9 класс. Символьные величины. Конспект урока
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Таможникова Галина Ивановна

Решение задач с символьными величинами в среде Паскаль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9 класс. Символьные величины48 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс. Строковый, символьный тип данных. Конспект урока

Строка символов может состоять из одного или нескольких символов, а также  не содержать ни одного символа (пустая строка, или строка нулевой длины).

Тип char (для одного символа). 

Наиболее распространенная международная согласованная система кодирования всех символов - система ASCII. Символы с кодами от 0 до 127 представляют так называемую основную таблицу кодов ASCII. Эта часть идентична на всех IBM-совместимых компьютерах. Коды с символами от 128 до 255 представляют национальную часть.

Так как символы языка упорядочены, то к символьным данным применимы операции сравнения. Операция сравнения осуществляется следующим образом: из двух символов меньше тот, который встречается в таблице ASCII раньше.

Значения для переменных типа char (символьные) задаются в апострофах: ch := '*'; a := 'ы';

Функция ord(x) возвращает (выводит) код символа, тип переменной при этом становится числовым. Функция  chr(N), наоборот, по числовому коду возвращает значение символа, а тип величины становится символьным!

Тип string (для строки символов).

Максимальная длина текстовой строки 255 символов.

Для доступа к отдельному символу в строке необходимо указать имя строки и в квадратных скобках номер позиции элемента (символа) в строке. При этом по отношению к отдельному символу строки возможны все те же операции, что и к переменной типа Char.

Операции,  функции   для работы с символьными величинами

1. Операция сложения символьных величин.

Операция сложения позволяет строить из двух символьных строк третью, состоящих из символов первой, за которой следуют символы второй.

Обозначается эта операция знаком "+".

Пример 1.

Описываем строковые переменные.

var s1, s2, s3: string;

Присваиваемое значение строки заключается в апострофы. Присвоим первым двум следующие значения, а третья будет равна их склеиванию:

s1: = ' Тише едешь -  ';

s2:= 'дальше будешь’;

s3:=s1+’’+s2;

Строка s3 имеет значение 'Тише едешь – дальше будешь'.

2. Длина строки

Под длиной строки понимается количество введенных символов, но она не может превышать максимально возможной длины (в описательной части). Это значение можно определить при помощи функции, результат которой целое число, равное количеству символов.

Пример 2.

s1:='12345';
s2:= 'Семеро одного не ждут’;
k1:=Length(s1);
k2:=Length(s2).

В результате значения целых переменных будут равны: kl=5, k2=21.

3. Копирование

Функция copy(str,n,m)копирует т символов строки str, начиная с n-го символа, при этом исходная строка не меняется. Можно результат этой функции присваивать другой строке или сразу выводить его на экран.

Пример 3.

s1:='паровоз';
s2:='123456';
s3:=copy(s1, 5, 3);
writeln(s3);
writeln(copy(s2, 3, 2));

Значения переменной s1=’воз’. А на экране будут выведены следующие строки: воз и 34.

4. Удаление

Delete(str, n,m), которая вырезает из строки str m символов, начиная с n-го. таким образом сама строка изменяется.

Пример 4.

Дан фрагмент программы:

s:='123456';
delete(s, 3, 2);
writeln(s);

После выполнения этих операторов из строки будут удалены два символа, начиная с третьего, то есть строка будет такой: s = '1256'.

5. Замена (Вставка)

Insert(s1,s2,n) – вставка строки s1 в строку s2, начиная с п-го символа, при этом первая строка остается такой же, как и была, а вторая получает новое значение.

Пример 5.

s1;='34':
s2:='1256';
insert (s1, s2, 3);

В результате выполнения данной процедуры строка будет такой s2='123456'.

6. Числа и строки

Надо заметить, что число 25 и строка ‘25’– это не одно и то же. Для работы с числами и строками в применяются две процедуры.

Str(n,s1) – переводит числовое значение n в строковое и присваивает результат строке s1, причем можно переводить как целые числа, так и вещественные.

Пример

n:=12;
str(n,s1);
- после выполнения s1 ='12';

Существует обратная операция, переводящая строковое значение в числовое.

Функция val(s, n, k) – переводит строковое значение в числовое, если данная строка действительно является записью числа (целого или вещественного), то значение k=0,
а n
 – это число, иначе k будет равно номеру символа, в котором встречается первое нарушение записи числа n.

Пример

val(‘1234',n,k) п=1234, k=0;

7.  Функция Pos(Str1, Str2) – определяет позицию подстроки Str2 в строке Str1. Результат функции— целое число, и оно определяет номер N первого элемента, с которого начинается первое вхождение подстроки. Если такой подстроки нет, то значение функции равно 0

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Дано: слово А.
       а) напечатать его по вертикали,
       б) переставить буквы слова в обратном порядке.

Program STR1; 

uses  crt; 

var i:byte; a:string;            

begin

writeln('a=');

 readln(a) ;

for i:=1 to length(a)  do

writeln(copy(a,i,1));

end. 

Дано: Целое  число n

Вывести образующие его цифры в обратном порядке и найти квадрат полученного  числа. (Например исходное число – 81; обратное – 18; его квадрат – 324).

Program STR2 ;

uses  crt;

var n,k :integer;

L1,L :string;

i:Byte;

begin

writeln('n=’); readln(n);

 str(n,L);  L1:='';

 for i:=length(L) downto 1 do

 L1:=L1+copy(L,i,1);

 Writeln('обр.число=',L1); val(L1,n,k);

 if k=o then writeln(‘квад=’,sqr(n));

end.        

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Что  является  результатом  каждой функции, предназначенной для выполнения операций над строками?    
  2. Что является результатом действия функции length(a)?    
  3. Какие функции позволяют определить код по символу и символ по коду?
  4. Может ли значение функции length(a) быть равным 300?
  5. Верно  ли  что  символы  "А"  и "а" имеют одинаковые коды?

Источники для конспекта:

  1. Конспекты уроков информатики в 9-11 классах: Практикум по программированию/ авт.-сост. А.А.Чернов. – Волгоград: Учитель, 2008
  2. Интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/528151/  (автор статьи Пашабекова С.А.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 5 классе "Зимняя пора" (конспект урока с приложениями)

Урок "Зимняя пора" проведен   по программе Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство. 5-9 классы» в 5 классе. Программа разбита на блоки. Этому уроку предшествовало изучение ...

Презентация. "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина в 7 классе. Приложение к конспекту урока "Мудрость старца".

В ряду многих  задач, которые я ставила перед собой, готовясь к учебному освоению «Песни о вещем Олеге» в седьмом классе, решила особо выделить углубленное  рассмотрение нравственных вопросо...

5 класс. Искусство изразцов (конспект урока)

Конспект урока по изобразительному искусству  для 5 класса по программе Б.М.Неменского....

Повторение изученного в 5 классе"Имя существительное"Конспект урока в 6 классе

Обобщить и закрепить знания и умения по теме «Имя существительное».Развивать умение: Правильного написания имён существительных; Правильного употребления имён существительных в речи....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...