«Управление и кибернетика. Управление с обратной связью».
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Козырева Людмила Анатольевна
1. Цель  урока: способствовать усвоению понятий кибернетика, управление.
2. Задачи:
- обучающие -  сформировать понятие кибернетика; предмет и задачи этой науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме.
- развивающие – развивать умение определять механизм прямой и обратной связи в ситуациях управления; способствовать развитию коммуникативности.
-воспитательные  - продолжить воспитание правильного отношения к информации и ИКТ.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_inf_9.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Управление и кибернетика. Управление с обратной связью».

ФИО

Ромашова Анастасия Викторовна

Место работы

г.Кашин, МБОУ СОШ №3

Должность

учитель

Предмет

информатика

Класс

9

Тема и номер урока в теме

Урок № 48. Тема урока: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью.

Базовый учебник

Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.

  1. Цель  урока: способствовать усвоению понятий кибернетика, управление.
  2. Задачи:

- обучающие -  сформировать понятие кибернетика; предмет и задачи этой науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме.

- развивающие – развивать умение определять механизм прямой и обратной связи в ситуациях управления; способствовать развитию коммуникативности.

-воспитательные  - продолжить воспитание правильного отношения к информации и ИКТ.

  1. Тип урока – урок изучения нового материала.
  2. Формы работы учащихся - фронтальные
  3. Необходимое техническое оборудование – компьютер, проектор, экран.
  4. Структура и ход  урока
  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала:
  1. Наука кибернетика
  2. Понятие управления. Схема управления. Алгоритм управления.
  3. Примеры
  4. Коротко про АСУ
  1. Итог урока.          

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

-

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

Записывают тему урока.

1 мин.

2

Изучение нового материала

  1. Наука кибернетика

  1. Понятие управления. Схема управления. Алгоритм управления.

  1. Примеры: прямая связь и  обратная связь.

  1. Коротко про АСУ

Зарождение и предмет кибернетики. № 1

Вопрос: Приведите примеры использования компьютера в вашей жизни (вообще примеры использования).

Одно из приложений компьютерной техники – использование ЭВМ для управления.

Рассказать про Н. Винера и его книгу «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». Демонстрация ЭОР №1.

Поговорить об управлении вообще. Как управляются живые организмы (ЦНС, и т.п.), управление механизмами. Понятие самоуправляющееся системы (пример живой организм).

Для того чтобы было возможно использовать ЭВМ для управления чем – либо. Необходимо сам процесс управления всесторонне и глубоко изучить. Этим и занимается наука – кибернетика.

        Итак, кибернетика –наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах.

        

Записывают определение:  Кибернетика – наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах.

10 мин.

Кибернетическая схема управления – № 2.

Демонстрация ЭОР № 2

С точки зрения кибернетики управление – информационный процесс. Вспомнить, какие знают информационные процесс. (Схема передачи информации).

Управление – целенаправленное взаимодействие объектов, одни из которых являются управляющими, другие – управляемыми.

 Схема управления в простейшем случае, когда имеем только два объекта: один управляющий, другой – управляемый.

Алгоритм управления – последовательность команд управления, выполнение которой приводит к заранее поставленной цели.

        Записывают определение:       

- Управление – целенаправленное взаимодействие объектов, одни из которых являются управляющими, другие – управляемыми.

- Алгоритм управления – последовательность команд управления, выполнение которой приводит к заранее поставленной цели.

15 мин.

Линейные алгоритмы управления  - № 3

Нелинейные алгоритмы управления - № 4

Разбор примеров: светофор -машины, человек – собака.

Демонстрация ЭОР №3, №4

Задание (устно):

Дополнить приведенный ниже список и указать, какой объект будет управляющим, а какой – управляемым:

А) оркестр - …

Б) автобус  - …

В) наездник - …

Г) тренер - …

Д) режиссер - …

Зарисовывают схемы – обратная и прямая связь.

Записывают определение :

- прямая связь – это процесс передачи команд управления от управляющего объекта к управляемому.

- обратная связь – это процесс передачи информации о состоянии исполнителя.

10 мин.

Компьютер и управление - № 5

Подготовьте ответы на следующие вопросы (с помощью презентации ЭОР  № 5 и учебника – с. 145-146):

1. Что такое САУ (система автоматического управления)?
2. Что такое АСУ (автоматическая система управления)?
3. Чем отличается АСУ от САУ?
4. Может ли одна система заменить другую? Если да, то приведите примеры.

Самостоятельно работают с презентацией и текстом учебника

7 мин.

3

Итог урока.

Закрепление материала.

-

Подведение итогов урока.

- что такое кибернетика? Управление?

В каких системах действует обратная связь? прямая связь?

Выставление оценок за активность на уроке.

Отвечают на вопросы.

2 мин.

4

Домашнее задание.

§25-26

Приведите 2-3 примера кибернетических систем:

А) без обратной связи

Б) с обратной связью

Записывают домашнее задание.

1 мин.


Приложение к плану-конспекту урока

«Управление и кибернетика. Управление с обратной связью».

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

 Зарождение и предмет кибернетики

Презентация (flash)

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1c0f19ec-bac2-451f-a054-7138af197667/view/

2

Кибернетическая схема управления 

Презентация (flash)

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c520e35c-2c1a-40f5-ac53-50841efe900c/view/

3

Линейные алгоритмы управления 

Презентация (flash)

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bea76a48-1f11-4bb2-a049-581922e0c663/view/

4

Нелинейные алгоритмы управления

Презентация (flash)

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9d6bbf1f-37c1-459f-824e-cce9783b50fe/view/

5

Компьютер и управление

Презентация (flash)

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8bfbbcd5-f279-4d18-a8d8-816ead47d451/view/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление и кибернетика. Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры. Графический учебный исполнитель. Тест по информатике для 9 класса.

Управление и кибернетика. Алгоритм и его  свойства. Алгоритмические структуры. Графический учебный исполнитель. Тест по информатике для 9 класса по учебнику И.Г. Семакина.....

Конспект урока «Управление и кибернетика» 9 класс

Конспект урока " Управление и Кибернетика" для 9 класса ФГОС ...

Управление с обратной связью

Конспект урока с презентацией " Управление с обратной связью" к учебнику "Информатика 9 класс" ФГОС Семакин...

Презентация к уроку "Управление с обратной связью" (9 класс)

Учебная презентация к уроку "Управление с обратной связью". Учебник по информатике и ИКТ, автор И.Г. Семакин, 9 класс....

Презентация к уроку в 9 классе "Управление и кибернетика"

В презентации рассматривается история возникновения кибернетики, разомкнутая и замкнутая схема управления, примеры основных типов алгоритмов....

Презентация к уроку "Управление и кибернетика."

Презентация к уроку "Управление и кибернетика. Управление с обратной связью" 9 класс учебник И Г Семакин...

Презентация "Управление и кибернетика"

Материал разработан для учащихся 9 -х классов...