Разработка мероприятия "Системы счисления"
материал по информатике и икт (9 класс) по теме

Хадиуллин Рашат Фоатович

Мастер-класс в рамках конкурса "Учитель года 2014"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemy_schisleniya.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему «Системы счисления»

Оборудование и ПО: яблоки, мандарины, листы бумаги, 2 калькулятора, 3-4 ручки или карандаша, компьютер, проектор (желательно интерактивная доска), инженерный калькулятор (программиста), презентация на тему «Системы счисления».

Ход мероприятия:

1. Под таинственную «волшебную» музыку выходит маг (волшебник) в соответствующей одежде (чалма, чапан, обувь с длинными кривыми носками, униформа продавца)

Голос за кадром: - Встречайте, великий волшебник и математик – Рашат ибн Фоат!!!

Жонглируя апельсинами, выходит маг:

- Приветствую вас, о милейшие и мудрейшие! Да воздаст вам всевышний за ваши труды, дорогие друзья!

Верите ли вы в чудеса? Давайте повеселимся:

1. Задумайте число от 2 до 9. Умножьте его на 9, сложите цифры этого числа, (как у вас с географией?) задумайте страну в Европе на первую букву полученного числа. Теперь задумайте название самого большого животного на третью букву названия этой страны. Внимание: не морочьте себе голову – в Дании носороги не водятся!

Это была шутка.

2. А давайте я попробую угадать день рождения случайного зрителя в этом зале.

Угаданный день рождения

Содержание этого математического фокуса.

Объявите зрителям, что вы сможете угадать день рождения любого незнакомого человека, сидящего в зале.

  • Вызовите любого желающего и предложите ему умножить на 2 число дня своего рождения
  • Затем пусть зритель сложит получившееся произведение и число 5,
  • теперь пусть умножит на 50 полученную сумму.
  • К этому результату необходимо прибавить номер месяца рождения (июль — 7, январь — 1)
  • вслух назвать полученное число.

Через секунду вы называете день и месяц рождения зрителя.

Секрет этого математического фокуса.

Все очень просто. В уме от того числа, которое назвал зритель, отнимите 250.

У вас должно выйти трехзначное или четырехзначное число. Первая и вторая цифры — день рождения, две последние — месяц.

Нет, волшебством в современном мире не проживешь. Теперь везде рыночные отношения, экономику надо знать!

Вот я долго думал, чем же мне заняться, чтобы выгоднее заработать. И решил: купил я небольшой павильон в вашем славном городе Елабуга – на рынке в 6-м микрорайоне, кажется. Буду продавать разные сладости, фрукты из восточных стран – там у меня оказывается еще остались дальние родственники. НО! Нужен продавец. Кто хочет поработать со мной? (вызывает желающего). Проходи, о мудрейшая из хитрейших! Вот тебе счетная машинка (калькулятор на ноутбуке с включенной функцией программиста и нажатой кнопки «bin») – калькулятор называется. Это волшебный калькулятор – он может принести пользу тому, кто правильно умеет на нем работать. Скоро сами поймете. Итак, для начала мы продаем апельсины по 1 рублю за штуку. Вы скажете дёшево? Конечно, интересы потребителей – это святое! Но апельсины продаются не менее 2 шт. Есть покупатели? Вот Вы, милейший(ая) купите 4 апельсина – оптом выгоднее (для нас конечно).

Сосчитай, пожалуйста, о квадрат моих успехов, на калькуляторе, сколько будет стоить 4 апельсина: сложи 4 раза по 1 рублю. (В ответе будет 100). Вот, с Вас 100 рублей. Видите как выгодно!

Это – волшебный калькулятор! Здесь есть 4 кнопки:

- сейчас нажата кнопка bin – что в переводе с древнего языка майя означает очень хитрый продавец;

- вот кнопка oct – означает неплохой продавец (демонстрация: 3+5=10);

- вот эта кнопка dec – переводится как «честный продавец» (демонстрируется) – практически не используется продавцами;

- а вот и кнопка для покупателей: hex – означает умный покупатель, давайте проверим:

вот я купил эту чалму за 800 рублей и чапан за 900 рублей в магазине, что находится в старом автовокзале. Долго пришлось доказывать, что их калькулятор неправильный – а мой работает идеально, к счастью при себе я имел сертификат качества и гарантийные документы этого оборудования – мне ведь этот калькулятор подарил умнейший из всех умных людей на свете – Билл ибн Гейтс. Так вот 800+900=1100(при нажатой кнопке hex).

О, внимательнейшие вы мои, кому нужен сей волшебный аппарат, милости прошу в мой 13-й павильон на рынке, что в 6-м микрорайоне. Приобретайте сразу несколько – оптом выгодно – вы в этом сами убедились. Мой продавец быстро сосчитает цену.

(Обращается к продавцу) – Вот милейшая, ты и научилась выгодно продавать, согласна ли ты работать со следующей недели? Тогда жду в понедельник в 9 часов утра на рынке.

- Пришло время раскрыть секрет работы этого чудного аппарата. (Презентация)

Слайд 1.

Все дело в системе счисления.

Вот мы с вами считаем до 9, затем приписывая те же цифры (их всего 10), получаем новые числа.

Слайд 2

Человек для счета всегда использовал пальцы рук – поэтому и цифр всего 10. Такая система называется десятеричной с.с.

А есть и другие с.с. Самая простая и самая применяемая в кибернетике – это двоичная. Используются всего две цифры: 0 и 1. (Слайд 3. )После использования обеих цифр они приписываются в определенном порядке по разрядам. Вот таблица соответствия двоичных и десятеричных чисел:

Десятеричная

Двоичная

0

0

1

1

2

10

3

11

4

100

5

101

6

110

7

111

8

1000

Вот почему 4 апельсина стоили 100 рублей! Если бы вы купили 8 апельсинов, то пришлось бы заплатить 1000 рублей!

Соответственно, в восьмеричной с.с. всего 8 цифр: Слайд 4

Десятеричная

Восьмеричная

0

0

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

10

9

11

А вот 16-ричная с.с.: Слайд 5

Десятеричная

16-ричная

0

0

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

A

11

B

12

C

13

D

14

E

15

F

16

10

17

11

Слайд 6

Названия кнопок на калькуляторе переводятся вовсе не как продавец или покупатель, а это сокращенные названия чисел на латыни.

Такие с.с. называются позиционными, (Слайд 7)т.е. каждый разряд находится на своей позиции.

Бывают и непозиционные с.с. – примером являются Римские цифры: Слайд 8

 I — 1,
V — 5,
X — 10,
L — 50,
C — 100,
D — 500,
M — 1000

(Слайд 9) Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно. Поначалу они сравнивали количество предметов  как "один" и "много".  А позднее начали использовать пальцы.

У одного из современных австралийских племен счет ведется так: Слайд 10

1 - мал,
2 - булан,
3 - гулиба,
4 - булан-булан,
5 - булан-гулиба,
6 - гулиба-гулиба. (похожи на Римские)

Вот и подошла к концу наша с Вами встреча. …. Слайд 11

Звучит песня: (мотив песни “Черные глаза)

Вот царица всех наук – математика,

Дробь перевернет она – математика,

Околдован я тобою математика,
Ослепила мудростью нас математика.


Припев:
Математика вспоминаю умираю
Математика я только о тебе мечтаю
Математика самая прекрасная
Математика 
Математика 
Математика 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.

Урок можно использовать при повторении  курса информатики в 11 классе,  учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...

Разработки уроков по теме "Системы счисления"

Предлагаемые материалы можно использовать при изучении темы "Системы счисления" в любом классе в зависимости от программы и класса....

Методическая разработка (Системы счисления)

Системы счисления. Рабочая тетрадь для 8 класса....

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

Методическая разработка "Системы счисления"

Учебно-методическая разработка содержит весь необходимый материал для проведения уроков информатики по теме “Системы счисления”: теоретический материал, разбор решения типовых задач, ...