Анализ авторских программ по информатике
материал по информатике и икт на тему


Анализ программ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anavtpr.docx49.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дмитриевогорская средняя общеобразовательная школа»

Жулина наталья сергеевна

Анализ авторских программ по информатике

2013


№ п/п

Название авторской программы и ее автор

Цели

Содержание и средства

Учебно-методическое обеспечение (указать авторов, издательство, год)

Особенности построения программы и учебно-методического комплекса

Основные виды деятельности

Наличие электронного сопровождения и его содержание

Начальная школа

1

ПРОГРАММА

«ИНФОРМАТИКА И ИКТ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ

И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)»

(для четырёхлетней начальной школы)

А.В. Горячев

сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.

1. Технологический компонент

Модуль «Знакомство с компьютером». Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Модуль «Создание рисунков». Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

Модуль «Создание мультфильмов и “живых” картинок». Анимация. Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации. Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма.

Модуль «Создание проектов домов и квартир». Проектирование. Компьютерное проектирование. Интерьер. Дизайн. Архитектура. Примеры программ для проектирования зданий. Основные операции при проектировании зданий: обзор и осмотр проекта, создание стен, создание окон и дверей, установка сантехники и бытовой техники, размещение мебели, выбор цвета и вида поверхностей.

Модуль «Создание компьютерных игр». Компьютерные игры. Виды компьютерных игр. Порядок действий при создании игр. Примеры программ для создания компьютерных игр. Основные операции при конструировании игр: создание или выбор фона, карты или поля, выбор и размещение предметов и персонажей. Другие операции.

Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)». Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).

Модуль «Создание текстов». Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.

Модуль «Создание печатных публикаций». Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений; схемы, отражающие расположение и соединение предметов; схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.

Модуль «Создание электронных публикаций». Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Гиперссылки в публикациях. Создание электронной публикации с гиперссылками. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.

Модуль «Поиск информации». Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

2. Логико-алгоритмический компонент

1-й класс

План действий и его описание. Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.

Отличительные признаки и составные части предметов. Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

Логические рассуждения. Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.

2-й класс

План действий и его описание. Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

Отличительные признаки и составные части предметов. Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.

Логические рассуждения. Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.

3-й класс

Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Применение моделей (схем) для решения задач. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

4-й класс

Алгоритмы. Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.

Объекты. Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.

Логические рассуждения. Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».

Применение моделей (схем) для решения задач. Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).

  • Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика. 1 кл. [Баласс]
  • Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика. 2 кл. [Баласс]
  • Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика. 3 кл. [Баласс]
  • Горячев А.В. Информатика и ИКТ. 3 кл. [Баласс]
  • Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика. 4 кл. [Баласс]
  • Горячев А.В. Информатика и ИКТ. 4 кл. [Баласс]
  • Горячев А.В. Информатика и ИКТ. 3 кл. [Баласс]
  • Горячев А.В. Информатика и ИКТ. 4 кл. [Баласс]
  • Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика. 3 кл. [Баласс]
  • Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика. 4 кл. [Баласс]

1. Технологический компонент

Изучение технологического компонента возможно на уроках «Информатики и ИКТ» в часы, определяемые участниками образовательного процесса (региональный или школьный компонент), или на уроках по основным предметам начальной школы, проводимых с использованием компьютерной техники. При наиболее распространённом варианте организации размещения компьютерной техники – в компьютерных классах – освоение информационных и коммуникационных технологий может проходить во время компьютерных уроков. Компьютерный урок может иметь постоянное место в расписании, но по своему наполнению разные компьютерные уроки могут быть отнесены к разным учебным предметам. Например, изучение модулей «Создание рисунков» или «Создание мультфильмов» может быть отнесено к компьютерным урокам по ИЗО, изучение модуля «Создание текстов» – к компьютерным урокам по русскому языку, работа с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) по математике – к компьютерным урокам по математике и так далее. Углублённое освоение информационных и коммуникационных технологий может проходить на кружках и факультативах.

2. Логико-алгоритмический компонент

Логико-алгоритмический компонент относится к предметной области «Математика и информатика» и предназначен для изучения в часы, определяемые участниками образовательного процесса (региональный или школьный компонент), или на уроках математики (например, см. вариант «Математика и информатика» курса математики в Образовательной системе «Школа 2100»).

Начинать преподавание можно с 1, 2 или 3-го класса. Это зависит от возможностей школы. В то же время многолетний опыт преподавания курса (с 1994 г.) показал, что дети, начавшие изучение курса с 1-го класса, с большим удовольствием воспринимают уроки информатики, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают материал курса на следующих годах обучения.

1. Технологический компонент

Приводится помодульное тематическое планирование с условием использования конкретных компьютерных программ. Перечень операций, осваиваемых школьниками в других компьютерных программах, может отличаться от изложенного в данном планировании.

Основные виды учебной деятельности учащихся

Модуль «Знакомство с компьютером»

Искать сходство и различия в материальных и информационных технологиях. Рассуждать об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера. Сводить в таблицу устройства для ввода и вывода информации разного вида. Выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой. Запускать программы, выполнять в них действия и завершать работу программ.

Модуль «Создание рисунков»

Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.

Сравнивать  панель инструментов программы на компьютере с примером панели инструментов в учебнике.

Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, рисование точек, прямых и кривых линий, фигур, стирание, заливка цветом, сохранение и редактирование рисунков).

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

Модуль «Создание мультфильмов и живых картинок»

Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.

Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, выбор фона, предметов, персонажей, анимация персонажей, создание титров, сохранение и редактирование мультфильмов).

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

Модуль «Создание проектов домов и квартир»

Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.

Сравнивать  панель инструментов программы на компьютере с примером панели инструментов в учебнике.

Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, обзор и осмотр проектов, создание стен, окон и дверей, установка бытовой техники, размещение мебели, выор цвета и вида поверхностей, сохранение и редактирование проектов домов или квартир).

Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы.

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

Модуль «Создание компьютерных игр»

Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.

Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, выбор фона, мест старта и финиша главного персонажа, выбор набора противников, препятствий и бонусов и мест их расположения, сохранение и редактирование игр).

Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы.

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)»

Создавать папки (каталоги). Удалять, копировать и перемещать файлы и папки (каталоги).

Модуль «Создание текстов»

Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.

Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, набор текста, перемещение курсора, вырезание, копирование и вставка текста, выбор шрифта, размера и начертания символов, организация текста, сохранение и редактирование текстовых документов).

Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы.

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

Модуль «Создание печатных публикаций»

Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.

Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, дополнение текстов иллюстрациями, схемами, таблицами, сохранение и  редактирование печатных публикаций).

Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы.

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

Модуль «Создание электронных публикаций»

Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.

Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, добавление в тексты с иллюстрациями, схемами и таблицами гиперссылок, звуков, музыки, анимации, видео,  сохранение и редактирование электронных публикаций).

Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы.

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

Модуль «Поиск информации»

Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.

Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, выполнение запросов по ключевым словам, выбор подходящей информации из результатов поиска, сохранение найденных и выбранных текстов и изображений).

Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы.

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

2. Логико-алгоритмический компонент

1-й класс

Основные виды учебной деятельности учащихся

План действий и его описание

Определять последовательность событий.

Называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности.

Отличительные признаки и составные части предметов

Определять значение признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.); находить предметы с одинаковым значением признака; выявлять закономерности в расположении фигур по значению одного признака.

Определять и называть составные части предметов, группировать предметы по составным частям. Определять и называть действия предметов, группировать предметы по действиям.

Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.

Давать название группе однородных предметов; находить лишний предмет в группе однородных; называть отличительные признаки предметов в группе с общим названием; сравнивать группы предметов по количеству; ставить в соответствие предметы из  одной группы предметам из другой группы.

Логические рассуждения

Отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова.

Оценивать простые высказывания как истинные или ложные.

Находить на схеме в виде дерева предметы по нескольким свойствам. Изображать простые ситуации на схеме в виде графов.

Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.

2-й класс

Основные виды учебной деятельности учащихся

План действий и его описание

Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату. Определять действие, обратное заданному.

Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках.

Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму. Составлять алгоритмы с ветвлениями.

Отличительные признаки и составные части предметов

Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков.

Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.

Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из  одной группы предметам из другой группы.

Находить объединение и пересечение наборов предметов.

Логические рассуждения

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ».

Отображать предложенную ситуацию с помощью графов.

Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.

Находить выигрышную стратегию в некоторых играх.

3-й класс

Основные виды учебной деятельности учащихся

Алгоритмы

Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах. Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.

Группы (классы) объектов

Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.

Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.

Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

Логические рассуждения

Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний.

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

Применение моделей (схем) для решения задач

Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы.

Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.

Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.

4-й класс

Основные виды учебной деятельности учащихся

Алгоритмы

Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами.

Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами.

Группы (классы) объектов

Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую).

Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом).

Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава.

Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов).

Логические рассуждения

Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение.

Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами.

Строить и описывать пути в графах.

Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы.

Применение моделей (схем) для решения задач

Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов. Придумывать и описывать объекты с необычными признаками. Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/17c0dadd-de65-48bc-a43e-0ee2da40534c/?interface=pupil&class=43&subject=19

2

ПРОГРАММА КУРСА ИНФОРМАТИКИ

ДЛЯ 2-4 КЛАССОВ
НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак,
Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова

  1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
  2. Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
  3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
  4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
  5. Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем
  6. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в ученом процессе.
  7. Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.

  1. Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
  2. Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
  3. Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.

  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика. 2 кл. [БИНОМ]
  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика. 3 кл. [БИНОМ]
  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика. 4 кл. [БИНОМ]
  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ. 3 кл. [БИНОМ]
  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ. 4 кл. [БИНОМ]

Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и уровнем его знаний в соответствующем классе начальной школы и представлен в виде учебно-методического комплекта, в который входят:

1) три учебника (для 2, 3 и 4 классов);

2) рабочие тетради (по две для каждого года обучения);

3) тетрадь для контрольных работ и тестовых заданий для ученика;

4) методическое пособие для учителя (для каждого класса отдельно);

5) электронные пособия (на СО-КОМ), содержащие:

  • презентации;
  • упражнения в интерактивном режиме;
  • клавиатурный тренажер и тренажер мыши;
  • дидактический обобщающий материал в виде плакатов;
  • контрольные работы к данному курсу.

  1. чтение текста;
  2. выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради;
  3. наблюдение за объектом изучения (компьютером);
  4. компьютерный практикум (работа с электронным пособием);
  5. работа со словарем;
  6. контрольный опрос, контрольная письменная работа;
  7. итоговое тестирование;
  8. эвристическая беседа;
  9. разбор домашнего задания;
  10. физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f9e9dfa0-6a9b-11da-8cd6-0800200c9a66/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=19

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/

http://metodist.lbz.ru/lections/8/

Основная школа

1

Н.В. МАКАРОВА

ИНФОРМАТИКА

и ИКТ

ПРОГРАММА ДЛЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ

(системно-информационная концепция)

  • формирование системы базовых знаний учащегося по информатике;
  • освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Windows, в графическом редакторе, в текстовом процессоре, в табличном процессоре, в системе управления базой данных;
  • освоение коммуникационной технологии в глобальной сети Интернет;
  • формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;
  • приобретение знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
  • освоение информационной технологии моделирования в среде графического редактора, в текстовом процессоре; в системе управления базой данных.
  • ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;
  • понимания необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности.

Часть 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА

Тема 1.1.Понятие об информации. Представление информации

Тема 1.2. Информационная деятельность человека

Тема 1.3. Информационные процессы

Тема 1.4. Информационные основы процессов управления

Тема 1.5. Представление об объектах окружающего мира

Тема 1.6. Информационная модель объекта

Тема 1.7. Представление о системе объектов

Тема 1.8. Основы классификации (объектов)

Тема 1.9. Классификация моделей

Тема 1.10. Основные этапы моделирования.

Тема  1.11. Моделирование в среде графического редактора

Тема 1.12. Моделирование в среде текстового процессора

Тема 1.13. Информационные модели в базах данных

Часть 2.  ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Тема 2.1. Основы алгоритмизации

Тема 2.2.  Представление о программе. Классификация программ

Тема 2.3.  Системная среда Windows 

Тема 2.5. Прикладная среда графического редактора Paint

Тема 2.6. Прикладная среда  текстового процессора Word

Тема 2.7. Прикладная среда  табличного процессора Excel

Тема 2.8.  Cистема  управления базой данных Access

Тема 2.9. Коммуникации в глобальной сети Интернет

Тема 2.10. Среда программирования ЛОГО

Часть 3.  ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 

Тема 3.1.  Представление о микропроцессоре

Тема 3.2. Устройства памяти

Тема 3.3. Устройства ввода информации

Тема 3.4. Устройства  вывода информации

Тема 3.5. Взаимодействие устройств компьютера

Тема 3.6. Аппаратное обеспечение работы компьютерных сетей

Тема 3.7. Кодирование информации в компьютере

Тема 3.8. Логические основы построения компьютера

Информатика и ИКТ. Учебник. Теория. 8-9 классы. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009

Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 классы. Базовый уровень/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009

Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 классы. Базовый уровень/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009

несколько  вариантов распределения объема учебных часов для основной школы:

Вариант 1. Начальный (пропедевтический) + основной (базовый) курс.

Дисциплина «Информатика и ИКТ» вводится в рамках регионального компонента в 5-7-м классах, в  рамках федерального компонента в 8-9 классах. Дополнительно выделяется из регионального компонента в 5-6-м классах – 2 часа, в 7-м классе – 2 часа, в 8-м классе – 1 час. На начальном (пропедевтическом) уровне (5-6 классы)  по  1 часу в неделю, затем в основной школе  (7-9 классы) – по 2 часа в неделю. На изучение начального курса отводится 68 часов, на изучение основного курса - 204 часа на протяжении трех лет по 68 часов в каждом классе;

Вариант 2. Основной (базовый) курс с 7-го класса ( без начального уровня).

Обучение начинается  с 7-го класса по 2 часа в неделю. Дополнительно выделяется из регионального компонента в 7-м классе – 2 часа, в 8-м классе – 1 час. На изучение основного курса отводится 204 часа на протяжении трех лет по 68 часов в каждом классе;

Вариант 3. Основной (базовый) курс с 8-го класса ( без начального уровня).

Обучение начинается с 8-го класса по 2 часа в неделю. В данном варианте к выделенному объему федерального компонента (3 часа на два года обучения в 8-9-х классах) добавляется 1 час за счет регионального компонента. Содержание некоторых тем сокращается. На изучение основного курса отводится 136 часов по 68 часов в каждом классе.

• определять объем информации любого текста;

• кодировать текст каким-либо способом.

• приводить примеры информационной деятельности человека;

• приводить примеры использования технических устройств при работе с информацией;

• приводить примеры носителей информации;

• приводить примеры способов защиты информации;

• шифровать фразы с помощью своего ключа.

• приводить примеры информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике;

• приводить примеры технических устройств, используемых в информационных технологиях.

• выделять объект управления и управляющее воздействие;

• указывать наличие или отсутствие обратной связи;

• приводить примеры систем управления разного типа.

• выделять объекты из окружающего мира и вести о них рассказ;

• называть параметры, характеризующие объект, и указывать их возможные значения;

• перечислять действия, характеризующие объект;

• определять среду обитания объекта;

• представлять сведения об объекте в виде таблицы.

• приводить примеры материальных моделей;

• приводить примеры нематериальных моделей;

• формулировать цель, прежде чем создавать информационную модель;

• выделять соответствующие цели характеристики объекта;

• представлять информационную модель объекта в виде таблицы.

• формулировать цель, для которой объект следует рассматривать как систему;

• приводить примеры систем;

• приводить примеры отношений и связей между объектами;

• определять вид отношений и связей между объектами в конкретной системе;

• разрабатывать информационную модель системы в соответствии с заданной целью.

• приводить примеры классификации всевозможных объектов, выделяя на каждом уровне признак классификации;

• отображать классификацию в виде иерархической схемы;

• определять, в чем проявляется само свойство наследования.

• приводить примеры моделей, относящихся к определенному классу;

• приводить примеры моделей из жизни.

• разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи;

• задавать цель моделирования и осуществлять формализацию задачи на этапе постановки задачи;

• создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную модель на этапе разработки модели.

• проводить моделирование в среде графического редактора;

• создавать меню типовых мозаичных форм;

• создавать геометрические композиции с помощью меню типовых мозаичных форм;

• моделировать конструкции по общему виду, по трем проекциям;

• моделировать геометрические операции.

• выделять объекты текстового документа и его параметры;

• составлять различные виды знаковых моделей средствами текстового процессора;

• проводить моделирование в среде текстового процессора.

• пользоваться стандартными информационными моделями (шаблонами);

• производить выборку из базы данных, используя разные условия поиска (фильтр).

• приводить примеры алгоритмов из разных сфер;

• составлять алгоритмы различных ситуаций или процессов в виде блок-схем.

• классифицировать программы;

• объяснить отличия процедурного и объектного подходов при программировании на примерах из окружающей жизни.

• просматривать информацию о параметрах папки и файла;

• выполнять разными способами стандартные действия с папками и файлами;

• работать в программе Проводник;

• выполнять стандартные действия с окнами;

• изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;

• осуществлять запуск приложений и открытие документов и переключаться между задачами;

• работать в стандартных средах: Калькулятор, WordPad, Paint;

• создавать составной документ, используя различные технологии обмена данными;

• производить проверку файлов на наличие вируса;

• производить архивацию и разархивацию файлов и папок.

• определять, как проявляются в прикладных средах принципы наглядности, многозадачности, интеграции разнотипных документов;

• приводить примеры использования конкретной технологии обмена данными.

• создавать и редактировать любой графический объект;

• осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом.

• создавать и редактировать текстовый документ;

• владеть операциями редактирования текста;

• владеть операциями форматирования текста;

• создавать списки (бюллетени), колонтитулы, многоколоночный текст;

• создавать текст в форме таблицы;

• подготавливать текст к печати;

• создавать в тексте графические объекты;

• создавать и редактировать формулы.

• создавать структуру электронной таблицы и заполнять ее данными;

• редактировать любой фрагмент электронной таблицы;

• записывать формулы и использовать в них логические функции;

• использовать шрифтовое оформление и другие операции форматирования;

• создавать и редактировать диаграмму;

• организовывать защиту данных.

• создавать и редактировать структуру базы данных;

• заполнять данными созданную структуру и проводить их редактирование;

• просматривать базу данных в режиме списка и формы;

• форматировать поля базы данных;

• создавать и редактировать форму, включая в нее рисунки;

• сортировать данные;

• создавать фильтры и осуществлять выборку данных;

• создавать отчет по базе данных.

• работать в браузере;

• сформировать адрес в сети;

• искать информацию по известным адресам и с помощью поисковых систем;

• работать в среде редактора HTMLWriter;

• включать графическую иллюстрацию в Web-документ;

• помещать гиперссылку в Web-документ;

• пользоваться электронной почтой, производя все необходимые операции с сообщением.

• перемещать Черепашку по рабочему полю в разных направлениях;

• разрабатывать программы рисования графических объектов;

• производить необходимые действия с программой;

• разрабатывать процедуры с параметрами и без них для рисования объектов;

• разрабатывать программы на основе типовых конструкций алгоритма;

• создавать графические объекты как результат выполнения циклического алгоритма.

• объяснить отличие одного вида памяти от другого;

• провести сравнение различных видов памяти по основным характеристикам.

• свободно работать на клавиатуре компьютера;

• осуществлять физическое подключение к системному блоку любого устройства ввода и производить его установку в компьютере.

• ориентироваться в характеристиках устройств вывода;

• осуществлять физическое подключение к системному блоку любого устройства вывода и производить его установку в компьютере.

• осуществлять перевод целых десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления;

• осуществлять перевод из любой позиционной системы в двоичную;

• произвести кодирование любого символа с помощью кодовой таблицы ASCII;

• произвести кодирование цветной точки для 16-цветной палитры.

• написать таблицу истинности для типовых логических операций;

• построить таблицу истинности для нетипового логического выражения.

• рассказать о характерных особенностях каждого этапа развития компьютерной техники;

• привести примеры моделей ЭВМ каждого этапа.

http://makarova.piter.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Авторская программа по информатике для 1 класса "Компьютерная азбука"

Курс информатики на ступени начального общего образования представляет собой пропедевтический курс, который должен сформировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и н...

Авторская программа по информатике для 2 класса "Компьютерная азбука"

Курс информатики на ступени начального общего образования представляет собой пропедевтический курс, который должен сформировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и н...

Рабочая программа по курсу "Информатика" 5 класс, составленная на основе авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»

Данная рабочая программа разработана в соответствии с авторской программы  А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»  в рамках ФГОС....

Авторская программа по информатике и ИКТ «Технология с учебным модулем «Информатика и ИКТ»» для 1-х-6-х классов

Авторская программа включает в себя  разделы:пояснительную записку;основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения разд...

Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"

Авторская программа "Татар  hәм рус  әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма  анализ ярдәмендә  өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"...

Авторские программы учителя информатики Еприной Т.Л.

Учитель Еприна Т.Л. разработала авторские программы элективных курсов и курсов по выбору по предмету «Информатика». Программы реализуются по работе с различными категориями обучающихся.Программы элект...