Решение задач с помощью электронных таблиц. Потребление нефти.
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Волкова Любовь Леонидовна

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. Содержание: технологическая карта урока, реализующего формирование УУД; материал для практической работы; презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9kl_tehnolog_karta_potreblenie_nefti.doc56 КБ
Файл 9kl_potreblenie_nefti.rar1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД


Предмет

Информатика

Класс

9

Автор УМК

А.Г.Гейн, А.И.Сенокосов

Тема урока

Решение задач с помощью электронных таблиц.

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Цель урока

- Организовать деятельность по восприятию, осмыслению и закреплению знаний, умений и способов деятельности.

Предметные задачи

- Обеспечить восприятие, осмысление учащихся ранее изучаемого материала и полученных умений;

- Содействовать усвоению учащихся способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению);

- Выявить пробелы осмысления изученного материала, неверные представления учащихся;

- Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащихся изученного материала.

Метапредметные задачи

- Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения цели, выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- Умение владеть логическими действиями;

- Умение искать и отбирать необходимую информацию, структурировать её;

- Умение устанавливать причинно-следственные связи и делать аргументированные выводы;

- Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя;

- Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

- Умение высказывать личное  мнение к общечеловеческим проблемам, соотносить свои поступки, исходя из социальных и личностных ценностей.

Оборудование

- Компьютеры, мультимедиа проектор, выход в Интернет с каждого компьютера, презентация Power Point, программа «электронные таблицы», дидактический раздаточный материал для парной  работы.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностные

Этап 1 - Этап мотивация к учебной деятельности

Учитель организует учащихся на работу на уроке.

Обеспечивает мотивацию учения учеников, подводит учащихся к осознанию темы.

 Учитель предлагает слайд с информацией о региональном конкурсе  «Время добрых дел» с разделом «Неделя энергоэффективности»  для актуализации темы урока.

Задает вопрос: «Почему на конкурсе появился данный раздел»?

Слушают вопросы учителя.

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

Выдвигают гипотезы и обосновывают их.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время обсуждения.

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Прогнозируют, уточняют высказанные мнения

Высказывают личное  и общественное отношение к  глобальным общечеловеческим проблемам. Соотносят свои поступки, исходя из социальных и личностных ценностей.

Этап 2 - Формулирование темы урока, постановка цели.

 Учитель подводит детей к формулированию темы и постановке задач урока, составлению плана работы.

 Задает вопросы по мере получения ответов от учеников:
- Какую информацию мы можем получить из слайда «Рост мирового спроса нефти»?

- С помощью, каких инструментов можно решить задачу: «Определение количества запасов нефти»?

Логически обосновывают свои ответы, устанавливают причинно-следственные связи.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время обсуждения поставленной задачи.

Учащиеся выдвигают предположения о теме урока. Ставят цель учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Выбирают способ и основные критерии решения задачи, планируют способы достижения намеченной цели.

Этап 3 - Этап изучения новых знаний и способов деятельности через выполнение практической работы.

Класс самостоятельно разбивается на пары.  Дается задание: «Определить, в каком году закончится нефть на земле».  

Цель каждой пары выполнить практическую работу с помощью электронных таблиц. Один учащийся в паре ищет информацию для решения задачи в Интернете, другой работает в электронных таблицах по предложенному алгоритму в карточке.

Учитель помогает  учащимся в парах  за работой на компьютерах.

Ищут, анализируют, систематизируют найденную информацию в Интернете.

Строят логическую цепь рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи, конструируют новые формулы для решения задачи.  Анализируют полученные результаты, выдвигают гипотезы и обобщают.

Учащиеся в парах формируют собственное мнение и позицию, договариваются, приходят к общему решению в совместной деятельности. Инициативно сотрудничают в поиске и выборе информации.

Определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Пара контролирует и корректирует  работу друг друга, строят алгоритм своих действий.




Этап 4 - Этап обобщения и систематизации.

Учитель организует обсуждение полученных результатов при выполнении практической работы  и просит соотнести полученные результаты с выдвинутой  гипотезой о теме урока и ключевых понятиях данной темы.

Формулируют основные понятия. Устанавливают причинно-следственные связи. Строят рассуждения, умозаключения. Делают аргументированные выводы.

Формулируют собственное мнение и позицию, опираясь на высказывания одноклассников и учителя.

Выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество  и уровень усвоения. Проводят контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Контролируют правильность ответов обучающихся.

Оценивают свое жизненное самоопределение, вырабатывют свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Этап 5 - Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель дает качественную характеристику класса.  Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

 Задает домашнее задание.

Соотносят поставленные задачи с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей

Ведут диалог с учителем.


По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ. Учатся проводить саморефлексию, самостоятельно анализируют свои действия.

Устанавливают значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.



Предварительный просмотр:

Практическая работа «Мировые запасы нефти»

План выполнения

  1. Найдите информацию в Интернете о прогнозируемых данных за 2013 год:
    - мировые запасы нефти;
    - прогнозируемые потребления нефти в год;
    - темп роста потребления нефти.
    Найденные данные в баррелях переведите в тонны (с помощью Калькулятора перевода нефтегазовых единиц, который найдёте в Интернете).
  2. Введите исходные данные в электронную таблицу:

  1. В ячейку А4 ввести формулу =А3+1
  2. В ячейку В3 ввести формулу =$G$3
  3. В ячейку В4 ввести формулу =B3+$G$3*$G$4/100
  4. В ячейку С3 ввести формулу  =$G$2
  5. В ячейку С4 ввести формулу =C3-B3
  6. Скопировать формулы в ячейках А4:С4 до 50 строки.
  7. Проанализируйте полученные результаты.
  8. Заполните названия в столбцов в ячейках А2:Е2.
  9. Введите найденные данные в Интернете в ячейки Н2:Н4.
  10. Определите, какая информация должна быть в ячейках D5, D6, E5, E6.
  11. Проанализируйте полученные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с электронными таблицами . Решение задач с помощью электронных таблиц.

Родоначальником электронных таблиц как отдельного класса ПО является Дэн Бриклин, совместно с Бобом Фрэнкстоном разработавший программу табличный редактор VisiCalc в 1979 г.  для компьютера Apple...

Решение алгоритмических задач с помощью электронных таблиц

Данный материал включает в себя  конспект урока, презентацию к уроку и дневник урока....

Урок по теме "Решение экономических задач с помощью электронных таблиц" "

Урок проводится в профильном информационно-технологическом  11 классе при изучении темы "Электронные таблицы"В ходе урока выполняются задачи:Развитие экономической и информационной компетентности...

Урок по теме «Решение задач с помощью электронных таблиц».

Конспект урока по теме Электронные таблицы...

Решение задач с помощью электронных таблиц

В последнее время интерес к решению задач с использованием электронных таблиц стремительно растет у преподавателей всех дисциплин, тем не менее основная нагрузка в изучении электронных таблиц приходит...

элективный курс "Решение задач с помощью электронной таблицы"

Спецификой данного курса является исследование величин входящих в решение задачи. Для этого необходимо создать табличную модель и получить большое количество результатов при пошагово изменяющемся набо...

Решение задач с помощью электронных таблиц. Задачи из ГИА по информатике.

Решение задач с помощью электронных таблиц. Задачи из ГИА по информатике....