена в селе Тюменцево, которое является центром Тюменцевского района. Село находится в 167  км от краевого центра.

В 2011-2012 учебном году в школе обучается 430 учащихся.

Социальный состав родителей разнообразен: рабочие, безработные, пенсионеры, служащие, военнослужащие, частные предприниматели. Большинство родителей имеет среднее  специальное образование.

  За последние четыре года произошел рост численности малообеспеченных, неполных семей. В 2012 году уровень повысился до50,3%  и 24,6% соответственно. Низкая платежеспособность большинства родителей не позволяет оплачивать посещения школьниками учреждений дополнительного образования вне школы. Если проанализировать социальный состав учащихся, то можно сделать предположение, что некоторые семьи  не могут приобрести компьютер из-за низкого материального достатка семьи.

        В микрорайоне школы находится детский дом семейного типа, в школе учатся 19 воспитанников детского дома. Необходимо отметить, что ребята из детского дома стараются  овладевать навыками работой за компьютером, умеют не только играть, но и работать в разных программах, неплохо рисуют. Детский дом также, как и наша школа, подключен к сети Интернет и каждый ученик имеет возможность работать в сети.

      В школе работают 40 педагогов. Больше половины из них имеют высшее образование.[2] 

  1. Ход работы

    Нами были составлены анкеты (см. приложение №1). Мы предложили ответить на поставленные вопросы учащимся всех классов нашей школы и учителям. В анкетировании приняло участие 311 учеников и 40 педагогов. На вопросы анкеты отвечали с удовольствием, было видно, что эта тема интересна многим.

    Обработка данных была организована в программе MS Excel. Мы построили таблицы, в которые внесли результаты. Подсчитали количество голосов, вывели процентные соотношения. После этого построили диаграммы, наглядно показывающие соотношения по разным вопросам анкеты.

      В ходе работы взяли интервью у некоторых учеников и учителей. Нас интересовало их отношение к компьютеризации, компьютерам и Интернету.

3.   Анализ и обработка данных

3.1. Сколько человек имеют компьютеры

Нужно отметить, что почти все дети имеет доступ и активно пользуются компьютером. Лишь немногие лишены этой возможности.

Анкетирование показало, что почти в 2 раза по сравнению с 2008 годом увеличилось число компьютеров у учащихся дома.

     С увеличением числа компьютеров в 2 раза увеличилось и ежедневно общающихся учащихся с компьютером.

    Компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость. Ограничения во времени общения с компьютером накладываются родителями, чтобы дети не проводили за экраном все свободное время. Если нет компьютера дома, то пользуются компьютером у друзей, знакомых, в игровых залах, в школе во время уроков или дополнительных занятий.

    Не имеющих возможности пользоваться компьютером снизилось с  20% учащихся до 2,45%.

Рассмотрим уровень компьютеризации педагогов школы.

По сравнению с 2008 годом количество компьютеров в домашних условиях увеличилось в 3 раза.

По данным анкетирования видно, что общение с компьютером у учителей возросло в 14,5 раза, но ежедневное общение у учащихся выше в 3 раза. Процент не общающихся у педагогов и обучающихся почти одинаков.

3.2. Для каких целей используются компьютеры

     Большая часть использует компьютер для развлечения. Проще сказать — играют. С одной стороны, невостребованным остается большой потенциал, который имеют компьютерные программы, а с другой — игры тоже несут заряд информативности, развивают логическое мышление, быстроту реакции. А главное, учат пользоваться компьютером. Необходимость установить игрушку, записать диск, открыть нужный файл заставляет изучать компьютер и овладевать простейшими навыками работы с ним. Вдохновляет то, что большая часть – 55,5% учащихся использует компьютер только для работы, а 82,4% - для развлечений.

   Образование это одна из важнейших сфер жизни человека, а образованность это одно из важнейших условий нормальной жизни. В школе дети часто пишут проекты, доклады, рефераты. Их создание стало занимать меньше времени, а оформление не является сложностью.

В отличие от учеников, педагоги, в большинстве своем, используют компьютер для работы. Учителя меньше играют, а из развлечений предпочитают просмотр фильмов, прослушивание музыки и чтение.

Отдельно мы интересовались, какими играми увлекаются ученики нашей школы больше всего. В результате выяснилось, что на первом месте стоят гонки, на втором – логические игры, на третьем - стратегии. Остальные  – менее популярны.  

     Жанр «Гонки» оказался наиболее популярным, видимо, благодаря своей динамичности и зрелищности. Особенным успехом пользуются те, в которых можно изменять конструкцию автомобиля.

Радует то, что логические игры заняли второе место по популярности. Они тренируют ум, зрительную память, развивают логическое мышление.

    Большая часть учителей предпочитает играть в логические игры. Так же как ученикам им по душе «Гонки» и «Стратегии». Но учителя в этом отношении безграмотные, они не представляют всего разнообразия мира компьютерных игр. Здесь ученики могли бы показать учителям развивающий потенциал некоторых игр, которые заставляют думать, воспитывают чувство прекрасного, развивают память, внимание, быстроту реакций и другие навыки. Если бы взрослые лучше разбирались в этих вопросах, они бы иначе относились к увлечениям детей компьютерными играми.

 

3.3. Доступ в Интернет

     Радует, что  57% опрошенных учеников активно пользуются огромными возможностями сети Интернет,  83,27% имеет доступ к Интернету дома. Осенью 2006 года по национальному проекту «Образование» наша школа была подключена к сети Интернет. Благодаря этому возможность открыть для себя мир телекоммуникаций получили еще 22% ребят. Жаль, что доступ к сети в школе ученики получают лишь с 7 класса. Младшие школьники не имеют достаточных навыков для самостоятельной работы в сети. Но, к сожалению, не все старшеклассники пользуются предоставленной им возможностью. 16,7% учащихся не используют Интернет.

    У учителей и учащихся почти одинаковые возможности выхода в Интернет в 2012 году (88% и 83,27%) .

    В школе доступ к Интернету есть у всех учителей и учащихся, так как он в нашей школе бесплатный. Существует расписание работы в компьютерном классе для учеников и учителей во внеурочное время.

Источник данных: Фонд Общественное Мнение. Опрос МегаФОМ. Май 2011

   По показателям  января 2011 года  лидером в росте использования компьютеров и сети Интернет  в Европе является Россия (ранее была Германия).  Лишь 19% россиян хотя бы иногда пользовались компьютером в 2002 году и 36% - в 2007, на данный же момент пользователями ПК является почти половина – 47%. При этом более 44% россиян сейчас хотя бы иногда пользуются Интернетом – в 2007 году так отвечала лишь четверть.. Лидирует в мире по этому показателю Китай, где веб-пользователей более 500 млн. человек (сайт: Будущее информации и связи)

Если же сравнивать со всей страной показатели нашей школы, то можно сделать вывод, что учителя - люди прогрессивные и их показатели выше показателей страны.

По данным опроса ВЦИОМ самые активные пользователи «всемирной паутины» (т.е. те, кто пользуется Интернетом ежедневно) - это 18-24-летние (70%).

"Зрелые люди на Западе гораздо более "продвинутые", они отлично умеют пользоваться различными высокотехнологичными устройствами: им это позволяет финансовое положение. В России же у многих до сих пор нет доступа к Интернету - кому-то это не по карману, а кто-то и не понимает, что ему делать в виртуальном пространстве", - заявила Firstnews ведущий эксперт "Аналитик-Центр"а Дарья Вялых.

4. Заключение

  Компьютеры всё больше и больше входят в нашу повседневную жизнь. Почти половина учащихся школы постоянно общается с компьютером и только два с половиной процента пока не имеет такой возможности. Эти результаты выше ожидаемых. Очень радует, что немалое количество опрошенных используют компьютеры не только для развлечений, но и для работы.

С помощью этого проекта мы узнали, насколько хорош уровень компьютеризации нашей школы. Мы понимаем, что все социологические опросы, на которые ссылаются в Интернете, проводились среди взрослого населения. Наш опрос охватывает детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет. Но дети живут в семье, поэтому мы можем узнать, имеет ли семья компьютер дома, есть ли возможность доступа к сети Интернет и др.

   Показатель освоения учителями новых технологий по результатам нашего опроса значительно выше, чем в целом по стране. Это объясняется тем, что они хотят жить в ногу со временем и являются образованной частью нашего общества.

    Ученики и учителя используют компьютеры не только как игровой автомат или печатную машинку. Они стараются применять все многообразие компьютерных программ.

Также в ходе исследования стало ясно, что и педагоги, и учащиеся стремятся осваивать новые технологии. Все сходятся на том, что компьютер нужен и  прежде всего для серьезной работы. Хотя ученики не прочь и поиграть. К информатизации общества все относятся только положительно, понимая, что процесс этот неизбежен. Негативное влияние компьютера все опрошенные увидели только в чрезмерном увлечении компьютерными играми.

При проведении интервью неожиданным было то, что Интернет практически всеми используется только в образовательных целях. Исключение составляет электронная почта, но это не прихоть, а веление времени.

   Можно сделать вывод, что наше село не отстает от всей страны в вопросе освоения передовых информационных технологий. Школа открывает возможность освоения компьютера всем слоям населения, в том числе детям из семей с низким доходом. Подрастающие школьники готовятся к жизни в обществе, в котором человек, не имеющий навыков работы с компьютером и глобальной сетью, может не найти себе применения.


5. Литература

http://www.ibiz.ru/articale.phtml?id=134

http://www.compulog.ru/russian/news/27-11-98-s.html

http://elnow.virtualave.net/art_brain.htm

http://www.comnews.ru/index.cfm?id=2572

http://users.kpi.kharkov.ua/lre/sekcia13/Alltez12.htm

http://di.iis.ru:82/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/a60f6ce65cb2a7c8c32569ab004da2d6

http://www.mamba.ru/ncontent.asp?AID=4/19/200240705

http://www.lenta.ru/

Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 930 с.

Информатика и информационные технологии. Н.Д. Угринович. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. — 511 с.

Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. — М.: «Рефл-бук», 1999. — 432 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для учеников  и учителей

1.Общение с компьютером

а) не общаюсь

б) редко общаюсь

в) часто общаюсь

г) ежедневно общаюсь

2.Использование компьютера

а) для развлечений

б) для работы

3.Имеется ли компьютер дома

а) да

б) нет

4)Где пользуетесь компьютером

а) в школе

б) у друзей, знакомых

в) в игровых залах

г) не пользуетесь

5) Предпочитаемые жанры игр

а) стратегии

б) квесты

в) логические

г) Action

д) гонки

е) симуляторы

ж) спортсимуляторы

з) RPG

и) аркады

6.Интернет

а) не используете

б) используете дома

в) используете в школе

7.Используете Интернет

а) регулярно

б) время от времени

Учителя

Учителя


[1] Информатика и информационные технологии. Н. Угринович, - с. 289

[2] Данные предоставлены завучем по учебно-воспитательной работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютеризация общества

Общий обзор некоторых проблем компьютеризации общества....

Технологическая карта урока «Путешествие» в 5 классе по учебному предмету «Французский язык» учителей МБОУ СОШ № 13 Калининой О.Е. и МБОУ ООШ № 6 г.Балаково Саратовской области Бердниковой Н.П.

Урок  общеметодологической  направленности, призванный воспитывать культуру общения и выражение эмоций, а также интерес к культуре изучаемого языка, способствует формированию у учащихся ...

Ученику и учителю. Человек и общество ЕГЭ. Материал для подготовки

Ученику и учителю. Человек и общество ЕГЭ. Материал для подготовки...

Ученику и учителю Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. Тема "Социальная сфера общества"

Ученику и учителю Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. Тема "Социальная сфера общества"...

Интегрированный урок "Люди "дна"- кто они?(взаимоотношения человека и общества на примерах обществознания. истории и литературы).

    На этом уроке учащиеся проводили мини- исследования, единой темой которых был вопрос - "Люди дна - кто они?".Первая группа провела исследование на основе обществоведческих знаний ...

Открытый урок по ОРКСЭ "Паломничество в Мекку" Составители: Талипова Замиля Габдулхаковна, учитель МБОУ "Школа №5", Магасумова Ильвера Расуловна, учитель МБОУ "Школа №2" г. Муравленко ЯНАО

На данном уроке учащиеся расширят свое представление об исламской культуре, узнают о понятии «Хадж» и месте паломничества мусульман, сумеют выделить особенность представления мусульман о д...

Удовлетворенность взаимодействием с психологом всех участников образовательного процесса (учитель, ученик, родитель) в МБОУ «Мало-Куналейской СОШ»

Удовлетворенность взаимодействием с психологом всех участников образовательного процесса (учитель, ученик, родитель)в МБОУ «Мало-Куналейской СОШ»...