Статья ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
статья по информатике и икт на тему

Кузнецова Инна Анатольевна

В статье раскрывается система работы на уроках информатики, которая направлена на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Кузнецова Инна Анатольевна,

учитель информатики Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 104 имени Героя Советского Союза М.С. Харченко Выборгского района Санкт-Петербурга

На сегодняшний день особую актуальность приобретает система здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Программа развития ГБОУ СОШ № 104 посвящена тематике здоровья как комплексному феномену, включающему в себя соматический, психологический, социальный, нравственный, творческий и интеллектуальный аспекты. Данная программа направлена на создание образовательной среды, гарантирующей сохранение и укрепление здоровья обучающихся, обеспечивающей высокое качество образования и развитие учащихся, комфортные условия работы педагогов, открытость для общественности, а также повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья.

Одна из основных задач - воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (воспитанников) в урочное время и во внеклассной работе, в связи с чем на уроках информатики применяются психолого-педагогические технологии, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. У школьников формируется представления о здоровье как ценности, и мотивация на ведение здорового образа жизни.

Ежегодно ученики участвуют в творческих проектах и конкурсах. Так, после изучения темы «Мультимедиа» ребята должны разработать проект по теме «Здоровый образ жизни» и выполнить его в программе PowerPoint, используя при этом знания, полученные на уроках. Учащиеся должны уметь создавать презентации, настраивать гиперссылки, работать со звуком, видео, использовать триггеры.

Тема «Здоровый образ жизни» очень широкая, поэтому каждый выбирает для себя более узкую тематику в рамках основной: «Я и мое здоровье», «Здоровое питание», «Физическая активность и хорошее настроение», «Вредные привычки», «Закаливание и гигиена», «Крепкая семья, успешная работа и друзья – залог здоровья», «Влияние музыки на здоровье человека», «5 секретов долголетия», «Здоровый сон», «Экологические факторы, влияющие на здоровье человека».

 Учащимся необходимо не только грамотно выполнить проект, с точки зрения информатики, но и защитить его перед остальными учениками, которые анализируют материал, задают вопросы как по технике создания работы, так и по материалам выступления. Следует отметить, что для того чтобы слушатели были внимательны, докладчики готовят небольшой компьютерный тест для слушателей, а иногда и небольшие призы самым активным.  Такая работа способствует не только закреплению изученного материала, но и расширению кругозора учащихся, формированию представления о здоровье как ценности.

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию, которая обеспечит его закрепление и наполнение практическим содержанием. Кроме того, в контексте нравственного аспекта здоровья важно научиться делать что-то хорошее и полезное не только для себя, но и для других. Поэтому один из ежегодных проектов учеников старшей школы посвящен учащимся 1 – 4 классов.

Так, старшеклассники разрабатывают компьютерные игры по правилам безопасного поведения на улицах города, правилам личной и пожарной безопасности, после чего лучшие игры проводятся в начальной школе силами учащихся и учителей.

Очевидно, что при разработке игр старшеклассники повторяют материал, касающийся безопасности. В свою очередь, выступление перед аудиторией при организации способствует укреплению у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.

Одной из любимых тем по информатике является «Графика», в рамках которой школьники учатся работать в графическом редакторе. Итогом такой работы является участие в различных проектах в том числе, посвященным экологии, безопасности и здоровому образу жизни. Творческие работы всегда вызывают положительный отклик у школьников, особенно, если это не «ужасная» контрольная работа, а интересное творческое задание, в котором нужно проявить все свои умения.

При разработке проектов приветствуется использование собственных фотоматериалов, поэтому ребята с удовольствием используют свои фотографии, показывая на собственном примере, как нужно вести здоровый образ жизни. Также ребята создают видеоролики социальной рекламы «Утро здорового ребенка», «Я - за здоровый образ жизни» и другие, снимая в главных ролях своих друзей, родителей и соседей.

Следует отметить, что ученики неоднократно становились победителями районных и городских конкурсов в номинации «Компьютерные технологии». Некоторые работы приведены на рисунке 1.

Рис. 1. Примеры творческих работ учащихся ГБОУ СОШ № 104

I:\Школа\ДЗ УЧАЩИХСЯ\работы по фотошоп\ЗОЖ\Михалюк Полина\Untitled-1.jpgI:\Школа\ДЗ УЧАЩИХСЯ\работы по фотошоп\Печатать\бегемот некрашевич.jpgI:\Школа\ДЗ УЧАЩИХСЯ\работы по фотошоп\Печатать\Быть здоровым это значит копия.jpg

Очень важно заботиться не только о физическом, но и о психическом здоровье ребенка, поэтому на уроках активно используются игровые технологии.

Игра - способ взаимодействия ребенка с окружающей средой, с миром, познание его и нахождение своего места в нем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей ребенка, с другой - всегда направлена в будущее, так как в ней либо моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необходимые личности ребенка для выполнения им социальных, профессиональных, творческих функций.

Игровые технологии помогают в разрешения проблемных ситуаций, поскольку не на уроке, а именно в неформальной обстановке между учителем и ребенком складываются доверительные отношения, которые в будущем могут помочь скорректировать поведение школьника, помочь решить возникающие проблемы.

Так, командные игры активно используются на обобщающих уроках, уроках повторения и закрепления материала. Данная технология предоставляет возможность ребенку, который не очень уверен в себе или не успешен в предмете, поднять самооценку и улучшить свои знания, поскольку ведущий игры может попросить дать ответ любого члена команды по своему выбору, поэтому задача всех членов команды - добиться того, чтобы каждый ученик мог ответить на вопрос.

Подобная работа на уроках способствует повышению уровня культуры здоровья, развитию способности к самостоятельным поступкам и действиям, развитию трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата, формированию творческого отношения к учёбе и труду, первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознанию нравственного значения будущего профессионального выбора,  ценности человеческой жизни, формированию умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности, формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В статье раскрывается система работы на уроках информатики, которая направлена на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению

Статья ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках информатики»

Особенностями данной программы являются доступность получения практических знаний в области сохранения и преумножения здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни у детей и подростков...

Программа "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках химии"

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  на уроках химии....

Статья "Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни"

Статья "Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни: новый уровень решений"...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках биологии

Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к...

Доклад "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках физической культуры»

Никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не хочет и не будет над этим трудиться. Поэтому необходимо воспитывать отношение к здоровью как к жизненной ценности. Всемирная Орга...