Урок в 10 классе
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) по теме

Городнова Елена Юрьевна

Урок в 10 классе по теме " Представление числовой информации с помощью систем счисления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_10_klass.doc976 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 10 классе по теме Представление числовой информации в компьютере с помощью систем счисления.

Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Представление числовой информации в компьютере с помощью систем счисления»- правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.

Задачи урока:

  • образовательная – закрепление знаний и умений по переводу из одной системы счисления в другую, выполнение арифметических операций и применение свих знаний в решении  нестандартных задач, стимулирование интереса к изучаемой теме;
  • развивающая – развитие мышления учащихся при решении нестандартных задач,  создания условия для развития у учащихся умения работать во времени, развитие коммуникационной компетентности; развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
  • воспитательная – формирование навыков самоорганизации и инициативы; формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы и методы обучения: наглядный,  словесный, практический - индивидуальная работа, работа в команде, работа на компьютере. 

Оборудование кабинета:

  1. Компьютеры –
  2. Мультимедийный проектор
  3. Экран
  4. Презентация
  5. Раздаточный материал
  6. Лист самооценки

План урока:

  1. Организационный момент -2 мин.
  2. Проверка домашней работы -5 мин.
  3. Работа с классом – 5 мин.
  4. Физкульминутка – 2 мин.
  5. Решение задач -10 мин.
  6. Работа в группах -5 мин
  7. Тестирование за компьютером -5 мин.
  8. Подведение итогов, заполнение листа самооценки.-3 мин.
  9. Домашнее задание. – 3 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент

Демонстрируется слайд №1

Учитель: Здравствуйте, ребята!  В начале XVIII века по просьбе великого немецкого ученого Готфрида Вильгельма Лейбница, внесшего большой вклад в становление информатики, была выбита медаль, по краю которой шла надпись: “Чтобы вывести из ничтожества всё, достаточно единицы”. Как вы считаете, чему была посвящена эта медаль? (двоичная система счисления). Сегодня у нас заключительный урок по теме « Представление числовой информации в компьютере с помощью систем счисления»

 Мы с вами повторим перевод из одной системы счисления в другую, как выполняются арифметические операции в системах счисления, поупражняемся  в решении  нестандартных задачах, обобщим  и приведем в систему изученный материал. У вас на столах лежат листы самооценки, по окончании урока вы должны  будете заполнить их, т.е оценить свои знания по данной теме, после проверки ваших работ я объективно оценю ваши знания и выставлю свою./ Дежурные до урока раздают листы самооценки./

  1. Проверка домашней работы.

Учитель: А сейчас  проверим домашнее задание, как вы с ним справились. Первое задание – это задача./ Учитель называет по журналу несколько учащихся и просит  проговорить свои ответы.

Учитель: А теперь проверьте,  правильно ли вы решили задачу. / Демонстрируется слайд№2/

Учитель: Проверим ваши ответы по переводу из одной системы счисления в другую.

/ Учитель называет фамилию ученика и просит его назвать свой ответ. Опрашивается 8 учащихся.

Учитель: Давайте сверим их с моими ответами. Молодцы, кто решил верно./Демонстрируется слайд №3/

  1. Работа с классом по решению примеров и задач по теме урока.

Приглашаются к доске двое учащихся. Раздаются карточки с заданиями

1 карточка

2 карточка

Число 100000112 соответствует числу в шестнадцатеричной системе счисления

а/ 8416;     б/8716;     в/ 8316;      г/ 8616

Число 110111012 соответствует числу в восьмеричной системе счисления:

а/ 4248;    б/ 1258;    в/ 998;    г/ 3358

Ответ: 8316

Ответ: 3358

Учитель:  Пока ребята работают у доски, мы с вами проведем устный марафон по основным понятиям  нашей темы.  Устный опрос / Демонстрация слайда №4,5/

 IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Учитель: Предлагаю вам немного отдохнуть.

Комплекс упражнений для глаз.

   1. Закрыть глаза, сильно напрягая  глазные  мышцы,  на  счет  1-4,  затем

      раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

   2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд  вдаль

      на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

   3.  Не  поворачивая  головы  (голова  прямо),  делать  медленно  круговые

      движения глазами вверх, вправо,  вниз,  влево  и  в  обратную  сторону

      вверх, влево, вниз,  вправо.  Затем  посмотреть  вдаль  на  счет  1-6.

      Повторить 4-5 раз.

   4. При неподвижной голове перевести взор с  фиксацией  его  на  счет  1-4

      вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом  вниз  прямо,

      вправо прямо, влево прямо. Проделав движение по  диагонали  в  одну  и

      другую сторону с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

V. Решение задач по закреплению перевода из двоичной системы в десятичную.

Учитель: У вас на парте лежат листки с заданиями. Вы должны прочитать задания и выполнить их самостоятельно./ Дежурные  перед началом урока раздают листки с заданиями/

Задание № 1

  1. Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел  210, расшифруйте приведенное слово: 11012   01002   10102   10112   

Буква

А

В

Д

Е

Ж

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

Ь

Ш

10-тичный код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ: Рено

2. Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.

Ответ: _____________

 Задание № 2

  1. Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел  210, расшифруйте приведенное слово: 10112   11002   01002   10002   11102

Буква

А

В

Д

Е

Ж

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

Ь

Ш

10-тичный код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ: Опель

  1. Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.

Ответ: ___________

 Задание  № 3

  1. Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел  210, расшифруйте приведенное слово: 11002   01002   01012   10112

Буква

А

В

Д

Е

Ж

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

Ь

Ш

10-тичный код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ: Пежо

  1. Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.

Ответ: _____________

 Задание № 4

  1. Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел  210, расшифруйте приведенное слово: 00102   10112   10002   11102   00102  10112  

Буква

А

В

Д

Е

Ж

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

Ь

Ш

10-тичный код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ: Вольво

  1. Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.

Ответ: ______________

 Задание № 5

  1. Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел  210, расшифруйте приведенное слово: 00112   01102   10112   11012   

Буква

А

В

Д

Е

Ж

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

Ь

Ш

10-тичный код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ: Диор

  1. Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.

Ответ: ______________

Задание № 7

  1. Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел  210, расшифруйте приведенное слово: 11112   00012   10102   01002  10002   11102

Буква

А

В

Д

Е

Ж

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

Ь

Ш

10-тичный код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ: Шанель

2. Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.

Ответ: ______________

 Задание № 8

  1. Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел  210, расшифруйте приведенное слово: 01112   10002   00012   00112   

Буква

А

В

Д

Е

Ж

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

Ь

Ш

10-тичный код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ: клад

  1. Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.

Ответ: ____________

Учитель: Проверим, какие слова у вас получились в первом задании./ Второе задание проверяется учителем после урока/.

VI. Работа в группах.

Учитель:  Предлагаю вам разбиться на группы и немного посоревноваться. Класс разбивается группы по 10 и 9 человек./Возьмите лист задания № 9, прочитайте его внимательно. В таблице  приведены номер точки  и ее координаты, записанные в двоичной системе счисления.

Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некоторый рисунок. Рисунок изобразите в  рабочей тетради. (рисунок цифра «4») / Лист задания №9 прилагается/.

                                        Задание № 9

А)  Рисуем по точкам.

                                    Таблица 1                                                                                  

№ точки 

Координаты точки 

  (X;Y)

X 

Y 

 

1

1002 

102 

  4,2

2

1012 

1012 

  5,5

3

12 

1012 

  1,5

4

112 

10102 

  3,10

5

1002 

10102 

  4,10

6

112 

1102 

  3,6

7

1012 

1102 

  5,6

8

1102 

1012 + 1002 

  6,9

9

1112 

10012 

  7,9

10

1102 

1102 

  6,6

11

1002 * 102 

1102 

  8,6

12

10002 

1012 

  8,5

13

1102 

1012 

  6,5

14

1012 

102 

  5,2

 Б) А теперь посоревнуемся в решении необычных задач по этой теме.

Задачи вы видите на слайде, чья команда быстрее и правильно решит задачу, получают дополнительный бал в листах самооценки./ Демонстрация слайдов № 7,8,9  с задачами/

        

        

 В) Работа с электронным учебником.  Электронное пособие Системы счисления, производитель Сергей  Сергеевич Сухой, загружен  на учительский компьютер и демонстрируется через проектор, задания демонстрируются на слайдах, а проверяются по электронному учебнику./

Учитель: А теперь давайте  поработаем с ЭП Системы счисления. / Демонстрация  примеров на слайдах  № 10,11,12 /

 

 VII. Самоконтроль. Практика за ПК. / учитель проводит ТБ на рабочем месте/

 Учитель: Кто выполнил все задания, должен закрепить свои знания с помощью теста.

 На «рабочем столе» вашего ПК найдите  папку « Тест»  Ваша –задача: отрыть папку, отрыть в ней файл « Самоконтроль по теме"Двоичная система и представление чисел в памяти компьютера" в котором находится ссылка на электронный тест. Вам нужно пройти этот тест, ответив на 15 вопросов за

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/19d0fb95-871d-4063-961d-e7dc5725e555/9_121.swf   

Учащиеся пересаживаются за ПК.  

 

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель: Все прекрасно справились сегодня с работой. Отметьте, пожалуйста, на своих листах самооценки, на какую отметку вы сегодня поработали.

IX. Домашнее задание. / до урока учащиеся получили карточки с домашним заданием/

Учитель: Выполняя домашнее задание, вы должны будете заполнить карточку, указав фамилию, имя и класс. Решение должно быть полным.

1.

Карточка  д/з  

  Фамилия ___________________________         Класс____________.

1.Перевести число из одной системы счисления (СС) в  другую по следующей схеме:

10Е16             ….    10                              ….  8                           …   .      2

2. Переведите число 206,125 из десятичной системы в двоичную СС

206,12510=

3. Рождение цветка.

Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти

(Ответ: 100100012=145 дней)

Используемая литература.

1.Учебник Информатика и информационные технологии 10-11 класс Н. Угринович

БИНОМ Лабораторий знаний 2005.

2.Как сдать экзамен и централизованное тестирование по информатике на 100 баллов. В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжиков. Ростов – на – Дону Феникс. 2003.

3.Информатика. Задачник -  практикум. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. БИНОМ. Лаборатория знаний.

Лист самооценки. Фамилия_________________________________

Выполнение домашней работы

Устный марафон

Решение задач

Работа в группах

Работа с электронным учебником

Выполнение теста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Урокв 5 классе "Как получить информацию"

Название работы: урок информатики для 5 класса «Как получить информацию» Программа Л.Л. Босовой (5 класс). Урок с сопровождением презентации. Урок направлен на: развитие информационных компетенц...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Урокв 9 классе. Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в Периодической системе и строения атома

Цельурока: расширить и углубить полученные знания по строению атомов химических элементов из курса химии 8-го класса....

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....