Урок по информатике "Редактирование текста. Работа с фрагментами."
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Клементьева Наталья Викторовна

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Редактирование текста. Работа с фрагментами" в 5 классе. Разработан на основе УМК Л.Л. Босовой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Редактирование текста. Работа с фрагментами»

проведён  в 5 классе учителем информатики МОУ–СОШ №3

городского округа Кинель Самарской области

Клементьевой Натальей Викторовной 3 февраля 2009 года

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

  • дать представление о фрагменте текстового документа и алгоритме;
  • расширить представления о редактировании текста и сформировать соответствующие навыки.

Задачи урока.

  1. Обучающая: проконтролировать уровень усвоения материала по теме, познакомить учащихся с новыми комбинациями клавиш.
  2. Воспитательная: воспитание познавательного интереса к предмету; воспитание дисциплинированности; контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК; совершенствование навыков самостоятельной работы.
  3. Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.

Основные понятия: алгоритм, фрагмент.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, доска, выставка рисунков учащихся.

Литература: 

1. Информатика. Учебник для 5 класса/Л.Л. Босова.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

2.   Информатика. Рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

3.  Уроки информатики в 5 – 6 классах: Методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент (1 мин.)

Приветствие. Проверка отсутствующих.

2.   Мотивационный (7 мин.)

Вступительное слово учителя

– Два триместра мы с вами осваивали азы компьютерной грамотности: изучали основные устройства компьютера, учились работать с мышкой, набирать текст, выполнять несложные вычисления. Для того чтобы успешно работать на ПК, необходимо хорошо знать клавиатуру: назначение отдельных клавиш и их комбинаций для выполнения различных задач. И сегодня мы подведём первые итоги нашей работы. Давайте для этого отправимся в своеобразное путешествие.

– Отправляясь в путешествие, люди собирают необходимый багаж, планируют и изучают маршрут, ставят перед собой задачи. 2 слайд  В дороге они обязательно встречают что-то новое для себя. Давайте и мы начнём собираться. В качестве багажа возьмём наши знания и умения, нашим путеводителем и помощником в этом путешествии будут  Курсор Текстович и его подружка Мышка, знаем мы их? (На доске прикреплены рисунки детей). Какова же будет цель нашего путешествия?

– 3 слайд. Как говорил Сенека: “Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным”. Эти слова станут эпиграфом нашего урока. 4 слайд  Итак, целью нашего путешествия будет закрепление изученных нами навыков работы на компьютере и основных устройств ПК. Как вы думаете, узнаем мы что–нибудь новенькое во время путешествия? (Конечно.)

Фронтальная работа

– 5 слайд. Откройте рабочие тетради на странице 57. Давайте сначала выполним задание №5 разгадаем кроссворд «Устройства компьютера» и вспомним, для чего предназначен наш главный помощник на уроках информатики Персональный компьютер? (Для работы с информацией.) А что  для нас информация? (Сведения, знания.) А какие действия компьютер производит с информацией? (Хранение, передача, обработка.)

Разгадывание кроссворда

К

л

а

в

и

а

т

у

р

а

П

р

о

ц

е

с

с

о

р

М

о

н

и

т

о

р

П

а

м

я

т

ь

М

ы

ш

ь

ю

Д

и

с

к

е

т

а

В

и

н

ч

е

с

т

е

р

П

р

и

н

т

е

р

По горизонтали:

  •  Основное устройство ввода информации.
  •  «Мозг» компьютера.
  •  Устройство вывода информации.
  •  Устройство хранения программ и данных.
  •  Устройство для быстрого перемещения по экрану и выбора информации.
  •  Носитель информации, на который записывают программы для хранения.
  •  Другое название жёсткого диска.
  •  Устройство, с помощью которого можно вывести на бумагу тексты и рисунки.

     По вертикали:

  •  Основной инструмент сбора, хранения и обработки информации.

3. Изучение нового материала (7 мин.)

Объяснение с помощью иллюстративного материала, фронтальная беседа.

 Алгоритм  7 слайд

– Слово – алгоритм. Обратите внимание на написание слова. Кто знает, что обозначает это понятие? Существуют разные определения, но смысл один. Последовательность действий или команд, исполнение которых приведёт к задуманному результату. И сейчас каждый из вас выполнил алгоритм по составлению слова из определённых букв, пользуясь указаниями. Каждый день нам приходится иметь дело, с проблемами, или задачами, которые имеют вид требований или вопросов. Например, собраться в школу, приготовить чай. А в математике? (Найти корни уравнения, решить пример по действиям) А в информатике? (Скопировать текст, сохранить информацию, выключить ПК.) Чтобы научить другого, выполнить эту же работу, надо описать последовательность действий, т.е. составить алгоритм.

Колесо истории 8 слайд

– Откуда же произошло это слово? Перед нами колесо истории, вращая которое, мы и узнаем это. В IX веке жил узбекский ученый Мухаммед аль Хорезми, что означало Мухаммед родом из города Хорезма. Он предложил правила выполнения арифметических действий с многозначными числами, и очень долго именно эти правила называли алгоритмом, а позже этим понятием стали называть любую последовательность действий, команд, приводящую к задуманной цели.

Почта 9 – 14  слайд

– Кстати, сегодня утром в школу для вашего класса была доставлена почта. От кого вы думаете? Правильно, от Курсора Текстовича. Он хоть и очень умный, но без нашей помощи ему не обойтись. Давайте поможем ему решить его проблемы.  Но сначала откройте рабочие тетради на странице 57 задание №6. Перед вами изображение клавиатуры, прежде чем помочь Курсору Текстовичу скажите, на какие группы условно можно разделить все клавиши? Алфавитно–цифровые – для ввода символов, специальные – для выполнения различных задач, удаления, вставки, перемещения по строке и странице и т.д., клавиши управления курсором, клавиши дополнительной клавиатуры – для быстрого ввода числовой информации, а функциональные? Мы лишь знаем, что в разных программах за ними закреплены разные функции, команды. Хорошо, скажите, а что вообще указывает текстовый курсор? (Место куда можно вводить или редактировать текст.) Послушайте, что Курсор Текстович написал, и назовите клавиши, которые помогут справиться ему с проблемой:

Вот стою я на странице
И хочу писать слова,
Жаль, что тут язык английский,
Помогите мне друзья.

Два слова слились,
Что наделал – беда.
Скорей разделите
Мне их детвора.

Заголовок напишу

Буквами заглавными.
Где ж найти их?
Столько букв,
Только нет заглавных-то.

В конце строчки
Я забыл поставить точку,
Как же быстро мне туда попасть,
Чтобы время не терять?
А затем в начало строчки,
Там забыл поставить отступ.

Имя своё с большой буквы пишу.
Вот только как, я ни как не пойму.

На новую строчку пора мне идти,
Ну, как же, друзья, мне туда перейти?

Написал я слово «крот»,
Ну а мне-то нужен «рот».

Вновь ошибка у меня,
Помогите же, друзья!

 Привал 15 слайд

– Ну всё, ребята, привал, можно и отдохнуть, да вот ещё последняя телеграмма от нашего друга.

Ну всё, отдыхать, на покой мне пора,
Спасибо за всё, дорогие друзья!
Вот только за партами вы не сидите,
Вставайте и мой алгоритм выполняйте!

Физкультминутка: 16  слайд

Мы руками поведем,
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре –
Вот мы к берегу приплыли.
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять.
Вправо, влево, вправо, влево,
А теперь ещё кругом

Головой мы поведём.

Не забудем и присесть –

Раз, два, три, четыре,
На счет пять – за парты сесть.

– Мы выполнили алгоритм, какой цели мы достигли? (Отдохнули, расслабились.)

4. Закрепление знаний (18 мин.)

Практическая работа за компьютерами.

Тренажёр  17  слайд

– А теперь давайте проверим наши знания на практике. Этот этап нашего путешествия я назвала тренажёр. Как вы думаете почему? Тренажёр – устройство для тренировки, а нам и надо отработать наши навыки работы за компьютером.

Ученики садятся за компьютеры и выполняют задания в MS Word.

1. На рабочем столе/ класс 5/Матрёшка

Матрёшка

В нашем языке есть слова похожие на матрёшку. Внутри слова спрятаны другие слова.

Например: в слове черёмуха – муха. Найди в данных словах затаившиеся слова.  Используйте команду Копировать.

победа –

бусы –

тапочки –

удочка –

машина –

рыбак –

1. Вставьте в конец документа свою фамилию и время окончания задания.

2. Сохраните документ в  той же папке под именем Матрёшка1.

2. На рабочем столе/ класс 5/ Фокус

Фокус

Научись делать фокусы. Переставь в слове слоги местами так, чтобы получилось новое слово.

Пример: камыш — мышка. Используй команду Вырезать. В файле Фокус набран  следующий текст:

кабан – кабан

рано – рано

лыжи – лыжи

сосна – сосна

навес – навес

цоколь – цоколь

1. Установите курсор в начало документа, пользуясь комбинацией клавиш Ctrl + Home.

2. Подумайте,  какая комбинация клавиш предназначена для того, чтобы установить курсор в конец документа.

3. Вставьте в конец документа свою фамилию и время окончания задания.

4. Сохраните документ в той же папке под именем Фокус1.

3. На рабочем столе/5 класс/ Алгоритм

Алгоритм

Расставь команды алгоритма «Посадка дерева» в разумной последовательности. Используя команды Вырезать и Вставить.

Засыпь ямку.

Поставь лопату и лейку на место.

Выкопай ямку.

Возьми лейку и полей саженец.

Возьми лопату и саженец.

Посади саженец в ямку.

1. Вставьте в конец документа фамилию и время окончания задания.

2. Сохраните файл с изменениями в той же папке под именем Алгоритм1.

– Садимся по местам. Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите, какой маршрут мы прошли. Кратко этапы маршрута. 18 слайд

1. Кроссворд – повторили устройства компьютера.

2. Алгоритм – познакомились с понятием алгоритм, напомните мне, что это?

3. Колесо истории – узнали историю слова алгоритм.

4. Почта – устно вспомнили назначения клавиш.

5. Привал – физкультминутка.

6. Тренажёр – отрабатывали практические навыки.

– Давайте запишем в своих тетрадях на странице 79 назначение новых клавиш. Комбинации клавиш перемещения в конец и в начало документа.

5. Домашнее задание (2 мин.)

19 слайд Дома выполните в рабочих тетрадях № 46, 47, 48 стр. 79 – 81.

§2.9 (стр. 91 – 92), вопросы 5 – 6 на стр. 94 учебника.

6. Рефлексия  (5 мин.)

Самооценка 20 слайд

– Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.

– Когда мы говорим с кем–то лично или по телефону, наши эмоции проявляются через смех, выражение лица, интонации голоса, позу… При разговоре мы передаем собеседнику не только слова, но и эмоциональную информацию, которая не выражается словами.

– Когда мы общаемся с человеком с помощью электронной почты, то наше единственное средство – это текст, набранный на экране компьютера. Собеседник не видит лица и не слышит голоса. Поэтому ему порой бывает трудно понять весь смысл послания.

– Для того чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют смайлики (от англ. smiley – улыбаться). Смайлик – это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое–то чувство или настроение. Смайлики вы можете употреблять и в записках, которые пишите своим друзьям.

– Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок.

:–) – радостное лицо

;–) – подмигивающая улыбка

:– ( – грустное лицо

: 0) – клоун

8: –) – маленькая девочка

Оцените себя, используя смайлики.  21 слайд

– Учитель предлагает нарисовать детям смайлики в зависимости от того, как они оценивают свой успех на уроке:

: – ) —  те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке.

: – ? —  те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке.

: – ( —  те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.

– Как вы думаете, мы полностью научились работать на компьютере? Конечно, нет. Нас с вами ждёт ещё не одно путешествие в удивительный мир компьютера.

7. Учитель выставляет оценки за урок.

Фрагменты презентации к уроку

              1 слайд                               3 слайд                                   5 слайд

            6 слайд                                   7 слайд                                 8 слайд

            16 слайд                           17 слайд                                 18 слайд

           19 слайд                            20 слайд                                   21 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Работа с фрагментами текста"

Работа с фрагментами текста. Разработка урока....

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Конспект для 5 класс по учебнику Л.С. Босова....

Урок информатики в 5 классе. Тема: Редактирование текста: работа с фрагментами и поиском информации..

Урок расширяет представления учащихся по редактированию текста (удалению, копированию, перемещению, поиску и замене фрагмента).Развивает познавательный интерес, логическое мышление. Повышает интерес к...

Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).

Предложенная разработка может использована для подготовки  одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....

Разработка урока информатики "Редактирование текста. Работа с фрагментами"

Разработка урока информаматики в 5 классе по теме "Редактирование текста. Работа с фрагментами", к разработке прилагается тест на проверку ранее изученного материала, кроссворд, презентация к уроку, ф...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: Фрагмент интегрированного урока Английский язык + Психология. Работа над текстом, качественными прилагательными. Определение темперамента.

Задания направлены на отработку качественных прилагательных, для описания характера человека. Дается информация о типах темперамента. Учащиеся могут определить свой тип темперамента по определенными х...

Конспект занятия по информатике по теме "Редактирование текста. Работа с фрагментами", 5-й класс c применением интерактивной доски SMART Board

Цель урока проконтролировать уровень усвоения материала по темам: «Основные приёмы редактирования текста», «Назначение клавиш»....