Рабочая программа по информатике 10 класс (Н.Д. Угринович, 2 часа в неделю)
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме

Глебова Светлана Анатольевна

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по «Информатика и ИКТ», авторской программы базового уровня в старшей школе  Н.Д. Угриновича в объеме 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель), изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010». Рабочая программа даптирована на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недель).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10_klass_po_informatike.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Вологодского муниципального района

«Кипеловская средняя общеобразовательная школа»

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
  2. по информатике
  3. 10 класс

                

Учитель математики, информатики:

 Глебова Светлана Анатольевна

пос. Кипелово

2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по «Информатика и ИКТ», авторской программы базового уровня в старшей школе  Н.Д. Угриновича в объеме 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель), изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010». Рабочая программа даптирована к условиям нашей школы  - 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недель). При составлении тематического планирования было увеличено количество часов по темам.

Уровень освоения программы - базовый. Количество часов по программе - 68, в неделю - 2 часа. Контроль за уровнем достижений учащихся осуществляется согласно требованиям к уровню подготовки выпускников и состоит из текущего, тематического и итогового контроля.

Обучение информатике и ИКТ  в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

УМК:

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класс/ Н.Д. Угринович.  – 4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.  
  • Методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
  • Комплект цифровых образовательных ресурсов.

Требования к уровню подготовки выпускников 10 класса.

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Содержание курса

Информатика и ИКТ

Распределение часов по темам курсе  «Информатика и ИКТ» на базовом уровне (авторская программа, 1 час в неделю)

Адаптированный курс

(2 часа в неделю)

Тема

Количество часов

Тема

Количество часов

Введение «Информация и информационные процессы»

4

Введение «Информация и информационные процессы»

10

Информационные технологии

13

Информационные технологии

33

Коммуникационные технологии

16

Коммуникационные технологии

19

Итоговое повторение

2

Итоговое повторение

6

Итого

35

Итого

68

Информация и информационные процессы (10 ч)

Информация и информационные процессы. Основные подходы к определению понятия «информация». Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

 Информационные технологии (33 ч)

Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.  Кодирование и обработка графической информации. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика. Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.  

 

Коммуникационные технологии (19 ч)

Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина.  Электронная почта.  Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете.  Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.        Основы языка разметки гипертекста.

Итоговое повторение (6 ч)


Календарно-тематическое планирование уроков информатики


п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Дидактические единицы образовательного процесса

Тип урока. Форма урока. Контроль знаний

учащихся

Коли-

чество (№)

 часов

Дата

Корректи

ровка

Введение «Информация и информационные процессы»

10

1

Вещественно-энергетическая и информационная картины мира.

Знать

 виды информационных процессов;

основные подходы к определению информации;

виды носителей информации и их характерные особенности; виды и свойства информации.

Иметь представление о системах, образованных взаимодействующими элементами.


Уметь

 распознавать дискретные и непрерывные сигналы;

определять количество информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и алфавитном подходах;

кодировать и декодировать сообщения по предложенным правилам.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

1

2

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

1

3

Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний.

Комбинированный урок

1

4

Алфавитный подход к определению количества информации.

Комбинированный урок

1

5

Определение количества информации с использованием алфавитного подхода.

Урок применения знаний и умений

1

6

Формула Шеннона.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

1

7

Определение количества информации с использованием вероятностного подхода.

Урок применения знаний и умений

1

8

9

Определение количества информации. Подготовка к контрольной работе.

Урок обобщения и систематизации  знаний и способов деятельности

1

10

Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы».

Урок контроля и оценки знаний.

1

Информационные технологии

33

11

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №1.1. «Кодировки русских букв».



Знать

дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации;

 единицы измерения количества информации;

системы счисления;

позиционные системы счисления;

двоичное представление информации;

технологии создания и обработки текстовой информации;

понятие о настольных издательских системах;

технологии создания и обработки графической и мультимедийной информации;

форматы графических, текстовых, звуковых объектов.







Уметь

создавать компьютерные публикации; использовать готовые и создать собственные шаблоны;

использовать систем проверки орфографии и грамматики, тезаурусы;

использовать системы двуязычного перевода и электронных словарей;

использовать специализированные средства редактирования математических текстов и графического представления математических объектов;

использовать системы распознавания текстов;

вводить и обрабатывать графические объекты;

вводить и обрабатывать звуковые объекты;

обрабатывать числовую информацию;

математическая обработка статистических данных;

использовать динамические (электронные) таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;

использовать инструменты решения статистических и расчетно-графических задач;

проводить вычисления в электронных таблицах;

представлять и анализировать табличную информацию в виде графиков и диаграмм;

осуществлять перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.

осуществлять арифметические операции в позиционных системах счисления

Комбинированный урок

1

12

Создание документов в текстовых редакторах.

Комбинированный урок

1

13

Форматирование документов в текстовых редакторах.

Комбинированный урок

1

14

Практическая работа №. 1.2. «Создание и форматирование документа».

Урок-практикум

1

15

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.

Практическая работа № 1.3. «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика».

Комбинированный урок

1

16

Системы оптического распознавания документов.

Практическая работа № 1.4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.

Комбинированный урок

1

17

Кодирование графической информации.

Практическая работа № 1.5. «Кодирование графической информации».

Комбинированный урок

1

18

Растровая графика.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

1

19

Практическая работа № 1.6. «Растровая графика».

Урок-практикум

1

20

Векторная графика

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

1

21

Практическая работа № 1.7. «Трехмерная векторная графика».

Урок-практикум

1

22

Практическая работа № 1.8.

«Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас».

Урок-практикум

1

23

Практическая работа № 1.9.

«Создание флэш-анимации».

Урок-практикум

1

24

Кодирование звуковой информации Практическая работа № 1.10.  «Создание и редактирование оцифрованного звука».

Комбинированный урок

1

25

Кодирование звуковой информации.

Урок обобщения и систематизации  знаний и способов деятельности

1

26

Компьютерные презентации.

Практическая работа № 1.11. Разработка презентации «Устройство компьютера».

Комбинированный урок

1

27

Компьютерные презентации.

Практическая работа № 1.12. Разработка презентации «История развития ВТ».

Комбинированный урок

1

28

Кодирование текстовой, графической и звуковой информации.

Урок обобщения и систематизации  знаний и способов деятельности

1

29

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Практическая работа № 1.3. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью Калькулятора».

Комбинированный урок

1

30

Запись чисел в  различных системах счисления.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

1

31

Перевод целых чисел в позиционных системах счисления.

Комбинированный урок

1

32

Перевод целых чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.

Комбинированный урок

1

33

Перевод дробных чисел в позиционных системах счисления.

Комбинированный урок

1

34

Перевод чисел из двоичной

системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.

Комбинированный урок

1

35

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Комбинированный урок

1

36

Арифметические операции в двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системах счисления.

Урок применения знаний и умений

1

37

Представление чисел в компьютере.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

1

38

Кодирование и обработка числовой информации.

Урок обобщения и систематизации  знаний и способов деятельности

1

39

Электронные таблицы

Практическая работа № 1.14. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

Комбинированный урок

1

40

Встроенные функции

Комбинированный урок

1

41

Построение диаграмм и графиков

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

1

42

Практическая работа № 1.15. «Построение диаграмм различных типов».

Урок-практикум

1

43

Контрольное тестирование «Информационные технологии»

Урок контроля и оценки знаний.

1

Коммуникационные технологии

44

Локальные компьютерные сети.







Знать

локальные компьютерные сети;

глобальная компьютерная сеть Интернет

всемирная паутина;

электронная  почта;

радио, телевидение и Web-камеры в Интернете; 

геоинформационные системы в Интернете; 

современные поисковые системы;

электронная коммерция в Интернете; библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете;

основы языка разметки гипертекста.









Уметь

создавать подключения к Интернету и определять IP-адреса

настраивать браузер;

работать с электронной почтой;

общаться в реальном времени в сети;

работать с файловыми архивами;

искать информацию  Интернете;

определять скорость передачи информации по сетям;

создавать сайт.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

1

45

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. 

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

1

46

Практическая работа № 2.2-2.3  «Создание подключения к Интернету. Подключение к Интернету и определение IP-адреса»

Урок - практикум

1

47

Всемирная паутина.

Практическая работа № 2.4 «Настройка браузера»

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

1

48

Электронная  почта.

Практическая работа № 2.5 «Работа с электронной почтой»

Комбинированный урок

1

49

Общение в Интернете в реальном времени.

Практическая работа № 2.6 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях» 

Комбинированный урок

1

50

Файловые архивы   

Практическая работа № 2.7. «Работа с файловыми архивами» 

Комбинированный урок

1

51

Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете 

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

1

52

Геоинформационные системы в Интернете  

Практическая работа № 2.8. «Геоинформационные системы в Интернете»  

Комбинированный урок

1

53

Поиск информации в Интернете.

Практическая работа № 2.9. «Поиск в Интернете»

Комбинированный урок

1

54

Поиск информации в Интернете.

Современные поисковые системы

Урок обобщения и систематизации  знаний и способов деятельности

1

55

Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 2.10. «Заказ в Интернет-магазине»

Комбинированный урок

1

56

Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов деятельности

1

57

58

59

Основы языка разметки гипертекста  

1

60

Практическая работа № 2.11.

«Разработка сайта»

Урок-практикум

3

61

Коммуникационные технологии

Урок обобщения и систематизации  знаний и способов деятельности

1

62

Контрольное тестирование  «Коммуникационные технологии»

Урок контроля и оценки знаний.

1

Итоговое повторение

6

63

Информация и информационные процессы

Урок обобщения и систематизации  знаний и способов деятельности

1

64

Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Кодирование и обработка числовой информации.

1

65

Информационные технологии

1

66

Коммуникационные технологии

1

67

Итоговое тестирования за курс 10 класса

Урок контроля и оценки знаний.

1

68

Анализ результатов тестирования. Подведение итогов.

Урок обобщения и систематизации  знаний и способов деятельности

1


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Модем
  5. Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  7. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

Оборудование и приборы

  1. Операционная система Alt Linux.
  2. Пакет офисных приложений OpenOffice.
  3. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  4. Антивирусная программа.
  5. Программа-архиватор.
  6. Клавиатурный тренажер.
  7. Программа-переводчик.
  8. Система оптического распознавания текста.
  9. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  10. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  11. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  12. Программа интерактивного общения.
  13. Простой редактор Wев-страниц.
  14. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  15. Простая система управления базами данных.
  16. Простая геоинформационная система.
  17. Система автоматизированного проектирования.
  18. Виртуальные компьютерные лаборатории.
  19. Система программирования.

Учебно-методические средства обучения

Учебник: 

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класс/ Н.Д. Угринович.  – 4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.  

Цифровые образовательные ресурсы:

  • Угринович Н.Д. Компьютерный практикум  на CD-ROM. – М.: БИНОМ Лаборатория  знаний, 2008.
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике 8-9 кл. Угринович. 2012г.

рабочая программа по информатике 8-9 кл. Угринович. 2012г....

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Угриновичу Н.Д. 10 класс по 4 часа

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Угриновичу Н.Д. 10 класс по 4 часа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО  ЛИТЕРАТУРЕ  11класс  рассчитана  на 4 часа в неделю, 136 часов в год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 8 класс

программа содержит пояснительную записку,концепцию,нормы оценок и почасовую  раскладку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ  Л.С.АТАНАСЯН  2 часа в неделю  7 класс...

Рабочая программа по информатике 8,9 кл. (Угринович Н.Д.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост. Э.Д.Дн...