Урок по информатике "Редактирование текста. Работа с фрагментами."
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Редактирование текста. Работа с фрагментами" в 5 классе. Разработан на основе УМК Л.Л. Босовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse_redaktirovanie_teksta._rabota_s_fragmentami.doc | 470.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Редактирование текста. Работа с фрагментами»
проведён в 5 классе учителем информатики МОУ–СОШ №3
городского округа Кинель Самарской области
Клементьевой Натальей Викторовной 3 февраля 2009 года
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
- дать представление о фрагменте текстового документа и алгоритме;
- расширить представления о редактировании текста и сформировать соответствующие навыки.
Задачи урока.
- Обучающая: проконтролировать уровень усвоения материала по теме, познакомить учащихся с новыми комбинациями клавиш.
- Воспитательная: воспитание познавательного интереса к предмету; воспитание дисциплинированности; контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК; совершенствование навыков самостоятельной работы.
- Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.
Основные понятия: алгоритм, фрагмент.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, доска, выставка рисунков учащихся.
Литература:
1. Информатика. Учебник для 5 класса/Л.Л. Босова.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
2. Информатика. Рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
3. Уроки информатики в 5 – 6 классах: Методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Ход урока.
- Организационный момент (1 мин.)
Приветствие. Проверка отсутствующих.
2. Мотивационный (7 мин.)
Вступительное слово учителя
– Два триместра мы с вами осваивали азы компьютерной грамотности: изучали основные устройства компьютера, учились работать с мышкой, набирать текст, выполнять несложные вычисления. Для того чтобы успешно работать на ПК, необходимо хорошо знать клавиатуру: назначение отдельных клавиш и их комбинаций для выполнения различных задач. И сегодня мы подведём первые итоги нашей работы. Давайте для этого отправимся в своеобразное путешествие.
– Отправляясь в путешествие, люди собирают необходимый багаж, планируют и изучают маршрут, ставят перед собой задачи. 2 слайд В дороге они обязательно встречают что-то новое для себя. Давайте и мы начнём собираться. В качестве багажа возьмём наши знания и умения, нашим путеводителем и помощником в этом путешествии будут Курсор Текстович и его подружка Мышка, знаем мы их? (На доске прикреплены рисунки детей). Какова же будет цель нашего путешествия?
– 3 слайд. Как говорил Сенека: “Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным”. Эти слова станут эпиграфом нашего урока. 4 слайд Итак, целью нашего путешествия будет закрепление изученных нами навыков работы на компьютере и основных устройств ПК. Как вы думаете, узнаем мы что–нибудь новенькое во время путешествия? (Конечно.)
Фронтальная работа
– 5 слайд. Откройте рабочие тетради на странице 57. Давайте сначала выполним задание №5 разгадаем кроссворд «Устройства компьютера» и вспомним, для чего предназначен наш главный помощник на уроках информатики Персональный компьютер? (Для работы с информацией.) А что для нас информация? (Сведения, знания.) А какие действия компьютер производит с информацией? (Хранение, передача, обработка.)
Разгадывание кроссворда
К | л | а | в | и | а | т | у | р | а | |||||||
П | р | о | ц | е | с | с | о | р | ||||||||
М | о | н | и | т | о | р | ||||||||||
П | а | м | я | т | ь | |||||||||||
М | ы | ш | ь | |||||||||||||
ю | ||||||||||||||||
Д | и | с | к | е | т | а | ||||||||||
В | и | н | ч | е | с | т | е | р | ||||||||
П | р | и | н | т | е | р |
По горизонтали:
- Основное устройство ввода информации.
- «Мозг» компьютера.
- Устройство вывода информации.
- Устройство хранения программ и данных.
- Устройство для быстрого перемещения по экрану и выбора информации.
- Носитель информации, на который записывают программы для хранения.
- Другое название жёсткого диска.
- Устройство, с помощью которого можно вывести на бумагу тексты и рисунки.
По вертикали:
- Основной инструмент сбора, хранения и обработки информации.
3. Изучение нового материала (7 мин.)
Объяснение с помощью иллюстративного материала, фронтальная беседа.
Алгоритм 7 слайд
– Слово – алгоритм. Обратите внимание на написание слова. Кто знает, что обозначает это понятие? Существуют разные определения, но смысл один. Последовательность действий или команд, исполнение которых приведёт к задуманному результату. И сейчас каждый из вас выполнил алгоритм по составлению слова из определённых букв, пользуясь указаниями. Каждый день нам приходится иметь дело, с проблемами, или задачами, которые имеют вид требований или вопросов. Например, собраться в школу, приготовить чай. А в математике? (Найти корни уравнения, решить пример по действиям) А в информатике? (Скопировать текст, сохранить информацию, выключить ПК.) Чтобы научить другого, выполнить эту же работу, надо описать последовательность действий, т.е. составить алгоритм.
Колесо истории 8 слайд
– Откуда же произошло это слово? Перед нами колесо истории, вращая которое, мы и узнаем это. В IX веке жил узбекский ученый Мухаммед аль Хорезми, что означало Мухаммед родом из города Хорезма. Он предложил правила выполнения арифметических действий с многозначными числами, и очень долго именно эти правила называли алгоритмом, а позже этим понятием стали называть любую последовательность действий, команд, приводящую к задуманной цели.
Почта 9 – 14 слайд
– Кстати, сегодня утром в школу для вашего класса была доставлена почта. От кого вы думаете? Правильно, от Курсора Текстовича. Он хоть и очень умный, но без нашей помощи ему не обойтись. Давайте поможем ему решить его проблемы. Но сначала откройте рабочие тетради на странице 57 задание №6. Перед вами изображение клавиатуры, прежде чем помочь Курсору Текстовичу скажите, на какие группы условно можно разделить все клавиши? Алфавитно–цифровые – для ввода символов, специальные – для выполнения различных задач, удаления, вставки, перемещения по строке и странице и т.д., клавиши управления курсором, клавиши дополнительной клавиатуры – для быстрого ввода числовой информации, а функциональные? Мы лишь знаем, что в разных программах за ними закреплены разные функции, команды. Хорошо, скажите, а что вообще указывает текстовый курсор? (Место куда можно вводить или редактировать текст.) Послушайте, что Курсор Текстович написал, и назовите клавиши, которые помогут справиться ему с проблемой:
Вот стою я на странице | Два слова слились, |
Заголовок напишу Буквами заглавными. | В конце строчки |
Имя своё с большой буквы пишу. | На новую строчку пора мне идти, |
Написал я слово «крот», Вновь ошибка у меня, |
Привал 15 слайд
– Ну всё, ребята, привал, можно и отдохнуть, да вот ещё последняя телеграмма от нашего друга.
Ну всё, отдыхать, на покой мне пора,
Спасибо за всё, дорогие друзья!
Вот только за партами вы не сидите,
Вставайте и мой алгоритм выполняйте!
Физкультминутка: 16 слайд
Мы руками поведем,
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре –
Вот мы к берегу приплыли.
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять.
Вправо, влево, вправо, влево,
А теперь ещё кругом
Головой мы поведём.
Не забудем и присесть –
Раз, два, три, четыре,
На счет пять – за парты сесть.
– Мы выполнили алгоритм, какой цели мы достигли? (Отдохнули, расслабились.)
4. Закрепление знаний (18 мин.)
Практическая работа за компьютерами.
Тренажёр 17 слайд
– А теперь давайте проверим наши знания на практике. Этот этап нашего путешествия я назвала тренажёр. Как вы думаете почему? Тренажёр – устройство для тренировки, а нам и надо отработать наши навыки работы за компьютером.
Ученики садятся за компьютеры и выполняют задания в MS Word.
1. На рабочем столе/ класс 5/Матрёшка
Матрёшка
В нашем языке есть слова похожие на матрёшку. Внутри слова спрятаны другие слова.
Например: в слове черёмуха – муха. Найди в данных словах затаившиеся слова. Используйте команду Копировать.
победа –
бусы –
тапочки –
удочка –
машина –
рыбак –
1. Вставьте в конец документа свою фамилию и время окончания задания.
2. Сохраните документ в той же папке под именем Матрёшка1.
2. На рабочем столе/ класс 5/ Фокус
Фокус
Научись делать фокусы. Переставь в слове слоги местами так, чтобы получилось новое слово.
Пример: камыш — мышка. Используй команду Вырезать. В файле Фокус набран следующий текст:
кабан – кабан
рано – рано
лыжи – лыжи
сосна – сосна
навес – навес
цоколь – цоколь
1. Установите курсор в начало документа, пользуясь комбинацией клавиш Ctrl + Home.
2. Подумайте, какая комбинация клавиш предназначена для того, чтобы установить курсор в конец документа.
3. Вставьте в конец документа свою фамилию и время окончания задания.
4. Сохраните документ в той же папке под именем Фокус1.
3. На рабочем столе/5 класс/ Алгоритм
Алгоритм
Расставь команды алгоритма «Посадка дерева» в разумной последовательности. Используя команды Вырезать и Вставить.
Засыпь ямку.
Поставь лопату и лейку на место.
Выкопай ямку.
Возьми лейку и полей саженец.
Возьми лопату и саженец.
Посади саженец в ямку.
1. Вставьте в конец документа фамилию и время окончания задания.
2. Сохраните файл с изменениями в той же папке под именем Алгоритм1.
– Садимся по местам. Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите, какой маршрут мы прошли. Кратко этапы маршрута. 18 слайд
1. Кроссворд – повторили устройства компьютера.
2. Алгоритм – познакомились с понятием алгоритм, напомните мне, что это?
3. Колесо истории – узнали историю слова алгоритм.
4. Почта – устно вспомнили назначения клавиш.
5. Привал – физкультминутка.
6. Тренажёр – отрабатывали практические навыки.
– Давайте запишем в своих тетрадях на странице 79 назначение новых клавиш. Комбинации клавиш перемещения в конец и в начало документа.
5. Домашнее задание (2 мин.)
19 слайд Дома выполните в рабочих тетрадях № 46, 47, 48 стр. 79 – 81.
§2.9 (стр. 91 – 92), вопросы 5 – 6 на стр. 94 учебника.
6. Рефлексия (5 мин.)
Самооценка 20 слайд
– Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.
– Когда мы говорим с кем–то лично или по телефону, наши эмоции проявляются через смех, выражение лица, интонации голоса, позу… При разговоре мы передаем собеседнику не только слова, но и эмоциональную информацию, которая не выражается словами.
– Когда мы общаемся с человеком с помощью электронной почты, то наше единственное средство – это текст, набранный на экране компьютера. Собеседник не видит лица и не слышит голоса. Поэтому ему порой бывает трудно понять весь смысл послания.
– Для того чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют смайлики (от англ. smiley – улыбаться). Смайлик – это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое–то чувство или настроение. Смайлики вы можете употреблять и в записках, которые пишите своим друзьям.
– Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок.
:–) – радостное лицо
;–) – подмигивающая улыбка
:– ( – грустное лицо
: 0) – клоун
8: –) – маленькая девочка
Оцените себя, используя смайлики. 21 слайд
– Учитель предлагает нарисовать детям смайлики в зависимости от того, как они оценивают свой успех на уроке:
: – ) — те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке.
: – ? — те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке.
: – ( — те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.
– Как вы думаете, мы полностью научились работать на компьютере? Конечно, нет. Нас с вами ждёт ещё не одно путешествие в удивительный мир компьютера.
7. Учитель выставляет оценки за урок.
Фрагменты презентации к уроку
1 слайд 3 слайд 5 слайд
6 слайд 7 слайд 8 слайд
16 слайд 17 слайд 18 слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Работа с фрагментами текста"
Работа с фрагментами текста. Разработка урока....
Редактирование текста. Работа с фрагментами.
Конспект для 5 класс по учебнику Л.С. Босова....
Урок информатики в 5 классе. Тема: Редактирование текста: работа с фрагментами и поиском информации..
Урок расширяет представления учащихся по редактированию текста (удалению, копированию, перемещению, поиску и замене фрагмента).Развивает познавательный интерес, логическое мышление. Повышает интерес к...
Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).
Предложенная разработка может использована для подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....
Разработка урока информатики "Редактирование текста. Работа с фрагментами"
Разработка урока информаматики в 5 классе по теме "Редактирование текста. Работа с фрагментами", к разработке прилагается тест на проверку ранее изученного материала, кроссворд, презентация к уроку, ф...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: Фрагмент интегрированного урока Английский язык + Психология. Работа над текстом, качественными прилагательными. Определение темперамента.
Задания направлены на отработку качественных прилагательных, для описания характера человека. Дается информация о типах темперамента. Учащиеся могут определить свой тип темперамента по определенными х...
Конспект занятия по информатике по теме "Редактирование текста. Работа с фрагментами", 5-й класс c применением интерактивной доски SMART Board
Цель урока проконтролировать уровень усвоения материала по темам: «Основные приёмы редактирования текста», «Назначение клавиш»....