Урок информатики и ИКТ в 10 классе по теме «Логические схемы и логические выражения»
учебно-методический материал по информатике и икт (10 класс) по теме

Раздел "Логика"

Тема «Логические схемы и логические выражения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc82 КБ
Файл zadanie_grupp.rar18.23 КБ
Microsoft Office document icon samootsenka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики в 10 классе. Раздел «Логика».

Тема: «Логические схемы и логические выражения»

Цели урока:

1. Образовательные

  • Получить представление об алгебре высказываний.
  • Построение таблиц истинности сложных высказываний.
  • Логические схемы и логические выражения.
  • Решение логических задач.

2. Развивающие

  • Развитие исследовательской и познавательной деятельности.
  • Лаконично, полно и содержательно отвечать и делать обобщающие выводы.

3. Воспитательные

  • Формирование аккуратности при работе с компьютером.
  • Понимание связей между другими учащимися, культурой поведения.

Тип урока: комбинированный

ПЛАН УРОКА.

1. Организационный этап.

Приветствие, проверка дз.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Игра, демонстрирующая логические элементы.

3. Актуализация знаний.

Для этого класс разделить на две команды (каждой команде отводится 10 минут):

  • Первая  команда составляет таблицы истинности для логических высказываний.

а) А или В и не С

б) (А или не В) и (не А и не В)

  • Вторая  команда отвечает на вопросы по схеме

Подвести итог опроса команд.

4. Первичное усвоение новых знаний..

I. Работа в группах по ЭУ.

Компьютер выполняет арифметические и логические операции при помощи т.н. базовых логических элементов, которые также еще называют вентилями.

 Любой сколь угодно сложный элемент компьютера может быть сконструирован из элементарных вентилей. Опишите работу вентелей.

5. Первичная проверка понимания.

II. Разобрать логические схемы и записать функции, описывающие состояние логических схем

Группа 1.

   

    А

    В          

   С

Группа 2.

6. Первичное закрепление.

Логические схемы —  это та же таблица истинности, только представленная в форме логических схем. В такой форме удобно изображать цепочки логических операций и производить их вычисления.

 Пример 1. Построить логические схемы по логическому выражению при любых значениях Х:

  1. х1  и  (не  х2  или  х3  )
  2. х4  и  (х1  и  х2  и  х3  или  не  х2  и  не  х3  )

Пример 2. Дана логическая схема. Построить логическое выражение, соответствующее этой схеме. Вычислить значения выражения для

  1. х1 =0,  х2 =1
  2. х1 =1,  х2 =0
  3. х1 =1,  х2 =1
  4. х1 =0,  х2 =0

Пример 3. Переведите к виду логической формулы высказывание: «Неверно,

что если погода пасмурная, то дождь идет тогда и только тогда, когда нет

ветра»

     Решение. Определим следующие простые высказывания:

П—«пасмурная погода» ;

Д—«идет дождь» ;

В—«дует ветер».

Тогда соответствующее логическое выражение запишется так.

                               _______________

                               П        (Д          В).

   

 

Логические схемы —  это та же таблица истинности, только представленная в форме логических схем. В такой форме удобно изображать цепочки логических операций и производить их вычисления.

7.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 Составить логическую схему и таблицу истинности для логической функции

F=(A and B) or not (B or C),

если A=true, B=false, C=true.

8.  Рефлексия (подведение итогов занятия)



Предварительный просмотр:

Соедините правильные определения и обозначения:

Логика

Высказывание

Алгебра логики

Логическая константа

Дизъюнкция

Инверсия

Конъюнкция

Импликация

Эквивалентность

А→В

А или В

Наука о формах и способах мышления

Не А

ИСТИНА и ЛОЖЬ

А↔В

А и В

Наука об операциях над высказываниями

Повествовательное предложение, в котором что – либо утверждается или отрицается.



Предварительный просмотр:

Учитесь думать, объяснять,

Учитесь мыслить, рассуждать.

Ведь в информатике, друзья,

Без логики никак нельзя.

Учитесь думать, объяснять,

Учитесь мыслить, рассуждать.

Ведь в информатике, друзья,

Без логики никак нельзя.

Лист самооценки ученика 10 «а» класса:

Ф.И.____________________________________

Баллы:

Лист самооценки ученика 10 «а» класса:

Ф.И.__________________________________

Баллы:

Виды работ:

Виды работ:

1. Игра 1- 10 баллов (уровень)

1. Игра 1- 10 баллов (уровень)

2.   Личный вклад в работу команды 1- 4 б.

2.   Личный вклад в работу команды 1- 4 б.

3.   Личный вклад в работу группы 1-3 б. 

3.   Личный вклад в работу группы 1-3 б. 

4.   Индивидуальное задание 0 -  3 б.

4.   Индивидуальное задание 0 -  3 б.

5.  Тест в формате ЕГЭ 0-5 б.

5.  Тест в формате ЕГЭ 0-5 б.

Отметка за урок

Отметка за урок

10-13 б. - "3", 14-17 б. - "4", более 17 б. - "5"

10-13 б. - "3", 14-17 б. - "4", более 17 б. - "5"

Учитесь думать, объяснять,

Учитесь мыслить, рассуждать.

Ведь в информатике, друзья,

Без логики никак нельзя.

Учитесь думать, объяснять,

Учитесь мыслить, рассуждать.

Ведь в информатике, друзья,

Без логики никак нельзя.

Лист самооценки ученика 10 «а» класса:

Ф.И._____________________________________

Баллы:

Лист самооценки ученика 10 «а»  класса:

Ф.И.___________________________________

Баллы:

Виды работ:

Виды работ:

1. Игра 1- 10 баллов (уровень)

1. Игра 1- 10 баллов (уровень)

2.   Личный вклад в работу команды 1- 4 б.

2.   Личный вклад в работу команды 1- 4 б.

3.   Личный вклад в работу группы 1-3 б. 

3.   Личный вклад в работу группы 1-3 б. 

4.   Индивидуальное задание 0 -  3 б.

4.   Индивидуальное задание 0 -  3 б.

5.  Тест в формате ЕГЭ 0-5 б.

5.  Тест в формате ЕГЭ 0-5 б.

Отметка за урок

Отметка за урок

10-13 б. - "3", 14-17 б. - "4", более 17 б. - "5"

10-13 б. - "3", 14-17 б. - "4", более 17 б. - "5"

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока информатики № 2 в 8 классе по теме: «Линейный алгоритм» с применением интерактивной доски

Данный урок является вторым из десяти уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются операторы ...

Сценарий урока информатики № 3 в 8 классе по теме: «Линейный алгоритм» с применением интерактивной доски

Данный урок является одним (третьим из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются опер...

Сценарий урока информатики № 5 в 8 классе по теме: «Циклический алгоритм» с применением интерактивной доски

Данный урок является одним (пятым из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие циклического алгоритма с известным чи...

Сценарий урока информатики № 7 в 8 классе по теме: Контрольная работа по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования».

Данный урок является заключительным уроком по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором проверяются знания, умения и навыки по данной теме, умение работать в среде ...

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: «Подлежащее и способы его выражения»

Тема: «Подлежащее и способы его выражения»Класс: 8Цели и задачи урока:1. Образовательный аспект:     - обобщить знания учащихся о подлежащем, полученные в 5-7 классах...

Презентация к урокам английского языка 2-11 классов по теме "Логическая грамматика"

Презентация позволяет изучать и повторять грамматик английского языка....