Технологии дифференцированного обучения
статья по информатике и икт по теме

Гришина Елена Алексеевна

Описание технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologii_dif._obucheniya.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии  дифференцированного обучения

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).

Перед учителем встают задачи:

• Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе.

• Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов

 выполнения заданий без боязни ошибиться.

• Качественной отработки уровня обязательной подготовки учащихся, а также своевременного выявления и ликвидации возможных пробелов.

• Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.

• Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

 Среди разнообразных направлений педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальным является дифференцированный подход к обучению. Его главная отличительная черта - особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

 Технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения направлена на достижение следующей цели:

  1. обеспечение адресного построения педагогического процесса
  2. (подготовка урока или занятия и его проведение с учетом психологических и психофизических особенностей конкретного класса).

 Опирается на принципы:

  1. научности – использование научных данных, фактов, современных достижений в области дифференцированного обучения;
  2. личностно – деятельностный – самостоятельность и активность при разработке уроков и занятий на основе технологии дифференцированного обучения;
  3. природосообразности – ориентация обучения на человеческий фактор.

 Достигается средствами:

  1. Внутренняя дифференциация – учет особенностей класса влияющих на эффективность усвоения учебной информации. Особенности учитываются как при подготовке, так и при проведении урока.
  2. Внешняя дифференциация – учет познавательных интересов ( предпрофильное и профильное обучение).

 Хочется предостеречь от упрощенного отношения к дифференциации, т.е. деление детей на группы сильных и слабых – это негуманно, поверхностно и противоестественно. При таком делении происходит унижение одних (группа «дураков») и возвышение других (группа «элитных»). Такой объективный подход, т. е. отношение к человеку как к объекту, отождествляет сущность дифференциации с ее следствием.

 Сущность дифференцированного обучения и воспитания состоит в оказании психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности, то есть могли эффективно усваивать учебную информацию. Только психологические и психофизические особенности учащихся являются основаниями дифференциации:

 - возраст;

 - пол;

 - внимание;

 - способности ( учебные, творческие, умственные, специальные, математические);

- типы мышления (образное, логическое, аналитическое, прагматическое, рефлексивное);

- каналы восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический);

-уровни понимания (поверхностное- о чем и о чем + что, более глубокое- о чем + что +как и о чем + что + как + зачем);

- уровни общего развития,

- психосоматические типы и темпераменты (холерики, сангвиники, меланхолики,

 флегматики).

 Объединяя учащихся в группы и микрогруппы по определенным основаниям (например по каналам восприятия, уровням понимания, по психосоматическим типам), излагаю информацию и организую работу с ней с учетом выявленных оснований дифференциации. Учащихся необходимо заинтересовать, помочь им раскрыться, повысить мотивацию.

 Применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направленно на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

 Организация учебной деятельности на уроке может быть коллективной, групповой, индивидуальной.

 Коллективная форма – перед учеником поставлена цель, как общая цель для всех.

 Деятельность учителя – деятельность класса – деятельность ученика.

 Групповая форма – перед всеми типологическими группами поставлена некоторая учебная цель, содержание заданий дифференцированно с учетом особенностей группы.

 Деятельность учителя – деятельность группы – деятельность ученика.

Индивидуальная форма – перед всеми учащимися поставлена некоторая цель, как индивидуальная, личная цель каждого. Содержание заданий одинаково для всех, либо дифференцировано, либо индивидуализировано.

 Деятельность учителя – деятельность ученика.

 На уроке создается атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе.

 Дифференциация – учет особенностей класса, влияющих на эффективность усвоения учебной информации. Учитывать особенности аудитории необходимо как при подготовке, так и во время проведения урока.

 Наблюдая за классом, в первую очередь обращаешь внимание на неодинаковость усвоения информации, что естественно – все дети разные, а необходимость овладения базовыми математическими умениями и навыками важна для всех категорий учащихся, так как на их основе формируются повышенные уровни. Некоторым ученикам для получения прочных умений и навыков достаточно интенсивной работы на первоначальном этапе, небольшого количества упражнений на непосредственное применение материала. Однако значительная часть учеников могут достигнуть этого же только в том случае, если за введением нового материала следует этап специального запоминания правила, этап многократных повторений и упражнений. При этом количество и объем необходимых упражнений для каждого ученика различен. Поэтому учет индивидуального темпа продвижения учащихся становится непременным условием достижения обязательных результатов и здесь необходимо уделять серьезное внимание дифференцированному подходу к учащимся. Нельзя упускать учащихся быстро усвоивших информацию, а то они заскучают. Всегда должны быть наготове задания, постепенно повышающие уровень сложности, решать которые учащиеся могут индивидуально, в парах, в группах.

 Важно предусмотреть проверку достижений каждым учеником обязательных результатов обучения, а также своевременное выявление и ликвидацию возможных пробелов. Проверка осуществляется путем проведения текущих самостоятельных работ, устного опроса, контрольных и диагностических работ. В письменные работы необходимо включать задания разного уровня сложности для дифференциации учащихся по уровням подготовки. При разработке содержания контроля учитываются следующие требования:

 1. Контроль должен обеспечивать возможно большую полноту проверки на обязательном уровне.

 2. Проверку на повышенном уровне.

Требования к уровням подготовки должны быть открытыми, известными ученикам и понятными, тогда можно рассчитывать на познавательную активность школьников, на заинтересованность их в результатах своего труда.

 Анализ письменных работ лучше всего проводить после их окончания, когда учащиеся проявляют к содержанию повышенный интерес. Позже интерес к содержанию теряется и многие интересуются только оценкой.

 Одним из традиционных этапов организации усвоения материала является повторение, которое проводится как с целью подготовки к изучению нового материала, так и для поддержания приобретенных учащимися умений и навыков. И в том и в другом случае обязательные результаты обучения – это один из основных объектов повторения. Регулярная работа над повторением изученного ранее материала позволяет судить о сохранности знаний учащихся и вносить необходимые коррективы при планировании уроков.

 Итак, дифференцированный подход к учащимся – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их типологических особенностей, проявляющееся в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы.

Технология дифференцированного обучения и воспитания эффективна только при условии интеграции с другими технологиями:

• с технологией личностно-ориентированного обучения ( изучение учащихся не ради изучения, а для осознанного подхода к их развитию);

• с технологией проблемного обучения ( для разработки проблемного урока, необходимо знать особенности класса);

• с технологией обучения и воспитания без насилия;

• с технологией эффективной речевой деятельности

• с технологией диалогового обучения и воспитания.

Итак, дифференцированный подход к обучению дает хороший результат, если:

  • Технология используется в системе.
  • Опирается на психологические и психофизические особенности учащихся.
  • Интегрируется с другими технологиями.

Примеры применения технологии дифференцированного обучения.

Конспект урока

«Решение логических задач»

Цели:

  • Способствовать развитию логического мышления
  • Способствовать развитию внимания
  • Научиться анализировать исходные данные задачи

Используемые образовательные технологии: игровая, групповая, проблемная, здоровьесберегающая, ИКТ, дифференцированного обучения.

Ход урока

  1. Организационный момент – 2 минуты.
  2. Разминка – 5 секунд на раздумье. 15 вопросов. проблемная технология.  (3  минуты).
  3. Работа в парах. Выполните следующие задания: (6 минут)
  1. Напишите в течение трёх минут слова, имеющие отношение к школе.
  2. Составьте со словом ключ столько предложений, сколько это слово имеет значений. Игровая, групповая технологии.
  1. Теоретический материал. Как решать логические задачи табличным способом. Объяснительно-иллюстративный метод обучения с применением информационно-компьютерной, игровой и проблемной технологии. Показ презентации. 7 минут
  2. Физкультминутка  - 3 минуты
  3. Выполнение практических заданий.  Разноуровневые задания – дифференцированное обучение. 16 минут.
  4. Подведение итогов урока. Домашнее задание. 3 минуты.

Конспект урока

«Оператор цикла с параметром»

Цели:

  • Научиться составлять программы на Паскале для реализации циклического алгоритма
  • Способствовать воспитанию внимательности и аккуратности при работе за ПК
  • Способствовать развитию логического мышления

Ход урока

  1. Организационный момент – 3 минуты.
  2. Проверка домашнего задания и вопросы на повторение (репродуктивный метод обучения) - 5 минут.
  1. Что такое IF, THEN, ELSE?
  2. Что является условием в условном операторе?
  3. Приведите примеры полного и неполного ветвления.
  4. Что такое цикл?
  5. Приведите примеры циклических алгоритмов
  1. Теоретический материал урока. Объяснительно-иллюстративный метод с применением компьютерных технологий. Структура и применение оператора цикла с параметром. Оператор цикла с параметром применяют тогда, когда заранее известно число повторений одной и той же последовательности операторов. Типовая задача. Из чисел от 10 до 99 вывести те, сумма цифр которых равна N.  Показ презентации. Обсуждение с классом алгоритма решения задачи. 7 минут.
  2. Физкультминутка – 3 минуты
  3. Выполнение практических заданий по вариантам. Дифференцированное обучение. 23 минуты
  4. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание. 3 минуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология дифференцированного обучения

Материал разработан для портфолио к аттестации в разделе "Методическая деятельность"...

Урок с применением технологии дифференцированного обучения по теме "Правописание НЕ с причастиями"

План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание НЕ с причастиями". Урок с применением технологии дифференцированного обучения....

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Предметно-ориентированные технологии. Технология дифференцированного обучения

1. Предметно-ориентированные технологии1.1. Технология дифференцированного обучения Современное информационное общество предъявляет к школьникам высокие требования в отношении усвоения учебного м...

Технология сотрудничества как наиболее эффективная технология дифференцированного обучения

Мультимедийная методическая разработка по теме "Технология сотрудничества как наиболее эффективная технология дифференцированного обучения" раскрывает понятие технологии сотрудничества, основные вариа...

Технология дифференцированного обучения. Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.

В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований,  предъявляемых к ученику, обусловлена способ...

"Персональный сайт учителя как эффективное средство реализации современных педагогических технологий на примере технологии дифференцированного обучения. Из опыта работы."

Автор обращает внимание коллег на актуальность ведения персонального сайта и приводит практические примеры использования сайта учителя как эффективного ресурса для применения технологии дифференцирова...