Символьный тип данных в языке программирования Pascal
методическая разработка (информатика и икт) по теме

Вахрушева Галина Петровна

Разработка урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Венгеровская СОШ№2 Учитель информатики Вахрушева Г.П.

Урок  «Символьный тип данных в языке программирования Pascal»

Цели урока:

Образовательные: ввести понятия символьной информации, познакомить учащихся с функциями и процедурами, предназначенными для работы с символьными величинами, сформировать умение решать задачи с использованием символьной информации.

Развивающие: алгоритмическое мышление, познавательную деятельность учащихся; интерес к программированию;  внимательность и самостоятельность при решении задач.

 Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.

Тип урока: изучение и закрепление знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы обучения: коллективная, индивидуальная.

ТСО: ПК, интерактивная доска, мультимедиа проектор.

ПО:

  1. ОС  Microsoft Windows XP Professional.
  2. Среда программирования Turbo Pascal.

План урока:

  1. Постановка темы и целей урока
  2. Изучение нового материала
  3. Первичная проверка усвоения знаний и закрепление знаний
  4. Контроль и самопроверка знаний
  5. Подведение итогов урока
  6. Домашнее задание  

I. Постановка темы и целей урока

С помощью компьютера можно решать весьма разнообразные задачи обработки текста: от составления платежных ведомостей до верстки газет. При обработке текстов компьютер должен уметь оперировать не только числами, но и различными нецифровыми символами. Познакомимся с основными приемами обработки текста на компьютере. Тема нашего урока: «Символьный тип данных в языке программирования Pascal» . Мы познакомимся с функциями, предназначенными для работы с символьными величинами, будем  решать задачи с использованием символьной информации.

II. Изучение нового материала

Для этого необходимо изучить новый материал.

Будем полагать, что текст — это произвольная последовательность символов некоторого алфавита. Алфавитом может служить любое множество символов. Символьный тип данных служит для представления символа, который есть на клавиатуре. Всем имеющимся на клавиатуре символам ставится в соответствие целое число — код символа. Всего кодируется 256 символов. В таблице кодов среди всех символов можно выделить следующие четыре группы:

  1. цифры от 0 (код 48) до 9 (код 57);
  2. латинские прописные буквы от «А» (код 65) до «Z» (код 90);
  3. латинские строчные буквы от «а» (код 97) до «z» (код 122);
  4. русские прописные буквы от «А» (код 128) до «Я» (код 159).

Символы в пределах каждой из групп следуют друг за другом в алфавитном порядке и их коды изменяются при этом на 1. Каждый символ строковой величины занимает 1 байт памяти.

Данные символьного типа могут быть представлены двумя способами:

  1. графическим, когда соответствующий символ записывается в апострофах, например: '+' (символ «плюс»);
  2. с помощью целочисленного кода, когда рядом со знаком целочисленного кода # указывается целое число — код данного символа в таблице ASCII. Например, #65 — представление латинской прописной буквы «А» с помощью целочисленного кода.

Строкой символов, или символьной (строковой, текстовой) константой, будем называть последовательность символов, заключенную в кавычки. Среди строк пустая строка играет ту же роль, что ноль среди чисел. Максимальная длина текстовой строки — 255 символов.

В Паскале существует тип данных, предназначенный для обработки слов (цепочки символов). Такой тип данных называется строковым (тип string). Строки выводятся на экран посредством стандартной процедуры write {writeln) и        вводятся с клавиатуры с помощью стандартной процедуры read {readlri).

Объявление данных типа string:

  1. если данные являются константами:

const  <имя_переменной>=<значение>;        

  1. если данные являются переменными:

var

<имя_переменной>: string;

<имя_переменной>: string[20];

В квадратных скобках указывается максимальная длина строки. Если длина строки не указана, то она считается равной 255 символам — максимально возможной длине.

Операции над строками.

Для строк определена операция объединения (сцепления), которая обозначается знаком + и объединяет несколько строк в одну.

 Например:

A:=’ Новосибирск’;

B:=’ столица Сибири’

С:=A+’- ’+B+’!’

Переменная  С иметь значение ‘Новосибирск- столица Сибири!’

Операции отношения (сравнения двух строк) =,<, >, >=,<=, <> .В результате сравнения двух строк получается логическое значение (true или false). Сравнение происходит слева направо до первого несовпадающего символа, и та строка считается больше, в которой первый несовпадающий символ имеет больший номер в таблице символов (кодировки).

Например:

  1. 'строка'<>'строки'(верно, т.к. не совпадают последние символы),
  2. 'Abc'<'abc'(отношение истинно, т.к. код символа 'A' равен 65 в десятичной системе счисления, а код символа 'a' - 97),
  3. 'год'>'век'(отношение верно, т.к. буква 'г' в алфавите стоит после буквы 'в', а, следовательно.
  4. ‘кот ’=’ кот’ (отношение истинно, т.к совпадают все символы)

 Стандартные функции и процедуры.

Для работы с типом string определены следующие встроенные процедуры и функции:

Стандартные функции работы со строками

Функция

Что возвращает

Типы аргументов

Тип функции

length(S)

длину строки S

S:   string

integer

Pos(Sl, S)

номер символа, начиная с которого фрагмент S1 входит в строку S, или 0, если S1 не входит в S

S,   S1:   string

integer

copy(S, n, m)

копирует m символов из строки S, начиная с n

S:   string;

n,   m:   integer

string

upcase(S[i])

прописной латинский символ

char

char


Стандартные процедуры работы со строками

Процедура

Что делает

Тип аргументов

Где находится результат

Delete (S, n, m)

удаляет m символов из строки S, начиная с n

S:   string;

n,   m:   integer;

в S

Insert (Sl, S ,n)

вставляет фрагмент S1 в строку S, начиная с символа n, отодвигая символы вправо

S,   S1:   string;

n:   integer;

в S

Str (a, S)

преобразует число а в строку S

a:   real,   integer; S:   string;

в S

val(S, a, code)

преобразует строку S, если возможно, в число а с флагом code

a:   real,   integer; code:   integer;

 S:   string;

в а и code

III. Первичная проверка усвоения знаний и закрепление знаний

Учитель решает задачи на интерактивной доске, учащиеся решают в тетрадях.. Идём обсуждение правильного решения задач.

  1. Определить длину строки "Информатики".

K=length(‘Информатики’); K=11

  1. Получить из слова " Информатики " слово "форма".

S:=’Информатика’

S1:=copy(S, 3, 5)

S1=’форма’

  1. Чему равна строка M:= copy (S,1,4)

S2=’инфо’

  1. Получить из слов "Язык", "Turbo", "Pascal" фразу "Язык Turbo Pascal".

A:=’ Язык’;

B:=’ Turbo’

D:= ‘Pascal’

С:=A+’  ’+B+’ ’+D

  1. Какова позиция буквы "и" в слове "Книга".

S:=’ Книга ’

S1:= ‘и’

K1=Pos(Sl, S); K1=3

  1. Преобразовать "a" в "A".

S1:=upcase(‘а’)

  1. Чему станет равной строка M1 после выполнения операторов?

М:= ’моток’

М1:=insert(‘ло’,M,3)         

M1=’ молоток’

VI. Контроль и самопроверка знаний

  1. Дана строка. Подсчитать количество слов, начинающихся с буквы а.

Например, ананасы любят аристократы.

Ответ: 2

  1. Дана строка. Определить сколько слов в строке начинается с той же буквы, которой закончилось предыдущее предложение.

Например, Антошка ел лимон.

Ответ: 1

  1. Дана строка. Подсчитать количество слов, заканчивающихся буквой и.

Например, Мышки ели шишки.

Ответ: 3

  1. Составьте программу, которая в строке заменит букву о на и.

Например, Кот.

Ответ: Кит

  1. Подведение итогов урока.  
  1. Что нового вы узнали?
  2. Что на ваш взгляд вам удалось освоить лучше, а что нет?
  3. Над чем вам необходимо поработать?

VI.Домашнее задание.

Выучить конспект.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что является результатом каждой функции, предназначенной для выполнения операций над строками?
  2. Что   является   результатом   действия   функции   (length(a))?
  3. Для каждого ли символа имеется код?
  4. Верно ли, что символы "А" и "а" имеют одинаковые коды?

Используемая литература:

Информатика. Задачник-практикум в 2т / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2006.

Конспекты уроков информатики в 9-11 классах. Практикум по программированию. Автор- составитель А.А. Чернов. Издательство «Учитель», Волгоград-2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник тестов «Структуры данных в языке Turbo Pascal» к разделу «Алгоритмизация и программирование» курса информатика и ИКТ в профильной классах.

Цель использования разработкиПроведение входного, текущих и итоговых контрольных работ в форме тестов по  темам:массивы;строковый тип данных;записи;файлы,а также для подготовки к ЕГЭ....

конспект урока по теме: Понятие переменной в языке программирования Pascal АВС

Проект урока по информатике в 7 классе с использованием ТИО Макарова...

Язык программирование Pascal

Разработка урока по информатике...

Урок по информатике "Исследование математической модели на языке программирования Pascal"

Конструирование урока в системе развивающего обучения Л. В. Занкова...

Строковый и символьный типы данных - урок по программированию в 11 классе (PASCAL)

Подробная презентация,содержащая весь необходимый материал по теме "Строковый и символьный типы данных" - урок по программированию в 11 классе (PASCAL)...

Тест для программы MyTest 10.2.0.3 Язык программирования PASCAL. Структура программы. Ввод-вывод данных.

Тест для программы MyTest 10.2.0.3 Язык программирования PASCAL. Структура программы. Ввод-вывод данных. Тест составлен по параграфам 4.1 - 4.3. учебника Босовой Л.Л. Информатика 9 кл. 1 часть....