Проектные технологии на уроках информатики
методическая разработка по информатике и икт на тему

Клименко Галина Ивановна

Давно возник вопрос: как при довольно обширной программе (все, но «по верхам») и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса информатики интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является проектный метод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proektnaya_deyatelnost2003.ppt2.05 МБ
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Описание опыта работы

учителя информатики

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа№1»

Предгорного муниципального района

Ставропольского края

Клименко Галины Ивановны

по теме: «Проектные технологии на уроках информатики».


Полноценная познавательная деятельность выступает главным условием развития инициативы школьников, их активной жизненной позиции, находчивости, умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Указанные выше качества формируются при условии включения учащегося в процесс проблемно-поисковой деятельности. Специальные умения и навыки как элементы проблемно-поисковой деятельности формируются в процессе работы над проектом. При детальном рассмотрении можно увидеть, что подчас одно и то же умение может относиться в какой-то период к предметным, затем — к общеучебным и далее — к специальным. Например, умение формулировать информационную модель при изучении курса «Информатика» закрепляется и развивается в процессе освоения других предметов и становится надпредметным, а на этапе презентации в учебном проекте — специальным. Таким образом, проектирование следует рассматривать как универсальное внешкольное умение, что указывает на необходимость формирования культуры проектной деятельности.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых мною предметов  «Информатика» и «Информационные технологии», считаю необходимым: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого  способных адаптироваться        к        быстро        меняющемуся        миру.
Исходя из этой цели,  ставлю перед собой задачи:

Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации,

производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;

Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;

Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в        команде.

Для реализации поставленных задач должны быть использованы эффективные педагогические технологии. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология разноуровневого обучения и технология коллективных способов обучения. В результате применения этих способов можно сформировать следующие умения:

социальное -  умение  действовать в социуме с учетом позиций других людей;

информационное - способность грамотно выполнять действия с информацией;

коммуникативное - способность вступать в общение с целью быть понятым;

предметное – умение  применять полученные знания на практике.  

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения        познавательных        и        практических        задач.
Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.

Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
Откуда беру необходимые для этого часы? Источников два — это интенсификация учебного процесса и проведение в форме проектов повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.

У меня сложилась следующая система. Сначала  даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое        значение.
Проектная деятельность предполагает соблюдение определенного алгоритма на разных этапах осуществления проекта. В процессе работы над проектом в области информационных технологий учащиеся постигают всю технологию решения задач — от постановки проблемы до представления результата.
На начальной ступени изучения проектной деятельности я знакомлю учащихся с основными требованиями к созданию, защите проектов.

1. Выделяем основные этапы работы над программным проектом:

выбор темы проекта;

разработка проектного задания;

планирование работы;

подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы, определение форм выражения итогов проектной деятельности;

разработка проекта: моделирование, выбор среды, разработка компьютерной модели;

проведение компьютерного эксперимента и анализ полученных результатов;

оформление результатов исследования, проектной документации;

презентация и защита проекта, анализ результатов.

Каждый этап подробно изучается, рассматривается, обсуждается.

Опыт показывает, что не любое содержание программного материала привлекает интерес учащихся. Тщательное изучение результатов учебной деятельности школьников, анализ различных тем школьного курса информатики позволили прийти к выводу: практически все темы курса содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся и развития их творческого потенциала.

Исходя, опять-таки из опыта, могу твердо сказать, что использование проектного подхода вполне применимо при изучении большинства тем «пользовательского» раздела школьного курса информатики. Он позволяет:

организовать не изучение компьютерных технологий, а их освоение в процессе практического использования ПЭВМ;

прививать школьнику навыки самостоятельного овладения незнакомыми компьютерными средствами;

реализовать самостоятельный выбор учащимся удобного для него стиля изучения тем и приемов работы.

Начинаю я работу с классом, конечно, с мини-проектов по отдельно изученным темам. Удобным средством для самостоятельного изучения является графический редактор. Школьники достаточно быстро находят нужные инструменты и приемы создания рисунка. Чтобы быть уверенным в освоении всех средств графического редактора, я прошу учащихся составить инструкцию по «компьютерному рисованию», в которой описать, как работать со всеми инструментами редактора.

Наиболее подробно хочу показать работу над проектами при изучении такой сложной темы, как MS Excel.

На первом уроке по изучению данной темы я предлагаю учащимся
задачу: ввести в компьютер ведомость автомашин, заказанных организацией, подсчитать стоимость автомашин и общую стоимость заказа. Пошагово разбирается весь процесс от ввода заголовка в таблицу до оформления таблицы и вычисления суммы (всего 12 шагов). В итоге получается таблица:

На втором уроке, учащиеся учатся строить диаграммы, используя ту же задачу по покупке машин.

Обучающее задание: постройте диаграмму, показывающую процентное соотношение количества покупаемых машин. С этой целью выделите диапазон данных для диаграммы. Сначала выделите диапазон с марками автомобилей (В4:В7). Затем нажмите клавишу CTRL и не отпуская ее, выделите диапазон кол-во (D4:D7). Теперь на панели инструментов нажмите кнопку «Мастер диаграмм». Вызванный мастер предложит пройти вместе с ним 4 шага для построения диаграммы.

У учащихся появляется примерно такая диаграмма:

Далее учащиеся получают задание для мини-проектов: построить диаграммы для Цены в % и для Суммы в %.

Учащимся, наиболее хорошо ориентирующимся в данной теме, я предлагаю работу над более масштабным проектом: «Расчет биоритмов».

Отдельное место в развитии учащихся занимает подготовка ими таких проектов, как Web-страница или Web-сайт, требующая серьезной предварительной работы с литературными, краеведческими, художественными источниками в плане поиска и отбора материала. Освоение технологической стороны этого процесса является сильным мотивирующим средством, позволяет учащимся глубже понять процессы передачи, обработки и хранения информации, формирует устойчивый интерес школьников к возможности реализации элементов интерактивности, компьютерной графики и анимации, программирования. Учеником 10 класса был выполнен проект в программе Front Page на олимпиаду по информационным технологиям и занял 3 место в районе. Наша школа носит имя героя России Романа Кулакова, нашего односельчанина, ученика нашей школы, погибшего в Чечне. Ребятами из группы поиск собирается материал, проводятся линейки и мы сделали сайт. В нашей школе создана образовательная среда, позволяющая учитывать запросы и пожелания подростков и их родителей в планировании выбора профиля дальнейшего обучения и получать им более глубокие знания по предметам, необходимых для последующей учебы и трудовой деятельности. Важную роль в этом играют элективные курсы. Содержание элективных курсов: «Прикладная информатика в экономике»- 9 класс, предпрофильный; «Основы малого бизнеса и информатика» — 10-11 класс, изучение смежных предметов на профильном уровне, позволяет ускорить процесс формирования у учащихся системно-информационной картины мира. Формой проведения итоговой аттестации использовалась проектная деятельность учащихся: учебно-исследовательский проект «Использование табличного процессора для анализа бюджетов разного уровня»; зачетная проектная работа – коллективный модульный проект «Нетеневая экономика»; учебно-исследовательский проект «Применение табличного процессора в решении задач оптимизации производства». Динамика количества учащихся, выбравших профили и "Информационно - технологический" свидетельствует о стабильном интересе учащихся к указанному предмету. Более того, за период активизации процесса интеграции (2005-2009года) наблюдается увеличение доли учащихся, отдавших предпочтения профильной подготовке в области информатики. Определенным показателем успешной интеграции может служить и компетентное использование информационно-коммуникационных технологий в научно-исследовательских работах учащихся. Современный учитель находится в насыщенном информационном пространстве, ему дана возможность проектировать свою педагогическую деятельность, используя уже существующие научные ресурсы. Безусловно, инновация – процесс освоения нового (нового метода, технологии, методов, программ и т.д.). А значит, инновационные школы, это школы, которые осваивают, используют и распространяют новшества. Говоря о проектном обучении, мы имеем в виду не только метод проектов. Под проектным обучением мы понимаем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих научить школьника проектированию. Как показывает опыт, деятельностный подход к обучению и метод проектов как нельзя лучше решают задачи новой школы. Учащиеся должны осмыслить учебный материал, а для этого прекрасно подходит обучение через проектную работу. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, дают возможность осваивать новые способы человеческой деятельности.

Таким образом, в результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса.
             Информатика – быстро развивающаяся наука. Поэтому я постоянно обращаюсь к современным достижениям в области информационных технологий, чтобы сохранить интерес к предмету и развивать познавательную активность учащихся. Для реализации этих целей использую накопленный арсенал педагогических средств и приемов, который систематически пополняю и обновляю:

работа с дополнительной литературой, периодическими изданиями;

использование медиатеки;

участие в проекте Интернет-государства учителей Intergu.ru.;

работа в рамках августовских Интернет-педсоветов;

участие в научно-практических семинарах, конференциях и различных сетевых проектах.

Организация активной познавательной деятельности учащихся позволяет не только повысить эффективность проводимых занятий, но и создать благоприятный психологический климат, обеспечить устойчивую положительную мотивацию к изучению предмета и к учению в целом.

Для определения результативности своей деятельности, степени эффективности решения поставленных цели и задач использую мониторинговые исследования всего учебного процесса.

Для изучения результативности реализации задачи формирования у обучающихся информационной компетентности осуществляется мониторинг качества выполнения итоговых работ (творческий проект, практическое задание и др.) по теме «Информационные технологии»

Об эффективности своей системы работы с позиций развития умений на практике использовать полученные знания свидетельствует высокий уровень качества знаний, участие в районных  олимпиадах по информатике: 20062007 учебный год – 2 место на районной олимпиаде  по информатике и 1 место в районной олимпиаде по технологии; 2007-2008 учебный год – участие в Международной олимпиаде «Эрудиты планеты» 20092010 учебный год – 1 место на районной олимпиаде по информатике.

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы:

Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.

Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Прежде всего, это обусловлено:

проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;

неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Однако, использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения,  консервативной атмосферой большинства общеобразовательных школ, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе.  Надеюсь, что представленный опыт поможет выполнить эту нелёгкую задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектные технологии на уроках информатики"

Познакомить с одной из форм организации учебной работы со студентами - методом проектов...

Выступление. "Проектная технология на уроках информатики"

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и...

Проектная технология на уроках информатики

Основные аспекты, характерные для исследовательской, проектной деятельности......

Проектные технологии на уроках информатики

Проектные технологии на уроках информатики...

Методика использования проектных технологий на уроках информатики и ИКТ

В статье показано, как использование метода проектов при обучении информатике и ИКТ, будет способствовать формированию универсальных учебных действий согласно ФГОС, который предполагает полноценное ос...

«Использование проектной технологии на уроках информатики»

Использование проектной технологии на уроках информатики...