Урок по теме : «Создание проектов в настольной издательской системе».
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) по теме

Сикорская Татьяна Александровна

Данный урок является промежуточным при изучении темы "Настольные издательские системы", рассчитан на 2 учебных часа и  представляет собой комбинированный урок, на котором обобщается изученный материал по данной теме, а затем на практике применяются полученные знания в процессе создания творческого проекта малыми группами учащихся. Перед проведением урока необходимо провести подготовительную работу по сбору необходимой для проектной деятельности информации. Для проведения урока используются две презентации, одна из которых является результатом поисковой деятельности учащихся на тему "Газетная история", другая - содержит сведения об оформлении и видах газет, об информационных и художественно-публицистических жанрах, используемых при создании печатной продукции. В качестве домашнего задания учащимся предлагается продумать линию представления и защиты своего творческого проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

учитель информатики  и ИКТ  МБОУ СОШ №55 г.Воронежа Сикорская Татьяна Александровна

Урок на тему : «Создание  проектов в настольной издательской системе»

Раздел программы: «Технологии создания и обработки текстовой и графической информации».

Тема урока: «Создание проектов в настольной издательской системе».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением, проектор.

Цели урока:

  • изучение видов  и элементов оформления публикаций, обобщение и применение  для решения реальной задачи(верстка газеты на заданную тему) знания возможностей настольной издательской системы Microsoft Office Publisher 2007;
  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умения излагать мысли, оформления их в виде электронной публикации;
  • развитие эстетических навыков;
  • контроль уровня усвоения учащимися программного материала.

Задачи урока:

  1. Воспитательная - развитие познавательного интереса,  осознание своей значимости в образовательном процессе.
  2. Учебная - повторение и проверка умений учащихся пользоваться современными компьютерными технологиями, изучение элементов оформления газетных публикаций и отработка навыков их применения при создании творческого проекта.
  3. Развивающая - развитие логического мышления, памяти, эстетических чувств.

Компетенции учащихся:

  1. Использовать макеты публикаций, поставляемые с Publisher, и модифицировать заготовку для создания собственной публикации.
  2. Добавлять текст в публикацию, видоизменять и перемещать текст, создавать колонки и продолжать статью на другой странице.
  3. Добавлять в публикацию рисунки, изменять внешний вид рисунков и управлять обтеканием текста вокруг рисунков.

Подготовительная работа: на предыдущем уроке учащиеся были разбиты на группы по 2 человека и провели поисковую работу по сбору текстового и графического материала по  выбранной теме с использованием Интернет-технологий.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Учитель определяет цели и задачи урока.

Наш сегодняшний урок будет посвящен оформлению такого распространенного вида публикации как газета.

Первую часть нашего занятия мы посвятим теории , т.е. постараемся понять, как правильно оформить газету, выясним , что такое дизайн газеты, рассмотрим основные элементы дизайна, именно те элементы, которые привлекают  читателей газет.  Выясним какие виды газет бывают, какие информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры используются при создании газетных публикаций, а также совершим экскурс в историю развития газетного дела у нас в России и в других государствах.

Эта первая часть нашего занятия будет являться теоретической базой для выполнения второй - практической части урока: верстки собственной газеты, которую вы будете выполнять, используя собранные и обработанные вами  материалы. Выполнять верстку газеты вы будете используя приложение ,  с которым мы познакомились на предыдущих занятиях.

И по пользованию этой программой у меня к вам будет несколько вопросов:

2.Обобщение изученного ранее материала в форме фронтального опроса.

Учитель повторяет и обобщает с учащимися пройденный материал, пользуясь вопросами.

Вопросы:

  1. Как называется приложение, с помощью которого вы будете выполнять верстку газеты?
  2. Перечислите основные возможности данной программы.
  3. Что такое шаблон? Как его использовать при создании публикации?
  4. С какими шаблонами вы уже работали?
  5. Что такое шрифтовая и цветовая схемы? Как ими пользоваться?
  6. Что такое текстовый блок и какие способы его заполнения вы знаете?
  7. Что такое «перетекание текста»?
  8. Какие действия можно выполнять с рисунками и фото в Publisher?
  9. Какое стандартное расширение у файла, созданного в Publisher?

3. Сведения из истории развития газетного дела.

Учитель представляет группу учащихся, подготовившую сообщение в рамках урока : « Творческая  группа учащихся класса приготовила презентацию на тему «Газетная история», которая предлагается вашему вниманию. »

(Учащиеся рассказывают об истории возникновения и развития газет, иллюстрируя свой рассказ материалами слайдов презентации «Газетная история».)

По окончанию сообщения, сделанного учащимися, учитель вместе с группой обсуждает полученные сведения.

4. О дизайне газетных публикаций.

Учитель рассказывает  учащимся о классификации газетных публикаций, вводит понятие дизайна, выделяет основные элементы дизайна, знакомит с различными информационными, аналитическими жанрами и их основными особенностями. Закрепляет с учащимися изученный материал, используя данные подготовленной им к уроку презентации (смотреть презентацию «Оформление газет»).

5.Верстка печатного издания.(Практическая часть урока)

Учитель предлагает учащимся  выполнить практическое задание в форме верстки газеты  на ранее выбранную ими тему,  объявив критерии оценивания будущей работы (тематика, объем собранного материала и качество его обработки, разнообразие жанров, дизайн).

6. Проверка созданных макетов.

В конце урока учитель проверяет и оценивает выполненную часть проекта.

7. Подведение итогов урока.

Учитель  анализирует полученные учащимися результаты  и подводит итоги урока.

8. Домашнее задание.  

Учителем объявляется домашнее задание:

  1. Уметь доказательно определять жанры публикаций  своей газеты;
  2. подобрать дополнительный текстовый и фотоматериал, если это необходимо;
  3. продумать защиту своего творческого проекта.

Литература

1. В. А. Молодцов, Н. Б. Рыжикова, Современные открытые уроки информатики 8-11 классы. Ростов – на  - Дону: изд – во «Феникс»,2003 г.

2. Статья «Газетное дело в России в XVIII – XIX вв.» Статья асс. Чернышевой Н. А. Кафедра истории. Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет).

3. Статья «Развитие печати в России.» ,Хавторина Ю.В. преподаватель кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций Московского гуманитарного Университета.

4. Тертычный А.А. Жанры периодической печати, М., 2000 г

5. Интернет-ресурсы:

http://office.microsoft.com

http://www.plam.ru

http://teh-red.narod.ru

http://manger.ru

http://www.coolreferat.com


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГАЗЕТЫ: ИЗ ГЛУБИН ВЕКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Слайд 2

Первой в мире газетой, сильно напоминающей современные нам издания, принято считать издававшуюся с 30 мая 1631 г. во Франции газету «La Gazette ». Возникновение «La gazette» связано с двумя именами: кардинала Ришелье и Теофраста Ренадо. Ришелье хорошо был осведомлен в действиях короля. И во времена , когда памфлеты во Франции были первым оружием, он знал, что все творения , написанные на противников кардинала , читались королем. Тогда у кардинала появилась идея издать периодический листок, который мог бы рассказывать всем о последних событиях, войнах , перемещениях и победах. Редактора и журналиста Ришелье нашел сразу . Эту работу он поручил своему самому лучшему помощнику – Теофрасту Ренодо, который смог в полной мере раскрыть свой талант ,издавая первую французскую газету . Кардинал Ришелье

Слайд 3

Первая газета «La Gazette» Тираж «La Gazette» насчитывал около 1200 экземпляров . Политическое значение « La Gazette» было настолько велико, что некоторые сообщения в неё писали лично король Франции Людовик XIII, а также кардинал Ришельё . Значение «La Gazette» для развития этого типа СМИ было особенно велико ещё и потому, что в «La Gazette» стала размещаться платная реклама. В 1657 году одна из английских газет опубликовала первое рекламное предложение , вскоре король Карл II разместил частное объявление о пропаже любимой собаки, а полвека спустя Даниэль Дефо положил начало политической журналистике , основав еженедельник « Обозрение государственных дел ».

Слайд 4

Предшественниками газет традиционно считаются новостные сообщения , распространявшиеся в Древнем Риме о событиях, произошедших в городе. Переписывавшиеся от руки свитки под названием итал. Acta diurna populi romani (Ежедневные дела Римского народа ) вывешивались на площадях и доставлялись политикам или просто знатным горожанам. Римские газеты представляли собой деревянные дощечки, на которых записывали хронику событий. Новостные сводки, как правило, имели неофициальный характер, пока Юлий Цезарь не распорядился в обязательном порядке распространять отчёты о заседаниях сената, донесения полководцев и послания правителей соседних государств.

Слайд 5

На протяжении последующих столетий в газетах мало что изменилось: вплоть до изобретения в Германии в 1450-х гг. Иоганном Гутенбергом печатного пресса, позволявшего размножать текст и изображения, не прибегая к услугам переписчиков, газеты (представлявшие собой всё те же переписанные от руки свитки с главными новостями) оставались весьма дорогим атрибутом жизни высокопоставленных чиновников или богатых торговцев . Печатный станок Гутенберга Фрагмент библии –  1 - й печатной книги на Земле

Слайд 6

Свой современный облик газеты начали приобретать в XVI веке. Тогда и вошло в обиход само название «газета» — по наименованию мелкой итальянской монеты gazzetta , которую обычно платили за рукописный листок новостей в Венеции. Считается, что именно в этом городе были образованы первые бюро по сбору информации — прообразы информационных агентств — и возникла профессия «писателей новостей». Итальянская монета gazzetta

Слайд 7

В России первой газетой стали рукописные «вестовые письма », позднее названные на европейский манер — «Куранты». Самым старым изданием такого рода из сохранившихся до наших дней считается экземпляр «Курантов», вышедший в 1621 году. Основу содержания «вестовых писем» составляли переводные заметки из иностранной прессы и донесения русских дипломатов и купцов из-за границы. Первой российской печатной газетой стала появившаяся в 1702 г. по указу императора Петра I газета «Ведомости ».  Петр I  Первая печатная газета «Ведомости»

Слайд 8

ПЕРВЫЙ РУССКИЙ РЕПОРТЕР Первым русским репортером был Яков Сенявин , которого Петр I приказал «определить для собирания сведений о жизни русского общества». Сенявин должен был не только опрашивать Сенат и Коллегии, но и сам узнавать различные новости. В газете «Ведомости» в 1719 году (после назначения Сенявина ) появились интересные сообщения об успехах русской экономики, а также корреспонденции из провинции.

Слайд 9

Настоящий бум газет пришёлся в мире на XIX в., когда в газеты сместился центр политической и общественной жизни многих стран Европы. В XX в. газеты продолжали успешно развиваться, постепенно видоизменяясь из-за появления таких новых электронных СМИ, как радио (в 1920-е гг.) и телевидения (в 1950-е гг.). Не будучи способными конкурировать с радио и телевидением в оперативности передачи информации и эмоциональности представления сюжетов, газеты сделали основную ставку на комментарии, подробный анализ событий, а также на развитие таких приложений, как освещение местных новостей и всевозможные мелкие объявления.

Слайд 10

За всю историю существования периодических изданий в России пик «тиражности» падает на 1990 год. Самые большие тиражи тогда имели следующие издания: «Аргументы и факты» — самый большой в мире тираж среди еженедельников (более 33 миллионов экземпляров), а также самый большой в мире тираж среди газет вообще. «Комсомольская правда» — самый большой в мире тираж среди ежедневных газет (22 миллиона 370 тысяч экземпляров). Журнал «Работница» — самый большой тираж среди всех журналов — 24 миллиона 150 тысяч. САМЫЕ БОЛЬШИЕ ТИРАЖИ :

Слайд 11

В конце XX в., с появлением интернета, куда ушла значительная часть рекламных объявлений, газеты стали переживать определённый кризис. Ответом на этот кризис для многих газет стал переход в таблоидный формат, позволяющий экономить бумагу, а также привлекать более короткими и эмоциональными статьями большое количество молодых динамичных читателей, которые оставались неохваченными прежними консервативными газетами. Тем не менее, переход в формат таблоида не является для современных газет панацеей и не всегда приносит ожидаемый экономический эффект. В настоящее время большинство газет мира находится в поиске новых форм подачи материалов и привлечения читателей и рекламодателей.

Слайд 12

В настоящее время перед нами открыт огромный выбор : газет, журналов, комиксов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Газе́та — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием не реже одного раза в месяц. Есть газеты, которые выходят с приложениями. ОБ ОФОРМЛЕНИИ ГАЗЕТ

Слайд 2

ВИДЫ И ТИПЫ ГАЗЕТ Газеты делятся по принципу территориального распространения и охвату аудитории: общенациональные; региональные(республиканские, областные, краевые); местные(городские, районные); внутрикорпоративные (обращенные к сотрудникам определенной организации); по тематике: деловые; общеполитические; отраслевые; рекламно-информационные; развлекательные; смешанные ;

Слайд 3

по периодичности: ежедневные(утренние или вечерние); еженедельные; по формату: А4,А3,А2; по стилю оформления: цветные; черно-белые; черно-белые с цветными вставками; ВИДЫ И ТИПЫ ГАЗЕТ Газеты делятся

Слайд 4

ОСОБЕННОСТИ ГАЗЕТ Постоянство - они могут храниться долгое время (например, в библиотеках) и их информацию можно прочесть в любое время в течение длительного периода времени; Незначительная оперативность - многие новости, появляющиеся на полосах газет, уже оказываются устаревшими; Мобильность - газету можно читать как дома, так и в любом другом месте;

Слайд 5

ЧТО ТАКОЕ ДИЗАЙН ДЛЯ ГАЗЕТЫ ? Не существует единого мнения по вопросу, что же это такое. Марио Гарсиа , один из наиболее известных в мире дизайнеров газет пишет, что высокое качество в газетном оформлении - это аккуратное и умышленное соединение текста с визуальными элементами: шрифтом , фотографией, цветными иллюстрациями, информационной графикой и "белыми пятнами". И если это соединение выполнено должным образом, тогда смесь элементов привлечет читателей и передаст информацию наиболее эффективно.

Слайд 6

Газетный дизайн - это процесс, а не продукт и он должен быть незаметным . Постоянство в использовании элементов дизайна (шрифта заголовков, фотографий, иллюстраций и пробелов) это основная идея, которая должна являться ключевой при создании и успешном оформлении газеты. Самым важным фактором в выборе шрифтов для текста и заголовков, для подписей, врезок и целых полос является четкость . Работа газетных дизайнеров состоит в том, чтобы облегчить жизнь читателей, а не затруднить. Хорошо выполненный дизайн открывает возможность для сюрприза . Необычным образом обрезанная фотография, свежий заголовок или драматическая иллюстрация могут стать для читателя удивительной неожиданностью .

Слайд 7

ВОПРОСЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА: Дать определение газеты. Какие бываю газеты по виду и типу? Назовите особенности газет. Что такое дизайн для газеты? Назовите визуальные элементы дизайна газеты. Что такое «белые пятна» применительно к дизайну газеты? Как вы понимаете термин «постоянство элементов дизайна» ? Назовите основной фактор при выборе шрифта для газетного издания. Как вы представляете себе «газетный сюрприз»? Когда и где его уместно использовать?

Слайд 8

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ Информационные жанры — заметка, репортаж, отчет, интервью — отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного повода, рассмотрением отдельного факта, явления. Заметка -э то самый распространенный информацион-ный жанр. Основные его черты — сжатость изложения, высокая оперативность. Отвечает читателям на вопросы: что, где, когда? Не дает анализа событий, то есть не отвечает на вопрос: почему? Репортаж не просто сообщает о фактах, событиях, а показывает их через непосредственное восприятие автора, как бы воссоздавая картину происходящего. Особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего.

Слайд 9

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ Отчет -это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности(конференции, заседания, семинары, собрания и пр.), то есть о том событии, на котором совершается большой обмен информацией. Основные черты - предельная документальность и близость к словам говорящих, а также определенная сухость слога. Интервью – это беседа журналиста с одним или несколькими лицами, имеющая общественный интерес. Особенности жанра - злободневность, целеустремлённость, деловитость, компетентность.

Слайд 10

Художественно-публицистические жанры — очерк, фельетон, памфлет — сочетают в себе понятийные и образно-выразительные средства, обладают большой эмоциональной силой, раскрывают типическое через индивидуальное. Фельетон - это один из сатирических жанров, задача которого - обличение общественных пороков, недостатков, содействие их искоренению. Памфлет - этот жанр отличается от фельетона более острой сатирической окраской, нередко внешнеполитической направленностью. Очерк -это главный художественно-публицистический газетный жанр, включающий в себя все функции средств массовой коммуникации) с преобладающей функцией воспитания. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Слайд 11

Аналитические жанры — это корреспонденция, комментарий, статья, рецензия, обзор печати, письмо, обозрение — имеют более широкие временные границы, в них содержится изучение и анализ системы фактов, ситуаций, обобщения и выводы. Сегодня исследователи журналистики расширяют диапазон аналитических жанров, вводя в их число беседу, журналистское расследование, эксперимент, версию, консультацию, социологическое резюме, аналитический пресс-релиз, рейтинг. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Слайд 12

ЖЕЛАЮ УСПЕХА В СОЗДАНИИ ПУБЛИКАЦИЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менднлеева. Группы и периоды."

Конспект открытого урока по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Периоды и группы". Программа Н. Е.  Кузнецовой....

Методическая разработка урока по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"

Урок разработан с учетом особенностей работы в школе для детей с девиантным поведением....

Открытый урок на тему "Арифметические операции в позиционных системах счисления"

Освоение операций сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления...

Настольная издательская система Page Maker. Приемы работы.

В данной статье представлен урок по созданию рекламного листка с подробным пошаговым описанием работы....

Настольные издательские системы

Презентация рассматривает краткое описание настольных издательских систем, верстки.  С помощью программы MS Word и ее компонентов верстается  статья. В презентации подробно описано данная ве...

Разработка урока по теме: "Основы техники настольного тенниса"

Открытое занятие бало проведено тренером – преподавателем   МБОУ ДО ДЮСШ  Чеди-Хольского кожууна Шигжал Тамарой Викторовной...

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...