Путешествие в страну информатики. Урок повторения.
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

Материал предназначен для повторения пройденных тем по информатике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_informatiki.doc424.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ

5 КЛАСС

«Путешествие в страну информатики»

Составил учитель информатики:  Машанова Сауле Нурбулатовна

Адрес: г. Саратов,

Ул. Жуковского.1

МОУ «СОШ № 93»

Предлагаю вам конспект урока по информатике для учащихся 5 классов.

Данный материал будет полезен для повторения пройденных тем по информатике. В качестве закрепления материал содержит практическую часть в виде карточек.

Урок повторения «Путешествие в страну информатики»

Цель: вспомнить и обобщить знания по пройденным темам «Компьютер», «Информация», «Действия с информацией», «Кодирование».

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, задания для учащихся (карточки).

Орг момент:

Здравствуйте, присаживайтесь.

Сегодня мы с вами на уроке вспомним и обобщим знания по пройденным темам: «Компьютер», «Информация», «Действия с информацией», «Кодирование».

Повторить:                (слайд 2)

  • Информация
  • Компьютер и его компоненты
  • Виды информации
  • Действия с информацией
  • Кодирование

Вы знаете, что мы живем в мире, где информация играет огромное значение. Каждый день мы что-то узнаем новое, чего не знали раньше – следовательно, мы получаем информацию.

Вопрос: скажите, что такое информация? (слайд 3)

Ответы учащихся.

Ответ: Информация – это сведения об окружающем нас мире.

Вопрос: с помощью чего человек получает информацию?

Ответ: Человек получает информацию с помощью:  (слайд 4)

  • Органов зрения
  • Органов  слуха
  • Органов  вкуса
  • Органов  осязания
  • Органов  обоняния

(слайд 5)

Заполнить таблицу:  

Виды информации

Чувство

Орган

Зрительная

Зрение

Глаз

Звуковая

Слух

Глаза

Вкусовая

Вкус

Язык

Обонятельная (запах)

Обоняние

Нос

Осязательная (ощущение)

Осязание

кожа

С информацию, которую мы получаем, важно правильно работать с ней и использовать различные инструменты для работы.

Одним, из этих инструментов, является компьютер, который стал универсальным средством помощником для человека.

Вопрос: где можно увидеть компьютеры?

Ответ: везде: в магазине, банке и т.д.

Вопрос: что с помощью компьютера человек может делать?

Ответ: выполнять математические расчеты, управлять сложным оборудованием, рисовать, слушать музыку и много другое.

Вопрос: что такое компьютер?

(слайд 6)

Компьютер – это
(выберите наиболее полный ответ)

  • Электронный прибор с клавиатурой и экраном
  • Устройство для выполнения вычислений
  • Универсальной программно управляемое устройство для обработки, хранения и передачи информации
  • Электронное устройство для создания текстовых и графических документов

Правильно.

Устройства компьютера:

(слайд 7)

  • Монитор
  • Системный блок
  • Клавиатура
  • Мышь

Молодцы.

Устройства компьютера выполняют некоторые функции мыслящего человека. Для того, чтобы установить функции устройств компьютера, проведем аналогию между человеком и компьютером:

(слайд 8)

Заполнить таблицу:

Органы человека

Функции

Устройства компьютера

Органы чувств

Прием (ввод) информации

Клавиатура, мышка, сканер

Мозг

Хранение информации

Память

Мозг

Обработка информации

процессор

Органы речи

Передача информации

Монитор, принтер

Сделаем вывод:  

(слайд 9)

Монитор - для вывода информации на экран

Мышь – ввод информации

Память – хранение информации

Клавиатура – ввод информации, управление компьютером

Принтер – вывод информации

Сканер – ввод информации

Окружающий нас мир – это мир информации.

Мы постоянно совершаем какие – то действия с информацией.

Вопрос: какие действия может человек может совершать с информацией?

Ответ:

(слайд 10)

Действия с информацией:

  • Получение
  • Хранение
  • Передача
  • Обработка

Хорошо. Каждое действие с чем-либо человек осуществляет на основе информации о том, как это делается.

Вопрос: например, когда вы читаете книгу, смотрите фильм, посещаете музеи, что вы делаете?

Ответ: получаем информацию.

Вопрос: Вы совершаете действие с информацией?

Ответ: Да.

Вопрос:  а если важную информацию человек старается запомнить, то какое действие осуществляется?

Ответ: хранение информации.

Правильно.

Вопрос: Где человек может хранить информацию?

Ответ: в голове «в уме», в тетрадях, записных книжках.

Правильно, т.е. для хранения информации человек использует память.

Вопрос: если человек хранит внутри себя информацию, как называется память.

Ответ:  внутренняя память.

Вопрос: почему память человека называю оперативной?

Ответ: потому что информацию  можно быстро воспроизвести.

Молодцы. А внешняя память есть?

Да. Это тетради и т д.

Вопрос: Если мы храним некоторую информацию, мы можем ее передать.

Ответ: да.

Вопрос: как будет называться это действие?

Ответ: передача информации.

Вопрос: по какой схеме осуществляется передача информации?

(слайд 11)

Передача информации:

Источник информации – информационный канал – приемник информации

(слайд 12)

Примеры:

… Шлет с письмом она гонца,

Чтоб порадовать отца.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести ее хотят,

Перенять гонца велят;

Сами шлют гонца другого….

Ответы: источник – царица, приемник – царь Солтан, канал – гонец, помехи – ткачиха, повариха и Бабариха.

(слайд 13)

Какие источники информации использовали персонажи сказок А.С. Пушкина:

  • Царевич Елисей, искавший свою невесту
  • Злая мачеха, задумавшая извести свою падчерицу и доверявшая только одному источнику информации
  • Царь Дадон, чтобы узнать о набегах врагов.

Ответы:

Ветер, месяц

Волшебное зеркальце

Золотой петушок

Информация поступает от источника к приемнику с помощью условных сигналов или знаков. Для того, чтобы произошла передача информации, приемник должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.

Следовательно, чтобы понимать те или иные сигналы, требуется разработка кода.

(слайд 14)

Кодирование

Код – это система условных знаков для представления  информации.

Представление информации  с помощью кода, называется  кодированием.

(слайд 15)

Действия по восстановлению первоначальной формы представления

информации, называется декодированием.

Кодовая таблица флажковой азбуки: (таблица + карточки учащимся)

(слайд 17)

(таблица + карточки учащимся)

Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю.
Прочитать слова и попытаться объяснить их значения:

    Кубрик

Общая жилая каюта

 швартовы

Тросы, которыми корабль привязывают к берегу

(слайд 18)

Что прочитал Лом на встречной шнухи?

Ответ: Только смелым покоряются моря.

(слайд 19)

Итог урока: мы с вами повторили что такое информация, виды информации, компьютер и его устройства, кодирование, действия с информацией.

На последок: (слайд 20 и 21)

Азбука Морзе:

Зашифрованная фраза:

        

Карточки с заданием для учащихся

Кодовая таблица флажковой азбуки:

Задание 1

Прочитать слова и попытаться объяснить их значения:

Задание 2

Что прочитал Лом на встречной шнухи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие в страну "Информатика"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов.Позволяет вызвать интерес детей к информатике, развивать творческие способности, логическое мышление, воспитывать любовь к информатике....

Урок игра по информатике и ИКТ для 7 класса "Путешествие в страну Информатика"

Урок-игра для 7 класса на закрепление тем: "Алгоритм" и "Общие принципы работы ЭВМ"...

Презентация "Путешествие в страну "Информатика"". Множество.Повторение.

Презентация к интегрированному уроку по информатике и русскому языку в 3 - м классе "Путешествие в страну "Информатика"". Множество.Повторение....

Урок « Путешествие по стране русского языка» (повторение по теме «Словообразование» и «Орфография»)( не ФГОС)

« Путешествие по стране русского языка» (повторение по теме «Словообразование» и «Орфография») Дети любят приключения, и именно это их ожидает на данном уроке. Задания простые, доступные каждому учени...

Урок по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"

Урок по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"...

Презентация к уроку по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"

Презентация к уроку по информатике 6 класс "Путешествие в страну Информатику"...

Повторение по теме "Имя числительное". Путешествие в страну выученных уроков.

.Употребление числительных в речи Цель: повторение изученного об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи....