Учебные программы
календарно-тематическое планирование (информатика и икт) по теме

Щеголев Сергей Михайлович

Мои учебные программы для 8, 9, 10-11 классов общеобразовательной школы

8 класс - 34 учебных часа;

9 класс - 68 учебных часов;

10 -11 классы по 68 учебных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_13-14.docx35.91 КБ
Файл 9_klass_13-14.docx41.5 КБ
Файл programma_10_11.docx47.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Парабельская средняя общеобразовательная школа им. Н.А. Образцова

«Согласовано»

Руководитель МО

________________________

 «____»_________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________________

«____»________2013г.

ПРОГРАММА
учебного курса «Информатика и ИКТ»
для 8 класса

        Составитель:

Щеголев Сергей Михайлович
учитель информатики
МБОУ Парабельская сош им. Н.А. Образцова
Составлена на основе
авторской программы  Угриновича Н.Д


Программа обучения информатике

в 8 классе общеобразовательной школы.

Пояснительная записка.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы,  о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимым школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Содержание учебников «Информатика и ИКТ» для 8 класса соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.  с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

·  определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

·  комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

·  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

·  владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы  ориентированы на выполнение в операционной системе Windows и Linux.  

Цели обучения:

  • формирование у учащегося системы базовых знаний по информатике;
  • освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Linux;
  • формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;
  • освоение технологии работы приобретений знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
  • ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;
  • ознакомление с основами алгебры логики и логическими основами построения компьютера;
  • понимание необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности.

Владение технологией работы в системной среде Linux является необходимым условием и базовой составляющей для последующего освоения технологии работы в прикладных программных средах общего назначения.

Практические занятия полностью посвящаются освоению технологии работы в перечисленных средах в процессе решения конкретных задач. Темы этого направления формируют представление учащихся о модели каждой среды как некоего отражения реального мира.

Темы, связанные с изучением основ алгоритмизации и программирования проводятся в единой логической последовательности, в сочетании теоретических и практических занятий на компьютере.

Часть учебного материала посвящена изучению аппаратной части компьютерной сети.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 8 класса

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  2. Угринович Н.Д. Уроки информатики в 8 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  4. Семакин И.Г.. Хеннер Е.К., Информатика. Задачник-практикум в 2 т. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  5. Анеликова Л.А., Раздаточные материалы по информатике 7-9 кл. – М.: Дрофа, 2004
  6. Зорина Е.М., Зорин М.В. Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь 8 класс. – М.: ЭКСМО, 2010.
  7. Угринович Н.Д. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 8». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  8. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
  9. Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
  10. Операционная система Linux
  11. Пакет офисных приложений Open office.

Основное содержание

8 класс

Общее число часов – 34 ч.

1. Информация и информационные процессы (8 ч.)

Информация в неживой и живой природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике.

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы.

 Количество информации как мера уменьшения неопределённости знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора».

Практическая работа №2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».

2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 ч.)

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации работы компьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа №4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты».

Практическая работа №5 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши».

Практическая работа №6 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

Практическая работа №7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

3. Кодирование и обработка текстовой информации (9 ч.)

Кодирование текстовой информации. Создание и редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страниц, величина полей. Колонтитулы.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, реферат, доклад).

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Оптическое распознавание отсканированного текста.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации».

Практическая работа №9 «Создание визитных карточек на основе шаблонов».

Практическая работа №10 «Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц».

Практическая работа №11 «Вставка в документ формул».

Практическая работа №12 «Форматирование символов и абзацев».

Практическая работа №13 «Создание и форматирование списков».

Практическая работа №14 «Вставка оглавления в документ, содержащий заголовки».

Практическая работа №15 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными».

Практическая работа №16 «Создание гипертекстового документа».

Практическая работа №17 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

Практическая работа №18 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

4. Кодирование и обработка числовой информации (10 ч.)

Кодирование числовой информации. Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.

Табличные расчёты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

Типы данных: числа, формулы, текст.

Абсолютные и относительные ссылки.

Встроенные функции.

Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №19 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Практическая работа №20 «Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью калькулятора».

Практическая работа №21 «Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах».

Практическая работа №22 «создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

Практическая работа №23 «Построение диаграмм различных типов».


Требования к подготовке учащихся

в области информатики и ИКТ

8 класс

Учащиеся должны знать:

  • требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
  • понятие информации и её основные свойства;
  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», связь между информацией и знаниями человека;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);
  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт;
  • историю развития вычислительной техники;
  • алгоритм перевода чисел из одной системы счисления в другую;
  • способы представления символьной, графической и звуковой информации в компьютере;
  • устройство компьютера (процессор, системная плата, устройства ввода и вывода, виды памяти);
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • понятие файла;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • основные правила набора, редактирования и форматирования текста;
  • основные объекты текстовых документов и их параметры;
  • назначение электронных таблиц, команды и режимы;
  • объекты электронной таблицы и их характеристики;
  • типы данных электронной таблицы;
  • правила построения диаграмм и графиков в среде электронных таблиц.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • кодировать и декодировать информацию;
  • систематизировать информацию;
  • представлять информацию в табличной форме;
  • преобразовывать информацию путём рассуждений;
  • обрабатывать информацию, составляя план действий;
  • уметь выбирать тип диаграммы и графиков в зависимости от цели её создания;
  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
  • измерять информационный объём текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб, Тб);
  • переводить числа из одной системы счисления в другую производить арифметические операции в различных системах счисления;
  • представлять символьную, числовую и звуковую информацию в разных форматах, используемых в компьютере;
  • различать типы форматов, используемые для графической и звуковой информации.
  • просматривать информацию о параметрах файла и папки;
  • создавать, редактировать и форматировать текстовые документы;
  • создавать списки, колонтитулы, многоколончатый текст;
  • создавать текст в форме таблицы;
  • подготавливать текст к печати;
  • создавать гипертекст;
  • создавать структуру электронной таблицы и заполнять её данными;
  • редактировать и форматировать любой фрагмент электронной таблицы;
  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций.

Календарно-тематическое планирование

8 класс

(1ч. в нед., 34 ч. за год)

(Н.Д.Угринович 8 класс)

 

Тема

К-во часов

Примерная дата

Информация (5 часов)

1

ИОТ №014-08. Информация. Информатика.

1 ч.

2

Человек и информация. Информационные процессы в технике.

1 ч.

3

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

1 ч.

4

Количество информации. Единицы измерения информации.

1 ч.

5

Измерение количества информации (содержательный подход).

1 ч.

Устройство компьютера (8 часов)

6

Устройство компьютера.

1 ч.

7

Системный блок.

1 ч.

8

Внутренняя и внешняя память.

1 ч.

9

Периферийные устройства.

1 ч.

10

Файлы и файловая система.

1 ч.

11

Программное обеспечение компьютера.

1 ч.

12

Графический интерфейс операционных систем и приложений.

1 ч.

13

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

1 ч.

Текстовая информация (9 часов)

14

Кодирование текстовой информации.

1 ч.

15-16

Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа.

2 ч.

17-19

Форматирование документа.

3 ч.

20

Таблицы.

1 ч.

21

Графика

1 ч.

22

Гипертекст.

1 ч.

Числовая Информация (10 часов)

23

Кодирование числовой информации.

1 ч.

24-25

Создание документов в табличных редакторах. Ввод и редактирование.

2 ч.

26

Таблицы.

1 ч.

27-29

Формулы

3 ч.

30-32

Построение диаграмм и графиков.

3 ч.

Резерв

2 ч.



Предварительный просмотр:

МБОУ Парабельская средняя общеобразовательная школа им. Н.А. Образцова

«Согласовано»

Руководитель МО

________________________

 «____»_________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________________

«____»________2013г.

ПРОГРАММА
учебного курса «Информатика и ИКТ»
для 9 класса

        Составитель:

Щеголев Сергей Михайлович
учитель информатики
МБОУ Парабельская сош им. Н.А. Образцова
Составлена на основе
«Обязательного минимума содержания
образования по информатике»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа представляет собой один из возможных вариантов построения базового курса информатики; изучаемого в 9 классах. Изучение курса предполагает 2 часа в неделю (68 часов).

Изучение информатики в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

 Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Для реализации программы имеется оборудованный кабинет информатики с 10 компьютерами, имеющих доступ Интернет, установленными лицензионными программами, учебно-методическая и справочная литература, учебники и рабочие тетради, электронные учебные пособия и энциклопедии, раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ,  комплект плакатов, УМК под редакцией Макаровой Н.В.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

  1. Информация. Кодирование информации (18)

Кодирование информации. Кол-во и единицы измерения информации. Двоичный алфавит. Двоичная система счисления. Высказывания истинные и ложные. Графические редакторы. Основные операции. Палитры цветов. Создание и редактирование изображений.

  1.  Алгебра логики (9)

Алгебра логики. Логические высказывания. Формы мышления. Основные логические законы и операции. Решение логических задач.

  1. Алгоритмизация и программное управление работой компьютера (18)

Алгоритм и его свойства. Исполнители алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Процедуры и модули. Переменная и ее значение. Организация данных в алгоритмах. Простые и составные величины.Типы величин. Основные формы организации действий в алгоритмах. Массив. Имя; тип данных; размерность.

  1. Моделирование  и формализация (6)

Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Структура информационных моделей. Понятие компьютерной модели задачи.

  1. Хранение, поиск и сортировка информации (7)

Сортировка и хранение информации. Базы данных. Управление базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Изменение структуры базы данных.

  1. Коммуникационные технологии (8)

Телекоммуникационные системы. Локальные и глобальные сети.
Электронная почта. Сеть ИНТЕРНЕТ. Серверы. Поиск информации в компьютерных сетях. Основы технологии WWW.

  1. Информационная деятельность человека. Информационная безопасность (2)

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Темы

Кол-во часов

1

Информация. Кодирование информации

18

2

Алгебра логики

9

3

Алгоритмизация и программное управление работой компьютера

18

4

Моделирование  и формализация

6

5

Хранение, поиск и сортировка информации

7

6

Коммуникационные технологии

8

7

Информационная деятельность человека. Информационная безопасность

2

68


Календарно-тематическое планирование на 2012 – 2013 учебный год.

ФИО учителя Щеголев Сергей Михайлович     По предмету  Информатика    в  9 а классе,  кол-во часов в неделю 2  в учебном году
Учебник Информатика и ИКТ Н.В. Макарова

Темы

Кол-во часов

по разделу

дата

 

 Информация. Кодирование информации

18

1.  

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний

1

2.  

Кодирование и измерение информационного объема

1

3.  

Представление и кодирование информации с помощью двоичных чисел

1

4.  

Представление числовой информации с помощью систем счисления

1

5.  

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

3

6.  

Арифметические операции в позиционных системах счисления

3

7.  

Двоичное кодирование текстовой информации.

1

8.  

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).  Кодирование звуковой информации (глубина дискретизации, частота кодирования)

2

9.  

Растровая и векторная графика.

1

10.

Создание рисунков в векторном графическом редакторе.

2

11.

Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

2

Алгебра логики

9

1.

Алгебра логики

1

2.

Формы мышления

1

3.

Логические операции

2

4.

Логические функции и таблицы истинности

2

5.

Решение логических задач

3

 

 Алгоритмизация и программное управление работой компьютера

18

1.

Понятие алгоритма, свойства алгоритмов.

1

2.

Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов.

1

3. 

Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их разработка.

3

4.

Язык Кумир

1

5.  

Среда. Тип, имя и значение переменной. Присваивание.

1

6.

Исполнитель Робот

1

7.

Линейные вычислительные алгоритмы

2

8.

Циклы N раз, с условием

2

9. 

Ветвление в вычислительных алгоритмах

2

10.

Сложные условия

1

11.

Решение задач из практикума

31

 

 Моделирование  и формализация

6

1.

Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные.

1

2

Системный подход к окружающему миру. Объект и его свойства

1

3.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

1

4.

Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей.

3

 

 Хранение, поиск и сортировка информации

7

1.  

Табличные базы данных: записи, столбцы, типы данных.

1

2.  

Ввод и редактирование записей с помощью формы. 

1

3.  

Сортировка данных в электронных таблицах.        

1

4.  

Поиск данных в электронных таблицах        .

1

5.  

Системы управления базами данных.

1

6.  

Изменение структуры базы данных.  

1

7.  

Поиск данных. Условия поиска. 

1

 

 Коммуникационные технологии

8

1.  

Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

1

2.  

Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации от несанкционированного доступа.

1

3.  

Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен).

1

4.  

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

3

5.  

Поиск информации в компьютерных сетях.

2

 

 Информационная деятельность человека. Информационная безопасность

2

1.  

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

1

2.  

Информационная безопасность.  Правовая охрана информационных ресурсов. 

1

3.  

4.  

68


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Программа-переводчик.
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения
  • Простой редактор Web-страниц

Список литературы:

  1. Информатика 10-11класс. Под редакцией Н.В. Макаровой. -С.Пб. - Питер.1999г.
  2. Информатика 6-7класс. Под редакцией Н.В. Макаровой. С.Пб. - Питер.1999г
  3. Информатика 7-8класс. Под редакцией Н.В. Макаровой. С.Пб. - Питер.1999г
  4. Информатика 9 класс. Под редакцией Н.В. Макаровой. С.Пб. - Питер.1999г
  5. Гейн А. Г.; Сенокосов А. И.; Юрман Н.А. Информатика: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений М. Просвещение 2000г.
  6. Основы экологии и природопользования. Компьютерный курс: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / В.Ф. Шолохович; А.Г. Гейн; С.В. Комов и другие - Просвещение;1995г.



Предварительный просмотр:

МБОУ Парабельская средняя общеобразовательная школа им. Н.А. Образцова

«Согласовано»

Руководитель МО

________________________

 «____»_________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________________

«____»________2012г.

ПРОГРАММА
Базового курса информатики
для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательной школы

        Составитель:

Щеголев Сергей Михайлович
учитель информатики
МОУ Парабельская сош им. Н.А. Образцова
Составлена на основе
«Обязательного минимума содержания
образования по информатике»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 10-11 классов в течении 136 часов за 2 года ( 68 часов в год, 2 часа в неделю).

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся старшей школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы,

Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, СУБД мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Обучение сопровождается практикой работы на современных профессиональных ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной технике. Изучение тем, связанных с изучением глобального информационного пространства Интернет, желательно проводить в режиме OnLine.
Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса и использования тестов. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Методической поддержкой  данной программы преподавания служит учебно-методический комплект учебников и учебных пособий “Информатика и ИКТ ” под ред. профессора Н.В. Макаровой для учащихся и методических пособий для учителей.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН и  направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
 - Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
 - Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования,  выполнения зачетной практической работы. 
- Итоговый
 контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

10 КЛАСС

1. Техника безопасности – 1 час.
Организация рабочего места. Требования безопасности труда в УПК, компьютерном классе. Основные правила и инструкции по безопасности труда, электробезопасности, их выполнение и соблюдение. Причины пожаров в помещениях учебных классов, УПК.
Меры предупреждения пожаров. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

2. Информация и информационные процессы – 14 часа.
Понятие информации. Виды информации. Свойства информации. Информационные процессы: получение, передача, преобразование. Информационные процессы в живой природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека.
Формы представления информации. Язык как способ представления информации. Кодирование информации. Двоичный алфавит. Двоичная система счисления. Количество информации. Единицы измерения информации. Кодирование различных форм представления информации (числовой, текстовой, графической, звуковой). Таблицы кодировок букв русского алфавита. Решение задач на определение количества информации. Кодирование информации. Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную, и из десятичной в двоичную систему счисления.

3. Основы логики – 12 часов.

Формы мышления. Алгебра высказываний. Логические выражения и таблицы истинности. Построение таблиц истинности логических функций и выражений (в том числе с использованием электронных таблиц). Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Преобразование логических выражений с использованием логических законов и правил преобразования (в том числе с использованием инженерных калькуляторов). Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер.

4. Компьютер – 8 часов.
История и перспективы развития ВТ. Функциональная организация компьютера. Основные устройства, назначение. Принцип фон Неймана. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Принцип программного управления. Структура системной платы. Основные характеристики современного ПК. Принцип открытой архитектуры. Процессор. Структура памяти компьютера. Внешняя память. Основные носители информации и их важнейшие характеристики. Форматирование диска. Классификация программного обеспечения ЭВМ. Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Различные способы ввода информации в компьютер. Инсталляция программ. Файлы и файловая структура. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения.

5. Технология обработки текста – 8 часов.

Символьная (текстовая) информация в памяти ЭВМ. Текстовые редакторы. Основные характеристики. Тексты в памяти компьютера. Текстовый редактор Word. Окно программы, рабочее поле, панель инструментов. Режимы и системы команд. Запуск Word, набор текста. Способы отображения документа. Создание, сохранение и другие простейшие операции с документом из меню «Файл». Получение справки. Масштаб. Основные элементы текста. Способы выделения. Фрагментов текста. Основные действия с фрагментами. Форматирование символов и абзацев, использование пункта меню «Формат» и панели инструментов. Списки. Создание нумерованных и маркированных списков. Колонки. Импорт графики в текст. Таблицы. Создание таблиц. Основные действия с таблицами.

6. Технология обработки графики – 12 часов.
Графическая информация в памяти ЭВМ. Векторная и растровая графика. Обзор графических редакторов. Формат графических файлов.
Приемы работы с векторной графикой (панель инструментов «Рисование» в текстовом редакторе Word). Создание и редактирование рисунка.
Приемы работы с растровой графикой (графический редактор Paint). Создание и редактирование рисунка. Графические примитивы и палитры цветов.

7. Технология обработки числовой информации – 8 часа.
Электронные таблицы. Назначение и основные функции. Структура электронных таблиц (строка, столбец, ячейка). Типы (числа, формулы, текст) и формат данных. Вычисление с использованием стандартных функций. Программа MS Excel. Окно программы. Основные операции с данными ячеек. Заполнение, редактирование, перенос данных, вырезание, копирование, вставка ячее строк, столбцов. Использование электронных таблиц для решения задач. Построение графиков.

11 КЛАСС

1. Алгоритмы и исполнители – 4 часов.
Понятие алгоритма, примеры алгоритмов. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как управляющая информация. Понятие алгоритма, способы задания, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов. Графический редактор как исполнитель алгоритма.
Способы записи алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура и т.д.). Разработка алгоритмов методом последовательной детализации (верху вниз) и сборочным методом (снизу вверх).

2. Основы программирования – 26 часов.
Представление о языках программирования: состав, назначение компонентов. Лингвистическая концепция языка. Первое знакомство со средой ТП. Структура программы, операторов, оформление. Структура программы на языке Турбо Паскаль (ТП). Алфавит языка. Раздел описания переменных. Имя и значение переменной, константа. Ввод – вывод данных. Арифметические операции. Управляющие конструкции языка, условный оператор. Оператор выбора. Оператор цикла с параметром, с предусловием и с постусловием. Одномерные массивы. Способы задания одномерных массивов. Работа с элементами одномерных массивов. Вложенные циклы. Двухмерные массивы. Функции. Процедуры. Основные графические функции в ТП.

3. Моделирование формализация – 8 часов.
Моделирование. Формальная и неформальная постановка задачи. Основные принципы формализации. Понятие об информационной технологии решения задач.
Этапы решения задач на компьютере: постановка задачи, построение модели, разработка алгоритма и программы, отладка и исполнение программы, анализ результатов. Компьютерный эксперимент.

4. Технология хранения, поиска и сортировки информации – 10 часов.
Систематизация и хранение информации. Иерархические, сетевые и реляционные модели данных. Представление о системах управления базами данных (СУБД). СУБД Access.
Знакомство с учебной базой данных в Access. Основные объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). Таблицы. Построение таблицы при помощи мастера таблиц. Сортировка и поиск записей. Формы. Создание форм при помощи мастера форм. Запросы. Создание запроса при помощи мастера запросов. Создание отчетов вывод их на печать.

5. Компьютерные коммуникации – 16 часов.
Передача информации. Линии связи, их основные компоненты и характеристики. Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратно-программное обеспечение сетей.
Основные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. История возникновения и структура глобальной сети Интернет. Адресация в Интернет. Гипертекст. Основы технологии World Wide Web. Сеть Интернет. Информационные ресурсы. Поиск информации. Современные тенденции развития Интернет-технологий.

7. Социальная информатика – 2 часа.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ УЧАЩИЕСЯ

УЧАЩИЕСЯ 10-Х КЛАССОВ

Должны знать:

  • требования техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере;
  • способы получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
  • функции языка как способа представления информации;
  • принципы кодирования информации;
  • о существовании различных форматов текстовых файлов и кодировок русских букв;
  • особенности и преимущества двоичной формы представления информации;
  • основные единицы измерения количества информации;
  • общую функциональную схему компьютера;
  • назначение и основные характеристики устройств компьютера;
  • состав и назначение программного обеспечения компьютера;
  • основные возможности текстовых редакторов;
  • основные возможности графических редакторов;
  • типы задач, решаемых с помощью электронных таблиц;

 

Должны уметь:

  • организовать рабочее место;
  • приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
  • представлять высказывания, используя логические операции;
  • объяснять принципы кодирования информации;
  • решать задачи на определение количества информации;
  • работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
  • работать с носителями информации;
  • вводить и выводить данные;
  • перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования текстов;
  • применять графический редактор для создания и редактирования изображений.
  • использовать электронные таблицы для решения различных вычислительных задач;

 

УЧАЩИЕСЯ 11-Х КЛАССОВ

Должны знать:

  • основные алгоритмические конструкции;
  • назначение и состав языков программирования;
  • приемы моделирования и формализации;
  • этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера;
  • назначение и возможности баз данных;
  • назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней;
  • основные виды информационных услуг, предоставляемых компьютерными сетями;
  • основные принципы технологии поиска информации в сети Интернет.

Должны уметь:

  • записывать в учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи;
  • составлять и отлаживать программы на языке Паскаль;
  • характеризовать сущность моделирования;
  • строить простейшие информационные модели и исследовать их на компьютере;
  • проводить компьютерный эксперимент;
  • создавать простейшие базы данных;
  • осуществлять сортировку и поиск записей;
  • разрабатывать мультимедиа проекты;
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет;
  • пользоваться службами Интернет (электронная почта, http, ftp).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

10 класс

№№
п.п.

Раздел

Кол-во
часов 

1.

Техника безопасности. Введение в ОИВТ. Место информатики в научном мировоззрении

1

2.

Информация и информационные процессы.

14

3.

Основы логики

12

4.

Компьютер и программное обеспечение

10

5.

Технология обработки текста

8

6.

Технология обработки графики

12

7.

Технология обработки числовой информации

8

8.

Резерв

3

 

ИТОГО

68

 

11 класс

№№
п.п.

Раздел

Кол-во
часов 

1.

Алгоритмы и исполнители

4

2.

Основы программирования

26

3.

Моделирование и формализация

8

4.

Технология хранения, поиска и сортировки информации

10

5.

Компьютерные коммуникации

16

6.

Социальная информатика

2

7

Резерв

2

 

ИТОГО

68


Календарно-тематическое планирование на 2012 – 2013 учебный год.

ФИО учителя Щеголев Сергей Михайлович

По предмету  Информатика    в  10 классе,  кол-во часов в неделю 2  в учебном году

Темы

Кол-во часов

по разделу

по теме

 

 Информация и информационные процессы.

14

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний

1

Кодирование и измерение информационного объема

1

Представление и кодирование информации с помощью двоичных чисел

1

Представление числовой информации с помощью систем счисления

1

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

3

Арифметические операции в позиционных системах счисления

3

Представление чисел в компьютере

1

Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации

1

Решение задач на кодирование текстовой, графической и звуковой информации

1

Хранение информации

1

 Основы логики и логические основы компьютера

12

Алгебра логики, Формы мышления.

1

Основные логические операции

1

Основные логические элементы

1

Логические законы и правила. Функциональные схемы

1

Расчет схем

3

Решение логических задач

4

Контрольная работа

1

 Компьютер и программное обеспечение

10

Магистрально-модульный принцип построения компьютера

1

Аппаратная реализация компьютера

1

Тестирование компьютера

1

Операционные системы. Графический интерфейс

1

Файлы и файловая система Файловые менеджеры и архиваторы. Логическая структура дисков

2

Программная обработка данных

1

Прикладное программное обеспечение

1

Компьютерные вирусы

1

Антивирусные программы

1

 Технология обработки текстовой информации

8

Введение в Microsoft Word. Ввод и редактирование текста

1

Форматирование символов. Форматирование текста

1

Подготовка бланков. Верстка документа. Проверка правописания

1

Создание таблиц

1

Стили. Редактор формул

1

Компьютерные словари. Системы машинного перевода текста

1

Системы оптического распознавания текста

2

 Технология обработки графической информации

12

Растровая и векторная графика

1

Создание изображений в векторном редакторе

1

Работа с векторным редактором

4

Создание изображений в растровом редакторе

1

Работа с растровым редактором

5

 Технология обработки числовой информации

8

Электронные калькуляторы. Знакомство с электронной таблицей Microsoft Excel. Структура электронных таблиц. Типы и формат данных

1

Форматирование таблицы: выравнивание, обрамление

1

Вставка функций. Встроенные функции.

1

Относительные и абсолютные ссылки.

1

Сортировка и фильтрация данных

1

Построение диаграмм и графиков

3


По предмету  Информатика    в  11 классе,  кол-во часов в неделю 2  в учебном году

Темы

Кол-во часов

по разделу

по теме

Алгоритмы и исполнители

5

1

Алгоритм и его формальное исполнение

1

2

Основы объектно-ориентированного визуального проектирования

1

3

Основные типы алгоритмических структур

1

Разработка алгоритмов методом последовательной детализации (верху вниз) и сборочным методом (снизу вверх)

2

Основы программирования

26

4

Основы языка программирования

1

5

Структура программы, операторов, оформление

1

6

Тип, имя и значение переменной

1

7

Основные типы данных

1

8

Ввод и вывод данных

1

9

Арифметические, строковые, и логические выражения.

3

10

Арифметические операции и функции преобразования типов данных

2

11

Выполнение программ компьютером

2

12

Функции в языке

4

13

Строковые операции и функции

2

14

Логические операторы.

2

15

Массивы. Типы и объявления массивов

3

16

Графические возможности языка

3

Моделирование и формализация

8

1

Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация.

1

2

Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

1

3

Исследование математических моделей

1

4

Исследование физических моделей

1

5

Вероятностные модели

1

6

Использование химических моделей

1

7

Использование геоинформационных моделей

1

8

Построение информационных моделей управления объектами

1

Технология хранения, поиска и сортировки информации

10

1

Базы данных

1

2

Система управления базами данных Access

1

3

Создание базы данных

1

4

Обработка данных в базе данных

1

5

Реляционные базы данных

1

6

Создание реляционной базы данных

1

7

Создание проекта базы данных

3

8

Защита проекта базы данных

1

Коммуникационные технологии

16

1

Передача информации. Компьютерные сети

1

2

Адресация в Интернете. Протокол TCP/IP

1

3

Электронная почта и телеконференции

1

4

Всемирная паутина, Файловые архивы

1

5

Работа с поисковыми системами

1

6

Web-сайты и Web-страницы

1

7

Форматирование текста и размещение графики

2

8

Гиперссылки на Web-страницах

1

9

Списки на Web-страницах, Формы на Web-страницах

2

10

Разработка структуры и дизайна проекта.

1

11

Подготовка графических и анимационных материалов для проекта

1

12

Тестирование и публикация Web-страницы

3

Социальная информатика

2

1

Информационное общество. Информационная культура

1

2

Правовая охрана программ и данных. Защита информации

1


Средства обучения

Таблицы, плакаты

  • Поколения ЭВМ;
  • Классификация вычислительной техники;
  • Основные блоки ЭВМ;
  • Системы счисления;
  • Этапы решения задач на ЭВМ;
  • Устройство и структура ПК;
  • Устройства ввода-вывода;
  • Логические элементы и узлы.

 

Технические средства обучения

  • Персональные компьютеры;
  • Принтеры;
  • Прикладное программное обеспечение;
  • Сканер;
  • Модем;
  • Локальная вычислительная сеть.
  • Интернет

Список литературы:

  1. Информатика 10-11класс. Под редакцией Н.В. Макаровой. -С.Пб. - Питер.1999г.
  2. Информатика 6-7класс. Под редакцией Н.В. Макаровой. С.Пб. - Питер.1999г
  3. Информатика 7-8класс. Под редакцией Н.В. Макаровой. С.Пб. - Питер.1999г
  4. Информатика 9 класс. Под редакцией Н.В. Макаровой. С.Пб. - Питер.1999г
  5. Гейн А. Г.; Сенокосов А. И.; Юрман Н.А. Информатика: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений М. Просвещение 2000г.
  6. Основы экологии и природопользования. Компьютерный курс: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / В.Ф. Шолохович; А.Г. Гейн; С.В. Комов и другие - Просвещение;1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса  УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса  УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса  УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...