ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНДУСТРИЯ В ОБРАЗОВАНИИ. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по информатике и икт на тему

Анализ опыта реализации программ дистанционного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plyusy_i_minusy_distantsionnogo_obrazovaniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНДУСТРИЯ В ОБРАЗОВАНИИ.  ПЛЮСЫ И МИНУСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В процессе создания и усложнения общественных отношений, нашедшем свое выражение, в расширении коммуникативных связей между людьми, стали образовываться новые общественно-образовательные структуры. И предполагается, именно они ответственны за адаптацию человека в обществе путем передачи человеку необходимых знаний. И в частности, появление сети Интернет также позволяет расширить  круг общедоступной, бесплатной для человека, информации и знаний.

И, поскольку имеется потребность в информации, значит, будут и предложения, удовлетворяющие эти запросы. И широкое распространение информационных, а, следовательно, дистанционных, технологий способствует  образованию  информационной индустрии, в частности, индустрии образовательной.  

В качестве продукта образовательной индустрии выступает  само образование. Однако,  обучение – это процесс, понимание которого должно осмысляться, через становление и осмысление, т.к. нельзя сказать, что в определенный момент образование завершилось и этого количества знаний человеку стало достаточно. Поэтому очевидно, что продуктом образовательной индустрии является не образование, а то, что способствует получению его: электронные книги, пособия, обучающие компьютерные программы, учебные комплексы для компьютерного дистанционного обучения.

Многообразие программ компьютерного (дистанционного) обучения имеют, по крайней мере, две ветви или две составляющие. Во-первых, это – информирующая часть. Она может быть реализована  в качестве сайта в Интернете, сети учебного заведения или может представлять собой информацию, записанную на лазерном диске. По сути дела, в любом из указанных вариантов первый блок содержит какой-либо текст, с добавлением сопровождающего интерактивного материала.

И принципиального отличия данной составляющей от обычной книги нет. Мы имеем дело всего лишь с мультимедийной книгой. Таким образом, современные технологии позволяют собрать в единый блок те составляющие учебного материала, которые ранее существовали отдельно друг от друга. Это создает определенное удобство, но не более того.

Проблема заключается в том, что все перечисленное может создать иллюзию завершенности самого образования. Т.е. прочел книгу, справился с тестовыми заданиями, значит, стал образованным.

Однако, стремлением расширить сферу использования информационных технологий в процессе обучения порождает ряд проблем социального и нравственного характера, прежде всего, трансформируя традиционное для культуры понимание отношения «преподаватель-учащийся».Широкое распространение дистанционного образования способствует сведению к минимуму любых межличностные отношений. Не возможно создать моральные отношения, если индивидуумы скрыты друг от друга за экранами мониторов.

Может ли система дистанционного обучения заменить аудиторную работу с учащимися, т.е. заменить очное обучения заочной формой?

Любой преподаватель согласиться с тем, что заочный вариант обучения хуже. В процессе общения учащийся вольно или невольно подражает преподавателю и тем самым усваивает часть знаний.

Дистанционное (заочное обучение), в свою очередь, базируется на мысли, что любую информацию допустимо изучить без реального общения с педагогом. Но в этом случае возникает резонный вопрос, как можно приобрести практические навыки, например, решения задач?

Следующий недостаток дистанционного обучения. При всей гибкости современных компьютерных технологий, материал представленный в системе является завершенным как с содержательной, так и с формальной точки зрения. Т.е., интернет-страница или любая компьютерная программа создается для «многих», без учета индивидуальных особенности пользователей. Преподаватель же, читающий лекцию в аудитории всегда ориентируется на специфику людей, слушающих его, модифицирует преподносимый материал, меняет стиль общения и т.д.

Поэтому дистанционное образование не может стать адекватной заменой аудиторной формы обучения и личного общения между преподавателем и учащимся.

Второе направление дистанционного обучение - это реализация\ на компьютере контроля  качества знаний.

В настоящее время не существует программ понимающих естественный язык. Системы компьютерного тестирования используют вопросы с предполагающим положительным или отрицательным ответом или в режиме диалога, такие как «выбери правильный вариант из предложенного», или  сформулировать однозначный ответ виде комбинации символов и цифр, например формула.

Большинство преподавателей согласятся с тем, что тестирование в указанных режимах не является удовлетворительной формой проверки знаний. С помощью тестов можно проверить лишь то, что учащийся обладает некоторым набором сведений.

Наука же – это не только набор сведений, это система терминов, средств, приемов интерпретации этих терминов в некоторой предметной области. Иначе говоря, учащийся, должен не только обладать определенным набором терминов, но и понимать их смысл. То есть, успех обучения зависит от понимания учащимся текстов, а происходит это только тогда, когда учащийся воспроизводит, артикулирует текст, тем самым порождая его смысл. Тестирование, конечно же не способствует приобретению навыков понимания текстов.

Еще одним недостатком является прагматическая сторона вопроса понимания текстов. То есть, тестирование возможно только в том случае, если текст допускает строго определенное и единственно допустимое понимание текста и НЕ предполагается, креативное творческое воссоздание смысла. Таким образом, широкое применение тестирования уничтожит стремление учащихся к творчеству, превратив образование в дрессуру, создав иллюзию завершенности образовательного процесса.

Однако, это не означает, что современные информационные технологии не должны использоваться в учебном процессе; их следует использовать, но преследуя другие цели, например, развитие навыков экспериментирования или моделирования, визуализации макетов, процессов, интерактивные экскурсии музеев мира, библиотеки и т.д .с использованием компьютерной графики,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дистанционного образования по английскому языку, 2 класс

Рабочая программа разработана для учащихся 2 класса дистанционного образования по английскому языку...

Использование современных образовательных технологий в реализации программы дополнительного образования

Актуальность применения ИКТ в тренировочном процессе: Создание реальных возможностей освоения двигательных действий создавая правильное представление о технике движений на начальном этапе обучени...

Реализация программы дополнительного образования детей "Занимательный Английский"

Курс внеурочной деятельности разработан в соответствии с требованиями ФГОС к организации внеурочной деятельности в начальной школе. Цель курса – коммуникативно-психологическая адаптация младших школьн...

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении...

Презентация по теме: "Развитие робототехники в рамках реализации программ дополнительного образования".

Развитие робототехники в рамках реализации  программ дополнительног образования...

Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»

Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»...