Разработка урока по Информационным технологиям на тему "Создание многотабличной БД"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) по теме

Галимова Лейла Гатуфовна

Разработка урока входит в раздел "Базы данных", можно проводить как на уроках информатики и информационных технологиях.  Конспект урока написан по системе Шадрикова.

К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc896.5 КБ
Office presentation icon mnogotabl.bd_.ppt1.82 МБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока

ФИО преподавателя

Галимова Лейла Гатуфовна

Место работы

ГАОУ СПО «Лениногорский нефтяной техникум»

Группа

ИС-11

Предмет

Информационные технологии

Тема занятия

Создание многотабличной БД

Используемая образовательная система (методика, технология)

Компьютерное  обучение

Используемый учебник

Гаевский А. Е. Информатика, С.М. Диго Access учебно-практическое пособие.

Цели и задачи урока

Цель:

Задачи:

Цель:

Задачи:

Цель:

Задачи

Образовательные:

Cформировать у студентов новые понятия и способы действий работы в СУБД Access.

  1. Проконтролировать степень усвоения основных умений и навыков,  сформированных на предыдущих уроках.
  2. Способствовать расширению и углублению навыков  работы студентов в создании многотабличных баз данных
  3. Продолжить формирование общих  навыков работы в СУБД Access.

Развивающие:

Способствовать развитию психологических качеств личности, а также познавательного интереса к изучаемой дисциплине.

  1. Развитие познавательного интереса студентов к изучению данного материала.
  2. Способствовать развитию психологических качеств личности: любознательности, аккуратности, трудолюбия, самостоятельности.
  3. Развитие умения работать самостоятельно, индивидуально.

Воспитательные:

Способствовать формированию чувства любви и уважения к выбранной профессии

  1. Создание ситуации успеха в изучении данного предмета
  2. Сформировать чувство любви к выбранной профессии
  3. Воспитывать чувство бережного отношения к аппаратным средствам
  4. Воспитание коммуникативной культуры

Оборудование урока

  • Компьютер с проектором, доска
  • Презентация, выполненная в программе Power Point
  • Методические указания

Дидактические средства

Методические указания по выполнению практической работы

Использованная литература

Гаевский А. Е. Информатика,

С.М. Диго., Access учебно-практическое пособие.

Межпредметные связи.

Информатика, Базы данных.

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель:

Задачи преподавателя:

Методы:

        

           Задачи студентов:

        

           Методы:

Содержание этапа

Подготовить студентов к работе на уроке. Слайд 1

1.Сформировать общий настрой студентов на эффективную работу на занятии

2. Проверить готовность кабинета и группы к работе

1. Самопроверка

2. Беседа

1. Проверить свою готовность к уроку

2. Настроиться на эффективную работу

1. Самопроверка

2. Взаимопроверка

Взаимное приветствие

Учет присутствующих

Настрой студентов на работу, организация внимания

Наводящий вопрос

Предполагаемый ответ

Наводящий вопрос

Предполагаемый ответ

Речь преподавателя:

Давайте вспомним,  чем мы, занимались на предыдущем занятии?

Учились создавать базы данных. Однотабличную базу данных.

Скажите, а с помощью какого программного обеспечения , вы создавали базу данных?

СУБД Access

Сообщения цели и задач урока.

Мы, продолжаем изучение возможностей СУБД Access. Тема нашей практической работы:  «Создание многотабличной базы данных». Слайд  2

 А как вы думаете, какова цель нашего урока? (Слайд №4 . Тема урока.)

Цель нашего урока: создавать многотабличную БД, создавать таблицы в режиме конструктор;  использовать мастер подстановок для создания списков;  связывать таблицы между собой. (Слайд 3 . Цели урока и план урока слайд 4)

Где в  повседневной жизни мы сталкиваемся с базами данных?

Пополнения счета на телефон, в библиотеке, личные дела студентов, журнал успеваемости.

  1. Опрос студентов по пройденному  материалу.

Цель:

Задачи преподавателя:

Методы:

Задачи студентов:

Методы:

Вопросы

Ответы

3. Изучение нового учебного материала

Цель:

Задачи преподавателя:

Методы:

Задачи студентов:

Методы:

Речь преподавателя:

Фронтальный опрос полученных знаний

Установить правильность и осознанность полученных знаний на предыдущих уроках, а также устранить пробелы в знаниях.

1.Установить правильность и различия терминов.

2. Определить типичные ошибки в терминологии в ходе опроса.

3. Способствовать повторению пройденного материала.

4. Произвести своевременную коррекцию в знаниях и умениях.

5. Провести краткий инструктаж по технике безопасности.

1. Фронтальный опрос .

1. Закрепить понятия, пройденные на прошлом занятии.

2. Научиться отвечать на вопросы профессиональным  языком.

  1. Объяснение, рассказ
  1. Что такое база данных?
  2. Сколько способов создания таблиц в Access, вы знаете? Какой способ наиболее профессиональный, с вашей точки зрения?
  3. Зачем, необходимы раскрывающие списки при заполнении таблиц?
  1. Это различные данные, собранные в одном месте. Слайд 5
  2. 2 способа создания таблиц, с помощью ввода данных и с помощью конструктора создания таблиц. Наиболее профессиональным является способ с  помощью конструктора создания таблиц, он позволяет самому сконструировать и определить поля и их  типы данных, установить раскрывающие списки полей.
  3. Для упрощения ввода данных пользователю

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, пройденных на данном занятии

1.        Дать конкретное представление о создании таблиц с помощью конструктора, задание  дополнительных свойств  полей

2.        Способствовать восприятию первичного запоминания таких понятий как «ключевое поле», «свойства поля», «типы данных», «маска ввода»,«связь между таблицами».

3.        Систематизировать знания и умения  и навыки по пройденному материалу, на данном этапе.

  1. Репродуктивная беседа с использованием демонстрации  на экран  примеров создании таблиц.

  1. Объяснительно- иллюстративный.

1.Ознакомиться с понятиями «ключевое поле», «свойства поля», «типы данных», «маска ввода», «связь между таблицами.

2. Уметь вводить  создавать таблицы с помощью инструментальных средств Access.

3. Устанавливать связи между таблицами.

3. Аккуратно вести конспект.

1. Беседа

2. Учебная практика.

3. Конспектирование.

(Слайд 5)

В вашей профессиональной деятельности вы будете сталкиваться с различными базами данных. В период прохождения практик вам неоднократно придется самим разрабатывать  базы данных  по своей предметной области.

Создание таблицы базы данных состоит из двух этапов:

- на первом этапе определяется ее структура: состав полей, их имена, тип данных и размер каждого поля ключи, индексы таблицы и другие свойства полей;

-на втором этапе производится создание записей таблицы и заполнение их данными. Слайд 6

Задание:

Поле базы данных - это столбец таблицы, содержащий значения определенного свойства.

Строки таблицы являются записями об объекте; эти записи разбиты на поля столбцами таблицы, поэтому каждая запись представляет собой набор значений, содержащихся в полях.

Запись базы данных - это строка таблицы, содержащая набор значений свойств, размещенный в полях базы данных.

Каждая таблица должна содержать, по крайней мере, одно ключевое поле, содержимое которого уникально для каждой записи в этой таблице. Ключевое поле позволяет однозначно идентифицировать каждую запись в таблице.

Ключевое поле - это поле, значение которого однозначно определяет запись в таблице. Слайд 7,8

В качестве ключевого поля чаще всего используют поле, содержащее тип данных счетчик. Однако иногда удобнее в качестве ключевого поля таблицы использовать другие поля: код товара, инвентарный номер и т. п.

Многотабличная БД дает возможность создание БД,  где информация содержится в нескольких таблицах. При этом между таблицами должны быть установлены связи (отношения). Связь устанавливается на основании данных в совпадающих полях. Поля могут иметь и разные имена, но тип данных должен совпадать (допускается связь через поля Счетчик-Числовое/Длинное целое). Слайд 9

MS Access поддерживает четыре типа отношений:

-      один к одному;

-      один ко многим;

-      многие к одному;

-      многие ко многим.

Разработать базу данных ГРУППА в которой хранятся сведения о студентах, родителях студентов.

 База данных ГРУППА будет состоять из 4 таблиц: (Слайд 10, 11)

Личные дела – анкетные данные студента: № личного дела, фамилия, имя , отчество, дата рождения, пол, национальность, домашний адрес, телефон.

Имя поля

Тип данных

Размер поля

Формат поля

Тестовый

5

Фамилия

Тестовый

20

Имя

Тестовый

10

Отчество

Тестовый

20

дата рождения

Дата/время

Краткий формат даты

Код_пола

Число

Длинное целое

Код_национальности

Число

Длинное целое

домашний адрес

Тестовый

50

Паспорт

Тестовый

10

ИНН

Тестовый

12

телефон

Тестовый

10

фото

Поле OLE

Демонстрация создания БД   ГРУППА

4. Закрепление пройденного материала 

Цель:

Задачи преподавателя:

Методы:

Задачи студента:

Методы:

Речь преподавателя

Закрепление материала:

Критерии оценки:

Способствовать закреплению  умений студентов  в создании  многотабличных баз данных в СУБД Access.

  1. Закрепить умения и навыки студентов по заданной теме, необходимой для дальнейшей профессиональной деятельности.
  2. Научить применять полученные знания в жизненной  ситуации.
  3. Осуществить проверку  освоения умений и способов действий.
  1. Работа с методическими указаниями
  2. Компьютер

  1. Закрепить новые знания и умения
  2. Развивать навыки работы.

  1. Индивидуальная работа
  2. Самопроверка.

У вас на столах лежит  материал из методических указаний для выполнения практической работы №19. Слайд  12

Задание 1-3

 Создать  4 таблицы БД. В таблице личные дела для полей «паспорт» и «ИНН» установить маски ввода,  применить мастер подстановок  для полей Код_пола и Код_национальности

Методические указания:

  1. Запустить программу Access -  в поле  имя файла вписать Группа  - нажать на кнопку Создать.
  2. При этом Access создаст автоматически таблицу и запустит ее в режиме ввода. Для того, что бы спроектировать таблицу необходимо открыть ее в режиме конструктора. Щелкнуть на Главном меню кнопку  Режим, или правой кнопкой по вкладке таблицы и из контекстного меню выбрать команду конструктор.
  3. При этом  программа запросит вас о сохранении объекта. Дайте имя таблицы Личные дела.
  4. В режиме конструктор поочередно вводите имена полей при этом  , укажите правильно тип данных. При необходимости  задайте размер поля в области Свойства поля.

  1. Для поля паспорт необходимо выбрать тип данных текстовый потому что этот тип данных позволяет установить маску ввода. Номер паспорта состоит из двух частей серии 9206 и номера 562001. Для того чтобы содрать маску ввода необходимо в свойстве поля установить курсор на свойстве маска ввода -  нажать  на кнопку

  1. Откроется диалоговое окно Создание маски ввода – нажать на кнопку Список – в открывшемся окне необходимо заполнить маску ввода знаком #  символизирующем цифры (см рис.)

  1. Аналогичным  образом создайте маску ввода  для поля ИНН.

Задание 4. Установление связи между таблицами.

Методические рекомендации.

  1. Перейдите в меню Работа с базой данных – Схема данных
  2. Откроется окно схемы данных с 3 –мя таблицами
  3. Нажмите на кнопку  Отобразить таблицу на панели инструментов. Добавьте недостающую таблицу, предварительно ее выделив и нажав на кнопку Добавить.
  4. Выделите  в таблице Личные дела и удерживая нажатой левую кнопку мыши перетащите к таблице Родители , отпустив на поле
  5. Появится окно Изменение связей. Установите флажки Обеспечение целостности данных. (см рис.)

Дополнительные задания

Задание 5. Самостоятельно измените типы связей между таблицами:

 Личное дело – Пол

Личное дело – Национальность

Задание 6. Самостоятельно заполните таблицу Личные данные  и таблицу Родители - 10 значений.

 «5» - выполнил задания с 1-4 правильно,  грамотное  создание таблиц с заданием для полей масок ввода, применение мастера подстановок, определение ключевого поля ;

«4» - выполнил задания с 1- 4 , но есть 1  небольшая ошибка или не совсем правильно созданы таблицы БД;

«3» -, выполнил 1-2 задание,  или  не совсем правильно созданы таблицы  БД , есть ошибки в выполнении;

«2» - почти ничего не смог выполнить;

5. Задание на дом

Цель:

Сообщение студентам  о домашнем задании, методики его выполнения,  проверка понимания студентами содержание работы и способов выполнения домашнего задания. Слайд 15.

Домашнее задание:

Определить сколько необходимо добавить таблиц с именами полей в базу данных Группа, что бы в этой БД хранились  бы сведения  о изучаемых дисциплинах  и преподавателях преподающих эти дисциплины.

Критерии оценивания:

«5» - выполнил задание правильно, верное определение отношений (таблиц)  с указанием полей;

«4» - выполнил задание, но есть 1 небольшая ошибка или не совсем правильно определены поля таблиц;

«3» - выполнил задание, но есть 2 ошибки или не совсем правильно определена таблица с именами  полей,

«2» - почти ничего не смог выполнить;

Подведение итогов урока, выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Практическая работа №19 « Создание многотабличной БД » Дисциплина: Информационные технологии Конфуций

Слайд 3

Цель занятия : научиться: создавать многотабличную БД; создавать таблицы в режиме конструктор; использовать мастер подстановок для создания списков; устанавливать маску ввода в поля таблицы; связывать таблицы между собой.

Слайд 4

База данных – это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.

Слайд 5

Практическая работа №19 « Создание многотабличной БД » План: Изучение теоретического материала. Выполнение практической работы. * Дополнительное задания. 3. Оформление практической работы в тетрадь.

Слайд 6

Создание таблицы базы данных состоит из двух этапов: на первом этапе определяется ее структура : состав полей, их имена, тип данных и размер каждого поля ключи, индексы таблицы и другие свойства полей; на втором этапе производится создание записей таблицы и заполнение их данными.

Слайд 7

Табличная база данных содержит перечень объектов одного типа. Поле базы данных - это столбец таблицы, содержащий значения определенного свойства. Запись базы данных - это строка таблицы, содержащая набор значений свойств, размещенный в полях базы данных. Ключевое поле - это поле, значение которого однозначно определяет запись в таблице .

Слайд 8

Табличная база данных

Слайд 9

Многотабличная БД дает возможность создание БД, где информация содержится в нескольких таблицах. При этом между таблицами должны быть установлены связи (отношения).

Слайд 10

Задание. Разработать базу данных ГРУППА в которой хранятся сведения о студентах и родителях студентов.

Слайд 12

Оформление в тетради Практическая работа № 19 Тема: ( в методических указаниях ) Цель: ( в методических указаниях) Краткий конспект теоретического материала Ответы на контрольные вопросы

Слайд 13

Критерии оценки: «5» - выполнил задания с 1-4 правильно, грамотное создание таблиц с заданием для полей масок ввода, применение мастера подстановок, определение ключевого поля ; «4» - выполнил задания с 1- 4 , но есть 1 небольшая ошибка или не совсем правильно созданы таблицы БД; «3» -, выполнил 1-2 задание, или не совсем правильно созданы таблицы БД , есть ошибки в выполнении; «2» - почти ничего не смог выполнить ;

Слайд 15

Домашнее задание Определить сколько необходимо добавить таблиц с именами полей в базу данных Группа, что бы в этой БД хранились бы сведения о изучаемых дисциплинах и преподавателях преподающих эти дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Табличные информационные модели", информатика и ИКТ 7 класс, УМК Босова Л.

Методическая разработка урока включает:конспект урока;персональный лист-заданий ученика;дидактический материал;интерактивные задания для интерактивной доски STAR Board (файл Табличные модели.yar докум...

Метапредметный урок по информационным технологиям, истории, ИЗО «Один день Сталинградской битвы» 8 класс

                   Метапредметный урок по  информационным технологиям, истории, ИЗО...

Научно-методическая разработка урока: «Применение информационных технологий на уроках карачаевского языка и литературы»

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него...

Использование на уроках математики информационных технологий

Использование на уроках математики информационных технологий...

Статья с разработкой урока "Использование информационно-коммуникационных технологий при проведении уроков математики"

Данный материал содержит статью по теме "Использование информационно-коммуникационных технологий при проведении уроков математики", разработку урока математики с применением ИКТ по теме &quo...

Методическая разработка урока по предмету «Технология» с использованием образовательных онлайн-ресурсов учебного портала «Российская электронная школа» 7 класс 1 блок. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их р

Предмет: ТехнологияКласс: 7Раздел:1 блок. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития.Тема урока: «Альтернативные источники энергии. Ветер, вода,...

Разработка урока "Графические информационные модели"

В разработке урока содержится план проведения урока, материалы для решения задач по теме, информационная карта урока для учащихся....