план-конспект урока по теме "Информационные модели"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) по теме

Лещенко Вера Степановна

определение информационной модели, развить и уточнить представления учащихся об информационных моделях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_teme_informatsionnye_modeli.doc547.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме

«Информационные модели»

Класс:           7

Предмет:   Информатика и ИКТ

                                          Учитель  информатики и математики
                                            Лещенко Вера Степановна

Урок по теме «Информационные модели» является вторым в разделе «Информационное моделирование», на изучение которого в 7 классе отводится 20 часов ( 1ч в неделю, 35 часов в год). Поэтому во время урока отрабатываются такие понятия как модель, моделирование, натурная и информационная модель, рассматривается применение различных моделей в предметных областях, проводится классификация информационных моделей.

Список источников информации, использованных при разработке урока:

  1. Л.Босова, «Информатика и ИКТ» (5-7 классы), БИНОМ, Лаборатория знаний, Москва, 2010г.
  2. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, «Методическое пособие 5-7, Информатика и ИКТ», Бином, Лаборатория знаний, Москва, 2010г.
  3. CD-ROM, Бином, Лаборатория знаний, Москва, 2010г.
  4. Материалы сайта http://school-collection.edu.ru
  5. Л.Л.Босова, учебник «Информатика  7», Рабочая тетрадь, Бином, Лаборатория знаний, Москва, 2010г.

Цель урока:
ввести определение информационной модели, развить и уточнить представления учащихся об информационных моделях.

Задачи урока:

Образовательные –

  • Формирование представлений учащихся о моделях и моделировании;
  • Знакомство с классификацией информационных моделей по способу представления;
  • Развитие практических  умений и навыков создания информационных моделей различных видов.

Развивающие –

  • формирование интереса к предмету, повышение мотивации учащихся путём использования межпредметных связей и регионального компонента на уроке;
  • развитие коммуникативности, навыков фронтальной, индивидуальной   и самостоятельной работы;
  • развитие  логического и алгоритмического мышления, расширение кругозора учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание творческого подхода к выполняемой работе, культуры общения, усидчивости, способности к самоорганизации.

Тип урока  изучение нового материала

Методы обучения:  словесные, наглядные, фронтальная и индивидуальная работа, проектный метод.

Межпредметные связи: информатика, математика, физика

Оборудование урока

ПК, медиапроектор, экран

ЦОР: «Информационные модели» http://www.Lbz.ru binom@Lbz.ru 

http://files.school-collection.edu.ru/

Учебная таблица «Представление информации», Рабочие тетради, раздаточный материал для проведения  самостоятельной работы,  принадлежности для выполнения проекта по созданию предметных и информационных моделей, заготовки для проведения практической работы.

План урока:

I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока – 1мин.

II. Актуализация и проверка усвоения материала прошлого урока – 7 мин

III. Изучение нового материала -15 мин

IV. Проектная и практическая  деятельность учащихся -17 мин

V.  Физкультминутка -1мин

VI. Рефлексия -2 мин

VII. Домашнее задание  - 2 мин


Технологическая карта урока

Вид деятельности

Задачи

Вид деятельности со средствами ИКТ

Формы и виды деятельности учащихся

Формы и виды деятельности учителя

Организационный момент

Подготовить учащихся к учебной деятельности

Проверка наличия принадлежностей, необходимых для работы на уроке

Приветствие, обеспечение готовности  учащихся класса к работе на уроке, объявление темы, целей и задач урока. Создание рабочей атмосферы.

Актуализация  знаний и проверка усвоения материала прошлого урока

Повторение ранее изученного  материала, необходимого при изучении новой темы, создание мотивации к изучению нового материала. Контроль знаний по материалу прошлого урока.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d3f971ba-ac57-437b-a1ab-4574e0b82ce2/9_56.pps

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/644fda5c-fa87-0742-5447-ca1c13f52ec6/00144676669092274.htm

http://somit.ru/now_lab/virtualka23.htm

Устная работа, выполнение самостоятельной работы: заполнение таблиц

Фронтальная работа с классом с использованием ЦОР, визуальная проверка дом.задания №4 Рабочая тетрадь,
промежуточный контроль знаний учащихся:

Изучение нового материала

Расширить представления учащихся об информационных моделях

ЦОР «Информационные модели» (БИНОМ, Лаборатория знаний)

Учебная таблица «Представление информации»

Схема классификации информационных моделей заполняется в рабочих тетрадях: № 11  стр.44

Создание проблемной ситуации: какие виды информационных моделей существуют?  

Первичное осмысление  и закрепление изученного материала

Проверить умение учащихся различать информационные модели по виду и создавать различные информационные модели для реальной ситуации.

Проектная деятельность – построение натурных и информационных моделей. Работа в парах.

Использование интеграции информатика  - математика -  физика,  повышение мотивации учащихся при выполнении проекта. Организация проблемно-поисковой работы в парах. Проверка выполнения задания, выяснение проблем, с которыми столкнулись учащиеся, обсуждение

результатов проектной деятельности.

Практическая работа

Развитие навыков создания таблиц, копирования и вставки объекта в таблицу.

Работа за компьютером. Построение таблиц в MSWORD

Использование заготовок

Работа в парах и индивидуальная работа, консультации учителя, самоконтроль

Проверка усвоения нового материала в ходе выполнения практической работы. Корректировка деятельности учащихся.

Физкультминутка

Профилактика заболеваний глаз, опорно-двигательной системы при работе за компьютером

Выполнение упражнений, проведение физкультминутки - дежурный

Организация   физкультурной минутки

Рефлексия и подведение итогов урока

Повторить введенные на уроке понятия

Слайд №1 из ЦОР «Информационные модели»

Отвечают на вопросы по изученному материалу 

Обобщение знаний, подведение итогов  работы

Домашнее задание

Обеспечить понимание выполнения домашнего задания.

§2.2, задание №3 – учебник.

Индивидуальные задания: Рабочая тетрадь, №13 для хорошо успевающих учащихся  

Запись домашнего задания на доске; проследить, чтобы задание было записано в дневники. Дать пояснения к выполнению домашнего задания.


ХОД УРОКА

I  Организационный момент.

 1. Приветствие

2. Проверка готовности к работе на уроке

3. Вместе с учащимися вспомнить, что изучалось на прошлом уроке и объявить, чем предстоит заняться на сегодняшнем уроке.

II Проверка домашнего задания и актуализация знаний учащихся:

1.Фронтальная работа с классом:
а) Что такое модель?;
б) Какие виды моделей Вы знаете? (натурные и информационные);
в) Ребята,  я  называю реальный объект  -  
человек; учащиеся  первого ряда называют возможные натурные модели, а второго ряда – информационные модели.
Проверка или дополнение ответов учащихся: таблица «Моделирование натурное и информационное»   (
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d3f971ba-ac57-437b-a1ab-4574e0b82ce2/9_56.pps#256)

г) Визуальная проверка домашнего задания - № 4    из Рабочей тетради, (причины создания моделей). Назовите причины создания следующих моделей:

 
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/644fda5c-fa87-0742-5447-ca1c13f52ec6/00144676669092274.htm   

(Рассматриваются интерактивные модели различных агрегатных состояний воды. Причина создания моделей: малые размеры, невозможность зафиксировать характер связей и скорость движения в реальном процессе. Из темы «Агрегатные состояния вещества», физика 7).

 http://somit.ru/now_lab/virtualka23.htm (Рассматривается модель силы стихии. Попросить ребят ответить на вопрос: Какую природную стихию имитирует эта модель? Причина создания модели?)

2.Самостоятельная работа: учащимся предлагается заполнить (раздаточный материал) деформированную таблицу:

ВАРИАНТ  I

Реальный объект

Натурная модель

Информационная модель

Карта северного и южного полушарий

Картонный макет дома

Сайгак

ВАРИАНТ  I I

Реальный объект

Натурная модель

Информационная модель

Тюльпан

Бумажный кораблик

Фотография орла

III Изучение нового материала

1. Рассказать учащимся о том, что первые информационные модели создавались ещё древними людьми в форме наскальных рисунков, изображений на глиняных табличках и папирусе. Эта информация позволяет нам судить о том, как жили и чем занимались  люди. В настоящее время информационные модели  строятся и исследуются с использованием современных компьютерных технологий, чем нам с вами предстоит заниматься в течение ряда занятий.

На сегодняшнем уроке мы рассмотрим классификацию информационных моделей.

2. Используя ЦОР  «Информационные модели»
а) ввести определение информационной модели, провести классификацию информационных моделей. (слайд №2)

б)  дать понятие о знаковых, образных и смешанных  моделях (слайды №3,4).

В ходе беседы с учащимися выясняем отличия в информационных моделях знакового, образного и смешанного типа, с помощью таблицы «Представление информации» обсуждаем, в каких предметных областях мы используем графики, диаграммы, схемы, таблицы, рисунки.

Сделать вывод о том, учащиеся используют и строят информационные модели при изучении практически всех школьных предметов.

  1. Построение информационных моделей.
    Рассматривается задача: «Из Городовиковска в Элисту выезжает рейсовый автобус со скоростью 60км/ч. Одновременно из Элисты в Городовиковск отправляется маршрутное такси, скорость которого 80 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между городами равно 280 км»

Учитель: ребята, о каком реальном объекте идёт речь в задаче? (объект-процесс движения автобуса и такси).

Давайте рассмотрим различные способы представления этого объекта, т.е. построим различные информационные модели. В ходе беседы с учащимися выясняем, что  можно построить следующие модели:

Знаковая (записанная на языке математических формул)

V1  -  скорость автобуса,

V2  -  скорость такси,

S – расстояние, t - ? время движения.

t =  S : (V1 +V2)

образная  (отрезок – расстояние между городами, стрелки – скорости и направление движения, флажок – место встречи)

Смешанная

объект

Расстояние, км
(движение навстречу)

Скорость, км/ч

Время, ч

Рейсовый автобус

      280

60

 

    ?

Такси

80

  1. В ходе беседы с учащимися выяснить, какие информационные модели они используют при изучении школьных предметов. (физика, биология – плакаты, фотографии, рисунки;  география, история – карты, схемы, таблицы и т.д.)

IV Закрепление изученного материала

1. Проектная деятельность учащихся: Ребята, в этом году  вы начали изучение новых предметов  -  геометрии и физики. При изучении этих предметов вам постоянно приходится создавать различные виды моделей. Сейчас вам предстоит построить модели к одной из аксиом геометрии и определению из физики. Учащимся раздаются карточки-задания. (Заранее подготовлены  картон, ножницы, пластилин или бусы разных цветов для изготовления натурных моделей).

IV Практическая работа (по описанию

Обсуждение результатов.  Возможные решения для составления информационных моделей:

ВАРИАНТ I                                           ВАРИАНТ II

                 

ВАРИАНТ III                                              ВАРИАНТ IV

           

2. Практическая работа учащихся

Учитель: Задание для практической работы вы найдёте, открыв папку  Мои документы – папку 7 класс – файл Заготовка

Заготовка для выполнения практической работы

               

                                      

Задание к практической работе:

  1. Напишите название таблицы: ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ. (выравнивание по центру)
  2. Создайте таблицу, состоящую из трёх строк и трёх столбцов.( Таблица – Вставить –Таблица).
  3. Столбцы таблицы назовите: ЗНАКОВЫЕ; СМЕШАННЫЕ; ОБРАЗНЫЕ.
  4. Увеличьте высоту второй и третьей строк таблицы.
  5. В ячейки таблицы внесите соответственные информационные модели, из предложенных выше. Для этого:
    а) выделите соответственную модель; б) скопируйте её; в) вставьте в соответствующую ячейку таблицы. (уменьшите размеры картинки, если нужно)

Физкультминутка (проводится во время проведения практической работы)
1. И.П. сидя на стуле, выровнять спину, руки в замочек, поднять руки над головой, потянуться. Повторить 3 раза.

2.И.П. сидя, откинувшись на спинку стула, 3-4 сек. смотрим вниз; поднять глаза кверху, сделать 3-4 круговых движения по и против часовой стрелки;

3. крепко зажмурить глаза на 3-4 сек., открыть – на 3-4 сек., повторить упражнение 5-6 раз.

В результате выполнения практической работы учащиеся должны получить примерно следующую таблицу:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ

ЗНАКОВЫЕ

СМЕШАННЫЕ

ОБРАЗНЫЕ

Численность населения Элисты – 103 тыс. человек. Город Элиста является самым крупным населённым пунктом Республики Калмыкия, что обусловлено его статусом столицы субъекта.

V Рефлексия и подведение итогов урока:

1. Обобщение знаний, полученных на уроке;

2. Подведение итогов деятельности учащихся на уроке и оценка их деятельности;

VI Домашнее задание: §2.2.  задание №3 – учебник.

Индивидуальные задания: Рабочая тетрадь, №13    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект дистанционного урока по информатике 9 класса по теме:"Моделирование.Физические и информационные модели"

Тип урока: дистанционный урок изучения нового материала с применением  готовых ЭОР(видеоурок, презентации, тест)...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...