Урок в 10 классе
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) по теме
Урок в 10 классе по теме " Представление числовой информации с помощью систем счисления"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 976 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 10 классе по теме Представление числовой информации в компьютере с помощью систем счисления.
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Представление числовой информации в компьютере с помощью систем счисления»- правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.
Задачи урока:
- образовательная – закрепление знаний и умений по переводу из одной системы счисления в другую, выполнение арифметических операций и применение свих знаний в решении нестандартных задач, стимулирование интереса к изучаемой теме;
- развивающая – развитие мышления учащихся при решении нестандартных задач, создания условия для развития у учащихся умения работать во времени, развитие коммуникационной компетентности; развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
- воспитательная – формирование навыков самоорганизации и инициативы; формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы и методы обучения: наглядный, словесный, практический - индивидуальная работа, работа в команде, работа на компьютере.
Оборудование кабинета:
- Компьютеры –
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Презентация
- Раздаточный материал
- Лист самооценки
План урока:
- Организационный момент -2 мин.
- Проверка домашней работы -5 мин.
- Работа с классом – 5 мин.
- Физкульминутка – 2 мин.
- Решение задач -10 мин.
- Работа в группах -5 мин
- Тестирование за компьютером -5 мин.
- Подведение итогов, заполнение листа самооценки.-3 мин.
- Домашнее задание. – 3 мин.
Ход урока
- Организационный момент
Демонстрируется слайд №1
Учитель: Здравствуйте, ребята! В начале XVIII века по просьбе великого немецкого ученого Готфрида Вильгельма Лейбница, внесшего большой вклад в становление информатики, была выбита медаль, по краю которой шла надпись: “Чтобы вывести из ничтожества всё, достаточно единицы”. Как вы считаете, чему была посвящена эта медаль? (двоичная система счисления). Сегодня у нас заключительный урок по теме « Представление числовой информации в компьютере с помощью систем счисления»
Мы с вами повторим перевод из одной системы счисления в другую, как выполняются арифметические операции в системах счисления, поупражняемся в решении нестандартных задачах, обобщим и приведем в систему изученный материал. У вас на столах лежат листы самооценки, по окончании урока вы должны будете заполнить их, т.е оценить свои знания по данной теме, после проверки ваших работ я объективно оценю ваши знания и выставлю свою./ Дежурные до урока раздают листы самооценки./
- Проверка домашней работы.
Учитель: А сейчас проверим домашнее задание, как вы с ним справились. Первое задание – это задача./ Учитель называет по журналу несколько учащихся и просит проговорить свои ответы.
Учитель: А теперь проверьте, правильно ли вы решили задачу. / Демонстрируется слайд№2/
Учитель: Проверим ваши ответы по переводу из одной системы счисления в другую.
/ Учитель называет фамилию ученика и просит его назвать свой ответ. Опрашивается 8 учащихся.
Учитель: Давайте сверим их с моими ответами. Молодцы, кто решил верно./Демонстрируется слайд №3/
- Работа с классом по решению примеров и задач по теме урока.
Приглашаются к доске двое учащихся. Раздаются карточки с заданиями
1 карточка | 2 карточка |
Число 100000112 соответствует числу в шестнадцатеричной системе счисления а/ 8416; б/8716; в/ 8316; г/ 8616 | Число 110111012 соответствует числу в восьмеричной системе счисления: а/ 4248; б/ 1258; в/ 998; г/ 3358 |
Ответ: 8316 | Ответ: 3358 |
Учитель: Пока ребята работают у доски, мы с вами проведем устный марафон по основным понятиям нашей темы. Устный опрос / Демонстрация слайда №4,5/
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Учитель: Предлагаю вам немного отдохнуть.
Комплекс упражнений для глаз.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем
раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль
на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые
движения глазами вверх, вправо, вниз, влево и в обратную сторону
вверх, влево, вниз, вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз.
4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4
вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз прямо,
вправо прямо, влево прямо. Проделав движение по диагонали в одну и
другую сторону с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
V. Решение задач по закреплению перевода из двоичной системы в десятичную.
Учитель: У вас на парте лежат листки с заданиями. Вы должны прочитать задания и выполнить их самостоятельно./ Дежурные перед началом урока раздают листки с заданиями/
Задание № 1
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 210, расшифруйте приведенное слово: 11012 01002 10102 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: Рено
2. Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: _____________
Задание № 2
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 210, расшифруйте приведенное слово: 10112 11002 01002 10002 11102
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: Опель
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ___________
Задание № 3
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 210, расшифруйте приведенное слово: 11002 01002 01012 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: Пежо
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: _____________
Задание № 4
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 210, расшифруйте приведенное слово: 00102 10112 10002 11102 00102 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: Вольво
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ______________
Задание № 5
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 210, расшифруйте приведенное слово: 00112 01102 10112 11012
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: Диор
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ______________
Задание № 7
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 210, расшифруйте приведенное слово: 11112 00012 10102 01002 10002 11102
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: Шанель
2. Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ______________
Задание № 8
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 210, расшифруйте приведенное слово: 01112 10002 00012 00112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: клад
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ____________
Учитель: Проверим, какие слова у вас получились в первом задании./ Второе задание проверяется учителем после урока/.
VI. Работа в группах.
Учитель: Предлагаю вам разбиться на группы и немного посоревноваться. Класс разбивается группы по 10 и 9 человек./Возьмите лист задания № 9, прочитайте его внимательно. В таблице приведены номер точки и ее координаты, записанные в двоичной системе счисления.
Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некоторый рисунок. Рисунок изобразите в рабочей тетради. (рисунок цифра «4») / Лист задания №9 прилагается/.
Задание № 9
А) Рисуем по точкам.
Таблица 1
№ точки | Координаты точки | (X;Y) | |
X | Y |
| |
1 | 1002 | 102 | 4,2 |
2 | 1012 | 1012 | 5,5 |
3 | 12 | 1012 | 1,5 |
4 | 112 | 10102 | 3,10 |
5 | 1002 | 10102 | 4,10 |
6 | 112 | 1102 | 3,6 |
7 | 1012 | 1102 | 5,6 |
8 | 1102 | 1012 + 1002 | 6,9 |
9 | 1112 | 10012 | 7,9 |
10 | 1102 | 1102 | 6,6 |
11 | 1002 * 102 | 1102 | 8,6 |
12 | 10002 | 1012 | 8,5 |
13 | 1102 | 1012 | 6,5 |
14 | 1012 | 102 | 5,2 |
Б) А теперь посоревнуемся в решении необычных задач по этой теме.
Задачи вы видите на слайде, чья команда быстрее и правильно решит задачу, получают дополнительный бал в листах самооценки./ Демонстрация слайдов № 7,8,9 с задачами/
В) Работа с электронным учебником. Электронное пособие Системы счисления, производитель Сергей Сергеевич Сухой, загружен на учительский компьютер и демонстрируется через проектор, задания демонстрируются на слайдах, а проверяются по электронному учебнику./
Учитель: А теперь давайте поработаем с ЭП Системы счисления. / Демонстрация примеров на слайдах № 10,11,12 /
VII. Самоконтроль. Практика за ПК. / учитель проводит ТБ на рабочем месте/
Учитель: Кто выполнил все задания, должен закрепить свои знания с помощью теста.
На «рабочем столе» вашего ПК найдите папку « Тест» Ваша –задача: отрыть папку, отрыть в ней файл « Самоконтроль по теме"Двоичная система и представление чисел в памяти компьютера" в котором находится ссылка на электронный тест. Вам нужно пройти этот тест, ответив на 15 вопросов за
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/19d0fb95-871d-4063-961d-e7dc5725e555/9_121.swf
Учащиеся пересаживаются за ПК.
VIII. Подведение итогов урока.
Учитель: Все прекрасно справились сегодня с работой. Отметьте, пожалуйста, на своих листах самооценки, на какую отметку вы сегодня поработали.
IX. Домашнее задание. / до урока учащиеся получили карточки с домашним заданием/
Учитель: Выполняя домашнее задание, вы должны будете заполнить карточку, указав фамилию, имя и класс. Решение должно быть полным.
1.
Карточка д/з
Фамилия ___________________________ Класс____________.
1.Перевести число из одной системы счисления (СС) в другую по следующей схеме:
10Е16 …. 10 …. 8 … . 2
2. Переведите число 206,125 из десятичной системы в двоичную СС
206,12510=
3. Рождение цветка.
Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти
(Ответ: 100100012=145 дней)
Используемая литература.
1.Учебник Информатика и информационные технологии 10-11 класс Н. Угринович
БИНОМ Лабораторий знаний 2005.
2.Как сдать экзамен и централизованное тестирование по информатике на 100 баллов. В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжиков. Ростов – на – Дону Феникс. 2003.
3.Информатика. Задачник - практикум. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. БИНОМ. Лаборатория знаний.
Лист самооценки. Фамилия_________________________________
Выполнение домашней работы | Устный марафон | Решение задач | Работа в группах | Работа с электронным учебником | Выполнение теста |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Урокв 5 классе "Как получить информацию"
Название работы: урок информатики для 5 класса «Как получить информацию» Программа Л.Л. Босовой (5 класс). Урок с сопровождением презентации. Урок направлен на: развитие информационных компетенц...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-521697-1415563882.jpg)
Урокв 9 классе. Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в Периодической системе и строения атома
Цельурока: расширить и углубить полученные знания по строению атомов химических элементов из курса химии 8-го класса....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....