ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Вышегородцева Анна Геннадьевна

Основной задачей курса является знакомство учащихся с основными понятиями информатики и формирование навыков обработки информации посредством современных компьютерных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_informatiki.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 24 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ.

Дополнительная образовательная программа

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 «Окно в удивительный мир информатики»

Возраст обучающихся – 5-6 классы.

Срок реализации – 2 года.

Автор (составитель):

Вышегородцева Анна Геннадьевна

учитель информатики

МБУ школа № 24 г.о.Тольятти.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

"Окно в удивительный мир информатики"

5-6 классы (68 часов) 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Основной задачей курса является знакомство учащихся с основными понятиями информатики и формирование навыков обработки информации посредством современных компьютерных технологий.

5 класс

  • Курс общего развития
  • Геометрическое конструирование и программирование на ЛОГО

6 класс:

  • Пользователь ПЭВМ
  • Алгоритмитизация

 Курс способствует развитию алгоритмического мышления учащихся, воспитывает нравственно-ответственное отношение к компьютерам и информационным системам, с которыми им придется иметь дело и во взрослой жизни.

 В нашей школе обучение информатике и ИКТ ведется с 1 по 4 класс, а затем, с 8 по 11 классы и дается в форме уроков 1 час в неделю. Классы 5-7 просто «выпадают» из системы обучения. Для того  чтобы ученики 5-7 классов могли развить свои  способности в овладении компьютером решено давать дополнительный курс информатики. Курс предназначен для учащихся  5–6классов, желающих повысить свой уровень ИКТ компетентности, является предметным по содержанию, создан в поддержку предмета «информатика» в части развития алгоритмического мышления. 

АКТУАЛЬНОСТЬ

В быстро меняющемся мире, где появились такие нововведения, как Интернет, сотовая связь, и где нарастает взрывная волна цифровых технологий, в период формирования информационного общества важными достижениями человека является его умение быстро и качественно работать с информацией, анализировать полученные данные и грамотно обрабатывать ее; уметь принимать правильные и обоснованные решения на основе меняющейся информации. Основная цель обучения – приобщение подрастающего поколения к огромной части человеческой культуры – научному мировоззрению, а также к культуре творческого мышления. Этому необходимо учить, начиная с первых шагов в школе.

Сегодня компьютеры – обычное явление в учреждениях, банках, магазинах, больницах и наших домах. Современное общество определяет высокие требования к уровню знаний и умений выпускника школы в области компьютерных знаний и информационных технологий.

Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике; учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д.

Задача современной школы — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ.

Элективный курс предназначен для обучения решению и оформления с помощью ИКТ задач, не входящих в обязательную программу изучения информатики для учащихся 5–6 классов.

Информатика и ИКТ практически используются  во всех сферах современного информационного общества. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует информационной грамотности и ИКТ компетентности. Это предполагает и конкретные знания, и владение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ),  и определенный стиль мышления, вырабатываемый практикой работы на компьютере.

Цели и задачи курса:

- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах;

- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- овладение конкретными информационно-коммуникационными технологиями, главным образом Интернет и офисными технологиями (ИКТ), необходимыми для применения  в практической деятельности;

- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для прикладной информатики;

- подготовка к сознательному усвоению систематического курса информатики;

- ориентация на профессии, существенным образом связанные с информатикой,

- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Предполагаемый объем учебного времени – 1час в неделю, 34 часа в год. Таким образом, весь курс рассчитан на 68 часов.

Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным. Основополагающими принципами построения курса информатики в 5-6 классах являются: целостность и непрерывность; научность в сочетании с доступностью; концентричность в структуризации материала.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • основные источники информации;
  • назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  • работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, преобразования, хранения и применения информации (с использованием компьютера) для решения различных задач;
  • использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;
  • соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • осуществления сотрудничества в совместной работе.

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТЙЙ.

Организация учебного процесса.  В основу организации учебного процесса положена система лекционно-обучающих занятий. Поэтому учебный процесс можно организовать в следующей форме:

  • урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал (лекции, беседы), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся сдают зачеты по теоретическому материалу и защищают практикумы по решению задач;

Практикум по решению задач. Основной формой проведения занятий являются практические работы. Эта форма работы предполагает следующее:

  • Каждому ученику подбираются индивидуальные задачи (как правило, для тематического 1-2, для итогового до3).
  • Задачи каждому ученику выдаются адресно. Каждый ученик на разных практикумах имеет разный вариант (сегодня первый, в следующий раз девятый и т.д.) – это тоже важный момент, ориентированный на личность учащегося. 
  • Задачи для каждого ученика посильные, т.е. он заведомо уверен в своем успехе.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума. Знания теоретического материала проверяются с помощью тестовых заданий.

Также предполагается участие детей в различных городских соревнованиях, школьных конференциях, выставках, предметных недель.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  • умение пользоваться компьютером при работе с информацией;
  • использовать  и преобразовывать простые информационные объекты на компьютере;
  • использовать полученные знания  в учебном процессе.

Состав учебно-методического комплекта.

Учебно-методический комплект по элективному курсу «Окно в удивительный мир информатики» включает учебные пособия и практикум:

 1.  Коляда М.Г. Информатика . научно-популярное издание. Сталкер. Донецк, Украина. 1997.

2.  В мире информатики. Программирование в среде Logo. Факультативный курс. Тур С. Н., Бокуча-ва Т. П. БХВ-Петербург - 2007,

3. М. С. Цветкова, О. Н. Масленикова. Практические задания с использованием информационных технологий для 5-6 классов Бином. Лаборатория знаний, 2007

4. Дуванов А.А. Азы информатики. Пишем на компьютере. 6 класс. Издательство: BHV, 2004 г

ПРОГРАММА КУРСА

                         

                         Тематический план.

                                    5 класс

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Информация вокруг нас

5

5

-

3

Знакомимся с компьютером

10

6

4

4

Компьютерная графика

12

4

8

5

Начальные уроки по программированию

4

2

2

ИТОГО:

34

18

14

                                   6 класс

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

6

Путешествие во времени.

4

4

-

7

От текста к рисунку, от рисунка к схеме

6

6

3

8

Компьютерная графика.

6

6

3

9

Понятие алгоритма.

2

2

3

10

Компьютерная среда и алгоритм

6

5

3

11

Среда программирования ЛогоМиры

5

5

5

12

Среда программирования VBasic

5

5

5

ИТОГО:

34

33

22

Содержание учебной дисциплины.

                      Первый год обучения. 5 класс.

Тема 1. Введение в курс.

Учащиеся должны знать:

- правила техники безопасности работы в компьютерном классе;

Учащиеся должны уметь:

- проведение инструктажа по ТБ;

Тема 2. Информация вокруг нас.

Учащиеся должны знать:

- что такое информация;

- виды представления информации по форме;

- как происходит передача информации;

Учащиеся должны уметь:

- решать задачи на кодирование и декодирование информации;

- решать задачи, используя метод координат;

-представлять информацию в наиболее удобной форме;

Тема 3. Знакомимся с компьютером.

Учащиеся должны знать:

- основные устройства компьютера;

- объекты Рабочего стола;

- что такое Меню;

Учащиеся должны уметь:

- работать в простых текстовых редакторах;

-работать с помощью клавиатуры и мыши;

-работать с окнами;

Тема 4. Компьютерная графика.

Учащиеся должны знать:

- предназначение графических редакторов;

- интерфейс графического редактора;

Учащиеся должны уметь:

- запускать графический редактор;

-устанавливать размеры области для рисования;

-применять инструменты графического редактора;

Тема 5. Начальные уроки по программированию.

Учащиеся должны знать:

- интерфейс среды ЛогоМиры;

- как задать движение черепашки;

Учащиеся должны уметь:

- писать простые программы;

Темы практических работ.

1. Пр/р. № 1. Знакомимся с клавиатурой. Запускаем программы.

2. Пр/р № 2. Введение текста.

3. Пр/р № 3. Редактирование текста.

4. Пр/р № 4. Работа с фрагментами текста.

5. Пр/р № 5. Форматирование текста.

6.  Пр/р № 6. Знакомство с интерфейсом графического редактора.

7. Пр/р № 7. Мой первый рисунок.

8.  Пр/р № 8. Комбинированный рисунок.

 9. Пр/р № 9.  Мой второй рисунок.

10.  Пр/р № 10.  Работа с графическими фрагментами.

11.  Пр/р № 11. Сборка рисунка из деталей.

12. Пр/р № 12.  Построения с помощью клавиши Shift.

13. Пр/р № 13. Знакомство со средой ЛогоМиры.

14.  Пр/р № 14. Управление черепашкой.

                 Второй год обучения. 6 класс.

Тема 6. Путешествие во времени.

Учащиеся должны знать:

- как хранилась информация в древности;

- различные виды письменности;

- с помощью чего можно хранить информацию в сегодняшние дни.

Учащиеся должны уметь:

- различать и использовать различные средства хранения и передачи информации.

Тема 7.От текста к рисунку, от рисунка к схеме.

Учащиеся должны знать:

- способы решения задач по составленным схемам;

- решение задач с использованием таблиц;

Учащиеся должны уметь:

- решать логические простые задачи

-представлять информацию в наиболее удобной форме;

Тема 8. Компьютерная графика.

Учащиеся должны знать:

-что такое пиксель, пиктограмма;

Учащиеся должны уметь:

-увеличивать/уменьшать масштаб рисунка;

-рисовать по пикселам;

-отображать сетку;

Тема 9. Понятие алгоритма.

Учащиеся должны знать:

- что такое алгоритм;

-какие алгоритмы существуют в жизни;

Учащиеся должны уметь:

- выполнять рисунок по заданному алгоритму;

Тема 10. Компьютерная среда и алгоритм.

Учащиеся должны знать:

-что такое программа;

-инструменты различных компьютерных программ;

- какие бывают алгоритмы;

Учащиеся должны уметь:

-различать алгоритмы по структуре;

- использовать алгоритмы при решении практических задач;

Тема 11. Среда программирования ЛогоМиры.

Учащиеся должны знать:

-назначение и применение различных команд;

-каким должно быть имя программы;

Учащиеся должны уметь:

- составлять простые программы;

- как сохранять изменения в программе;

Тема 12. Среда программирования VBasic.

Учащиеся должны знать:

-что представляет собой основное поле VBasic;

- операторы графики;

Учащиеся должны уметь:

- запускать VBasic;

- рисовать фигуры

- определять координаты точек;

- составлять программы в среде VBasic.

Темы практических работ.

1. Пр/р. № 1. Создание рисунков по пикселам.

2. Пр/р № 2. Создание рисунков по пикселам.

3. Пр/р № 3. Создание витража.

4. Пр/р № 4. Рисование плана местности.

5. Пр/р № 5. Шахматная доска.

6.  Пр/р № 6. Экзотическая бабочка.

7. Пр/р № 7. Телефонный аппарат.

8.  Пр/р № 8. Виноградная гроздь.

9. Пр/р № 9.  Мозаика.

10.  Пр/р № 10. Меню готовых форм.

11.  Пр/р № 11. Конструирование из кубиков.

12. Пр/р № 12. Эскиз ткани.

13. Пр/р № 13. Составление графических программ.

14-15.  Пр/р № 14-15. Создание мультипликационного сюжета.

16.  Пр/р № 16. Изменение внешнего вида черепашки.

17.  Пр/р № 17. Создание бегунков.

18.  Пр/р № 18. Определение координат.

19.  Пр/р № 19. Составление программы по заданным координатам.

20.  Пр/р № 20. Изображение прямоугольника.

21.  Пр/р № 21. Разукрашивание фигуры.

22.  Пр/р № 22. Составление программы по заданным параметрам.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Первый год обучения. 5 класс.

1

Тема 1.Введение (1 час)

1

Тема 2. Информация вокруг нас. (5)

2

2.1. Что такое информация? Действия с информацией.

1

3

2.2. Количество информации.

1

4

2.3. В мире кодов.

2

5

Выводы. Контрольные вопросы.

1

Тема 3. Знакомимся с компьютером. (10)

6

3.1. Как устроен компьютер. ТБ рабочего места.

1

7

3.2. Управляем компьютером с помощью мыши. Главное меню.

1

8

3.3. Компьютер – помощник в оформлении текстов.

3

9

3.4. Текстовый редактор.

2

10

3.5. Подготовка документа на компьютере.

2

11

Выводы. Контрольные вопросы.

1

Тема 4. Компьютерная графика. (12)

12

4.1.  Создание компьютерного рисунка.

8

13

4.2. Создание движущихся изображений.

3

14

Выводы. Контрольные вопросы.

1

Тема 5. Начальные уроки по программированию (4)

15

5.1. Знакомство со средой ЛогоМиры.

1

16

5.2. Черепашка меняет облик.

2

17

Выводы. Контрольные вопросы.

1

ИТОГО :

34

Второй год обучения. 6 класс.

Тема 6.Путешествие во времени. (4)

22

7.1. Как хранили информацию раньше.

1

23

7.2. Носители информации XX века.

1

7.3. Как происходит передача информации.

1

24

Выводы. Контрольные вопросы.

1

Тема 7. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. (6)

26

8.1.  Решение задач.

2

27

8.2. Решение задач с помощью таблиц.

2

8.3. Как формируется изображение на экране монитора.

1

28

Выводы. Контрольные вопросы.

1

Тема 8. Компьютерная графика. (6)

29

9.1. Что такое пиксел.

2

30

9.2. Пиктограмма.

3

35

Выводы. Контрольные вопросы.

1

Тема 9. Понятие алгоритма. (2)

10.1. Алгоритмы в нашей жизни.

1

Выводы. Контрольные вопросы.

1

Тема 10. Компьютерная среда и алгоритм. (6)

36

11.1. Какие бывают алгоритмы.

1

37

11.2. Действия с рисунком.

1

11.3. Повтор в алгоритмах.

1

11.4. Меню готовых форм.

1

11.5.Конструирование из кубиков.

1

38

Выводы. Контрольные вопросы.

1

Тема 11. Среда программирования ЛогоМиры. (5)

39

11.1. Поля команд.

1

11.2. Рисование фигур.

1

11.3. Поля форм.

1

11.4. Создание сюжета.

1

Выводы. Контрольные вопросы.

1

Тема 12. Среда программирования VBasic. (5)

12.1. Операторы графики. Компьютерная система координат.

1

12.2. Оператор SCREEN.

1

12.3. Оператор PSET, COLOR.

1

12.4. Оператор LIN.

1

Выводы. Контрольные вопросы.

1

ИТОГО :

34

ИТОГО :

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"

Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащих­ся физико-математического, частично естественно-научного и тех­нико-технологичес...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда

Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...

Рабочая программа элективного курса "Информатика. Продвинутый пользователь" 9 класс

Рабочая программа элективного курса "Информатика. Продвинутый пользователь" 9 класс...

Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса

Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса направлена на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ....

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...

Программа элективного курса "Информатика в экономике"

Элективный курс реализуется для учащихся 10 классов. Способствует профориентации и дальнейшему самоопределению учащихся в выборе образовательной траектории. Объем 34 часа....