Профилактика утомляемости детей на занятиях дополнительной образовательной программы "Информационные технологии" в начальной школе
статья по информатике и икт по теме

Полякова Ирина Анатольевна

Работа содержит ряд приемов, используемых на уроках дополнительной образовательной программы "Информационные технологии", для профилактики утомляемости детей при работе с ПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_utomlyaemosti_detey.doc150.46 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика утомляемости детей

на занятиях дополнительной образовательной программы

«Информационные технологии» в начальной школе

Практическая деятельность школ, к числу которых относится и наша, школа № 121 города Санкт-Петербурга, показывает эффективность использования компьютера и при обучении детей самого младшего школьного возраста. Курс изучения информатики на этом этапе носит пропедевтический характер и служит формированию информационной культуры детей, компьютерной грамотности, всестороннему развитию ребенка.

В нашей школе есть прекрасная возможность развивать мыслительную деятельность детей, вызывая интерес к миру чисел и геометрических фигур с помощью компьютера. В школьный учебный план введен курс дополнительной образовательной программы «Информационные технологии» для учеников 3 классов, позволяющий учащимся с раннего возраста приобщаться к компьютерным технологиям. Дети легко адаптируются к условиям работы в компьютерном кабинете, «умные машины» не вызывают у них комплекса сложной техники, свойственного взрослым, и с первых дней становятся привычными участниками учебного процесса.

Многие педагоги, в том числе и я, ставят задачу сделать сотрудничество ребенка и компьютера безопасным.

Считаю, что при подготовке к урокам важно продумать их структуру: какими видами деятельности займутся дети. Уроки дополнительной образовательной программы «Информационные технологии» в этом смысле имеют свою специфику: младшие школьники быстрее утомляются, поэтому им необходима постоянная смена деятельности.

Проведение занятия я строю в соответствии с принципами науки валеологии – «не навреди». На каждом уроке обязательно провожу физкультминутки, за компьютером дети работают 15-20 минут, и сразу после работы за компьютером – минутка релаксации: дети выполняют различные упражнения для глаз и кистей рук. На самых первых уроках дети работают за компьютером всего 8-10 минут. Связано это с психологическими особенностями детей этого возраста: они не могут быстро освоить начальные пользовательские операции и в результате сильно огорчаются при неудачах. Для того чтобы отрицательные эмоции не закреплялись, на первых занятиях время работы за компьютером целесообразно сократить до минимума.

Структура урока может изменяться в зависимости от вида и темы урока, но приоритетным остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше 15-20 минут и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным.

Физкультминутка – необходимый перерыв во время урока для восстановления сил учащихся. Хорошие физкультминутки активизируют внимание детей, снимают психологическое и физическое напряжение, облегчают восприятие нового материала.

Иногда одни и те же физкультминутки быстро надоедают, поэтому я собрала их из различной литературы, некоторые переделала, некоторые сочинила сама. Вот некоторые из них.

 

Руки в стороны – в полёт                (развести руки в стороны)
Отправляем самолёт.                        (
ноги – на ширину плеч)
Правое крыло вперёд,                        
(поворот влево)
Левое крыло вперёд.                        (
поворот вправо)
Раз, два, три, четыре –                        (
быстрые повороты вправо и влево)
Полетел наш самолёт.                        (
два хлопка над головой)

 

Мы сегодня поиграли,

Наши пальчики устали.

Активное сгибание и разгибание пальцев.

Пусть немного отдохнут,

А потом играть начнут.

Встряхнуть руками перед собой.

Дружно локти отведем,

Снова мы играть начнем

Энергично отвести локти назад.

–—

Раз, два, три, четыре, пять!
Ах, как весело играть!
Руки вверх подними,
И на пальчики смотри,
Шире руки разведи,
А потом их опусти!

Под слова «раз, два, три, четыре, пять» дети, стоя у своих парт, свободно потряхивают кистями рук (движение сверху вниз). Под слова «ах, как весело играть» — легкие хлопки в ладони; под слова «руки вверх подними» все поднимают руки, сопровождая глубоким вдохом и выдохом; под слова «на пальчики посмотри» поднимают голову, прогибая спину. Дальше под слова «шире руки разведи» разводят руки в стороны и делают глубокий вдох, под слова «а потом их опусти» опускают руки вниз и делают глубокий выдох.

 

Руки подняли и покачали:
Это деревья в лесу

Плавные покачивания поднятыми вверх руками

Руки вперёд, кисти встряхнули:
Ветер сбивает росу

Встряхивание рук перед собой.

В стороны руки, плавно помашем:
Это к нам птицы летят.

Горизонтальные одновременные движения руками вправо, влево.

Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложили назад.

Отвести руки назад

–—

Ветер дышит, дышит, дышит,
И деревья все колышет.
Ветер тише, тише, тише,
А деревья выше, выше.
Сядем мы как можно тише.

–—

Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места!
Шаг на месте левой, правой,
                (лёгкие шаги на месте)
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите
,
Раз и два, раз и два!

Дети всегда с удовольствием выполняют физкультминутку, которую я называю «Дождь и град». Под слова «дождь идет» дети постукивают по парте кончиками пальцев, перебирая их по очереди от мизинца к большому, как при игре на пианино. Создается впечатление шума во время дождя, который можно изменять скоростью постукивания и силой удара: «дождь сильнее..., слабее…». Под слова «пошел град» руки поворачиваются ладонями вверх, и дети стучат по парте суставами пальцев. При этом создается впечатление ударов града по крыше. Так повторяется несколько раз, пока учитель не скажет: «Небо стало ясным. Засветило солнышко». Эта физкультминутка позволяет сконцентрировать внимание учеников, так как для того, чтобы услышать создаваемый шум дождя в классе должно быть тихо.

–—

У ёлочки, у ёлочки
Колючие иголочки!
Душистые, пушистые
Зелёные иголочки!

Движение надо начинать с большого пальца. Под слова «у ёлочки» дети дважды сгибают и разгибают большой палец. Под вторично произнесенные слова «у ёлочки» дважды сгибают указательный палец, под слово «колючие» - средний, под слово «иголочки» – безымянный, а под слово «душистые» - мизинец. Под слова «пушистые, зеленые иголочки» дети 3 раза энергично сжимают и разжимают все пальчики.

Эту пальчиковую гимнастику «У ёлочки» дети с особым настроением выполняют в зимние месяцы, особенно в преддверии Нового Года.

–—

В ноябре, и в декабре

дети сжимают и разжимают пальцы рук

Будет холод на дворе.

потереть руки

И тогда мы все, ребятки,

потряхивают кистями рук

Будем надевать перчатки.

заложить пальцы правой руки в левую так, чтобы получилась корзинка

Будем так их надевать.

показывают движением левой руки по правой, как будто надевают перчатку на каждый пальчик

А потом вот так снимать.

движением правой руки показывают, как надо снимать с каждого пальчика.

–—

Очень, очень осторожно

Через улицу иди.

И налево, и направо

Обязательно гляди.

Дети выполняют движения «ходьба на месте» с поворотами головы налево и направо, как это делается при переходе улицы

–—

Лютики и васильки
Утром распускаются.
Тянут к солнцу лепестки,
На ветру качаются.

Дети складывают ладони у основания, прижимая соответствующие пальчики правой и левой руки, а затем постепенно разводят пальцы, имитируя раскрытие цветка;  под слова двух последних строчек руки поднимают вверх и выполняют лёгкие наклоны в стороны.

–—

Буратино потянулся,                        (Руки вверх, потянуться)
Раз нагнулся, два нагнулся.                (
Наклоны вперёд)
Руки в стороны развёл –                (
Руки в стороны)
Ключик, видно, не нашёл.                (
Выпрямиться)
Чтобы ключик нам достать,        (
Поднять руки вверх)
Нужно на носочки встать.                (
Встать на носочки и потянуться вверх)

–—

Присели – раз, присели – два,                        (приседание)
На три – достали облака,                        (
потянуться вверх)
Мы на четыре – повернёмся,                        (
повороты в сторону)
На пять – мы все вперёд прогнёмся,        (
наклоны вперёд)
А на шесть – мы можем сесть.

С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

–—

Глазки вверх поднимем мы – улыбнёмся.
Глазки вниз опустим мы – улыбнёмся.
Глазки влево повернём – улыбнёмся.
Глазки вправо повернём – улыбнёмся.
И к работе мы вернёмся.

–—

Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два.
Раз, два, три, четыре
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.

–—

Прилетела стрекоза, позолочены глаза
Поглядела влево, вправо,
А потом вверх, вниз, вперёд,
Снова влево, снова вправо,
И опять – вверх, вниз, вперёд –
Настоящий вертолёт!

Зрительная гимнастика – эффективная профилактическая мера; её можно проводить дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Так, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы: двигаться должны только глаза! Если дети привыкнут выполнять упражнения для глаз, польза от этого будет не малая.

Когда позволяет тема урока, я включаю в план игры. Например, при изучении темы «алгоритм» объявляю одного из учеников роботом, и объясняю, что робот выполняет только те команды, которые ему дают. Предлагаю детям задавать ему задания, но команды нужно давать правильные и в правильной последовательности, иначе робот запутается и не выполнит задания. Такие упражнения помогают не только лучше усвоить материал, но и разрядить обстановку, и всегда очень нравятся детям.

Во время уроков я применяю разные поощрительные приемы. Например, всегда объявляю классу фамилии учеников, которые лучше всего справились с домашним или самостоятельным заданием; предлагаю поаплодировать тем, кто получил пятёрку за контрольную работу, и дети делают это очень искренне и с удовольствием.

Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности.

Считаю, что очень важно быть внимательным к каждому ученику: замечать успехи и сглаживать неудачи, чтобы каждый ученик ушел с урока уверенным в себе, с новой маленькой победой, и, главное, с желанием вернуться вновь.

Приемы, о которых я рассказала, помогают мне скорректировать работу по сохранению здоровья учащихся третьих классов на занятиях дополнительной образовательной программы «Информационные технологии», создать доброжелательную обстановку, сделать уроки динамичными и продуктивными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение практических задач исследовательского обучения на уроках ИЗО в образовательной практике современной начальной школы.

В предлагаемой статье описаны методические приёмы исследовательского обучения школьников 1-4 классов. Предлагаются практические работы  с различными материалами для мини-исследований, интересные ...

ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ В ГБОУ СОШ № 262 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  Создание современное образовательной среды в   начальной школе подразумевает плавный переход для учителей учеников в современные рамки владения информацией, когда ученик наход...

Качество образовательного процесса в начальной школе

Качество образовательного процесса  в начальной школе...

Образовательная программа дополнительного образования для учащихся начальной школы "Говори по-немецки!"

Изучение иностранного языка младшими школьниками прочно вошло в педагогическую практику, открывая большие потенциальные возможности для развития личности ребенка и подготавливая к изучению иностранног...

Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.

Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...

IТ возможности Московской электронной школы в организации внеурочных занятий на английском языке в начальной школе

Данная статья посвящена передаче педагогического опыта в использовании информационных ресурсов МЭШ при проведении занятий по внеурочной деятельности в начальной школе по английскому языку....