Урок по теме "Графики и диаграммы". 7 класс.
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Урок в 7 классе по теме "Графики и диаграммы". Конспект урока, презентация, практическая работа в OpenOffice Calc.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_grafiki_i_diagrammy.rar1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:            Графики и диаграммы.                                               7 класс        

Цели урока:

сформировать у учащихся представления о назначении графиков и диаграмм, сформировать навыки построения графиков по табличным данным в среде электронных таблиц.

- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
- развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля.

Основные понятия: таблица, график, мастер диаграмм.

Ход урока:

I. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

2. Актуализация знаний и проверка усвоения изученного материала:

Сегодня на уроке мы продолжим работать с электронными таблицами.

  •   Что такое электронные таблицы?
  •   Сформулируйте основные преимущества, которые даёт обработка информации с помощью электронных таблиц по сравнению с обработкой вручную?

3. Изучение нового материала.

Вопросы ученикам

1) Как вы думаете можно быстро и качественно обрабатывать большие объемы однотипной информации, представленной в текстовой форме? (Невозможно.)

2) С помощью чего гораздо удобнее обрабатывать такую информацию? (Такую информацию гораздо удобнее обрабатывать с помощью таблиц.)

Но восприятие громоздких таблиц также оказывается затруднительным для человека.

(Слайд 2) Предположим, вы готовитесь к школьной географической конференции, на которой вам поручено нарисовать климатический портрет месяца мая. В течение всего месяца вы собирали информацию о температуре воздуха, давлении, влажности, облачности, направлении и скорости ветра. Соответствующую информацию вы заносили в заранее подготовленную таблицу, и вот что у вас получилось: (Слайд 3)

Погода в мае 2006 года

Дата

Температура, град С

Влажность, %

Давление, мм

Ветер

Облачность

направление

Град

скорость, м/с

1

+16

25

759

Ю-В

130

3

Ясно

2

+19

30

759

С-З

320

2

Ясно

3

+20

30

759

С-В

30

2

Ясно

4

+22

26

759

С

350

2

20-30%

5

+21

28

760

С-В

50

1

90%

6

+22

35

759

В

90

2

70-80%

7

+19

52

753

С-В

30

4

60%

8

+12

66

750

С

340

3

90%

9

+14

58

747

С-В

40

2

Сплошная

10

+13

88

743

В

90

1

Сплошная

11

+13

71

741

В

80

1

90%

12

+10

81

745

С-З

310

2

Сплошная

13

+17

48

747

Штиль

-

0

70-80%

14

+23

40

743

Ю-З

230

1

50%

15

+16

59

743

З

290

2

90%

16

+13

38

746

С-З

310

3

70-80%

17

+13

41

749

Штиль

-

0

Сплошная

18

+15

41

750

С

20

2

70-80%

19

+17

36

745

Ю

180

2

40%

20

+14

88

738

Ю-З

240

2

90%

21

+21

52

739

Ю-В

140

2

Сплошная

22

+15

72

740

Ю-З

240

5

Сплошная

23

+21

49

745

Ю-З

240

3

70-80%

24

+22

53

744

З

280

2

50%

25

+17

48

744

Ю-З

220

2

90%

26

+18

52

744

Штиль

-

0

90%

27

+11

93

738

Ю

160

2

90%

28

+13

62

741

З

270

3

90%

29

+16

59

735

Ю-В

140

1

Сплошная

30

+11

87

736

Штиль

-

0

Сплошная

31

+17

51

744

Ю-В

130

3

Сплошная

Конечно, можно перечертить эту таблицу на большой лист ватмана и продемонстрировать одноклассникам этот впечатляющий результат. Но смогут ли они воспринять эту информацию, обработать ее и сложить представление о погоде в мае?

Вопросы ученикам

По таблице «Погода в мае 2006 года» на странице 83 учебника попробуйте ответить на вопросы:

• Какой день был самым холодным?

• Какой день был самым теплым?

• В течение скольких дней температура была +15ºС и выше?

Легко ли было отвечать на эти вопросы по таблице? (Достаточно трудно).

(Слайд 4) Вы собрали большое количество информации, она точна, полна и достоверна, но в табличном виде не будет интересна слушателям, так как совершенно не наглядна.

Вопросы ученикам

  • С помощью чего можно сделать содержащуюся в таблице информацию более наглядной и легко воспринимаемой (визуализировать информацию)? (Содержащуюся в таблице информацию можно сделать более наглядной и легко воспринимаемой с помощью графиков и диаграмм.)

Тема нашего урока «Графики и диаграммы»

Из курса алгебры вы уже знаете, что такое график.

(Слайд 5) На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладывают представляемые значения. Одна величина является зависимой от другой — независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси X, или оси абсцисс), а зависимой величины — на вертикальной (оси Y, или оси ординат). При изменении независимой величины меняется зависимая величина. Например, температура воздуха (зависимая величина) может изменяться во времени (независимая величина). Таким образом, график показывает, что происходит с Y при изменении X. На графике значения изображаются в виде кривых, точек или и того, и другого одновременно.

График - линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных.

(Слайд 6) Например, по данным, содержащимся во 2-й графе таблицы, можно построить график изменения температуры в течение рассматриваемого месяца.

Вопросы ученикам

Давайте по графику ответим на эти же вопросы и укажем периоды, когда температура воздуха была достаточно стабильна или, наоборот, претерпевала значительные колебания. Какой можно сделать вывод?

    (Слайд 7,8) По данным, содержащимся в 3-й и 4-й графах таблицы, можно построить график изменения влажности воздуха и изменения атмосферного давления.

4. Закрепление нового материала. (Слайд 10)

1) Каким образом могут быть визуализированы большие объемы однотипной табличной информации?

  1. С помощью чего можно наглядно представить процесс изменения величин?

5.   Выполнение практической работы. 

Практическая работа 9. Создание графиков и диаграмм

Задание 5. Наглядное представление процессов изменения величин.

  1. Откройте файл Температура 2. Ods.
  2. Постройте график изменения температуры воздуха. Для этого:
  1. Выделите диапазон B1:B33 и щёлкните на кнопке Диаграмма    панели инструментов Стандартная;
  2. На первом шаге Мастера диаграмм выберите тип диаграммы Линии-  Линии и точки, поставьте галочку Сглаживание линий→Далее→ Далее→Далее
  3. На четвёртом  шаге Мастера диаграмм напишите заголовок диаграммы, заголовки по оси X, оси Y, поставьте галочку Отображать сетку Ось ОХ, уберите  галочку Показать легенду → Готово.
  4. Щёлкните по значку линии графика, затем правой кнопкой мыши по линии графика→Формат рядов данных→вкладка Линии и выберите другой значок  линии графика (кнопка Выбор→Символы).
  1. Постройте график изменения влажности воздуха (см. с 85 учебника).
  2. Постройте график изменения атмосферного давления (см. с 85 учебника).
  3. Сохраните результат своей работы в собственной папке в файле с именем Температура 3.

Задание 6. График функции y=x2.

Выполнять в соответствии со страницей 200 учебника.

Изменения:

  1. В п.2 . выберите тип диаграммы Диаграмма XY→Только линии…
  2. На втором шаге выберите Ряды данных в строках.

V. Подведение итогов урока

 VI. Домашнее задание: §2.9 (1,2), задания №1, №3с. 92-94 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Круговые диаграммы, 5 класс

Целевая аудитория: 5 класс.Учебник: Математика: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Виленкин  Н.Я., Жохов В.И. и др.-М.: Просвещение, 2010 г.Тип урока: урок целевого применения усвоенного...

Открытый урок по математике в 6 классе "Построение круговых диаграмм с помощью электронной таблицы Ms Excel"

Научить учащихся решать задачи по математике с помощью компьютерных программ. Рассмотрение задач с точки зрения математики, условие которых связано с олимпиадой СОЧИ-2014...

Конспект урока по информатике в 9 классе "Построение диаграмм и графиков"

В ходе урока на конкретных примерах показано применение возможностей электронных таблиц для построения графиков функций. Учащиеся знакомятся с составными частями диаграмм, этапами их построения, по...

Открытый урок по математике в 5 классе: Круговые диаграммы

Тема: Круговые диаграммы.               (2-ой урок в теме)Цели: Закрепить понятие круговых диаграммЗадачи:...

Презентация к урок по информатике "Построение диаграмм и графиков" 9 класс

Презентация предназначена для проведения открытого урока по информатике в 9 классе...

Урок по теме "Построение диаграмм" 5 класс

Материал может быть использован при прохождении темы "Построение диаграмм и графиков"....

Урок математики в 6-м классе "Столбчатые диаграммы"

Цель урока: расширить знания учащихся о диаграммах, дать понятие о столбчатых диаграммах, учить применять изученный материал к решению задач, применению в повседневной жизни.Задачи:Образоват...