Научно-исследовательская работа «Интерактивные субкультуры»
проект по информатике и икт (11 класс) по теме

Лиманская Марина Петровна

Актуальность нашего  исследования обусловлена вниманием к социокультурному феномену субкультур, и, в частности, субкультур интернета, а также интересом к психологическим, педагогическим, социологическим, культуроведческим, политическим аспектам данного явления.

Целью доклада является условная классификация и анализ субкультур Всемирной сети, а также изучение влияния этого явления на подрастающие умы и души.

В данном исследовании приведен обзор таких известных интерактивных субкультур, как падонки, тролли, «Anonymous», геймеры, блоггеры, а также проанализированы их основные идеологические установки.

Уверены, что сделанные нами наблюдения будут полезны всем интересующимся культурой поведения, нормами общения, самими основополагающими принципами взаимодействия пользователей Всемирной сети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-issledovatelskaya_rabota.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа

«Интерактивные субкультуры»

Выполнил: Гладкий Богдан Евгеньевич,11Ф класс.

Научный руководитель: Лиманская Марина Петровна, учитель информатики.

Актуальность нашего ученического исследования обусловлена вниманием к социокультурному феномену субкультур, и, в частности, субкультур интернета, а также интересом к психологическим, педагогическим, социологическим, культуроведческим, политическим аспектам данного явления.

Целью доклада является условная классификация и анализ субкультур Всемирной сети, а также изучение влияния этого явления на подрастающие умы и души.

Гипотеза исследования состоит в следующем. Мы полагаем, что понятие интерактивных субкультур является относительно молодым, т.к. получило распространение примерно с середины 90-х годов 20-го века, мало изучено и нуждается в более четком определении и дальнейшем осмыслении.

В своей работе мы использовали данные социологии, антропологии, культурологии, а также данные различных социальных сетей, форумов, блогов.

Большой интерес к проблемы культуры в Сети появился в последние годы. Так, сами пользователи Сети стали классифицировать себя как представителей той или иной социокультурной группы, которая устанавливает собственные правила поведения, нормы общения, проводит акции, флешмобы и др., т.е. живет по собственным неписаным законам. Это позволяет говорить о наличии так называемых интерактивных субкультур, т.е. дословно «подкультур», подобных субкультурам вообще, таким, как хиппи, готы, панки и многие другие.

В данном исследовании приведен обзор таких известных интерактивных субкультур, как падонки, тролли, «Anonymous», геймеры, блоггеры, а также проанализированы их основные идеологические установки.

Субкультура (лат. Sub-под и cultura-культура; подкультура) - понятие в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства.

«Субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности».

Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений.

Существует огромное многообразие субкультур, приведем лишь несколько ярких примеров: хиппи, готы, скинхеды, эмо, панки, гопники и т.д.

С середины 90-х годов 20-го века, с распространением повсеместно Интернет-технологий, стали расти и появляться интерактивные субкультуры.

Самой первой можно считать Фидо-сообщество (сеть Фидонет).

Нередко хакеров относят к субкультуре.

Падонки - это современная субкультура, которая возникла и продолжает развиваться в интернет-сообществах.

Дату ее образования относят к 2000 году, когда петербургский пользователь всемирной сети Дмитрий Соколовский создал русскоязычный ресурс udaff.com, куда начал выкладывать свои творческие экзерсисы.

Новый язык и образная система в сети прижилась и получила название «падонковской культуры» по названию тех, кому был, собственно, посвящен этот ресурс.

Одной из характерных черт ресурса Удафф (udaff.com) стало использование нового языка, с точки зрения классической орфографии и стилистики, изобилующего ошибками.

Подобный слэнг очень быстро вышел за пределы одного веб-сайта и перебрался на собрание блогов (т.е. индивидуальных страничек) «Живого журнала».

Посетители блогов разделяются на «аффтаров», то есть тех, кто пишет, и «каментаторов», то бишь тех, кто оставляет «каменты». В «каментах» выражается оценка написанного «криатиффа» фразами-клише типа:

  • «аффтар – жжот!»,
  • «аффтар – Аццкий Сотона!»,
  • «аффтар – убей себя ап стену»,
  • «афтар, выпей йаду», и другими.

Нередко эта клишированность вызывает ассоциацию с бессмертной Эллочкой-Людоедкой из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».

Эта лексика перешла из печатного языка в устный и теперь нередко встречается не только на заборах, но и на рекламных плакатах или в видеороликах.

Часто встречаются такие деформации, как:

  • пирсонаж
  • претчуствие
  • аригинал
  • жывотное
  • пазетиф
  • фенол
  • мущщина
  • чилавег
  • песъмо
  • Багатый
  • ниунывающий
  • описую
  • напесал и т.д.

Большинство слов этого языка – оценочные прилагательные или обстоятельства, типа гламурно, готично и так далее. Особая популярность употребления их в интернет-речи объясняется стремлением не упасть в грязь лицом и продемонстрировать свою осведомленность по части современных тенденций.

Новые слова и выражения по большей части являются обычными трансформированными (т.е. написанными с ошибками) словами. Причем видоизменяются как слова литературного лексикона, так и ругательства.

Иногда выражение приходит из популярного анекдота или ситуации, известной многим пользователям, как это произошло с «аффтар, учи албанский!» (это был ответ на вопрос одного из американцев, на каком языке написаны комментарии).

Тро́ллинг, тролление — вид виртуального общения, в котором один из участников — тролль — нагнетает гнев, конфликт, скрыто или явно задирая, принижая, оскорбляя другого участника или участников, при этом зачастую нарушая правила сайта и этику сетевого взаимодействия.

Выражается в форме агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения, является аналогом энергетического вампиризма в реальной жизни. Используется как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации.

Тролль - индивид, занимающийся троллингом. Троллинг - это провокационное сообщение или действие.

Целью тролля является производство лулзов (lulz): согласно определению, данному газетой «Нью-Йорк таймс», «lulz означает радость от нарушения чьего-либо душевного равновесия».

Признаки тролля: постоянные попытки перейти на личности в разговоре.

Использование темы спора только для вызова эмоциональной реакции собеседника (демагогия).

Напускная недалёкость и неосведомлённость — или, наоборот, знание всего на свете (обычно прослеживается обратная зависимость между реальным и показываемым).

Мнение, коренным образом отличающееся от мнения большинства.

Невоспитанность, хамское поведение (обычно это признак толстого, то есть неинтересного, очевидного, тролля).

Затрагивание заведомо спорных провокационных тем.

Уверенность, что все остальные - «унылое барахло», и прочая демонстрация своего превосходства.

Мотивация: удовольствие от чувства собственного интеллектуального превосходства над толпой так называемых «хомячков», т.е. посетителей блогов, форумов, которые и являются жертвами троллинга; наслаждение от умелого провоцирования, стравливания толпы, подобно тому, какое чувствовал небезызвестный нам герой Дж.К.Джерома:

«Жизненный идеал Монморенси состоит в том, чтобы всем мешать и выслушивать брань по своему адресу. Лишь бы втереться куда-нибудь, где его присутствие особенно нежелательно, всем надоесть, довести людей до бешенства и заставить их швырять ему в голову разные предметы, — тогда он чувствует, что провел время с пользой. Высшая цель и мечта этого пса — попасть кому-нибудь под ноги и заставить проклинать себя в течение целого часа. Когда ему это удается, его самомнение становится совершенно нестерпимым».

Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки».

Виды деятельности тролля:

ФЛУД (от неверно произносимого англ. Flood - наводнение, затопление) - сообщения в интернет-форумах и чатах, занимающие большие объемы и не несущие никакой полезной информации; 

ФЛЕЙМ (от англ. Flame - огонь, пламя) - «спор ради спора», обмен сообщениями в местах многопользовательского сетевого общения (напр. интернет-форумы, чаты, социальные сети и др.), представляющий собой словесную войну;  

ОФФТОП - (иначе офтопик, оффтоп от англ. off topic) любое сетевое сообщение, выходящее за рамки заранее установленной темы общения.

Также существует и множество других интернет субкультур, например:

Геймеры - люди, «залипающие» в игры;

Блоггеры - люди, ведущие свой блог, делящиеся интересными (с их точки зрения) ссылками, фото, видео и тд.

Anonymous - современная свободно организованная группа хактивистов. Первоначально термин появился в 2003 году на имиджборде 4chan как концепция множества онлайн- и оффлайн-сообществ пользователей, представляющих собой анархический цифровой глобальный мозг. Также под этим термином понимается субкультура, возводящая в идеал идею анонимности и свободы в интернете.

Анонимус выступает строго против цензуры в интернете, преследования и надзора. В знак протеста группа взломала различные государственные веб-сайты. Также атаки были направлены и на крупные организации по безопасности.

Участники и сторонники Анонимус могут быть опознаны по ношению маски Гая Фокса, ставшей одним из его символов. Маска Гая Фокса является также напоминанием о борьбе с репрессивным правительством, как это показано в фильме «V значит Вендетта».

Идеология: Анонимус относится к хактивистам. Один из представителей Анонимус, назвавшийся именем «Холоднокровный», объяснил свою точку зрения и философию движения газете «Гардиан»:

  • Мы против корпораций и правительств, которые вмешиваются в Интернет.
  • Мы считаем, что Интернет должен быть открытым и свободным для всех.
  • Мы не забываем, мы не прощаем, имя нам — легион!
  • Существует девиз Анонимус, ставший известным в интернете:
  • Мы — Анонимус. Мы — Легион. Мы не прощаем. Мы не забываем. Ждите нас.
  • В оригинале звучит как:
  • We are Anonymous. We are Legion. We do not forgive. We do not forget. Expect us.
  • Комментаторы указывают на параллели между «Мы — Легион» и бесовским ответом «Имя мне — легион» в Новом Завете.

Акции протеста:

  • Проект «Чанология» — протест против деятельности Церкви саентологии, организованный Анонимус.
  • The Pirate Bay - протест против антипиратства и авторского права.
  • SOPA - Протест против цензуры в интернете.
  • EX.UA - взлом и DDOS-атаки правительственных серверов с целью протеста против закрытия крупнейшего украинского сайта EX.UA.

Приведенный нами список интерактивных субкультур далеко не является исчерпывающим.

Встает вопрос: насколько увлечение той или иной субкультурой безопасно?

Иногда та или иная субкультура перестает быть достаточно безобидной средой, культивирующей определенные вкусы в одежде, музыке и кинематографе, и становится социально опасной группой агрессивно настроенной группы лиц, ведущую пропаганду наркотиков, постулаты насилия, шовинизма, расизма и откровенно фашизма, как, например, запрещенная группа скинхеды. Существование и деятельность подобных группировок должны быть пресечены.

Итак, при обзоре интерактивных субкультур возникают вопросы соблюдения прав человека, культуры общения, уважения к политическим, религиозным, национальным, культурным убеждениям других людей.

Представители интерактивных субкультур давно перестали быть анонимными пользователями интернета, зачастую они являются персонифицированными лицами. Нередкими стали явления «выхода в люди», т.е. проведения неких, чаще всего политических, акций.  Например, приведенные выше акции протеста группы «Anonymous» имели широкий общественный резонанс и позволяют говорить об интернет-субкультурах как о политически и общественно значимом явлении, зачастую вызывающем известную озабоченность общественности.

Подводя итоги нашего исследования, хотелось бы отметить, что увлеченность той или иной субкультурной группировкой – вопрос неоднозначный и спорный. Хотелось бы разделить все субкультуры на «опасные» и «безопасные», но, к сожалению, это невозможно.

Вот лишь некоторые примеры.

Группировка геймеры – с одной стороны, эти люди наносят вред только самим себе, бездумно тратя свою жизнь на компьютерные игры, бесконечно обсуждая их с единомышленниками, с другой стороны, существует масса примеров тяжелейших форм психологической зависимости, расстройств психики, дезадаптации, социопатии, агрессивного, социально опасного поведения.

Блоггеры – варьируются от группы людей, объединенных общими культурными интересами (музыка, литература, кинематограф), до откровенно преступных интернет-сообществ, пропагандирующих насилие, педофилию, наркотики, шовинизм, суицид. И т.д.

 

В ходе исследования мы пришли к следующим результатам.

Феномен  субкультур давно привлекает к себе внимание многих исследователей: педагогов, психологов, социологов. Каковы причины их появления? Насколько опасно их влияние на становление личности?

В увлечении той или иной субкультурой решающую роль играют потребности духовного характера:

  • потребность в развитии личности;
  • в осуществлении самого себя;
  • в самоутверждении;
  • в самореализации;
  • в самоактуализации;
  • в осмыслении своего назначения в мире.

Но какими способами выражаются все эти, такие важные, потребности?

Не нарушают ли они чьи-то права, не унижают ль чье-то достоинство?

Все это подчеркивает важность изучения данной темы в социальном, педагогическом, психологическом и политическом аспектах.

Уверены, что сделанные нами наблюдения будут полезны всем интересующимся культурой поведения, нормами общения, самими основополагающими принципами взаимодействия пользователей Всемирной сети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»

В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...