Программа по информатике и ИКТ 10 класс (базовый уровень)
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Ларина Оксана Валерьевна

Программа по информатике для 10 класса на 36 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_10_kl_bazovyy_uroven.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по информатике и ИКТ

10 класс

Базовый уровень

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа ориентирована на примерную программу по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, предложенную Министерством образования РФ в соответствии с государственным стандартом базового уровня среднего (полного) общего образования 2004 года.

Место предмета в учебном плане

В 2011-2012 учебном году школа перешла на государственный образовательный стандарт 2004 года.

Базовый и профильный уровни по информатике и ИКТ (среднее полное общее образование) в соответствии с новым стандартом предполагают обязательное изучение информатики и ИКТ на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Для изучения курса информатики и ИКТ на базовом уровне в X классе в 2013-2014 учебном году за счет федерального компонента выделено 36 учебных часов в (1 учебный час в неделю).

Цели курса

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Общая логика развития курса информатики и ИКТ – от информационных процессов к информационных технологиям – проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи, освоение которой является приоритетной задачей курса информатики основной школы.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.

При таком подходе важнейшая роль отводится методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их;
  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем (АИС) в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

  •  автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
  • АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
  • АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
  • АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его можно рассматривать и как метод научного исследования, и как самостоятельный вид деятельности.

Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы.

Методической поддержкой курса служит УМК И. Г. Семакина (10-11 классы), поэтому структурирование и последовательность изучения материала отчасти продиктованы последовательностью изложения материала в учебнике И. Г. Семакина.


Содержание обучения (36 часов)

Информация и информационные процессы (9 час)

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

Управление системой как информационный процесс.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Организация личной информационной среды.

Практические работы

  1. Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении, при алфавитном и вероятностном подходах.
  2. Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
  3. Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

Компьютерные технологии представления информации (7 час)

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.

Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.

Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжтия данных. Форматы файлов.

Практические работы

  1. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую,
  2. Вычисления в позиционных системах счисления.
  3. Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку текстовой, графической и звуковой информации.
  4. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (5 час)

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Практические работы

  1. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.
  2. Вставка оглавления в документ, содержащий заголовки. Создание гипертекстового документа
  3. Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора.
  4. Создание изображений с помощью инструментов векторного графического редактора. Конструирование графических объектов.
  5. Создание мультимедийной презентации

Основы логики и логические основы построения компьютера (2 часа)

Логические величины. Логические операции, логические выражения.

Построение таблицы истинности по логической функции.

Практические работы

  1. Построение таблицы истинности по логической функции.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (10 часов)

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Инструментальные средства создания Web-сайтов.

Практические работы

  1. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче.
  2. Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Express. Работа с электронной почтой.
  3. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта.

Контрольная работа (2 часа)

Резерв учебного времени – 1 час

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • объяснять различные подходы к определению понятия "информация";
  • различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный: знать единицы измерения информации;
  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, компьютерных сетей);

уметь

  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • осуществлять поиск информации в компьютерных сетях;
  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Перечень технических и программных средств ИКТ для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютеры, обеспечивающие мультимедиа-возможности.
  • Мультимедийный проектор.
  • Принтер лазерный (ч/б).
  • Телекоммуникационный блок, обеспечивающий подключение к сети.
  • Устройства вывода звуковой информации: наушники, колонки.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, фотоаппарат, микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, графический редактор, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Система управления базами данных.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционной системы).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционной системы).
  • Браузер (входит в состав операционной системы).
  • Простой редактор Web-страниц.

Литература

  1. И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. Информатика и ИКТ. Базовый уровень.10-11 класс. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.
  2. И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.
  3. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. Задачник-практикум в 2 т. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
  4. Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. 10-11 класс. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
  5. Н. Д. Угринович. Практикум по информатике и информационным технологиям. 10-11 класс. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
  6. Н. В. Макарова, Г. С. Николайчук, Ю. Ф. Титова. Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень. Санкт-Петербург, ПИТЕР, 2007 г.
  7. Н. В. Макарова, Г. С. Николайчук, Ю. Ф. Титова. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень. Санкт-Петербург, ПИТЕР, 2007 г.
  8. Н. В. Макарова, Г. С. Николайчук, Ю. Ф. Титова. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 класс.Базовый уровень. Санкт-Петербург, ПИТЕР, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 10-11 класс Базовый уровень

Настоящая программа рассчитана изучение базового курса информатики учащимися 10-11 классов в течении 136 часов ( 68 часов в год, 2 часа в неделю).Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся...

Рабочая программа по информатике, 10-11 класс, базовый уровень, Н.Д. Угринович

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе. Для подготовки к ЕГЭ в рамках соответствующих тем «Информационные технологии», «Коммуникацио...

Программа по информатике ФГОС 10 классы базовый уровень

Программа по информатике ФГОС 10 классы базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике для 11 классов (базовый уровень) на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа на 2019-2020 уч.год  составлена на основе авторской программы И.Г. Семакина «Информатика» для 10-11 классов (базовый уровень)....

Рабочая программа по информатике 10-11 класс_базовый уровень

Рабочая программа по информатике 10-11 класс (базовый уровень)...

Рабочая программа по информатике 7-9 класс (базовый уровень)

Программа по информатике на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по информатике 10-11 класс (базовый уровень)

Программа по информатике на уровне среднего общего образования даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика&r...