Рабочая программа 8 класс информатика
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Копылова Наталья Юрьевна

Рабочая программа 8 класс информатика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_informatike_8_klass.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.  с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования.  В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.

В нашей школе выбран вариант Федерального БУПа, по которому курс информатики  изучается в течение двух лет: в 8 класс 1 час в неделю, в 9 классе 2 часа в неделю.

Цель программы:

создание условий для формирования у учащихся учебно-познавательных, информационных компетенций, интеллектуальных и практических умений в области информатики и ИКТ; творческих способностей; умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях; коммуникативных навыков.

Задачи программы:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
  • владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

 Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.  

В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.

  Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, 34 часов за год.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Практические работы

Самостоятельные работы

Контрольные работы

Творческий проект

1

Информация и информационные процессы

7

2

1

1

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

11

5

1

1

3

Коммуникационные технологии

14

8

1

1

1

4

Итоговое повторение

2

1

1

 

Итого:

34

15

2

4

3

 

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Содержание курса информатики и ИКТ

1. Информация и информационные процессы – 7 часов.

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

Практическая работа №2 «Перевод единиц измерения информации с помощью калькулятора»

 

2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации - 11 часов.

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода и вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных.

Практические работы:

Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».

Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа №6 «Установка даты и времени».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

3. Коммуникационные технологии – 14 часов.

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

 Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10 «География Интернета». Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой». Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

4. Итоговое повторение - 2 ч

Требования к уровню подготовки учащихся  

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения проектной работы, реферата.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.

Структура реферата:

1) титульный лист (1 станица);

2) план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта) (1 станица);

3) введение (1 станица);

4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором (2-5 страниц);

5) заключение (1 страница);

6) список использованной литературы (1 страница);

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Технические требования к оформлению реферата:

1. Редактор: Microsoft Word.

2. Язык – русский (английский), другие языки (если правильно отображаются).

3. Размер страницы – А4, ориентация листа – «книжная».

4. Поля страницы: Верхнее – 2 см.; Нижнее – 2 см.; Левое – 2 см.; Правое – 2 см.

5. Шрифт «Times New Roman», размер – 14.

6. Межстрочный интервал – полуторный (1,5 строки).

7. Заголовки:  форматирование – по центру, начертание – полужирное.

8. Текст реферата: форматирование – по ширине, начертание – обычное.

9. Список используемых источников желателен, оформляется в конце реферата.

Примерные темы проектов по информатике

  1. Как устроен Интернет?
  2. Кроссворды по информатике
  3. Интернет-зависимость – проблема современного общества
  4. Влияние СМИ на формирование нравственности подростков
  5. Вербальная и невербальная информационная культура
  6. Социальные сети: лайкозависимость
  7. Электронная книга вытесняет печатную?
  8. Человек и робот: чем похожи и чем отличаются, их возможности.
  9. Интернет полезен или опасен?
  10. Шифрование информации
  11. Вирусы и борьба с ними
  12. USB1.1, USB 2.0. Перспективы
  13. BlueRay против DVD
  14. Развитие технологий соединения компьютеров в локальные сети 
  15. Телеконференция системы Usenet
  16. Дескрипторные информационно-поисковые языки
  17. Нейрокомпьютеры и их применение

        Оценка:

        Все проекты должны быть оформлены в виде печатных документов, содержащих колонтитулы, с применением разнообразных стилей оформления и в виде электронных презентаций, снабженных разнообразными эффектами анимации, имеющими продуманную систему поиска и навигации с наличием кнопок быстрого перехода.

Можно оформлять проекты в виде электронных учебников или тематических сайтов.

        Проекты должны иметь следующую структуру:

1 страница – Титульный лист

2 страница – Содержание

3 страница – Цель проекта, задачи, решаемые в рамках данного проекта, аннотация проекта (количество иллюстраций, таблиц и графиков)

4-14 страница – Собственно содержание проекта

15 страница – Список использованных источников – не менее 10 источников!

Таким образом, максимальный размер проекта – не более 15 страниц.

        Печатный документ:

Оформление – 20 баллов. За отсутствие колонтитулов или стилевого оформления штраф до 6 баллов. Проекты, оформленные вручную, к рассмотрению не принимаются.

Содержание – 30 баллов. За использование одного или двух источников – штраф 5 баллов, за неструктурированность материала штраф до 10 баллов.

        Презентация:

Оформление – 15 баллов. Штраф за отсутствие анимации и иллюстраций до 10 баллов;

Навигация, кнопки, гиперссылки – 10 баллов;

Содержание – 20 баллов;

За использование одного источника – штраф 5 баллов, за неструктурированность и ненаглядность материала – штраф до 10 баллов.


Тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе.

(1 ч. в неделю, 35 ч. в год) 

Тема урока

Д/з

Дата

Примечание

заплан.

фактич.

  1. Информация и информационные процессы – 7 часов

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Выдача тем проектов. Информация в живой и неживой природе.

1.1.1, 1.1.2

 

2

Человек и информация. Информационные процессы в технике.

1.1.3, 1.1.4

 

3

Знаковые системы.

1.2.1, 1.2.2

 

4

Кодирование информации.

1.2.3

 

5

Количество информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».

1.3.1, 1.3.2

 

6

Алфавитный подход к определению количества информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

1.3.3, доклады по выбранным темам проектов

 

7

Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы»

 

 

  1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 часов

8

Программная обработка данных на компьютере.

2.1

 

9

Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода и вывода информации.

2.2.1 - 2.2.3

 

10

Оперативная память. Долговременная память.

2.2.4, 2.2.5

 

11

Самостоятельная работа №1 «Устройства ПК»

Файлы. Файловая система.

2.3.1, 2.3.2

 

12

Работа с файлами и дисками. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

2.3.3

 

13

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».

2.4

2.4.1

 

14

Прикладное программное обеспечение. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

2.4.2

 

15

Графический интерфейс операционных систем. Инструктаж по ТБ.  Практическая работа №6 «Установка даты и времени».

2.5,2.6

 

16

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

2.7

 

17

Правовая охрана программ и данных

2.8

 

18

Контрольная работа №2 «Программное обеспечение компьютера»

 

 

  1. Коммуникационные технологии – 14 часов

19

Передача информации.

3.1

 

20

Локальные компьютерные сети. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

3.2

 

21

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

3.3, 3.3.1

 

22

Самостоятельная работа №2 «Компьютерные сети». Адресация в Интернете.

3.3.2

 

23

Маршрутизация и транспортировка данных. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 «География Интернета». Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

3.3.3, 3.4.1

 

24

Промежуточное представление проектов, исследовательская часть.

Индивидуальные проекты

 

25

Электронная почта. Файловые архивы. Общение в интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой». Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

3.4.2 - 3.4.4 (рефераты)

 

26

Поиск информации в Интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

3.5

 

27

Электронная коммерция в Интернете. Мобильный интернет, звук и видео в Интернете.

3.6, 3.4.5, 3.4.6

 

28

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.

3.7.1, 3.7.2

 

29

Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы.

3.7.3, 3.7.4, 3.7.5

 

30

Списки и интерактивные формы на Web-страницах Инструктаж по Тб. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

3.7.6, 3.7.7

 

31

Создание сайта по материалам проекта.

Работа над проектом

 

32

Контрольная работа№3 по теме «Коммуникационные технологии».

 

 

  1. Итоговое повторение 

33

Контрольная работа. №4  «Итоговый контроль»

 

 

34

Защита проектов

 

 

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения и
электронных образовательных ресурсов

Аппаратные средства

·  Компьютер

·  Проектор

·  Принтер

·  Модем

·  Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

·  Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Электронно-образовательные ресурсы

  • Интернет.
  • ОС Windows или Linux
  • Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  • Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д.. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература

 

1. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ» учебник для 8 класса., 2-е издание, Москва, Бином. Лаборатория знаний. 2009год.

2. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /  Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

3. Демонстрационный вариант ГИА по информатике.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...