Формирование культуры здоровья обучающихся на уроках информатики и ИКТ.
статья по информатике и икт по теме

Доклад на РМО  учиителей информатики "Формирование культуры здоровья обучающихся на уроках  информатики и ИКТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад по информатике73 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»

Формирование культуры здоровья

 обучающихся на уроках информатики и ИКТ.

 Новые подходы, новые возможности.

Подготовила:

Куприянова М.И.

учитель информатики

                                                                           МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай


Реальным проводником всех идей, инноваций, замыслов, внедряемых в школу учеными и управленцами, является учитель.

Возложение на учителя такой, казалось бы, несвойственной ему задачи — заботы о здоровье учащихся — определяется следующими причинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Именно в школе дети проводят большую часть своего времени. И не помогать им,  сохранять свое здоровье, было бы непрофессионально и бездушно. Во-вторых, определенное воздействие на здоровье ученика оказывает учебный процесс. В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями. Задача же школы иная — сохранить, укрепить здоровье своих воспитанников.

Быть здоровым – это естественное желание человека.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.

Проблемы здоровьесбережения в полной мере касаются и обучения информатике. Педагогический опыт преподавания этой дисциплины в школе, общения с учащимися и родителями свидетельствует о вреде,  который может быть явно или неявно нанесен здоровью и психике школьников, изучающих информатику: проблемы здоровьесбережения, связанные с увеличением физической и эмоциональной нагрузки на школьников, обусловленной расширением содержания и теоретизацией  обучения,  усложнением  изучаемых  средств  и  технологий,   профилизацией школьного курса информатики. Психическому здоровью школьников может быть нанесен вред, связанный с большими объемами и видовым составом информации, доступ к которой осуществляется посредством телекоммуникационных сетей, возможной некорректностью, противоречивостью и недостоверностью подобной информации. Несмотря на развитие технологий, и появлению аппаратуры, более безопасной для человека, существенный вред здоровью учащихся по-прежнему могут нанести компьютерные средства, традиционно используемые в обучении информатике.

Проблемы сохранения здоровья становятся особенно актуальными.

Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно-ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся.

В последние несколько лет образовательную среду с такими параметрами стали называть здоровьесберегающей средой образовательного процесса.

Здоровьесберегающая технология — это наука о здоровье, здоровом образе жизни и о мастерстве сохранения здоровья.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, и как совокупность принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному учреждению: характер воспитания и обучения, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. д., — имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся.

Причём здоровье детей мы должны рассматривать с разных сторон:

  • в физическом плане (ребёнок умеет преодолевать усталость, действует в оптимальном режиме);
  • в интеллектуальном плане (проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение);
  • в нравственном плане (честен, эмпатичен (умеет сопереживать), самокритичен);
  • в социальном плане (коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить);
  • в эмоциональном плане (уравновешен, способен удивляться и восхищаться).

Сегодня современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающий и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям.

Вот некоторые характеристики урока (В. И. Ковалько), который можно назвать здоровьесберегающим.

Выполнение рекомендаций СанПиНа:

  • требования к освещенности кабинета, требования к мебели,
  • температурный режим помещения,
  • проветривание помещения,
  • уровень шума,
  • место и длительность применения ТСО и др.

Динамическая организация урока:

  • физкультминутка,
  • дыхательная гимнастика,
  • глазная гимнастика,
  • поза учащегося во время урока.

Психологический подход при проведении урока:

  • учет индивидуальных особенностей учащихся,
  • учет темперамента учащихся,
  • умение работать с различными группами учащихся                           (гиперактивными )
  • дифференцированный подход в обучении.

Психологический климат урока:

  • мажорность урока (эмоциональность),
  • проявление доверительного подхода к ученикам,
  • наличие на уроке эмоциональной разрядки,
  • создание ситуации успеха и др.

Некоторые педагогические знания и умения:

  • чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты),
  • количество используемых на уроке методов, чередование методов,
  • плотность урока,
  • темп окончания урока,
  • определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,
  • умение учителя оценить процесс формирования внимания и мышления,
  • умение оценить уровень работоспособности.

Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:

  • включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья,
  • постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья

Творческий характер образовательного процесса – главное условие здоровьесберегающей среды. Включение ученика, учителя в творческий процесс способствует поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал; развитию личности ребенка, формированию его успешности; а, следовательно, снижению утомляемости, преодолению стресса и, как результат, сохранение его здоровья.

Создание ситуации успеха, как для ученика, так и для учителя — одна из приоритетных задач нашей школы.

1. Для профилактики близорукости  можно использовать:

тренажёр для глаз М. Норбекова (при использовании упражнений происходит укрепление мышц глаза);

упражнения для глазодвигательных мышц:

- плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5 – 6 раз);
- посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы;
- вращать глазами по кругу по часовой стрелке и обратно.

упражнения, снимающие утомление глаз:

- сидя, крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, а затем открыть на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз (упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения век и расслаблению мышц глаза);
- сидя, быстро моргать в течение 1 – 2 секунд (способствует улучшению кровоснабжения);
- стоя, смотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, а затем поставить палец руки на 25 – 30 см от глаза, перевести взор на кончик пальца и смотреть прямо на него 3 – 5 секунд. Опустить руку. Повторить 10 раз (снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии);
- сидя, закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальцев в течение минуты (способствует расслаблению мышц, улучшает кровоснабжение).

На основе исследований работ В.С. Мухиной, Б.И. Шапиро разработала следующую схему работы:

2.Учебный материал на «волне» (для учащихся 2-6 классов).

Попросить   детей посмотреть вокруг, и из слов (слова висят на стенах класса, разного цвета) составить  предложения (работает 3 группы). Полученные предложения располагаем на «волне» на доске, а потом  прочитать  их хором.

3. Таблицы, схемы оформлять  разными  цветами и на доске работать мелом разного цвета.

Уже в древности люди знали: каждый цвет может по-своему воздействовать на человека – вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения.

Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный. Красный цвет всегда влияет на физическое состояние, жёлтый – на умственное,  а голубой - на эмоции.

Красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности. Жёлтый – цвет хорошего настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется. Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.

От цвета бумаги изменяется даже число верных ответов. Например, на зелёной бумаге число верных ответов было на 20% больше,  чем на белой, а на красной, напротив, уменьшилось на 19%.

Активно использую монохромные пятна, нарисованные кленовые листья. На уроках детям рекомендую пользоваться цветными ручками, карандашами, что является компенсирующим для многих категорий детей.

II. Использую на уроках «Сенсорный крест». Он укрепляет мышцы спины (профилактика нарушения осанки), снимает гиподинамику, стабилизирует эмоциональное состояние (карточки, расположенные на “сенсорном кресте”, разного цвета). «Сенсорный крест» висит посередине доски или с краю на такой высоте, чтобы дети, подойдя к «кресту» не просто достали карточку, а потянулись за ней (позвоночник распрямляется, снимается напряжение с плечевого пояса). Карточки даны разного цвета – ребёнок выбирает карточку понравившегося цвета (стабилизируется эмоциональное состояние), страх перед выполнением задания проходит, и ребёнок спокойно выполняет задание.

III. Для учащихся младших классов особое внимание  следует уделять упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно,  мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

В начальных классах на уроках информатики  можно использовать:

  •    тренажёры для пальцев рук (мешочки, заполненные горохом, гречкой, пшеном, рисом). При их использовании происходит:

- стабилизация эмоционального состояния (снятие стресса, успокоение   центральной нервной системы);
- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, следовательно, ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям;
- влияние на развитие центра речи в головном мозге ребёнка;
- улучшение циркуляции крови;
- активизация нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев.

  • пальчиковую гимнастику.

IV. Не нужно забывать и о дыхании.

Для нормализации дыхания использовать технику «Сила дыхания» Адама Дж. Джексона.  Урок начинать  с успокаивающего дыхания, во время контрольной или самостоятельной работы использовать  мобилизующее дыхание

успокаивающее дыхание:                       мобилизующее дыхание:

Вдох

-

выдох

-

пауза

4 с

-

4 с

-

2 с

4 с

-

5 с

-

2 с

4 с

-

6 с

-

2 с

Вдох

-

пауза

-

выдох

4 с

-

2 с

-

4 с

5 с

-

2 с

-

4 с

6 с

-

2 с

-

4 с

- эффект вибрации для укрепления и профилактики заболеваний внутренних органов. Звуки произносятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3 раза:
[ и ] – мозг, функция почек
[ э ] – железа внутренней секреции
[ а ] – глотка, гортань, щитовидная железа
[ о ] – средняя часть груди
[ ои ] – сердце
- после ритмичного дыхания (дышать через нос), рот плотно закрыть. Повторять с ритмичными интервалами согласные звуки Б, В, Н, Т, Ж, Ш, Ф – воздух как бы выталкивается через нос.

  • Пение полезно для здоровья (особенно если проблемы с лёгкими или частые бронхиты.

V. Использую музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные. Произведения Бетховена стимулируют интеллектуальную деятельность, поддерживают вдохновение. Музыка П.И.Чайковского расслабляет и успокаивает. Музыка Баха дарит чувство покоя, возвышает.

VI.Для  снятия напряжения с плечевого пояса,  с позвоночника применяю физминутки. Самую большую физминутку  следует проводить  на 20 минуте урока, так как на этой минуте наступает фаза компенсированного (преодолеваемого) утомления.

VII. Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически, то мы должны формировать адекватную самооценку у детей. Проанализировав  статью Зинаиды Шинтарь  «Сто слов, которые следует употреблять в работе с детьми» (приложение к газете «Первое сентября» № 15 за  2005 год «Начальная школа»),   применяю это на практике, так как считаю, что  в работе с детьми мы должны употреблять такие слова и выражения, которые не унизят ребёнка, а помогут ему поверить в себя.  Не нужно забывать «Слово – лечит, слово и калечит». (Приложение1).

Результаты  работы.  

Систематическое проведение описанных вввидеть, что у детей  повышается интерес, желание самим принять участие в процессе обучения. Дети были очень активны,  легко справлялись с заданиями. Они стали более спокойны, сдержаннее, считались с мнением других ребят. Если сначала дети боялись, стеснялись, то постепенно это чувство проходило, ведь одна, две,  три попытки вселяют в детей все больше и больше уверенности. Рисуя свое настроение, они не задумывались, выбирали только яркие и светлые тона.

, Изучая эмоциональное развитие детей,  следует обращать внимание  на характер чувств  и эмоций, которые переживает ребенок

Здоровье учащегося нельзя рассматривать в разрезе только одной дисциплины. Таким образом, система здоровьесбережения при обучении информатике должна стать неотъемлемым компонентом единой здоровьесберегающей среды школы, под которой в рамках настоящего исследования понимается система взаимосогласованных мер, распространяемых на преподавание всех учебных дисциплин и внеучебную деятельность, обеспечивающих предупреждение заболеваний, гармоничное духовное и физическое развитие школьников.

Оценивая учащихся, прежде всего учителю стоит поверить в своих учеников, поверить в их силы, дать им возможность дотянуться до своей высшей планки развития. Дети должны почувствовать «ситуацию успеха»  и тогда их школьная жизнь, их учебный труд станут более качественным и успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование понятия счастья на уроках информатики

Цель урока: воспитать у учащихся стремление к счастью Задачи: 1.подготовить почву для возникновения этого ощущения, для осознания     потребности в счастье 2.показать, что счаст...

Формирование ключевых компетенций на уроках информатики.

О  развитии ключевых компетенциях на уроках информатики....

Формирование клучевых компетенций на уроках информатики.

Выступление на зональном семинаре в 2011-2012 учебном году....

Диагностика формирования УУД в на уроках информатики

Диагностика формирования УУД в 5 классе на уроках информатики/...

Формирование ключевых компетенций на уроках информатики

За последние годы кардинально изменилась политическая и социально-экономическая ситуация в стране, что вызвало необходимость выработки новых подходов к образованию. Рынок рабочей силы требует та...