Сложности, возникающие при решении заданий А5 по информатике
методическая разработка (информатика и икт, 11 класс) на тему

Лиманская Марина Петровна

Для решения задач А5 ЕГЭ по информатике необходимо уметь исполнять алгоритмы,  записанные  на естественном языке. Также необходимо иметь твердые знания о системах счисления.

Учительский опыт показывает, что задачи A5 обычно имеют условия, сложные для понимания ученика, поэтому обычно вызывают затруднения.

Задачей данной методической разработки является подбор, пошаговое решение и анализирование трудностей, которые возникают в ходе решения данного типа заданий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnosti_pri_reshenii_a5.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Сложности, возникающие при решении

заданий А5 по информатике

Все задания A5 подразделяются на две группы:

  1. задача на простые преобразования в 16-й системе;
  2. задача на понимание шестнадцатеричной системы счисления и внимание.

Опыт показывает, что второй тип задач обычно вызывает затруднения.

Задачей данной методической разработки является подбор, пошаговое решение и анализирование трудностей, которые возникают в ходе решения данного типа заданий.

Для решения задач А5 ЕГЭ по информатике необходимо уметь исполнять алгоритмы,  записанные  на естественном языке. Также необходимо иметь твердые знания о системах счисления.

Для примера рассмотрим решение задачи А5.

Задача 1. Автомат получает на вход два двузначных шестнадцатеричных числа. В этих числах  все  цифры  не  превосходят  цифру 6 (если  в  числе  есть  цифра больше 6,  автомат  отказывается  работать).  По  этим  числам  строится  новое шестнадцатеричное число по следующим правилам:

1. Вычисляются два шестнадцатеричных числа – сумма старших разрядов полученных чисел и сумма младших разрядов этих чисел.

2.  Полученные  два  шестнадцатеричных  числа  записываются  друг  за другом в порядке возрастания (без  разделителей).

Пример. Исходные числа:  66, 43. Поразрядные суммы: A, 9. Результат: 9A.

Определите, какое из предложенных чисел может быть результатом работы автомата.

1) 9F         2) 911         3) 42       4) 7A

В условии завуалированы не два прописанных по порядку правила, а целых пять, которые ускользают из внимания при беглом прочтении условия. Приведенные в разборе пояснения помогут ученику с любым уровнем подготовки успешно решать аналогичные задачи на экзамене.

Если вы увидели хитрость при составлении условия - скрытые пять правил, а не два очевидных, решить задачу можно устно. Однако обычно запутанные условия ставят ученика в тупик.

Итак, назовем эти четыре условия.

  1. Цифры не больше 6;
  2. Сумма старших разрядов;
  3. Сумма младших разрядов;
  4. Результат по возрастанию;
  5. Результат десятичный.

Решение:

Рассмотрим первый вариант. Число 9F представим как 9 и F. Так как исходные числа не превышают 6, то нельзя найти такие числа, сумма которых будет равна 15 (F16 = 1510). Это неверный вариант.

Второй вариант. Так как исходные числа не превышают 6, то их максимальная сумма будет равна 616 + 616 = C16 = 1210, что меньше 1116 = 1710. Т.е. случай похож на предыдущий и это тоже неверный вариант. К тому же сумма двух шестнадцатеричных чисел, не превосходящих 6, не может быть двузначной.

Третий вариант не подходит, так как числа записаны в порядке убывания, что противоречит условию.

Получаем, что правильный вариант — 4. Проверим это. Число 7A представим как 7 и А. Теперь не составляет труда представить 716 как 316 + 416, а A16 как, например, 516 и 516. Тогда все верно - два исходных числа могли бы быть 5316 и 5416. Если теперь выполнить первый пункт условия и сложить старшие разряды, то получим 516 + 516 = A16, а сумма младших разрядов — 316 + 416 = 716 и тогда после выполнения второго пункта условия получим число 7A16. Верный вариант — четвертый.

Задача 2. Учитель предложил детям потренироваться в действиях с шестнадцатеричными цифрами и поиграть в такую игру. Он предлагает детям три шестнадцатеричные цифры, следующие в порядке невозрастания. Ученики должны сначала найти разность первой и второй цифр, потом — разности второй и третьей цифр. Обе разности должны быть записаны как десятичные числа. Затем эти числа записываются друг за другом в порядке невозрастания (правое число меньше или равно левому).

Пример. Исходные цифры: А, А, 3. Разности: А — А = 0; А — 3= 1010 - 310 = 710. Результат: 70.

Укажите, какая из следующих последовательностей символов может быть получена в результате.

1) 131                      2) 133                                3) 212                          4) D1

Решение:

4-й вариант нам не подходит по той причине, что число D1 не десятичное. Т. е. оно противоречит условию задачи в части «Обе разности должны быть записаны как десятичные числа».

Рассмотрим 3-е число - 212. Это число можно представить как  2 и 12, или же как 21 и 2. По условию, итоговые числа записываются в порядке невозрастания - значит, нужно рассмотреть только вариант 21 и 2. В условии сказано, что исходные числа - шестнадцатеричные. Т. е. в десятичной система счисления - это цифры от 0 до 15. Понятно, что нельзя подобрать такие числа (от 0 до 15), разница которых будет равна 21. Этот вариант тоже не подходит.

Второй вариант, по аналогии с первым, представим как 13 и 3. Число 13 можно получить, если из 15 вычесть 2, из 14 вычесть 1 или из 13 вычесть 0. Но после этого мы должны из вычитаемого (2, 1 или 0) вычесть еще какое-то число и в итоге получить 3. А это невозможно. Вариант неправильный.

Первый вариант представим как 13 и 1. А вот здесь все правильно. 13 можно представить как 15-2, а 1 = 2-1 - исходные числа могли бы быть такими - F, 2, 1. Это и есть правильный вариант.

 

Задача 3. Учитель предложил детям потренироваться в действиях с шестнадцатеричными цифрами и поиграть в такую игру. Он предлагает детям три шестнадцатеричные цифры, следующие в порядке невозрастания. Ученики должны сначала найти разность первой и второй цифр, потом - разности второй и третьей цифр. Обе разности должны быть записаны как десятичные числа. Затем эти числа записываются друг за другом в порядке неубывания (левое число меньше или равно первому).

Пример. Исходные цифры: B, 3, 3. Разности: B - 3 = 810; 3 - 3 = 0. Результат: 08

Укажите, какая из следующих последовательностей символов может быть получена в результате.

1) 122                      2) 212                                3) 313                          4) 3А

Решение:

Вариант 1 неправильный. Представим число 122 как 1 и 22. Понятно, что, вычитая два числа, каждое из которых не более 15, нельзя получить 22.

Вариант 4 не подходит, так как число 3A не десятичное.

Вариант 3 представим как 3 и 13.  13 можно представить как 15-2 (или 14-1), но потом нам нужно будет из цифры 2 (или 1) вычитать неизвестную цифру и получить в итоге 3. Это невозможно.

Второй вариант представим как 2 и 12. Тогда 12 можно представить как 15-3, а 2 = 3-1. Все получается - это и есть правильный вариант.

Задача 4. Автомат получает на вход три двузначных числа. По этим числам строится  новое число по следующим правилам:

Вычисляются два числа - сумма старших разрядов заданных двухзначных чисел и сумма младших разрядов.

2. Полученные числа записываются друг за другом в порядке возрастания (без разделителей).

Пример.

Исходные двухзначные числа: 11, 19, 87. Поразрядные суммы: 10, 17.

Результат:

1017. Определите, какое из следующих чисел может быть результатом работы

автомата.

1) 2528

2) 107

3) 311

4) 1613

Решение:

Вариант 1 неправильный, т.к. максимальные двузначные числа могут быть 99, следовательно, сумма трех 9 не даст больше 27, а у нас 28.

Вариант 2 не подходит, так как мы предполагаем, что числа записаны по возрастанию, сл-но, число 07 было бы записано как 7 .

Вариант 4 ошибочен, т.к. числа расположены по убыванию.

Вариант 3 представим как 3 и 11. 3 можно получить сложением трех единиц, 11 – аналогично сложением трех чисел. Все верно.

Ответ: 3.

Задача 5. Автомат получает на вход три двухзначных числа. По этим числам строится новое число по следующим правилам.

Вычисляются два числа - сумма старших разрядов заданных двухзначных чисел и сумма младших разрядов.

Полученные числа записываются друг за другом в порядке убывания (без разделителей).

Пример.

Исходные двухзначные числа: 11, 19, 87. Поразрядные суммы: 10, 17.

Результат: 1710. Определите, какое из следующих чисел НЕ может быть результатом работы автомата.

1) 228

2) 282

3) 120

4) 222

Решение аналогично предыдущему, единственный подвох – в условии: какое из следующих чисел НЕ может быть результатом работы автомата.

Ответ: 2 (не может быть получено число 28).

Задача 6. В некоторой информационной системе информация кодируется двоичными шестиразрядными словами. При передаче данных возможны их искажения, поэтому в конец каждого слова добавляется седьмой (контрольный) разряд таким образом, чтобы сумма разрядов нового слова, считая контрольный, была чётной. Например, к слову 110011 справа будет добавлен 0, а к слову 101100 — 1.

 После приёма слова производится его обработка. При этом проверяется сумма его разрядов, включая контрольный. Если она нечётна, это означает, что при передаче этого слова произошёл сбой, и оно автоматически заменяется на зарезервированное слово 0000000. Если она чётна, это означает, что сбоя не было или сбоев было больше одного. В этом случае принятое слово не изменяется.

Исходное сообщение

1101001 0011000 0011101

было принято в виде

1101001 0001001 0011100.

 

Как будет выглядеть принятое сообщение после обработки?

1) 0000000 0001001 0011100

2) 1101001 0000000 0011100

3) 1101001 0000000 0000000

4) 1101001 0001001 0000000

Решение.

Произведём обработку каждого слова принятого сообщения. Первое слово: 1101001, сумма его разрядов 4 — чётная, слово не изменяется. Второе слово: 0001001, сумма его разрядов 2 — чётная, слово не изменяется. Третье слово: 0011100, сумма его разрядов 3 — нечётная, слово автоматически заменяется на слово 0000000.

 Таким образом, ответ: 1101001 0001001 0000000 – вариант 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса "Решение заданий повышенного уровня сложности по обществознанию"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАИтоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подго...

«Использование элементов алгебры логики при решении заданий ЕГЭ по информатике»

Цель урока:Формирование умения применять полученные знания (построение таблиц истинности по заданным формулам, умение решать текстовые задачи с использованием законов логики) на практике.Задачи урока:...

Программа элективного курса в 10 классе "Методы и способы решения заданий ЕГЭ по математике высокого уровня сложности"

Формальная цель данного элективного курса - подготовить  учащихся средней школы к сдаче ЕГЭ  и продолжению  образования в вузах, где дисциплины математического цикла относятся к числу в...

Методика решения заданий ЕГЭ по информатике высокого уровня сложности (В15)

Разбор заданий В15. Системы логических уравнений....

Решение заданий ЕГЭ по информатике №2 (А3) и №18 (А10)

Материал будет полезен школьникам при подготовке к ЕГЭ по логике. В ЕГЭ по информатике с 2015 учебного года задания  по теме «Основы логики» представлены в задачах  №2 и №18. (до 2014 года А...

«Решение заданий повышенной сложности при подготовки к ЕГЭ »(практикум)

Решение  заданий повышенной сложности профильного уровня ЕГЭ по математике...

Подготовка к ГИА (9 класс).Разбор задания №8. Запросы. Логические выражения. Примеры и решения заданий различной сложности

Задание №8 было введено в КИМы  Государственной итоговой аттестации (9 класс. информатика) два года назад. При подготовке обучающихся к экзмену, выяснила, что задание на "запросы" вызыв...