Рабочая программа по информатики 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме

Шатенова Наталья Николаевна

Рабочая программа по предмету Информатика и ИКТ для учащихся 9 класса. (уч. Семакин И.Г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_semakin.docx46.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая образовательная программа по информатике разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., на основе Примерной программы основного общего образования по информатике (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. Сост.М.Н.Бородин, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.) и образовательной программы  Семакина И.Г., Хеннера Е.К.: Программа  курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 8 – 9 классов и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 класса.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

  1. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса –М., БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008г, 359с

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

•        выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для 9 класса  рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№П/П

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

Всего

Практических работ

Тестирование

1

Передача информации в компьютерных сетях

10

5

2

2

Информационное моделирование

5

1

1

3

Хранение и обработка информации в базах данных

12

2

1

4

Табличные вычисления на компьютере

10

2

2

5

Управление и алгоритмы

10

1

6

Программное управление работой компьютера

13

1

7

Информационные технологии и общество

4

1

8

Повторение

4

1

ИТОГО

68

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

  1. Передача информации в компьютерных сетях – 10 часов

 Компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

 Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

 Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Практическая работа №1 «Работа в локальной сети»

Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой»

Практическая работа №3 «Работа с WWW »

Практическая работа №4 «Поиск информации в Интернете»

Практическая работа №5 «Создание web-страницы»

  1. Информационное моделирование – 5 часов

Модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

Формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Практическая работа №6 «Компьютерный эксперимент»

  1. Хранение и обработка информации в базах данных – 12 часов

База данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;

 Реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

 Структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

 Логическая величина, логическое выражение;

 Логические операции.

Практическая работа №7 «Создание базы данных»

Практическая работа №8 «Создание простых и сложных запросов»

  1. Табличные вычисления на компьютере – 10 часов

Электронная таблица и табличный процессор;

 Основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

 Типы данных .формулы.

 Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

 Графические возможности табличного процессора.

Практическая работа №9 «Правила заполнения Excel»

Практическая работа №10 «Вычисления в электронных таблицах»

  1. Управление и алгоритмы – 10 часов

Кибернетика; предмет и задачи этой науки;

 Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

 Алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

 Основные свойства алгоритма;

 Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

 Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

 Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

  1. Программное управление работой компьютера – 13 часов

Основные виды и типы величин;

 Назначение языков программирования;

 Трансляция;

 Назначение систем программирования;

 Правила оформления программы на Паскале;

 Правила представления данных и операторов на Паскале;

 Последовательность выполнения программы в системе программирования.

  1. Информационные технологии и общество 4 часов

Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

 История способов записи чисел (систем счисления);

 Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

Информационная безопасность.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

  1. Передача информации в компьютерных сетях

Учащиеся должны

Знать:

  •  что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  •  назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  •  назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  •  что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Уметь:

  •  осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
  •  осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  •  осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  •  работать с одной из программ-архиваторов.
  1. Информационное моделирование

Учащиеся должны

знать:

  •  что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  •  какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
  1. Хранение и обработка информации в базах данных

Учащиеся должны

знать:

  •  что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
  •  что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  •  структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  •  что такое логическая величина, логическое выражение;
  •  что такое логические операции, как они выполняются.

уметь:

  •  открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  •  организовывать поиск информации в БД;
  •  редактировать содержимое полей БД;
  •  сортировать записи в БД по ключу;
  •  добавлять и удалять записи в БД;
  •  создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
  1.  Табличные вычисления на компьютере

Учащиеся должны

знать:

  •  что такое электронная таблица и табличный процессор;
  •  основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  •  какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  •  основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
  •  графические возможности табличного процессора.

 уметь:

  •  открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  •  редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  •  выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
  •  получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  •  создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
  1.  Управление и алгоритмы

Учащиеся должны

знать:

  •  что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  •  сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  •  что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  •  в чем состоят основные свойства алгоритма;
  •  способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  •  основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  •  назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

уметь:

  •  при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  •  пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  •  выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  •  составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  •  выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
  1.  Программное управление работой компьютера

Учащиеся должны

знать:

  •  основные виды и типы величин;
  •  назначение языков программирования;
  •  что такое трансляция;
  •  назначение систем программирования;
  •  правила оформления программы на Паскале;
  •  правила представления данных и операторов на Паскале;
  •  последовательность выполнения программы в системе программирования.

уметь:

  •  работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  •  составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  •  составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  •  отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
  1.  Информационные технологии и общество

Учащиеся должны

знать:

  •  основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  •  историю способов записи чисел (систем счисления);
  •  основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  •  в чем состоит проблема информационной безопасности.

уметь:

  •  регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема урока

Количество часов

Использование ИКТ и ТСО

Использование проектной технологии

Дата по

плану

Дата по факту

Корректировка плана

9 «А»

9 «Б»

Передача информации в компьютерных сетях 10ч

1

Компьютерные сети. Аппаратное и программное обеспечение. Инструктаж по Т.Б.

1

2

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами.

Практическая работа 1 «Работа в локальной сети»

1

ПК

3

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами Практическая работа 2 «Работа с электронной почтой».

1

4

Входная контрольная работа (Тестирование)

1

ПК

5

Работа над ошибками. Интернет Служба WWW. Способы поиска информации в Интернете

1

6

Практическая работа 3 «Работа с WWW»

1

ПК

7

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

Практическая работа 4 «Поиск информации в Интернете»

1

ПК

8

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

1

9

Практическая работа 5 «Создание Web-страницы»

1

ПК

10

Тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

1

Информационное моделирование 5 ч

11

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели

1

12

Табличные модели.

1

13

Информационное моделирование на компьютере

1

14

Проведение компьютерных экспериментов с  математической и имитационной моделью.

Практическая работа 6 «Компьютерный эксперимент»

1

ПК

15

Тестирование по теме  «Информационное моделирование».

1

Хранение и обработка информации в базах данных 12ч

16

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных

1

17

Назначение СУБД.

Практическая работа 7 «Создание базы данных»

1

ПК

18

Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.

1

19

Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере

1

20

Условия поиска информации, простые логические выражения

1

21

Формирование простых запросов к готовой базе данных

1

22

Логические операции. Сложные условия поиска

1

23

Формирование сложных запросов к готовой базе данных

1

24

Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки

1

25

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

1

26

Практическая работа 8 «Формирование простых и сложных запросов»

1

ПК

27

Тестирование по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

1

Табличные вычисления на компьютере – 10ч

28

Итоговое тестирование за 1 полугодие.

1

29

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера

1

30

Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Практическая работа 9 «Правила заполнения Excel»

1

ПК

31

Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.

1

32

Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы. Т.б

1

33

Использование встроенных математических и статистических функций.  Сортировка таблиц

1

34

Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени.

1

35

Построение графиков и диаграмм. Использование абсолютной адресации.

1

36

Практическая работа 10 «Вычисления в электронных таблицах»

1

ПК

37

Тестирование по теме «Табличные вычисления на компьютере».

1

Управления и алгоритмы-10ч

38

Кибернетическая модель управления.. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов.

1

39

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов.

1

40

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.        

1

41

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов.

1

42

Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием

1

43

Работа с циклами.

1

44

Ветвления. Использование двухшаговой детализации

1

45

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма.

1

46

Использование ветвлений

1

47

Тестирование  по теме «Управление и алгоритмы»

1

Программное управление работой компьютера-13 ч

48

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные,  основные типы,  присваивание, ввод и вывод данных

1

49

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Линейные вычислительные алгоритмы.

1

50

Работа с готовыми программами на языке Паскаль.  Разработка линейных алгоритмов.

1

51

Оператор ветвления

1

52

Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.  

1

53

Логические операции на Паскале

1

54

Циклы на языке Паскаль

1

55

Циклы на языке Паскаль

1

56

Одномерные массивы в Паскале

1

57

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале

1

58

Поиск чисел в массиве

1

59

Разработка массивов

1

60

Тестирование  «Программное управление работой компьютера».

1

Информационные технологии и общество -4ч

61

Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления

1

62

История ЭВМ и ИКТ

1

63

Основы социальной информатики

1

64

Тестирование по теме «Информационные технологии и общество»

1

65

Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 кл

1

66

Итоговое тестирование по курсу 9 класса

1

67

Повторение изученного за курс 8-9 классов

1

68

Повторение изученного за курс 8-9 классов

1


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса., 2008г
  2. Информатика и ИКТ задачник-практикум в 2 частях / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  3. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Ссылки на интернет-ресурсы:

  1. http://www.zavuch.info/
  2. http://www.klyaksa.net/
  3. http://www.openclass.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...