Методики, которые я применяю на уроках информатики
опыты и эксперименты по информатике и икт по теме


Предварительный просмотр:

Личностно-деятельностный подход на уроках информатики

  Проблемы современной общеобразовательной школы достаточно тесно касаются большинства населения страны, поэтому так актуально стоят вопросы модернизации образования.

Старая система передачи знаний устарела, и назрела необходимость при сохранении самого лучшего из старого, приспособить её к современным условиям, воспитать такого учащегося, который бы соответствовал современным требованиям: был хорошо образованной, здоровой, гармонично развитой личностью, высоконравственной, умеющей приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

В рамках традиционной модели образования доминирует представление о том, что основной целью обучения является овладение определенными знаниями, умениями и навыками. К другим негативным явлениям этой модели можно отнести

* академический, классно-урочный характер овладения школьниками знаниями;

* доминирование оценки деятельности учащихся учителем;

* недифференцированный подход к детям, предъявление одинаковых требований ко всем обучающимся, независимо от особенностей их индивидуального развития;

* педагогический формализм, валовый подход в оценке результатов образования.

Эти явления школьной жизни могут быть устранены посредством реализации личностно-деятельностного подхода.

Поэтому я хочу описать опыт  своей работы на уроке с использованием личностно - деятельностного подхода.

В 2008-2010 уч. годах мною проводилась экспериментальная работа «Внедрение личностно-деятельностного обучения в процессе апробации УМК «Информатика и ИКТ» Н.Угриновича на профильном уровне»

Цель этой работы - создать условия для усвоения знаний и умений учащихся на основе личностно-деятельностного подхода по УМК Н. Угриновича «Информатика и ИКТ» на профильном уровне.

Задачи:

  • Изучение состояние проблемы личностно-деятельностного обучения в педагогической теории и практике;
  • Овладение личностно-деятельностным подходом; 
  • Применение данной технологии в образовательной  деятельности на уроках информатики в профильном классе.
  • Составление рекомендаций по применению личностно-деятельностного подхода на уроках информатики

Была создана папка по экспериментальной деятельности, в которую вошли программа и план работы, мониторинги ЗУН учащихся экспериментального класса, опросники учащихся и итоги реализации этапов работы.

В различных источниках выделены следующие характеристики личностно — деятельностного подхода:

  • Первая характеристика заключается в приоритетности личностно-смысловой сферы школьника, учителя в образовательном процессе.
  • Вторая характеристика - включение личностного опыта ребенка в образовательный процесс.
  • Третья характеристика личностно-деятельностного подхода - признание ценности совместного опыта, ценности взаимодействия.
  • Четвертая  характеристика личностно-деятельностного подхода - построение образовательного процесса на основе учета психо-физиологических особенностей учащихся.
  • Пятая характеристика - переориентация процесса образования на постановку и решение самими школьниками конкретных учебных задач
  • Шестая характеристика - изменение позиции педагога - информатора (контролера) на позицию координатора.

На основе этих характеристик я построила модель урока информатики с применением личностно-деятельностного подхода.

 В качестве компонентов такого урока были включены:

  1. Постановка диагностичных целей (как заранее планируемый результат), позволяющих ученику самостоятельно делать вывод о степени их реализации. В идеале эти цели должны ранжироваться для каждой группы учащихся.
  2. Рефлексия (групповая и индивидуальная, промежуточная и итоговая),  коррекция, самоконтроль и самооценка.

Примером самоконтроля является заполнение теста самоконтроля.

Ученику предлагается поставить галочки напротив тех целей, которые он достиг. Здесь выявляются компоненты деятельности на уроке, ее результативность, смысл, степень достижения поставленной цели, что позволяет ученику самому корректировать дальнейший процесс своего образования, а также объем домашней работы.

  1. Самостоятельная работа. Она организуется как познавательная деятельность школьников, контролируется и оценивается ими самими на основе управления и коррекции со стороны учителя.

Например, каждому ученику даются инструкционные карты, которые могут содержать:

  • Самостоятельную работу для повторения предыдущей темы;
  • Вопросы для самостоятельной работы с учебником;
  • Задачи  различного уровня для закрепления изученной на уроке темы;
  • Инструкции для помощи тем, кто затрудняется в самостоятельном выполнении задания;
  • Задания для работы за компьютером и инструкции к ним;
  • Критерии оценки своей работы (для самооценки);
  • Самостоятельную работу для проверки усвоения материала на уроке (дифференцированную для учащихся различного уровня), которой тоже может быть дана самооценка сразу на уроке под руководством учителя. Результаты можно вывести на экран через проектор.

Таким образом, учитель переходит в разряд координатора на уроке.

Проводя уроки в экспериментальном классе с использованием личностно-деятельностного подхода, я получила некоторые положительные результаты.

  • Создана папка, содержащая инструкционные карты по большинству тем курса информатики за 10-й и 11 класс
  • Подобраны тесты самоконтроля для 10-11класса в электронном варианте
  • Создана подборка электронных методических и дидактических материалов по темам курса (презентаций, самостоятельных, практических, контрольных работ, конспектов уроков)
  • Проведен анализ ООУН  на начало и конец экспериментальной работы. На основании анализа срезовых работ получены следующие результаты:

  • уменьшилось на 6% количество учащихся, не усвоивших материал (возросла обученность учащихся на 6%)
  • возросло  качество  ООУН на 24%.
  • Усовершенствовались навыки самоконтроля, самооценки и самопостановки целей дальнейшей деятельности учащихся.

Рекомендации.

Итак, работа на уроке с применением личностно-деятельностных технологий помогает усвоению материала и повышению мотивации к обучению предмету  у учащихся, имевших на начальном этапе низкий уровень обученности, а также способствует повышению качества усвоения материала.

Схему личностно-деятельностного урока можно применять на уроках не только в профильных классах старшей школы, но и в 7-9 общеобразовательных классах. Применение личностно-деятельностного подхода возможно и  в других предметных областях школьного курса.

Использование в образовательном процессе личностно — деятельностных технологий дает положительные результаты и в увеличении числа учащихся, осваивающих знания на конструктивном уровне, и в появлении новообразований, которые характерны для школьника, ставшего субъектом в учебной и др. видах деятельности. К ним относится познавательная и социальная активность ученика, проявляющаяся в изменении отношения к учению, к себе, другому человеку; понимание им смысла учения, сотрудничества, общения с другими людьми как с источником собственного совершенствования, развития.

Методическая работа учителя по подготовке личностно - деятельностного урока очень трудоемкая, но осознанность своей деятельности учеником на таком уроке стоит этих трудовых, эмоциональных и временных затрат учителя.



Предварительный просмотр:

Организация интерактивного урока информатики на основе личностно-деятельностного подхода

  Проблемы современной общеобразовательной школы достаточно тесно касаются большинства населения страны, поэтому так актуально стоят вопросы модернизации образования.

Реформы в системе образования направлены на создание условий для самореализации и саморазвития личности учащегося на протяжении всей его жизни. Активно внедряющийся в школах ФГОС подразумевает особое внимание к личностным результатам обучения школьника: целенаправленной познавательной деятельности на протяжении всей жизни, необходимых ценностно-смысловых установок, отражающих гражданские позиции в деятельности, способности ставить жизненные цели и достигать их. Современная школа должна формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве; ответственное отношение к учению, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов. Согласно требованиям ФГОС каждый выпускник школы будет обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. Такое образование требует инновационного прорыва в применении образовательных технологий: совмещения обучения и воспитания на качественно новом уровне. Достижение успеха в обучении и воспитании одновременно, на наш взгляд, возможно при использовании интерактивных технологий, основанных с одной стороны на применении личностно-деятельностного подхода к обучению, а с другой – на организации постоянного диалога всех участников образовательного процесса, позволяющего организовать необходимую обратную связь.

В рамках традиционной модели образования доминирует представление о том, что основной целью обучения является овладение определенными знаниями, умениями и навыками. К другим негативным явлениям этой модели можно отнести

* академический, классно-урочный характер овладения школьниками знаниями;

* доминирование оценки деятельности учащихся учителем;

* недифференцированный подход к детям, предъявление одинаковых требований ко всем обучающимся, независимо от особенностей их индивидуального развития;

* педагогический формализм, валовый подход в оценке результатов образования.

Эти явления школьной жизни могут быть устранены посредством внедрения интерактивных методов на основе личностно-деятельностного подхода.

Поэтому я хочу описать опыт своей работы на уроке с использованием интерактивных методов.

В различных источниках выделены следующие характеристики личностно — деятельностного подхода:

  • Первая характеристика заключается в приоритетности личностно-смысловой сферы школьника, учителя в образовательном процессе.

Ориентация на личностно-смысловую сферу реальна в школьной практике, если в образовательном процессе обеспечивается:

* поддержка индивидуальности ребенка;

* создание условий для удовлетворения образовательных, культурных потребностей учащихся, для выбора содержания и направлений получения образования;

* поощряющий, стимулирующий характер взаимодействия учителя и учащихся;

* содействие в развитии способов самореализации личности.

Таким образом, на первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного опыта (рефлексия, переживание)

  • Вторая характеристика - включение личностного опыта ребенка в образовательный процесс.

Значительное количество информации учащиеся приобретают за пределами образовательного процесса и школы вообще. У них складывается неупорядоченное множество впечатлений, формируется личный опыт.

Задача учителя заключается в том, чтобы личный опыт учащихся включить в общую структуру содержания учебного занятия и некоторым образом регулировать его развитие, а также использовать как фактор изучения программного материала.

Это достигается посредством  проблематизации содержания учебного занятия, совместного с детьми целеполагания и планирования деятельности в процессе обучения, создания эмоционального фона на уроке, постоянной рефлексии.

В процессе целеполагания важным является фактор мотивации учения. Задачей учителя сегодня является воспитание мотивации учения.

Мотивация (мотивационная сфера) — источник активности человека, система побудителей любой деятельности и поведения человека. Она включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, установки, идеалы и т. д. Можно сказать, что мотивация — это совокупность, система социально-психологических факторов, определяющих поведение и деятельность человека.

Учителю необходимо овладение элементарными методиками формирования и изучения мотивации школьников. И только овладев ими, мы поможем учащимся в познании себя и окружающего мира, воспитании, развитии себя. Опыт показывает, что это длительный сложный процесс, и он должен вестись с учетом возраста ученика.

  • Третья характеристика личностно-деятельностного подхода - признание ценности совместного опыта, ценности взаимодействия.

Названная характеристика выводит на ценность коллективной работы в образовательном процессе.

Поэтому  в рамках реализации личностно - деятельностного подхода становится актуальным создание условий для развития у каждого ученика умений и навыков работы в группе.

    Учебное сотрудничество является условием обеспечения целостного развития и саморазвития личности. Деятельностный подход предполагает широкое использование поисковых, проблемных, исследовательских методов, где от ученика требуется не воспроизводство указаний учителя, а самостоятельный поиск решения проблемы. Исследовательская, поисковая деятельность не может осуществляться как индивидуальная, ибо требует сопоставления разных точек зрения, их анализ, оценку и выбор оптимального варианта. Ее эффективность возрастает при наличии оппонентов у исследователя. Кто же может быть оппонентом у школьника на учебном занятии? На первых порах обучения детей взаимодействию, сотрудничеству - учитель, а далее им становится одноклассник.

Психологическим средством осуществления учебного диалога в процессе обучения являются коммуникация, обеспечивающая взаимопонимание, сотрудничество, правильный выбор целей, способов деятельности, и рефлексия, способствующая осознанному отношению учащихся к своим действиям и действиям своих товарищей, формирующая у них понимание возможности своего развития через вбирание, впитывание способностей других.

  • Четвертая  характеристика личностно-деятельностного подхода - построение образовательного процесса на основе учета психо-физиологических особенностей учащихся.

Готовясь к уроку, учитель подбирает разнообразный дидактический материал, исходя из учебных возможностей учащихся (прежде всего, уровня усвоения знаний), индивидуального темпа работы.

  • Пятая характеристика - переориентация процесса образования на постановку и решение самими школьниками конкретных учебных задач.

Цель не может возникнуть у ученика автоматически (как только прозвенит звонок) - она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя.

Поставленные и осмысленные в этом случае цели представляют собой ориентиры дальнейших действий учащихся.

Необходимость овладения школьником приемами целеполагания продиктована требованием времени. Сознательную постановку цели учеником психологии связывают с развитием произвольности поведения, с принятием решения, появлением намерений, установок. В деятельности целеполагания воспитываются свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность, активность, творчество, ответственность.

Цели, сообщенные ученику в готовом виде, выступают как внешнее требование к конечному результату и не являются средством формирования учебно-познавательных мотивов.

Чтобы они выступали как мотивы, это требование должно быть не только понято учеником, но осознанно принято им, как свое собственное. Тогда и последующая деятельность ученика по реализации цели будет осознаваться, как своя собственная. При этом деятельность учителя и ученика будут объединены одной целью.  Сформированность функции целеполагания проявляется в умении ученика поставить перед собой учебную задачу, наметить пути и способы реализации, оценить свои возможности в ее решении.

  • Шестая характеристика - изменение позиции педагога - информатора (контролера) на позицию координатора.

Для этого следует организовать такое взаимодействие в системе “учитель - ученик”, в котором школьник осуществляет самоуправление учением.

Учитель должен выступать как организатор процесса и создатель условий для раскрытия, реализации и развития потенциала ребенка.

 Поэтому важна организация самостоятельной работы как познавательной деятельности. Самостоятельная работа школьника - это разнообразные виды индивидуальной, парной или групповой деятельности учащихся на урочных или внеурочных занятиях без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально отведенное время. Нельзя отнести к самостоятельной работе такие формы, как механическое копирование литературы или заучивание каких-то необходимых к данному уроку отрывков. Самостоятельная работа предполагает, прежде всего, осознанность, учёт личных интересов и пристрастий учащихся, их желание обогатить своё мышление и память какими-то фактами. Какой же должен бить порядок выполнения самостоятельной работы?

1) Начало работы: ознакомление с темой, общими целями, содержанием.

2) Уточнение групповых (индивидуальных) учебных задач, оценка своих возможностей в реализации задач, выбор уровня содержания в условиях разноуровневой работы, планирование путей и способов.

3) Выполнение работы.

4) Рефлексия (индивидуальная, групповая), коррекция.

5) Защита работы, коллективный, индивидуальный анализ. Контроль, (самоконтроль), оценивание (самооценивание), коррекция.

Уровень подготовки учащихся к самостоятельному выполнению заданий учителя является основанием перестройки образовательного процесса, изменения их позиции в нем. Зачастую наши школьники не умеют работать самостоятельно. Поэтому необходимо формировать у учащихся приемы самостоятельной работы: приемы культуры чтения и слушания, сосредоточения внимания, общие приемы работы с учебником и другими источниками, приемы поиска дополнительной информации, рациональной организации труда, моделирования самой учебной деятельности и т. д.

В общей структуре учебной деятельности большое место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки).

Контроль можно определить как учебное действие, направленное на получение информации о ходе деятельности и ее результатах.

Самоконтроль — это соотнесение самим учеником результатов выполнения учебных действий с заданным образцом, установление последовательности, полноты и правильности их выполнения.

Оценка — процесс установления соответствия реально достигнутых результатов с планируемыми целями.

Самооценка — процесс определения учеником как субъектом учебной деятельности степени достижения поставленной цели, усвоения заданного способа деятельности, продвижения его в развитии в сравнении с самим собой (товарищами).

Опыт показывает, что переход действий контроля и оценки учителя в действия самоконтроля решается не просто и не скоро, особенно если у детей уже сложился опыт жизни, когда названные действия полностью находились в руках взрослых. У них в этом случае просто нет ни потребности в их выполнении, ни соответствующих умений. Поэтому включение школьника как субъекта в контрольные и оценочные действия – достаточно трудная задача.

Личностно-деятельностный подход является важнейшим педагогическим условием для использования интерактивных методов обучения. На таком уроке создается личностно-деятельностная ситуация и ситуация успеха, происходит ориентация на групповую работу учащихся, выполнение учащимися личностных проектов; усиление самостоятельности учебной деятельности; рефлексивное подведение итогов; выполнение заданий с учетом межпредметных связей.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя  комфортнее.

Термин “интерактивные методы” связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных методов:

  • бескомпьютерное, непосредственно между людьми осуществляемое специально организованное учебное взаимодействие;
  • обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера.

На уроках информатики можно использовать обе группы методов.

С учетом сказанного можно построить модель урока информатики с применением интеактивных методов на основе личностно-деятельностного подхода.

  Наиболее часто на уроке информатики применимы такие интерактивные методы, как метод проектов, работа в малых группах, эвристическая беседа, дискуссия, мозговой штурм, деловая игра, ролевая игра, синквейн или медленное погружение, микрофон, конкурсы практических работ с их обсуждением и др.

С использованием этих и других интерактивных методов в качестве компонентов урока информатики я включаю:

  1. Постановку целей как заранее планируемый результат, позволяющих ученику самостоятельно делать вывод о степени их реализации. В идеале эти цели должны ранжироваться для каждой группы учащихся.
  2. Рефлексию (групповую и индивидуальную, промежуточную и итоговую),  коррекцию, самоконтроль и самооценку.

Примером рефлексии может быть заполнение теста самоконтроля, в котором ученику предлагается поставить галочки напротив тех целей, которые он достиг. Здесь выявляются компоненты деятельности на уроке, ее результативность, смысл, степень достижения поставленной цели, что позволяет ученику самому корректировать дальнейший процесс своего образования, а также объем домашней работы.

  1. Самостоятельную работу. Она организуется как познавательная деятельность школьников, контролируется и оценивается ими самими на основе управления и коррекции со стороны учителя.

Например, каждому ученику даются инструкционные карты, которые могут содержать:

  • самостоятельную работу для повторения предыдущей темы;
  • вопросы для самостоятельной работы с учебником;
  • задачи  различного уровня для закрепления изученной на уроке темы;
  • инструкции для помощи тем, кто затрудняется в самостоятельном выполнении задания;
  • задания для работы за компьютером и инструкции к ним;
  • критерии оценки своей работы (для самооценки).

При этом изложение педагогом готовой информации не исключается из образовательного процесса, но место и роль этого приема меняются. Монолог педагога обычно используется:

  • при необходимости настроить учащихся на изучение нового материала;
  • невозможности самостоятельно решить проблему учащимися в связи с недостатком информации. В таком случае педагог излагает лишь основные положения данной темы, организуя их активное обсуждение.

Таким образом, учитель переходит в разряд координатора на уроке.

Проводя уроки с использованием личностно деятельностного подхода и интеактивных методов, я получила следующие результаты.

  • Создана подборка электронных методических и дидактических материалов по темам курса информатики (презентаций, самостоятельных, практических, контрольных работ, конспектов уроков)
  • Прослеживается положительная динамика обученности и качества знаний учащихся по годовым оценкам за 3 года:

  • Возросла активность участия учащихся в различных мероприятиях по информатике (олимпиадах, НОУ, предметных неделях)
  • Усовершенствовались навыки самоконтроля, самооценки и самопостановки целей дальнейшей деятельности учащихся.

Рекомендации.

Итак, работа на уроке с применением интерактивных методов на основе личностно-деятельностного подхода помогает усвоению материала и повышению мотивации к обучению предмету  у учащихся, имевших на начальном этапе низкий уровень обученности, а также способствует повышению качества усвоения материала.

Перечисленные выше компоненты урока можно применять в 5-11 общеобразовательных классах. Применение интерактивных методов на основе личностно-деятельностного подхода возможно и  в других предметных областях школьного курса.

Использование в образовательном процессе интерактивных технологий дает положительные результаты и в увеличении числа учащихся, осваивающих знания на конструктивном уровне, и в появлении новообразований, которые характерны для школьника, ставшего субъектом в учебной и др. видах деятельности. К ним относится познавательная и социальная активность ученика, проявляющаяся в изменении отношения к учению, к себе, другому человеку; понимание им смысла учения, сотрудничества, общения с другими людьми как с источником собственного совершенствования, развития.

Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников урока и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

Методическая работа учителя по подготовке личностно - деятельностного урока с применением интерактивных методов очень трудоемкая, но осознанность своей деятельности учеником на таком уроке стоит этих трудовых, эмоциональных и временных затрат учителя.



Предварительный просмотр:

  1. Использование сетевых и Интернет-технологий на уроках информатики как средства развития информационной и коммуникативной компетентности учащихся и педагога

 В настоящее время основной задачей преподавания учебной дисциплины «Информатика» я ставлю подготовку  учащегося к овладению ИКТ компетенциями.

Среди ключевых компетенций, обозначенных федеральной стратегией модернизации образования, приоритетное место принадлежит компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Данная компетентность занимает важное положение в совокупности компетентности личности, так как обеспечивает приобщение человека ко всему целостному и разнообразному миру.

Уровень знаний и умений, приобретенных при изучении учебной дисциплины «Информатика», оказывает непосредственное влияние на способность воспринимать и понимать учебную информацию других дисциплин.  Знания и умения, приобретенные на занятиях по информатике, учащиеся могут использовать при подготовке по другим учебным дисциплинам.  

Для активизации самостоятельной познавательной деятельности я применяю элементы сетевых технологий, основанных на использовании локальной сети и глобальной сети Internet .  Использование WWW или Всемирной паутины, состоящей из миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками, на уроках информатики предоставляет широчайшие возможности:

  • оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида;
  • доступ к различным источникам информации;
  • запрос информации по любому интересующему вопросу через поисковые системы.

На уроке я использую такие Интернет-ресурсы как поисковые системы, электронную почту, информационные форумы.

Хочу привести примеры приемов работы с использованием сетевых технологий.

  1. При выполнении практической работы по теме: «Работа в локальной сети и Internet» учащиеся, используя поисковую систему Yandex.ru, находят ответы на вопросы конкурса на скоростной поиск информации в Интернете:
  • Сколько куполов имеет собор Василия Блаженного в Москве?
  • Каково полное имя Остапа Бендера?
  • Когда и кем изобретена компьютерная мышь?

и др.

   На любом этапе урока учащимся предлагается  ссылка на какой-либо сайт и дается задание. Например: изучить материал и заполнить таблицу, создать схему, ответить на вопросы и т.д.)

  1. При выполнении практического задания по теме: «Работа  с электронной почтой» учащиеся отправляют электронные сообщения друг другу и по указанному адресу электронной почты.
  2. Перед выполнением работ учащиеся считывают файлы с материалами для работы с главного компьютера в локальной компьютерной сети и учатся сохранять на нем результаты своей работы.
  3. При выполнении практической работы по теме «Телекоммуникационные сети» дети регистрируются на образовательных Интернет - форумах и учатся выносить на обсуждение свои вопросы.
  4. Существуют сайты, на которых есть тесты в форме ГИА и ЕГЭ, их можно пройти и сразу получить результат. На этапе закрепления учащимся предлагается  ссылка, и они проходят данный тест.  

       Кроме того, из этого же цикла задание на решение  интерактивных  задач в сети. После записи решения ученик имеет возможность не только проверить ответ, но и увидеть решение и сравнить свой и предложенный способы решения задачи.

  1. Задания с использование электронных учебников, обучающих программ, электронных словарей (толковых, орфографических,  специализированных, иностранных), энциклопедий.
  2. Сбор информации в различных источниках и подготовка тематических презентаций
  3. Путешествия по виртуальным музеям
  4. Создание Web-сайтов

Хочется сказать, что в применении сетевых технологий можно совершенствоваться и далее. За ними будущее.

 Более продвинутые учителя предлагают учащимся на своих уроках решать образовательные задачи, которые ставятся в многочисленных сетевых проектах – исследовательских, поисковых, др. Обычно такие проекты инициируются в рамках проектной формы работы.

 В настоящее время многие школы переходят на новую ступень использования сетевых и Интернет-технологий, вводя в свои учебные планы элементы дистанционного обучения для решения поставленных школой и учащимися образовательных задач.



Предварительный просмотр:

Конкурс «Учитель года 2015»

Шулаева Д. А.

Рекомендации по организации

интерактивного урока информатики на основе личностно-деятельностного подхода

Интерактивные методы можно разделить на две группы взаимосвязанных методов:

  • бескомпьютерное, непосредственно между людьми осуществляемое специально организованное учебное взаимодействие;
  • обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера.

На уроке информатики применимы обе группы методов.

В качестве безкомпьютерных инерактивных методов можно применить следующие:

 «Микрофон». Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон», обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

 «Мозговой штурм». Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.

 «Обучая – учусь». Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обговаривание и закрепление учебного материала.

«Карусель». Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.

«Два, четыре – вместе». Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит общее обговаривание вопроса.

«Выбери позицию». Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятия правильного решения.

 «Совместный проект». Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.

Бескомпьютерных интерактивных форм и методов обучения очень много («Мозаика», «Междусобойчик», «Аквариум», «Синтез идей», «Метод ПРЕСС», «Живая линия», «Кластер», «Большой круг» и т.д.), но все они побуждают к творческой познавательной деятельности учащихся, создают атмосферу повышенного интереса.

В качестве средств, позволяющих осуществлять интерактивное обучение, построенное на общении с компьютером, наиболее используемы тестовые оболочки, программы-тренажеры, электронные пособия, программы для интерактивной доски.

С использованием вышеперечисленных и других интерактивных методов в качестве компонентов урока информатики можно включить:

  1. Постановку целей как заранее планируемый результат, позволяющих ученику самостоятельно делать вывод о степени их реализации. В идеале эти цели должны ранжироваться для каждой группы учащихся.
  2. Рефлексию (групповую и индивидуальную, промежуточную и итоговую),  коррекцию, самоконтроль и самооценку.

Примером рефлексии может быть заполнение теста самоконтроля, в котором ученику предлагается поставить галочки напротив тех целей, которые он достиг. Здесь выявляются компоненты деятельности на уроке, ее результативность, смысл, степень достижения поставленной цели, что позволяет ученику самому корректировать дальнейший процесс своего образования, а также объем домашней работы.

  1. Самостоятельную работу. Она организуется как познавательная деятельность школьников, контролируется и оценивается ими самими на основе управления и коррекции со стороны учителя.

Например, каждому ученику даются инструкционные карты, которые могут содержать:

  • самостоятельную работу для повторения предыдущей темы;
  • вопросы для самостоятельной работы с учебником;
  • задачи  различного уровня для закрепления изученной на уроке темы;
  • инструкции для помощи тем, кто затрудняется в самостоятельном выполнении задания;
  • задания для работы за компьютером и инструкции к ним;
  • критерии оценки своей работы (для самооценки).

При этом изложение педагогом готовой информации не исключается из образовательного процесса, но место и роль этого приема меняются. Монолог педагога обычно используется:

  • при необходимости настроить учащихся на изучение нового материала;
  • невозможности самостоятельно решить проблему учащимися в связи с недостатком информации. В таком случае педагог излагает лишь основные положения данной темы, организуя их активное обсуждение.

Перечисленные выше компоненты урока можно применять в 5-11 общеобразовательных классах. Применение интерактивных методов на основе личностно-деятельностного подхода возможно и  в других предметных областях школьного курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок информатики и английского языка "Изобретения которые потрясли мир"

интегрированный урок информатики и английского языка "Изобретения которые потрясли мир"...

Методика решение логических задач на уроках информатики

Методики решения текстовых и логических задач, применение вычислительных и логических таблиц, а также методики применения ИКТ в образовании школьников и в управлении школой....

Методика использования проектных технологий на уроках информатики и ИКТ

В статье показано, как использование метода проектов при обучении информатике и ИКТ, будет способствовать формированию универсальных учебных действий согласно ФГОС, который предполагает полноценное ос...

Урок музыки в 3 классе "Путешествие в Японию". Урок насыщен интересными игровыми приёмами, которые можно применять и на других урок в разных вариантах.

Урок в 3 классеТема: Между музыкой народов мира нет непереходимых границНазвание: Путешествие в ЯпониюМузыкальный материал: Музыка Японии – «гагаку»; вариации на тему «Вишня» Д.Б. Кабалевского; укр. н...

Методика использования мультимедиа технологий на уроках информатики

Современный уровень промышленности ориентирован на информационные технологии и, соответственно требует от образовательных учреждений подготовки компетентных в этой области специалистов.Важную роль в ф...

Доклад на тему: Методика использования мультимедиа технологий на уроках информатики.

Методика использования мультимедиа технологий на уроках информатики.       Современный уровень промышленности ориентирован на информационные технологии и,соответстве...

Урок информатики с применением методики кооперативного обучения (сингапурской методики)

Урок с использованием интерактивных методов обучения. Сингапурская методика кооперативного обучения (Cooperative Learning)Технологии: "Парное обучение" (Think-Pair-Share), "Карусел...