урок - деловая игра "Журналист"
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) по теме

Созонтова Виктория Михайловна

 

Как воплотить проекты в рамках обычного школьного урока? Это довольно не простая задача. При выполнении проекта решается общая для всего класса задача, но работа предполагает решение отдельных задач каждым участником проекта, решение одной задачи осуществляется разными способами и эти задачи можно рассматривать как индивидуальные проекты. Я предлагаю пример такого урока в седьмом классе.

по теме"Текстовый редактор Word"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_zhurnalist.doc239 КБ
Office presentation icon zhurnalist.ppt61 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Журналист» итоговый урок по теме«Текстовый редактор Word»

  Созонтова Виктория  Михайловна

учитель информатики МОУ «Звонаревокутская СОШ»

Раздел программы: Компьютерные технологии.

Тема: Текстовый редактор Word.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о способах и методах ввода, редактирования и печати текстовой информации.

Задачи:

        образовательная:

  1. - систематизация знаний по теме;
  2. - контроль уровня знаний по теме;

развивающая:

  1. развивать умение письменно, при помощи компьютера, излагать мысли, оформив их в виде электронного документа;
  2. развивать навыки моделирования ситуаций;
  3. развитие умений выделять  главное, обобщать;
  4. развитие навыков самостоятельной работы, работы в группе;
  5. развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умение использовать дополнительную литературу.

воспитательная:

  1. - формирование познавательной потребности, интереса к предмету;
  2. - формирование чувства коллективизма, здорового соперничества;
  3. - повышение грамотности устной речи;
  4. воспитание культуры общения, уважения к собеседнику.

Тип урока: итоговый урок по теме.

Вид урока: деловая игра «Журналист».

Технология: проектная, игровая.

Время проведения: заключительный урок по теме «Текстовый редактор».

Формы работы:

        -фронтальная;

        - групповая;

        - индивидуальная.

Объём знаний необходимых участникам проекта:

  1. Уметь форматировать и редактировать текст.
  2. Уметь создавать рисунки в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word.
  3. Уметь вставлять в текст рисунки.
  4. Уметь красочно оформлять текст.
  5. Уметь распечатывать текст.

Обеспечение урока и оборудование:

        -раздаточный материал (памятки, оценочные бланки);

        - проектор, экран;

- презентация.

Литература, использованная при подготовке к уроку:

- И. Семакин Информатика учебник 7-9 класс. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007;

- И. Семакин Преподавание базового курса информатики в средней школе М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

- Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для 10 -11классов. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

- Журнал «Информатика и образование». 2004. №6

Урок сопровождается презентацией.

Подготовительный этап

Цель: сбор информации и создание оформленных рисунками статей для школьной газеты или журнала.

Класс разбивается на две команды – издательства.

Подготовка к игре начинается за два урока до её проведения. Каждое издательство на подготовительном этапе должно:

- определить над каким печатным изданием будет работать (газета или журнал).

- определить контингент читателей (детский, юношеский, публицистический, т. д.) и тематику статей.

- выбрать редактора, журналистов, художников – оформителей.

- ознакомиться с инструкциями участникам игры.

Инструкции участникам

Редактор – осуществляет руководство работой всего издательства; имеет решающий голос при определении тематики и содержания статей на редакционном совете; несёт ответственность за содержание и оформление статей; в случае необходимости оказывает помощь журналистам и художникам; готовит сценарий презентации своего издательства, представляет его на презентации.

Журналист – собирает материалы для статей; вводит текст статей; оформляет и распечатывает их; имеет совещательный голос на редакционном совете.

Художник – фоторепортёр – подбирает иллюстрации или самостоятельно выполняет рисунки на компьютере для оформления статей; имеет совещательный голос на редакционном совете.

Верстка печатного издания.

Этот этап проводится на двух (трех) уроках. Каждое издательство выпускает свою печатную продукцию с использованием современных компьютерных технологий, изученных на предыдущих уроках.

Требования к работам:

  1. Заголовок должен быть выполнен с использованием текстового эффекта Word Art.
  2. Работа должна содержать эпиграф (курсив, форматирование по правому краю).
  3. Текст располагается в две колонки (форматирование по ширине страницы).
  4. Газета должна содержать три разных шрифта.
  5. Обязательно использовать вставку рисунка.
  6. газета должна содержать информацию об авторах.

           В процессе работы каждая группа выполняет свое задание в виде, проекта который будет представлен на пресс – конференции с презентацией. Обязательным является наличие в документе текста (фрагмента текста), расположенного в два столбика. Причём способы выполнения этого задания у каждой группы различны. Решение этой задачи учащиеся рассматривают самостоятельно, используют различные источники информации. Кроме своей газеты каждая группа представляет разработанную инструкцию по созданию текстового документа, оформленного в два столбика.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовительный этап.
  3. Пресс – конференция с презентацией.
  4. Подведение итогов.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вступление: Сегодня мы проводим необычный урок.

Демонстрируется слайд №1

Демонстрируется слайд №2

Необычен он тем, что проведем деловую игру, в ходе которой вам необходимо будет продемонстрировать все свои знания по теме «Текстовый редактор». Сегодня мы завершаем изучение этой темы.

Цель нашего урока:

Демонстрируется слайд №3

Вы должны убедить себя в том, что

- вы можете осознанно, самостоятельно делать свой выбор;

- всё выучить невозможно, а научиться рассуждать – необходимо;

- знание и творчество – залог успеха.

На нашем уроке мы смоделируем ситуацию игры: вы разбиты на две группы – издательства, работали в течение двух уроков над своими журналами. Редакторы представят нам свои издания и расскажут о проблемах, которые вам пришлось решать в процессе создания. Все вместе будете отвечать на вопросы. Затем подведем итоги.

  1. Подготовительный этап.

На ваших столах лежат листы – анкеты. За три минуты вы должны их заполнить.(приложение №1)

Демонстрируется слайд №4

  1.  Пресс – конференция с презентацией.

Демонстрируется слайд №5

а) представление издательств

                - название;

                - контингент читателей;

                - редактор, журналисты, художники;

б) презентация издания (краткий рассказ о рубриках, оформлении, проделанной работе); представление инструкции по созданию текстового документа, оформленного в два столбика, каждая группа представляет два любых способа.
в) ответы на вопросы;

г) работа в группах – издательствах:

цель: знакомство с изданием, оценивание (не отметка, а словесная оценка по номинациям), особые отметки: самая интересная рубрика, замечания, пожелания, заполнение таблицы. (приложение №2).

д) выступления с результатами (самооценка, выводы, с чем не согласны, почему?)

        Ваши издания претендуют на разрешение к тиражированию, а значит, мы должны быть уверены в вашей компетентности, профессиональности. Следующая работа проверит, как вы владеете компьютером, а именно клавиатурой.

 На слайде № 6 показаны вопросы.

Ответы учащиеся пишут на листочках, и потом выполняется самопроверка.

Демонстрируется слайд №7

  1. Подведение итогов.

Демонстрируется слайд №8

Наша конференция подошла к концу. Мы познакомились с представленными изданиями. Подвели предварительные итоги. Теперь вам предстоит вынести вердикт о разрешении выпуска данных изданий.

Вами разработаны инструкцию по созданию текстового документа, оформленного в два столбика,  обменяйтесь ими. (приложение№4)  Теперь вы должны используя эти алгоритмы получить оценочные бланки и заполнить их.

Озвучивание результата. В процессе работы над оценочными бланками у вас получились одинаковые документы, хотя работали вы по разным инструкциям. Задача одна – решений несколько! Какой можно сделать вывод?

Ответ: у любого пользователя есть свои любимые инструменты, которыми он владеет, а значит, имеют право на существование все способы решения поставленной задачи и каждый вправе выбрать свой путь.

Завершающий этап: оформление стенда с работами.

  1. Домашнее задание.

Написать репортаж о сегодняшней конференции.


Приложение № 1

Анкета участника конференции

Класс_____________________

Название издания_____________________________________________________________

Редактор____________________________________________________________

Журналисты_________________________________________________________        

        _________________________________________________________________

Художники-фоторепортёры______________________________________________

        _________________________________________________________________

Приложение № 2

Подведение итогов

номинация

Оценка

Представление издательства

Подбор тематики и содержания

Художественное оформление

Итоговая оценка

Особые отметки

Разрешение выпуска издания


Приложение № 3

Вопросы:

  1. Какую клавишу надо нажать, чтобы удалить символ слева от курсора?
  2. С помощью, какой клавиши можно удалить пустую строку?
  3. Какая самая длинная клавиша на клавиатуре?
  4. Сколько цифровых клавиш на клавиатуре?
  5. Почему на клавиатуре две клавиши Shift?
  6. Какой клавишей можно отменить случайно выбранную команду?
  7. какая клавиша удаляет символ справ от курсора?
  8. Какая клавиша подтверждает выбранное действие?
  9. Сколько на клавиатуре функциональных клавиш?

Приложение № 4

Подготовка текстового документа, расположенного в два столбика.

Способ №1 – с помощью обычных пробелов.

Инструкция.

Любой сдвиг курсора выполняют с помощью клавиши пробела, а переход к новой строке – с помощью клавиши Enter.

Результат:

Способ №2 - с помощью невидимой таблицы.

Инструкция.

  1. Вставить в документ таблицу, выбрав команду Таблица, Вставить, Таблица.
  2. В диалоговом окне Вставка таблицы указать нужное количество строк и столбцов, щёлкнуть на кнопке ОК.
  3. Рамку таблицы сделать невидимой. Для этого: в панели инструментов Стандартная выбрать Все границы и  выбрать вариант нет границ.
  4. Ввести нужный текст в ячейки таблицы.

Результат:

Подведение итогов

Номинация

Оценка

Представление издательства

Подбор тематики и содержания

Художественное оформление

Итоговая оценка

Особые отметки

Разрешение выпуска газеты                                            

Способ №3 – с помощью кнопки Надпись.

Инструкция.

  1. Кнопка Надпись на панели инструментов Рисование для создания рамки, в которую моно вводить текст.
  2. Клавиша Delete, для удаления появившейся рамки.
  3. Чтобы рамка стала невидимой: щелкнуть правой клавишей мыши на рамке, только не внутри её, в появившемся меню выбрать пункт Формат надписи и на вкладке  Цвета  и линии установить цвет заливки Нет заливки и цвет линии Нет линий.
  4. Повторить операции для второго столбика, можно копировать первый столбик.
  5. Ввести текст в каждую рамку.

Результат:

Подведение итогов

Способ №4 – с помощью колонок.

Инструкция

  1. Записать текст в одной колонки.
  2. Ниже записать текст второй колонки.
  3. Выделить весь фрагмент от первой до последней строки.
  4. Щёлкнуть на кнопке Колонки на панели инструментов Стандартная, выделить в появившемся окне две колонки.

Результат:

Подведение итогов    

                                                          Представление издательства                                              

Подбор тематики и содержания                                    

Художественное оформление                                          

Итоговая оценка                                                                

Особые отметки                                                                

Разрешение выпуска газеты

     

 оценка







Подведение итогов                                                                     оценка

Представление издательства                                               _____________________

Подбор тематики и содержания                                         ______________________

Художественное оформление                                            ______________________

Итоговая оценка                                                                  ______________________

Особые отметки                                                                  ______________________

Разрешение выпуска газеты                                             _______________________

оценка

_____________________

______________________

______________________

______________________

______________________

______________________

Номинация                                                                    Представление издательства                                               Подбор тематики и содержания                                         Художественное оформление                                            Итоговая оценка                                                                  

Особые отметки                                                                  Разрешение выпуска газеты                                            


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса. Ш. А. Амонашвили

Слайд 2

Деловая игра «Журналист»

Слайд 3

Цели урока: Вы должны убедить себя в том, что: Вы можете осознанно, самостоятельно делать свой выбор; Всё выучить не возможно, а научиться рассуждать – необходимо; Знание и творчество – залог успеха.

Слайд 4

Подготовительный этап Вы уже Определили над каким печатным изданием будете работать(газета, журнал, т. д.). Определили контингент читателей (детский, юношеский, публицистический, т. п.). Выбрали редактора, журналистов, художников – фоторепортеров. Подготовили презентации своих изданий.

Слайд 5

Пресс - конференция Представление издательств. Презентация изданий. Ответы на вопросы. Работа в группах – издательствах. Выступления с результатами.

Слайд 6

Вопросы: Какую клавишу надо нажать, чтобы удалить символ слева от курсора? С помощью какой клавиши можно удалить пустую строку? Какая самая длинная клавиша на клавиатуре? Сколько цифровых клавиш на клавиатуре? Почему на клавиатуре две клавиши Shift ? Какой клавишей можно отменить случайно выбранную команду? Какая клавиша удаляет символ справа от курсора? Какая клавиша подтверждает выбранное действие? Сколько на клавиатуре функциональных клавиш?

Слайд 7

Проверь себя 1.Backspace 2.Delete 3.Пробел 4.20 5.Для правой и левой руки 6.Escape 7.Delete 8.Enter 9.12

Слайд 8

Подведение итогов Разрешение выпуска издания Номинация Оценка Представление издательства Подбор тематики и содержания Художественное оформление Итоговая оценка Особые отметки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

Задания практического характера. (Подготовка к ЕГЭ) Форма урока. Урок – деловая игра «Жильё для молодого специалиста на селе»

11 класс. Математика.  Цели: 1. Способствовать при подготовке к ЕГЭ  развитию умений применять     математические знания, закрепление знаний, умений и навыков п...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Статья на тему: «Применение ролевых и деловых игр на уроках делового иностранного языка»

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, что бы он развивал познавательный интерес, мыслительную творческую активность учащихся? Зажечь искорку интереса в глазах студентов, с...

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Деловое письмо. Записка".

Знакомство с запиской как видом делового пись­ма.Формирование умения различать и выделять смысловые части в тексте записки. Упражнение учащихся в написании записок. Коррекция недостатков речемысли...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...