Урок-игра "Основы информатики".
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему

Пантюхова Елена Васильевна

 Цель урока представить в игровой форме изученный материал и проверить знания учащихся по теме:  «Основы информатики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_osnovy_informatiki.doc984.5 КБ
Файл osnovy_informatiki.pptx412.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Основы информатики»

Тип урока: Урок-игра

Участники урока: учащиеся 10 класса

 Цели урока: представить в игровой форме изученный материал и проверить знания учащихся по теме:  «Основы информатики»

Задачи:

  • Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплинированности, чувства ответственности; формирование культуры общения “учитель” – “ученик”, “ученик” – ученик”.
  • Развивающие: развитие творческих способностей учащихся, логического мышления, повышение интереса к предмету;
  • Образовательные: закрепить знания по темам: «Компьютер и программное обеспечение», «Кодирование информации», «Системы счисления»

Оборудование:

  1. Презентация;
  2. Раздаточный материал с заданием;
  3. 2 тарелки с водой, 2 стакана, 2 ложки.

Подготовка к уроку: Разделиться на две команды, выбрать капитана, название команды

Ход урока 

I. Вводное слово учителя 

Сегодня у нас не обычный урок. А урок,  который мы проведём в форме игры.

II. Представление команд 

1.  Разминка. Блиц-турнир

1. Основная микросхема, производящая в компьютере обработку информации? (Процессор)

2. Устройство ввода информации, часто применяемое в компьютерных играх?

(Джойстик)

3. Стандартное устройство для ввода алфавитно-цифровых данных в ПК?

 (Клавиатура)

4. Комбинация символов после последней точки в имени файла, которая определяет тип файла?  (Расширение)

5. Устройство визуального отображения информации. (ДИСПЛЕИ)

6. Совокупность нескольких ЗУ. (ПАМЯТЬ ЭВМ)

7. Операция отождествления символов или групп символов одного кода с символами или группами символов другого кода. (КОДИРОВАНИЕ)

8. Группа символов, состоящая из восьми, рядом записанных бит. (БАЙТ)

9. Устройство, вращающее магнитный диск, записывающее на этот диск информацию и считывающее с него информацию. (ДИСКОВОД)

10. Единица количества информации, наименьшая. (БИТ)

11. Лицо, которое пользуется ЭВМ. (ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ)

12. Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер. (СКАНЕР)

13. Жесткий диск, предназначенный для постоянного хранения информации, используемый при работе с компьютером. (ВИНЧЕСТЕР)

14. Алфавитно-цифровое печатающее устройство. (ПРИНТЕР)

15. Программа, служащая для создания архивов, содержащих файлы в сжатом виде. (АРХИВАТОР)

16. Метка на экране, перемещающаяся при нажатии соответствующих клавиш. (КУРСОР)

17. Способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр). (СС)

2. Конкурс умников.  (3 – 8 слайды)

 Участникам, учитель предлагает вопросы с тремя вариантами ответов. Участник должен назвать номер ответа, не соответствующим данному определению.

Отдельные вопросы написаны на слайде.

 (знаком * помечены номе­ра, которые должны быть выбраны):

Адрес — это:

1. Порядковый номер байта ОП.

2. Порядковый номер элемента программы.*

3. Часть письма в электронной почте.

Вирус — это:

1. Ошибка в программе.*

2. Возбудитель инфекционного заболевания.

3. Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.

Диск — это:

1. Носитель информации.

2. Геометрическая фигура.*

3. Спортивный снаряд.

Сеть — это:

1. Совокупность строк и столбцов в таблице.*

2. Рыболовная снасть.

3. Несколько соединенных между собой ПК.

Драйвер — это:

1. Водитель автомобиля.

2. Переводчик программы на машинный язык.*

3. Программа для обслуживания периферийного устройства.

3. Конкурс мудрецов.  (9 – 12 слайд)

Участники команд должны выбрать понятие из информатики, соответствующее предложенным «крылатым словам». Фразы написаны на слайдах. Сначала варианты ответов не предлагаются. Если участники затрудняются, тогда можно предложить варианты ответов. В предложенных примерах знаком * выделены нужные понятия.

 «На ошибках учатся»:

1) написание программы;

2) резервное копирование программ на дискету;

3) отладка программ *.

«Возмутитель спокойствия»:

1) звуковой сигнал на ПК;

2) антивирусная программа;

3) компьютерный вирус*.

 «Как белка в колесе»:

1) зацикливание программы *;

2) использование в программе повторения;

3) «зависание» ПК.

4. Конкурс «Пойми меня».

Помните анекдот: «Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает:

         «Ты что на рыбалку собрался?»

         «Да нет, я на рыбалку»

         «А я думал ты на рыбалку ...»

Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информации должны существовать приемник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла.

Сейчас 2 команды по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов.

Задания попрошу получить капитанов у меня. На подготовку командам дается 3 минуты.

Задания: Изобразить мимикой и жестами:

I команде:

                  1. Принтер

                 2. Компьютер завис

II команде:

                   1. Мышь.

2. Мальчика, играющего в компьютерную игру

 

5. Чей процессор работает быстрей.

 Для хранения информации в компьютере есть несколько устройств, которые объединяются общим названием "память". Так в компьютере есть оперативная память и внешняя память.

Задания командам: дискета - это тарелка с водой, вода - информация, стакан - оперативная  память. От команды выбрать одного человека - процессор, который будет при помощи ложки перекачивать информацию с дискеты в оперативную память. Жюри оценивает характеристики процессора - быстродействие и какой процессор больше перекачает информации.

6. Конкурс шифровальщиков

Помните в рассказе Артура    Конан-Дойля      «Пляшущие человечки», преступник применял оригинальный код для записи своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или шифр.

Сейчас вы попытаются расшифровать тексты и объяснить способы кодирования.

Капитанов команд попрошу получить задания.

Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования:

         1. Роса шила ф фасе.

         2. Коляманлядаля.

         3. Акитамрофни.

         Ответы:

         1. Роза жила в вазе (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие - на глухие)

         2. Команда  (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)

         3. Информатика (способ кодирования: слово пишется наоборот)

7. Знатоки систем счисления

  1. До нас дошла римская система записи чисел, которые в некоторых случаях применяются в нумерации. В римской системе в качестве цифр используются латинские буквы:

I   V   Х    L    С     D       М

1  5   10   50  100  500   1000

Чему равно следующее число МСМХС1Х? (1999)

2. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа:

341 (5),

123 (4),

222 (3),

111 (2).

8. Подведение итогов

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок - ирга

Слайд 2

Разминка

Слайд 3

Конкурс «Умники и умницы»

Слайд 4

Адрес — это: 1. Порядковый номер байта ОП. 2. Порядковый номер элемента программы. 3. Часть письма в электронной почте.

Слайд 5

Вирус — это: 1. Ошибка в программе. 2. Возбудитель инфекционного заболевания. 3. Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.

Слайд 6

Диск — это: 1. Носитель информации. 2. Геометрическая фигура. 3. Спортивный снаряд.

Слайд 7

Сеть — это: 1. Совокупность строк и столбцов в таблице. 2. Рыболовная снасть. 3. Несколько соединенных между собой ПК.

Слайд 8

Драйвер — это: 1. Водитель автомобиля. 2. Переводчик программы на машинный язык. 3. Программа для обслуживания периферийного устройства.

Слайд 9

Конкурс «Пойми меня»

Слайд 10

«На ошибках учатся»: 1) написание программы; 2) резервное копирование программ на дискету; 3) отладка программ .

Слайд 11

«Возмутитель спокойствия»: 1) звуковой сигнал на ПК; 2) антивирусная программа; 3) компьютерный вирус.

Слайд 12

«Как белка в колесе»: 1) зацикливание программы ; 2) использование в программе повторения; 3) «зависание» ПК.

Слайд 13

Конкурс «Пойми меня»

Слайд 14

Конкурс «Чей процессор работает быстрей»

Слайд 15

Конкурс «Шифровальщиков»

Слайд 16

Конкурс «Знатоки систем счисления»

Слайд 17

I V Х L С D М 1 5 10 50 100 500 1000 Чему равно следующее число МСМХС1Х ?

Слайд 18

Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа: 341 123 222 111

Слайд 19

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку информатики по теме «Информация» для базового курса 10 класса в соответствии с «Примерной программой среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)».

В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств ...

Доклад по информатике : Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ

Модернизация образования предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов – формирование информационно-коммуникативной компетентностиучащихся. Информационная к...

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

информатика 5. Введение в информатику

разработка урока и презентация к уроку информатики в 5 классе "Введение в информатику"....

Мероприятие по информатике "Занимательная информатика"

Мероприятие по информатике для учеников 10 класса  "Занимательная информатика"...

Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"

Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащих­ся физико-математического, частично естественно-научного и тех­нико-технологичес...