Рабочая программа по информатике 10 класс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Дударева Елена Александровна

Рабочая программа по информатике 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_informatike_10_klass.docx59.55 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Курс рассчитан на изучение в 10 классе профильного уровня обучения общеобразовательной средней школы в течение 35 учебных недель в году общим объемом 70 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю).

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы/ Бородин М.Н. –М. Бином. Лаборатория знаний, 2010.

Учебно-методический комплект:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/Угринович Н. Д. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  2. Информатика и ИКТ: практикум/Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  3. Информатика и ИКТ. 8–11 классы: методическое пособие/Угринович Н. Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  4. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – 2-е изд., испр. И доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 380 с.

Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяя учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:

  • информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;
  • математическое и компьютерное моделирование;
  • основы информационного управления.

Программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых аппаратных и программных средств ИКТ. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, в том числе относящиеся к другим школьным предметам.

Обучающие практические работы включены в содержание комбинированных уроков, на которых теория закрепляется выполнением практической работы, которая носит не оценивающий, а обучающий характер. Оценки за выполнение таких работ могут быть выставлены учащимся, самостоятельно справившимся с ними.

В соответствии с целью образовательного учреждения определена цель рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ»:

  1. Освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах.
  2. Овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя.
  3. Развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
  4. Воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
  5. Приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;
  • подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Содержание курса информатики в 10 классе

Введение «Информация и информационные процессы» (1 час)

 Глава 1 «Информационные технологии» (31 час)

Классификация информационных процессов.  Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики. Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей). Системы счисления позиционные и непозиционные. Перевод целых чисел и дробей из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Компьютерный практикум:

Кодировка русских букв.

Создание и форматирование документов.

Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика.

Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.

Кодирование графической информации.

Растровая графика.

Трёхмерная векторная графика.

Создание и редактирование оцифрованного звука.

Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»

Разработка презентации «История развития ВТ»

Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

Построение диаграмм различных типов.

Глава 2. Коммуникационные технологии (16 часов)

Локальные и глобальные компьютерные сети, организации компьютерных сетей. Аппаратные и программные средства. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. Электронная коммерция в Интернет. Библиотеки, словари и энциклопедии. Основы языка разметки гипертекста.

Компьютерный практикум:

Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети.

Настройка подключения к Интернету.

Настройка браузера.

Работа с электронной почтой.

Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях.

Работа с файловыми архивами.

Геоинформационные системы интернета.

Поиск информации в Интернете.

Заказ в Интернет-магазине.

Разработка сайта с использованием Web-редактора.

 Глава 3. Основы логики и логические основы компьютера (22 часа)

Формы мышления. Логическое умножение, сложение и отрицание. Логические выражения. Построение таблицы истинности логических выражений в электронных таблицах. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Рисование логической схемы полусумматора в редакторе схем.  Рисование логической схемы сумматора в редакторе схем. Триггер.

Требования к знаниям и умениям учащихся

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне учащиеся должны знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

! Рекомендации по оценке знаний, умений и навыков учащихся

по курсу «Информатика и ИКТ»

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

- оценка «4» выставляется, если:

- ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

- оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

- оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Для письменных работ учащихся:

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

- оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

График контрольных работ по информатике в 10 классе

Четверть

Тема контрольной работы

Дата

1

К.р. №1 «Кодирование и обработка текстовой информации»

2

К.р. №2 «Кодирование и обработка числовой информации»

3

К.р. №3 «Интернет»

4

К.р. №4 «Коммуникационные технологии»



Календарно-тематическое планирование

10 класс

урока

Тема раздела и урока

Формы контроля

Количество

часов

Элементы дополнительного содержания (ИКТ, ЭОР, Интернет)

Дата

Т+П

П

Всего

1 полугодие (16 часов)

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности. Информация и информационные процессы

1

1

ЭОР

Глава 1. Информационные технологии

2

1.1. Кодирование и обработка текстовой информации

1.1.1. Кодирование текстовой информации.

Практическая работа 1.1. Кодировка русских букв.

Фронтальный и индивидуальный опросы, тестовая работа, самостоятельная работа, практическая работа, проверка д/з, итоговый контроль

1

1

3

1.1.2. Создание документов в текстовых редакторах.

0,5

0,5

1

ИКТ

4

1.1.3. Форматирование документов в текстовых редакторах.

Практическая работа 1.2. Создание и форматирование документов.

0,5

0,5

1

ИКТ

5

1.1.4. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.

Практическая работа 1.3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика.

1

1

ИКТ

6

1.1.5. Система оптического распознавания документа.

Практическая работа 1.4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.

1

1

ИКТ

7.

Контрольное занятие № 1 по теме: «Кодирование и обработка текстовой информации».

1

1

8

1.2. Кодирование и обработка графической информации

1.2.1. Кодирование графической информации.

Практическая работа 1.5. Кодирование графической информации.

Фронтальный и индивидуальный опросы, самостоятельная работа, практическая работа, проверка д/з

0,5

0,5

1

9

1.2.2. Растровая графика. Практическая работа 1.6. Растровая графика.

1.2.3. Векторная графика.

 Практическая работа 1.7. Трёхмерная векторная графика.

1

1

ИКТ

10

1.3. Кодирование звуковой информации.

Практическая работа 1.10. Создание и редактирование оцифрованного звука.

Фронтальный и индивидуальный опросы, самостоятельная работа, практическая работа, проверка д/з

0,5

0,5

1

ИКТ

11

1.4. Компьютерные презентации

Практическая работа 1.11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»

1

1

ИКТ

12

Практическая работа 1.12. Разработка презентации «История развития ВТ»

1

1

ИКТ

13

1.5. Кодирование и обработка числовой информации

1.5.1. Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Практическая работа 1.13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

Фронтальный и индивидуальный опросы, тестовая работа, самостоятельная работа, практическая работа, проверка д/з, итоговый контроль

0,5

0,5

1

14

1.5.2. Электронные таблицы.

Практическая работа 1.14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

1

1

15

1.5.3. Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа 1.15. Построение диаграмм различных типов.

1

1

ИКТ

16

Контрольное занятие № 2 по теме: «Кодирование и обработка числовой информации».

1

1

2 полугодие (19 часов)

Глава 2. Коммуникационные технологии.

17

2.1. Локальные компьютерные сети.

Практическая работа 2.1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети.

Фронтальный и индивидуальный опросы, практическая работа

1

1

18

2.2. Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Фронтальный опрос, проверка д/з

1

1

19

2.3. Подключение к Интернету.

Практическая работа 2.2. Настройка подключения к Интернету.

Фронтальный опрос, практическая работа, проверка д/з

1

1

20

2.4. Всемирная паутина.

Практическая работа 2.4. Настройка браузера

Фронтальный опрос, практическая работа, проверка д/з

1

1

21

2.5. Электронная почта.

Практическая работа 2.5. Работа с электронной почтой.

Фронтальный опрос, практическая работа, проверка д/з

1

1

22

2.6. Общение в Интернете в реальном времени.

Практическая работа 2.6. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях.

Фронтальный опрос, практическая работа, проверка д/з

1

1

23

2.7. Файловые архивы.

Практическая работа 2.7. Работа с файловыми архивами.

Фронтальный опрос, практическая работа, проверка д/з

1

1

24

2.8. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете.

2.9. Геоинформационные системы в Интернете.

Практическая работа 2.8. Геоинформационные системы интернета.

Фронтальный опрос, практическая работа, проверка д/з

0,5

0,5

1

25

2.10. Поиск информации в Интернете.

Практическая работа 2.9. Поиск информации в Интернете.

Фронтальный опрос, практическая работа, проверка д/з

1

1

26

2.11. Электронная коммерция в Интернет

Практическая работа 2.10. Заказ в Интернет-магазине.

Фронтальный опрос, практическая работа, проверка д/з

0,5

0,5

1

27

Контрольное занятие № 3 по теме: «Интернет»

Тестовая работа, практическая работа, проверка д/з

1

1

28

2.12. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.

Индивидуальный опрос, проверка д/з

1

1

29

2.13. Основы языка разметки гипертекста.

Тестовая работа, практическая работа, проверка д/з

1

1

30

Практическая работа 2.11.Разработка сайта с использованием Web-редактора.

Практическая работа, проверка д/з

1

1

31

Контрольное занятие № 4 по теме: «Коммуникационные технологии».

Тестовая работа, практическая работа, проверка д/з

1

1

32-35

Итоговое повторение.

Фронтальный и индивидуальный опросы, практическая работа, проверка д/з

2

2

4

Всего:

16,5

18,5

35


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Учебно-методический комплект:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/Угринович Н. Д. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  2. Информатика и ИКТ: практикум/Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  3. Информатика и ИКТ. 8–11 классы: методическое пособие/Угринович Н. Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  4. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 380 с.

Используемая литература и интернет-источники:

  1. Журнал «Информатика в школе» 2006 – 2012гг.
  2. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, ПК, колонки.
  3. Методическое пособие по информатике для учащихся 9-11 классов http://markbook.chat.ru.
  4. Материалы сайтов:

http://mir-predmetov.narod.ru

http://informic.narod.ru

http://infoschool.narod.ru

http://klyaksa.net

http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm

http://younglinux.info/informatics

http://www.uchportal.ru

http://videouroki.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...