Главные вкладки

    Информационные модели на графах. Разработка урока с презентациями.
    план-конспект урока (информатика и икт, 7 класс) по теме

    Материал содержит подробную разработку урока на тему "Информационные модели на графах" для 7 класса.

    Данная тема присутствует в разделе "информационное моделирование" в курсе информатики 7 класса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл refleksiya.pptx52.42 КБ
    Файл opros_grafy.pptx196.67 КБ
    Файл konspekt_uroka.docx102.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Впечатления об уроке опрос

    Слайд 2

    Понравился ли тебе сегодняшний урок a. да b. Скорее да, чем нет c. Не знаю e. нет d. Скорее нет, чем да

    Слайд 3

    Какой этап урока понравился тебе больше всех остальных a. начало b. Проверка домашнего задания c. Объяснение учителя e. Практическая работа d. Работа у доски

    Слайд 4

    Чему ты научился во время урока a. Смотреть и слушать b. Думать и рассуждать c. Решать задачи с применением графов e. Ничему не научился d. Смотреть в окно

    Слайд 5

    Как ты оцениваешь свою работу на уроке a. хорошо b. Очень хорошо c. отлично e. я сегодня молодец ! d. превосходно


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ТЕСТ ПО ТЕМЕ ГРАФЫ (ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)

    Слайд 2

    1. НАГЛЯДНОЕ СРЕДСТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ A . ДИАГРАММА B . ГРАФ C . ФОТОГРАФИЯ D. РИСУНОК

    Слайд 3

    2. НАПРАВЛЕННАЯ ЛИНИЯ СО СТРЕЛКОЙ НАЗЫВАЕТСЯ A . РЕБРО B . ДУГА C . ВЕРШИНА D. ПЕТЛЯ

    Слайд 4

    3. ЛИНИЯ НЕНАПРАВЛЕННАЯ, БЕЗ СТРЕЛКИ, НАЗЫВАЕТСЯ A . ВЕРШИНА B . ДУГА C . РЕБРО D . ПЕТЛЯ

    Слайд 5

    4 . ЛИНИЯ, ВЫХОДЯЩАЯ ИЗ НЕКОТОРОЙ ВЕРШИНЫ, И ВХОДЯЩЩАЯ В НЕЕ ЖЕ, НАЗЫВАЕТСЯ A . ВЕРШИНА B . РЕБРО C . ПЕТЛЯ D. ДУГА

    Слайд 6

    5. ГРАФ, ВЕРШИНЫ КОТОРОГО СОЕДИНЕНЫ РЕБРАМИ, НАЗЫВАЕТСЯ A . ОРИЕНТИРОВАННЫМ B . НЕОРИЕНТИРОВАННЫМ C . ВЗВЕШЕННЫМ D. СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЕТЬЮ

    Слайд 7

    6 . ГРАФ, РЕБРА, ДУГИ ИЛИ ВЕРШИНЫ КОТОРОГО НЕСУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, НАЗЫВАЕТСЯ A . СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЕТЬЮ B . НЕОРИЕНТИРОВАННЫМ C . ОРИЕНТИРОВАННЫМ D. ВЗВЕШЕННЫМ

    Слайд 8

    7. ГРАФ, ВЕРШИНЫ КОТОРОГО СОЕДИНЕНЫ ДУГАМИ, НАЗЫВАЕТСЯ A . НЕОРИЕНТИРОВАННЫМ B . ОРИЕНТИРОВАННЫМ C . ВЗВЕШЕННЫМ D. СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЕТЬЮ

    Слайд 9

    8. ПУТЬ ПО ВЕРШИНАМ И РЕБРАМ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ЛЮБОЕ РЕБРО ГРАФА НЕ БОЛЕЕ ОДНОГО РАЗА, НАЗЫВАЕТСЯ A . РЕБРО B . ЦЕПЬ C . ЦИКЛ D. ДУГА

    Слайд 10

    9. ЦЕПЬ, НАЧАЛЬНАЯ И КОНЕЧНАЯ ВЕРШИНЫ КОТОРОЙ СОВПАДАЮТ, НАЗЫВАЕТСЯ A . ЦИКЛ B . РЕБРО C . ДУГА D. ПЕТЛЯ

    Слайд 11

    10. ГРАФ С ЦИКЛОМ НАЗЫВАЮТ A . ДЕРЕВО B . СХЕМА C . СЕТЬ D. СТРУКТУРА



    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

    УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ

    НА ТЕМУ

    «ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ НА ГРАФАХ»

    7 КЛАСС

    Толкачева Ю.А.

    Починки

    2014г.

    ЦЕЛЬ УРОКА

    Сформировать умение применения графов при решении различных задач

    ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

    1. Формирование представления о графах как наглядном средстве представления и состава системы;
    2. Умение применять графы при решении различных задач;
    3. Умение представлять информацию на графах;
    4. Развитие навыков построения схем;
    5. Расширение представления об области применения графов;
    6. Повышение интереса к информатике;
    7. Воспитание информационной культуры.

    ПЛАН УРОКА С ХРОНОМЕТРАЖЕМ

    Этапы урока

    Время

    Организационный момент

    1 мин

    Постановка учебной задачи

    2 мин

    Проверка домашнего задания

    6 мин

    Изучение нового материала

    16 мин

    Динамическая пауза

    1 мин

    Практическая работа

    15 мин

    Домашнее задание

    1 мин

    Обратная связь (рефлексия). Итоги урока.

    3 мин

    ТИП УРОКА

    Комбинированный урок

    ОБОРУДОВАНИЕ

    Система голосования PROClass, интерактивный комплекс (доска +проектор), портативная или стационарная компьютерная техника

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Теоретическое обоснование

    Орг. момент

    Приветственное слово учителя. Проверка готовности к уроку.

    Мотивационный этап. Учитель настраивает детей на предстоящую работу.

    Постановка учебной задачи.

    Ребята, откройте тетради и запишите дату. Сегодня 3 марта. Этот день отмечен в истории как всемирный день писателя, И я предлагаю каждому из вас побыть немного в роли писателя и добавить еще одну страницу в изучение информатики. А называться она будет «Решение задач на графах» Цель нашего урока – научиться применять знания о графах, которые вы получили на прошлом уроке к решению задач

    Сообщение даты, темы и целей урока. Число 3 марта  приведено в качестве примера, на самом деле любой день можно связать с исторической датой. Этот момент используется для акцентуации внимания и вовлечения в деятельность каждого участника процесса.

    Проверка домашнего задания

    Ну а сейчас мы посмотрим, как вы справились с домашним заданием, ведь эти знания очень нужны нам сегодня. Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов и для этого возьмем в руки пульты и обратим все внимание на экран (презентация опрос).

    Давайте посмотрим результат теста.

    Проверка домашнего задания осуществляется в тестовой форме с помощью системы PROClass, выполнение теста рассчитано на 5 минут, система настроена по времени 1 вопрос-20 секунд. После прохождения теста на экране появляется сводная таблица, в которой видны все ответы учащихся. Система подсчитывает результат в процентном соотношении и позволяет быстро оценить качество знаний и уровень подготовки к уроку.

    Изучение нового материала

    Первая задача при помощи графа была решена математиком Л. Эйлером в 1736 году . Она называлась – задача о Кенигсбергских мостах .  

    Город Кенигсберг – современный Калининград расположен на реке Преголя, которую пересекают 7 мостов, прогуливаясь, жители города пытались пройти по всем мостам, не побывав дважды в одном и том же месте города. Никому не удавалось это совершить, всегда приходилось проходить одно и то же место дважды. Долго не давала эта задача покоя местным жителям. Но в одном из писем своему другу Леонард Эйлер написал, что это невозможно, а значит задача не имеет решения.

    Как же ему это удалось? Для решения этой задачи Эйлер применил рисунок, на котором участки суши обозначил точками, а мосты – линиями.  Получилась схема, которая и была названа графом.

    С тех пор прошло много времени и множество задач было решено при помощи графов, решим и мы некоторые из них.

    Задача 1. Начертите граф, на котором были бы изображены делители чисел 8, 4, 2, 1 (слайд 5)

    Решение: 

    При объяснении материала используются исторические данные, речь учителя сопровождается слайдами флип-чарта для интерактивной доски    или презентации.

    Задача предполагает меж предметную связь с математикой. При решении задачи необходимо вспомнить определение делителя. Решение осуществляется на интерактивной доске с использованием доступных инструментов.

    Задача 2. Задача о группах крови . Кровь разных людей отличается по группе. Всего существует 4 группы крови. При переливании крови от одного человека к другому не все группы совместимы. Известно, что кровь первой группы совместима со всеми остальными. Но человек с 1 группой воспринимает только кровь своей группы. Носителю 3 группы можно переливать любую другую, но кровь 3 группы можно переливать только в 3 группу и больше никому. Также все группы совместимы сами с собой. Начертите граф, который бы изображал возможные варианты переливания крови.

    Решение:

    Задача обеспечивает меж предметную связь с биологией. Формулировка информативна и познавательна. Решение заключается в том, что представленная текстовая информация будет представлена графическим способом. Решение осуществляется на интерактивной доске с использованием доступных инструментов.

    Задача 3. Задача на определение кратчайшего пути. Между населенными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяженность которых указана в таблице. Определите кратчайший путь между пунктами А и D при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам

    A

    B

    C

    D

    E

    A

    2

    4

    6

    B

    2

    1

    C

    4

    1

    5

    1

    D

    5

    3

    E

    6

    1

    3

    Задачи на определение кратчайшего пути – очень распространенный тип задач, наилучшим средством решения которых является граф. Формулировка задачи сопровождается таблицей – весовой матрицей. В которой представлены значения. Такие задачи встречаются среди заданий ГИА и ЕГЭ.

    Динамическая пауза

    Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

    Теперь в океане дельфином плывете,

    Теперь в саду яблоки спелые рвете.  

    Налево, направо, вокруг посмотрели,

    Открыли глаза, и снова за дело!

    Динамические паузы на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается.

    Практическая работа

    Ребята, пока мы с вами отдыхали, нам пришло письмо . Давайте посмотрим, что там написано.

    Здравствуйте ребята!

    Несколько лет назад я и мои друзья закончили эту школу. Мы все поступили в разные учебные заведения и потеряли связь друг с другом. Мне известно, что Владимир, Игорь и Сергей поступили в высшие учебные заведения, чтобы изучать математику, физику и литературу в городах Саранск, Нижний Новгород и Арзамас. Владимир учится не в Нижнем Новгороде, Игорь – не в Саранске. Студент Нижнего Новгорода изучает не физику, Игорь – не математику, а студент из Саранска изучает литературу. Я совсем запутался и не могу определить, какой предмет и в каком городе изучает каждый из них. Ребята, помогите мне найти друзей. Ребята, запустите текстовый процессор и при помощи панели рисования создайте граф, показывающий, где учится, и что изучает каждый из студентов. Сохраните файл на рабочем столе под именем «ответ от …». А позже я отошлю ваши письма нашему адресату по электронной почте. Надеюсь, мы поможем встретиться друзьям.

    Для повышения мотивации используются элементы активизации познавательной деятельности.

    Компьютерный практикум необходим для получения навыков работы на компьютере. В данном случае предлагается использовать возможности векторного графического редактора, встроенного в текстовый процессор. С помощью автофигур учащиеся должны составить граф, который будет представлять связь между данными объектами.

    Ребята должны обозначить объекты – вершины графа,  и соединить из ребрами.

    По завершении решения задачи необходимо выполнить операцию сохранения файла дав ему название «ответ от …».

    Домашнее задание

    Откройте дневники и запишите домашнее задание

    Учитель записывает задание на интерактивной доске, где уже заготовлено изображение школьного дневника.

    Рефлексия Итоги урока

    Наш урок подошел к концу, и я снова предлагаю вам взяться за пульты. Но теперь  уже не для того чтобы оценить ваши знания, а для того, чтобы оценить наш с вами совместный труд  - наш урок (презентация – рефлексия).

    Рефлексия – это обратная связь, она  направлена на осознание пройденного пути. Этот этап позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку, а также закончить урок на положительной ноте.

    (Используется система PROClass).



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку "Информационные модели на графах"

    Данная презентация служит дополнением к методической разработке "Информационные модели на графах"...

    Урок на тему: «Информационные модели на графах»

    На предыдущем уроке мы с вами узнали о многообразии схем. Сегодня вы узнаете, как можно отображать информационные модели с помощью графов....

    Информационные модели. Основные понятия.(разработки уроков)

    На данных уроках вводятся основные понятия по теме "Моделирование"....

    Разработка урока «Информационные модели на графах», 6 класс

    Урок изучения нового материала «Информационные модели на графах» формирует виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. Умение структурировать и визуализировать информацию с помощью схем ...

    Презентация по информатике "Информационные модели на графах"

    Презентация по информатике "Информационные модели на графах" предназначена для использования при изучении раздела "Моделирование и формализация" в 9 классе....