Урок-дискуссия.Операционные системы. Windows или Linux.
методическая разработка (информатика и икт, 10 класс) по теме

Вингерт Юлия Станиславовна

Урок разработали учителя: Кубрина Наталия Юрьевна (школа №664) и Вингерт Юлия Станиславовна(школа № 618).

Обсуждение темы о внедрении ПСПО в школы(проблемы и удачи) на уроке информатики с использованием Web-связи между двумя классами разных школ в виде телеконференции. Описание проведения урока и полученный результат опроса школьников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

linux против windows

Слайд 2

Цели урока Образовательная : формировать знания обучающихся о современных операционных системах, изучить их состав, достоинства и недостатки; познакомиться с многообразием операционных систем . Развивающая : развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление, умение оперировать ранее полученными знаниями, способность к сравнению и анализу, вырабатывать способность формулировать свои мысли и аргументировать свою точку зрения . Воспитательная : воспитывать информационную культуру.

Слайд 3

На уроке-дискуссии действуют следующие правила: Каждый, кто хочет что-то сказать, получает слово и имеет право высказаться до конца, нельзя никого перебивать; Чтобы высказаться поднимаем руку; Порядок выступлений определяет ведущий; Нельзя что-то утверждать, никак не аргументируя свои утверждения; С уважением относимся друг к другу .

Слайд 4

Нормативные документы Государственная программа "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" ; Приоритетный национальный проект «Образование»; Р аспоряжение Правительства Российской Федерации № 1447 от 18 октября 2007г . «Внедрение свободного программного обеспечения (СПО) в образовательных учреждениях (ОУ) РФ ».

Слайд 5

Сравнение Windows 7 и Linux ubuntu Название компонента/ОС Windows 7 Ubuntu Процессор 1 ГГц или выше 32- (x86) или 64-разрядный (x64) 500 МГц — 1 ГГц ОЗУ 1 ГБ (32-разрядная система) / 2 Гб (64-разрядная система) 256 МБ (alternate-установка) / 384 МБ (стандартная установка) Свободное место на диске 16 ГБ (32-разрядная система) / 20 ГБ (64-разрядная система) 3-5 ГБ (в зависимости от разновидности)

Слайд 6

Сравнение Windows 7 и Linux ubuntu Название функции Ubuntu Desktop Windows 7 Домашняя базовая Windows 7 Домашняя расширенная Windows 7 Профессиональная Windows 7 Максимальная Встроенное офисное ПО + - - - - Высокий уровень безопасности и защиты от вирусов и т.п. + - - - - Наличие 64-битной версии + + + + + Совместимость с большинством 3 D- игр - + + + + Удобная работа с устройствами хранения данных - + + + + Примерная стоимость 0 руб. 345.000 руб. 890.000 руб. 1.300.000 руб. 1.382.000 руб.

Слайд 7

Рефлексия Изменилось ли ваше отношение к проблеме в ходе дискуссии ? Считаете ли вы необходимым использование СПО в школе? Целесообразно ли использование альтернативной ОС на домашнем ПК?

Слайд 8

Критерии оценки Активность и полезность участия в обсуждении; Хорошо ли слышал и понимал оппонентов; Насколько удачно (четко, ясно, убедительно, остроумно) формулировал и аргументировал свою точку зрения.

Слайд 9

Составить презентацию на тему «Сравнительный анализ прикладного ПО Windows или Linux » . Домашнее задание

Слайд 10

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Операционная Система Microsoft Windows Самая распространенная, всем знакомая и доступная

Слайд 2

Операционные системы ОС – это комплекс (набор) программ, который обеспечивает взаимодействие всех устройств ЭВМ и предоставляет пользователю возможность осуществлять общее управление ЭВМ.

Слайд 3

Функции операционных систем Создает рабочую среду и поддерживает пользовательский интерфейс; Обеспечивает выполнение команд пользователя и программных инструкций; Управляет аппаратными средствами компьютера; Обеспечивает разделение аппаратных ресурсов между программами;

Слайд 4

Функции операционных систем Планирует доступ пользователей к общим ресурсам; Обеспечивает выполнение операций ввода/вывода, хранения информации и управление файловой системой; Осуществляет восстановление информации в случае аппаратных сбоев и программных ошибок.

Слайд 5

Виды ОС ОС Стандартные Сетевые ( реализуют задачи, связанные с аппаратными ресурсами и файлами, находящимися в различных узлах сети. ) MS DOS MS Windows 95/98 /2000/XP/7 Apple MacOS SunOS UNIX LUNIX Windows NT/ME Solaris

Слайд 6

Объектно-ориентированный интерфейс С любым объектом ОС связывает: Имя; Графическое обозначение; Свойства; Поведение. Интерактивный режим Графический интерфейс

Слайд 7

Командный пользовательский интерфейс Для выполнения любой операции необходимо ввести с клавиатуры текст команды, состоящий из: кода операции, параметров, задающих режим выполнения операции, операндов, над которыми эта операция должна производиться.

Слайд 8

Преимущества Высокая стабильность при среднем знании ПК Частые обновления опе - рационной системы Максимальная простота в настройке Высокое качество коммерческого программного обеспечения Хорошая игровая среда Высокая скорость выполнения работы Имеется и открытое ПО Множество базового ПО от поставщика системы

Слайд 9

Недостатки Сравнительно высокая стоимость. В самом дешевом варианте 50$ Очень большое количество вредоносных программ (компьютерные вирусы) Жесткая зависимость от разработчика

Слайд 10

Использование в школе Поставляется вместе с оборудованием Необходимость менять периферийные устройства или подбирать драйвера к ним Требуется оплата, поиск средств для оплаты лицензионного ПО Не предоставляется выбор ОС Возникает потребность в поиске альтернативной ОС

Слайд 11

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Linux

Слайд 2

Существуют множества операционных систем, но только о двух из них мы сегодня поговорим. Это Linux и Windows.

Слайд 3

Внедрение в учебный процесс Стоит заметить, что какая бы ОС не использовалась, уровень знаний остается один и тот же. Но все же могут появится некоторые затруднения после перехода с Windows на Linux , так как Linux в некоторых своих вариациях может оказаться гораздо сложнее Windows и потребовать более глубоко изучения.

Слайд 4

Правительственные и образовательные учреждения по всему миру радикально пересматривают свои взгляды, по поводу ОС, переходя с Windows на Linux. Windows ХР скоро перестанет поддерживаться, Vista не пользуется особой популярностью и сложна в эксплуатации, Windows 7 еще молод, поэтому создаются предпосылки к переходу на Linux. Система все еще слишком сложна для непрофессиональных пользователей. Этот факт и определят актуальность моей работы .

Слайд 5

Цели Сравнение ОС Windows и Linux Исследование преимуществ и недостатков ОС Linux

Слайд 6

Что такое Linux ? Linux — это операционная система, создана Линусом Торвальдсом (Linus Torvalds) для персональных компьютеров и датирована 17 сентября 1991 года.

Слайд 7

История создания Linux изначально был написан Линусом Торвальдсом , а затем улучшался бесчисленным количеством народа во всем мире. Он является клоном операционной системы Unix , одной из первых мощных операционных систем, разрабатываемых для компьютеров, но не бесплатной. Но ни Unix System Laboratories (создатели Unix ), ни Университет Беркли, разработчики Berkeley Software Distribution (BSD), не участвовали в его создании. Один из наиболее интересных фактов из истории Linux'а - это то, что в его создании принимали участие одновременно люди со всех концов света – от Австралии до Финляндии – и продолжают это делать до сих пор.

Слайд 8

Дистрибутив linux Дистрибутив linux – это сама ОС + набор пакетов программ для Linux. Стоит также упомянуть, что все это поставляется с исходными текстами, и любую программу, написанную под Linux, можно переделать под себя. Linux – бесплатен, как и весь софт под него, причем коммерческое использование программного обеспечения для Linux или его частей запрещено.

Слайд 9

За положительное качество Линукса очень часто пытаются выдать его неподверженность вирусам. Якобы нет ещё ни одного вируса, работающего под Linux. Действительно, разработка серьёзных вирусов под Linux - задача очень сложная; не в пример Windows. Вирусы под Linux тоже есть, хотя и не стоит уделять им такого внимания, как в случае с Windows. Кроме всего ранее упомянутого, Linux – очень мощная и стабильная ОС. Использование его в Сети оправдывает себя, да и взломать его не так уж и легко.

Слайд 10

Сравнение Widows и Linux Linux windows Максимальный размер оперативной памяти 4 Гб 4 Г б Надежность Существуют проблемы Существуют проблемы Безопасность Отсутствие поддержки списков контроля доступа (ACL) обеспечивает поддержку ACL не только на уровне файлов и каталогов, но и на уровне объектов операционной системы Распределение дискового пространства между пользователями присутствует система квотирования дискового пространства, обеспечивающая защиту от переполнения дисков и гарантирующая справедливое распределение пространства между пользователями отсутствует система квотирования дискового пространства, обеспечивающая защиту от переполнения дисков и гарантирующая справедливое распределение пространства между пользователями

Слайд 11

Преимущества Командная строка "Понятность" системы Удаленное управление Многопользовательская работа Стабильность Гибкая файловая система

Слайд 12

Недостатки Система все еще слишком сложна для непрофессиональных пользователей. Разработка драйверов устройств для Linux пока отстает от Windows. Разработчики популярного коммерческого ПО пока не торопятся портировать свои приложения под Linux. Linux разрабатывается интернациональной командой и их языком общения является английский. Различия между дистрибутивами Linux создает трудности при поддержке.

Слайд 13

Внедрение в школу При внедрении в школу Linux предпочтительнее Windows так как он бесплатен и существуют его упрощенные версии. Однако Windows школьникам гораздо привычнее, так как стоит практически на всех домашних ПК. Linux удобен тем, что он гораздо более функционален чем Windows и бесплатен. Windows проще в освоении и привычнее в интерфейсе. Windows больше подходит для дома, а Linux для работы и обучения .

Слайд 14

Количество внедряемых и сопровождаемых ИС Аналог бесплатных программ 1С: Образование Идёт под Wine ABBYY FineReader 8/1 XSane Идёт под Wine ABBYY Lingvo Stardict и другие Обучающие программы по биологии на С D дисках Системе не удается обработать обращение программы к видеокарте Графический редактор Paint Kolour Paint Corel DRAW DIA Delphi Professional Boxed Product L azarus ЛогоМиры Установить не удалось Win RAR Ark Обучающие программы по географии на DVD дисках Идет под Amarok Мы попытались проанализировать информационные системы, установленные в школе на их совместимость с Linux

Слайд 15

выводы Linux лучше, чем Windows справляется с установкой устройств (с простым включением в сеть). Рабочий стол Linux можно настроить, чтобы он выглядел не только как Windows, но и можно запускать пакеты приложений, которые по функциональности эквивалентны Microsoft Office. Реализация новых стандартов и протоколов происходит раньше в Linux. Это из-за того, что исходный код легко доступен, «заплаты», для дефектов в аппаратуре, для Linux иногда выходят в тот же день. Однако, Linux достаточно сложная операционная система, для работы в которой потребуется изучать новые методы работы в ОС.

Слайд 16

Заключение рассмотрена поэтапно история создания ОС Linux ; проанализирована критика со стороны Microsoft и обычных пользователей; выявлены основные преимущества и недостатки; сделаны соответствующие выводы, посредством систематизации и анализа полученных данных. Целью проекта было исследование преимуществ и недостатков ОС Linux . Был поставлен ряд задач, которые необходимо было выполнить, для достижения намеченной цели. Если рассмотреть последовательно каждый пункт, то можно сделать вывод, что цель проекта достигнута: дан развернутый ответ на вопрос, что такое Linux ;



Предварительный просмотр:

Архитектура компьютера. 10 класс

Открытый урок.

Тема: Операционная система.

План

Цели урока

  1. Образовательная: формировать знания обучающихся о современных операционных системах, изучить их состав, достоинства и недостатки; познакомиться с многообразием операционных систем.
  2. Развивающая: развивать у обучающихся интерес к предмету,  образное мышление,  умение оперировать ранее полученными знаниями, способность к сравнению и анализу. Выработать способность сформулировать свои мысли и аргументировать свою точку зрения.
  3. Воспитательная: воспитывать информационную культуру.

Тип урока: Урок повторения и систематизация знаний. Урок – дискуссия. Телемост.

Вид урока: Комбинированный.

Использование методов и приемов обучения на уроке:

  1. Оборудование к уроку:
  1. Мультимедийный проектор
  2. Персональный компьютер
  3. Локальная сеть и Интернет
  4. Аудиосистема (колонки, микрофон)
  5. Web-камера
  1. Программное обеспечение:
  1. ooVoo, Power Point
  1. Характер работы:
  1. Демонстрация презентации
  2. Сообщения учащихся
  3. Дискуссия
  4. Анкетирование

Ход урока:

  1. Организационный момент.                                         1мин
  2.  Введение в тему урока. Целеполагание.                         5 мин
  1. Объявление темы и цели урока. 

В  рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», а также в соответствии с Распоряжением Правительства  «Внедрение свободного программного обеспечения (СПО) в образовательных учреждениях (ОУ) РФ»   перед общеобразовательными учреждениями  была поставлена задача по переходу на свободное программное обеспечение (СПО).

В результате, на смену  традиционно используемой в школе ОС Windows стала приходить свободно распространяемая ОС Linux.  В настоящее время это один из самых масштабных проектов  в сфере школьного образования.

На сегодняшнем уроке  мы хотели бы обсудить первые результаты этого проекта: его успехи и трудности, возникающие при его реализации, его  плюсы и минусы глазами ученика.

Перед началом дискуссии давайте сравним характеристики двух этих систем и начнем  с минимальных системных требований. Посмотрим на другие характеристики (раздаточный материал)

Давайте подумаем, почему вдруг возникла необходимость внедрения другой ОС, почему плох Windows?

 Решение этого вопроса будем искать с учащимися 644школы 10м класса. Таким образом, определяем 2 команды: одна - учащиеся 644 школы – защитники Linux, другая - учащиеся 618 школы – защитники Windows.

Презентация к уроку-дискуссии: с 1 по 6 слайд

  1. Актуализация опорных знаний.                                         5 мин
  1. Презентации на тему «Операционные системы».

“Операционная  система Windows”

“Операционная  система Linux”

Подготовили ученики 10 класса

Организационный момент                                                 1 мин

  1. Подключение с помощью программы ooVoo
  1. Обобщение и систематизация знаний. Дискуссия.         22мин
    Windows и Linux в школе.

Ведущий: Чем плох в использовании Windows в школе?

Команда 644: Очень большое количество вредоносных программ (так называемые компьютерные вирусы). Для версии Windows XP это особо серьезная проблема, которая вынуждает конечного пользователя нести дополнительные расходы. Либо на покупку хорошей антивирусной программы либо на обращение к специалистам в случаях, когда вредоносные программы делают невозможной нормальную работу ОС Windows. Эту проблему можно уменьшить за счет квалифицированной настройки ОС Windows и аккуратного ее использования в ситуациях риска, главная из которых Интернет.

Ведущий: Только ли вредоносные программы поставили под вопрос использование Windows в школе? 

Команда 644: О платной лицензии: Сравнительно высокая стоимость. В самом дешевом варианте это более 50 долларов США, притом, что такая "дешевая" Windows, приобретаемая в комплекте с новым компьютером, "привязана" к этому компьютеру. А это значит, что, меняя компьютер, вам снова придется тратить деньги на Windows. Варианты Windows независимые от компьютера имеют цену ближе к двумстам долларов США и выше. И это стоимость Windows для одного компьютера. И если вам нужна ОС, например, на пять компьютеров, которые уже у вас есть (не новые), то придется выложить за пять копий Windows около тысячи долларов;

о новых версиях, которые не поддерживают работу имеющихся периферийных устройств и т.п.

Ведущий: И все так и, Долгие годы в школах использовалась ОС Windows, так почему же вдруг возникла необходимость в поиске альтернативных вариантов, в частности, перехода на Linux?

    Команда 644: Жесткая зависимость от разработчика. ОС Windows распространяется только в бинарном виде, который труднодоступен для изменения, но более того, компания Microsoft вообще запрещает вносить какие-либо изменения в рабочие коды ОС Windows. Так что если вам потребуется какая-то функциональность, которой сейчас нет в ОС Windows, то остается лишь надеяться на, то, что Microsoft когда-нибудь эту функциональность реализует, либо искать некие "заплатки" от сторонних разработчиков. Впрочем, для среднестатистического пользователя это несущественный недостаток.

Ведущий: Теперь мы видим, что при использовании Windows в школе возникает ряд проблем. Возможно, решение этих проблем кроется в использовании свободно распространяемого программного обеспечения ПО, в частности, ОС Linux.

Чем  хорош Linux? Какие новые возможности он для школы  он открывает?

Команда 644: О положительных качествах Linux; похожий интерфейс, множество альтернативных прикладных программ, не подвержен вирусам и т.п. Сравнительно низкая стоимость. В большом городе вполне реально получить диск с каким-либо дистрибутивом Linux по цене чистого CD\DVD диска, обратившись к энтузиастам, распространяющим Linux. Или за 200-300 рублей можно купить наиболее популярные дистрибутивы через Интернет, с доставкой по почте и это можно сделать в любом населенном пункте, где работает почта. Также по почте можно совсем бесплатно получить CD диск с дистрибутивом Ubuntu Linux. При этом, имея всего одну физическую копию дистрибутива Linux, вы получаете право установить его на любое количество компьютеров. То есть, если вы купите, одну копию дистрибутива Linux за 300 рублей, это будут все ваши расходы на пять компьютеров - вам не нужно будет покупать пять копий. Итак, с одной стороны (Windows) около тысячи долларов, с другой стороны (Linux) примерно 300 рублей (или даже меньше этого).

Еще, практическое отсутствие, по крайней мере, на сегодняшний день, вредоносных программ для этой платформы. Что позволяет избежать дополнительных расходов по предотвращению или ликвидации ущерба от вредоносных программ.

Ведущий: И так, использование Linux имеет много преимуществ, но при этом возникает и ряд существенных проблем. Как вам кажется, какие проблемы возникают при использовании  Linux?

Команда 618: Трудность привыкания к новому; Linux – система, которая всё еще слишком сложна для непрофессионального пользователя, необходимо время для изучения, нет учебников, нет ОС дома, в институте;

Ведущий: Но, если всё так и появится литература, изучат ее пользователи, можно ли тогда будет использовать эту ОС?

Команда 618: Нет, у ОС Linux значительно худшая, чем для платформы Windows, поддержка компьютерного оборудования, в особенности внешнего, такого как, например принтеры или USB устройства. Пожалуй, хуже всего дело обстоит со сканерами и USB, а также внутренними HSF/HCF модемами. Вполне реальна ситуация когда вам не удастся использовать какое-то оборудование под ОС Linux. Но проблема в значительной степени решаема, за счет более тщательного подхода к выбору оборудования. Перед приобретением "железки" можно, в Интернет, поискать информацию о возможности ее работы под ОС Linux.

Значительно меньшее, чем для платформы Windows, количество прикладных программ. Более того, если речь идет о некоторых программах - безусловных лидерах в своих прикладных областях, то под ОС Linux нет ни соответствующих версий самих этих программ, ни других, сопоставимых по функциональности программ. К таким прикладным программам относятся продукты компании Adobe, экономические программы 1С, программа инженерного проектирования AutoCAD, программы распознавания текстов (FineReader). Конечно, под ОС Linux есть и графические редакторы и программы моделирования/проектирования, но они сильно уступают лидерам. Однако программы уровня Adobe PhotoShop или AutoCAD необходимы далеко не всем и для распространенных случаев, программ под ОС Linux вполне хватает. Частично этот недостаток можно компенсировать за счет того, что некоторые Windows-программы можно запустить на платформе Linux. Это возможно не для всех Windows-программ, но быть может именно та Windows-программа, которая вам нужна, будет работать под Linux.

Меньшее, чем для платформы Windows, количество хороших или приличных специалистов. То есть, если вам потребуется помощь, то найти человека, достаточно хорошо разбирающегося в Linux, будет не так просто. Вполне возможно, что и стоимость услуг такого специалиста будет выше, чем в случае с Windows.

Ведущий: Так как же, по-вашему, Будет ли иметь успех  этот проект внедрения ПСПО? Какой выбор сделает Российская  школа? Оставит такой привычный, но дорогой Windows, или перейдет на  практичный и независимый Linux?

Команда 618 и Команда 644: Высказывают личное мнение

  1. Организационный момент                                         1 мин
  1. Отключение связи.         
  1. Рефлексия.                                                                         5 мин.
  1. Сегодня мы провели необычный урок, урок-дискуссию. В ходе урока мы попытались ответить на вопрос: что лучше использовать в школе Windows или Linux.

Продолжение презентации к уроку-дискуссии: с 7 по 10 слайд:


А теперь задумайтесь, что нового вы узнали в ходе сегодняшней дискуссии и  изменилось ли ваше мнение и представление  об  ОС
. Заполните анкету.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок .                 3 мин.
  1. Поблагодарить активно участвующих и поставить им 5.
  1. Домашнее задание                                                         2 мин.
  1. Составить презентацию на тему «Сравнительный анализ прикладного ПО Windows или Linux».

Урок подготовили и провели: учитель 1 категории ГБОУ СОШ 644 Кубрина Н.Ю

И  учитель 1 категории ГБОУ СОШ 618 Вингерт Ю.С.


Раздаточный материал:

Таблица 1

Название компонента/ОС

Windows 7

Ubuntu

Процессор

1 ГГц или выше 32- (x86) или 64-разрядный (x64)

500 МГц — 1 ГГц

ОЗУ

1 ГБ (32-разрядная система) / 2 Гб (64-разрядная система)

256 МБ (alternate-установка) / 384 МБ (стандартная установка)

Свободное место на диске

16 ГБ (32-разрядная система) / 20 ГБ (64-разрядная система)

3-5 ГБ (в зависимости от разновидности)

Анкета

Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Изменилось ли ваше отношение к проблеме в ходе дискуссии?

Считаешь ли ты необходимым использование СПО в школах?

Целесообразно ли использование альтернативной ОС на домашнем ПК?


Сравнительные таблицы

Таблица 2

Название функции

Ubuntu Desktop

Windows 7 Домашняя базовая

Windows 7 Домашняя расширенная

Windows 7 Профессиональная

Windows 7 Максимальная

Встроенное офисное ПО

+

-

-

-

-

Высокий уровень безопасности и защиты от вирусов и т.п.

+

-

-

-

-

Наличие 64-битной версии

+

+

+

+

+

Совместимость с большинством 3D-игр

-

+

+

+

+

Удобная работа с устройствами хранения данных

-

+

+

+

+

Примерная стоимость

0 руб.

345.000 руб.

890.000 руб.

1.300.000 руб.

1.382.000 руб.

Мониторинг опроса Установленных программ