Введение в информатику
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Миргородская Ирина Александровна

Представлена лекция и практика к данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya.doc42.5 КБ
Microsoft Office document icon test.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 2. Введение в информатику.

- Основные подходы к определению понятия «информация».

Информация (в переводе с латинского informatio - разъяснение, изложение) - это ключевое понятие современной науки, которое стоит в одном ряду с такими как "вещество" и "энергия". Существует три основные интерпретации понятия "информация".

Научная интерпретация. Информация - исходная общенаучная категория, отражающая структуру материи и способы ее познания, несводимая к другим, более простым понятием.

Абстрактная интерпретация. Информация - некоторая последовательность символов, которые несут как вместе, так в отдельности некоторую смысловую нагрузку для исполнителя.

Конкретная интерпретация. В данной плоскости рассматриваются конкретные исполнители с учетом специфики их систем команд и семантики языка. Так, например, для машины информация – нули и единицы; для человека – звуки и образы и т. п.

Существуют несколько концепций (теорий) информации.

Первая концепция (концепция К. Шеннона), отражая количественно-информационный подход, определяет информацию как меру неопределенности (энтропию) события. Количество информации в том или ином случае зависит от вероятности его получения: чем более вероятным является сообщение, тем меньше информации содержится в нем.

Вторая концепция рассматривает информацию как свойство (атрибут) материи. Ее появление связано с развитием кибернетики и основано на утверждении, что информацию содержат любые сообщения, воспринимаемые человеком или приборами. (Наиболее ярко и образно эта концепция информации выражена академиком В.М. Глушковым).

Третья концепция основана на логико-семантическом (семантика - изучение текста с точки зрения смысла) подходе, при котором информация трактуется как знание, причем не любое знание, а та его часть, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления и самоуправления. Иными словами, информация – это действующая, полезная, "работающая" часть знаний. (Представитель этой концепции В.Г. Афанасьев).

В настоящее время термин «информация» имеет глубокий и многогранный смысл. Во многом, оставаясь интуитивным, он получает разные смысловые наполнения в разных отраслях человеческой деятельности:

  • в житейском аспекте под информацией понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами;
  • в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;
  • в теории информации (по К. Шеннону) важны не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую неопределенность знаний;
  • в кибернетике по определению Н. Винера информация - эта та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы;
  • в семантической теории (смысл сообщения) - это сведения, обладающие новизной.

Такое разнообразие подходов не случайность, а следствие того, что появилась необходимость осознанной организации процессов движения и обработки того, что имеет общее название - информация.

Домашнее задание.

  1. Кроме приведенных выше классификаций, информацию различают и по характеру отражаемого смысла. В таблице приведены виды информации (столбец слева) и их определения (столбец справа). Соедините стрелками соответствующие клетки (ячейки) таблицы.

Информация

Определения

Аксиологическая

  • Это информация либо текст, взятый в событийном аспекте;
  • либо речь, рассматриваемая  как целенаправленное социальное воздействие, как компонент человеческого взаимодействия.

Гносеологическая

  • Процесс и результат отражения реального мира, выраженного в знаках.

Кибернетическая

  • Совокупность управляющих сигналов, необходимых для жизнеобеспечения и (или) адекватного функционирования самоуправляемых систем

Коммуникативная

  • Сведения, сообщения, несущие знания;
  • Смысл или содержание, заключенное в сообщении;
  • Смысл, который человек приписывает данным на основании известных ему правил представления в них фактов, идей, сообщений.

Семантическая

  • Данные о внешнем мире, которые мы получаем путем непосредственного воздействия на органы чувств.
  • Результат познавательной деятельности человека.

Семиотическая

  • Та часть знаний, которая используется  для ориентирования, активного действия и управления.
  • Термин используется в теории управления.



Предварительный просмотр:

Тест .

Урок 2. Введение в информатику.

Вставьте вместо (…) подходящие по смыслу  слова, словосочетания или текст, дополните примерами.

Информатика – это ( а) научная б) исследовательская в) природная)  дисциплина, которая изучает ( а)науку б)информационные процессы в)различные аспекты ), происходящие в системах различной природы, и возможность их автоматизации.

Быстрое увеличение объема ( а)населения  б) информации  в)процессов )  ставит современного человека перед проблемой умения ( а)находить информацию б) пользоваться информацией в)создвавать информацию ).

В настоящее время существуют следующие точки зрения на то, каким объектам можно приписать смысл, а, следовательно, и информацию: смысл имеет любой объект ( а)материального б) естественного в)нематериального г)материального и нематериального ) мира;  смысл можно искать только в объектах ( а) живой б)неживой в)естественной) природы; смысл – есть (  а)часть б)информация в) процессы) человеческого разума.

Перечислены основные свойства информации и даны определения этих свойств.

Свойства информации

Определения

Объективность

5) Имеются все необходимые данные для решения задачи или проблемы.

Актуальность

4) Информация выражена на языке, понятном получателю.

Новизна

2)Своевременно (вовремя) доставлена.

Понятность

6)Логичность, непротиворечивость

Полнота

1)Информация не зависит от мнения конкретного человека.

Достоверность

3) В сообщении содержатся неизвестные для получателя сведения.

В зависимости от цели исследования или изучения можно привести примеры разных классификаций информации.

По тому, как информация воспринимается человеком:

  • визуальная или зрительная воспринимается с помощью ( а) глаз  б)ушей в)кожи г)языка д)носа );
  • аудиальная или слуховая информация воспринимается с помощью (( а) глаз  б)ушей в)кожи г)языка д)носа )) ;
  • обонятельная информация дает возможность воспринимать информацию с помощью (( а) глаз  б)ушей в)кожи г)языка д)носа ));
  • вкусовая информация воспринимается с помощью (( а) глаз  б)ушей в)кожи г)языка д)носа ));
  • тактильная информация воспринимается с помощью (( а) глаз  б)ушей в)кожи г)языка д)носа )).

Информация по степени значимости:

  • А) личная  Б)специальная В)общественная (т.е. для конкретного человека), например, знания, опыт, интуиция, прогнозы, планы, чувства;
  • А) личная  Б)специальная В)общественная (значимая для определенной группы людей), например, научная, техническая, управленческая;
  • А) личная  Б)специальная В)общественная (значимая для большинства членов общества), например, общественно-политическая, научно-популярная, эстетическая.

Кроме приведенных выше классификаций, информацию различают и по характеру отражаемого смысла. Приведены виды информации и их определения.Соотнесите.

Информация

Определения

Аксиологическая

  • Это информация либо текст, взятый в событийном аспекте;
  • либо речь, рассматриваемая  как целенаправленное социальное воздействие, как компонент человеческого взаимодействия.

Гносеологическая

  • Процесс и результат отражения реального мира, выраженного в знаках.

Кибернетическая

  • Совокупность управляющих сигналов, необходимых для жизнеобеспечения и (или) адекватного функционирования самоуправляемых систем

Коммуникативная

  • Сведения, сообщения, несущие знания;
  • Смысл или содержание, заключенное в сообщении;
  • Смысл, который человек приписывает данным на основании известных ему правил представления в них фактов, идей, сообщений.

Семантическая

  • Данные о внешнем мире, которые мы получаем путем непосредственного воздействия на органы чувств.
  • Результат познавательной деятельности человека.

Семиотическая

  • Та часть знаний, которая используется  для ориентирования, активного действия и управления.
  • Термин используется в теории управления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

информатика 5. Введение в информатику

разработка урока и презентация к уроку информатики в 5 классе "Введение в информатику"....

"Введение в информатику".

Конспект открытого урока в 8 классе. Тема: «Введение в информатику»   Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8 класс.   Цели урока:   - научить правильно и безопасно организов...

Введение в информатику

Презентация для первого урока информатики...

Введение в информатику

В настоящее время, нельзя себе представить не одно производственное предприятие, на котором не используются компьютерные технологии. Сейчас осуществление любой деятельности проводится с максимальным и...

Введение в информатику - "Сказка о друзьях или о том, как появился компьютер"

Всегда очень важно первое впечатление от знакомства с учителем и предметом. Предлагаю начать первый урок с погружения в сказку: "Сказка о друзьях или о том, как появился компьютер"...

ЮНИТА 1 ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ

Рассмотрены место и роль информатики в современном обществе. Даны теоретические основы информации: понятие, свойства, измерение, превращение информации в ресурсы, носители информации и их характеристи...

Контрольная работа в форме теста «Введение в информатику», 7 класс (по учебнику Полякова К.Ю. Информатика, 7 класс)

Контрольная работа в форме теста «Введение в информатику», 7 класс (по учебнику Полякова К.Ю. Информатика, 7 класс)Тесты представлены в формате для программы MyTestXPro...