Действия с информацией. Хранение информации
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_9.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс                                                                     Дата ____________________

Урок 9

Тема: Действия с информацией. Хранение  информации

Цель:  дать учащимся сведения о понятии информация и о действиях с информацией

 Задачи:  - раскрыть смысл понятия «информация» в контексте жизни и      деятельности человека; помочь учащимся усвоить действия, которые можно совершать с информацией;

- формирование интереса к предмету; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление, формировать потребность в обучении и саморазвитии, раскрывать творческий потенциал учащихся;

- воспитание самостоятельности, воспитание культуры интеллектуального труда

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

1. Беседа

- Что такое информация? (сведения об окружающем нас мире)

Информация – знания, получаемые вами в школе, это сведения, которые вы берете из книг, телепередач, это новости.

- О чём может быть первичная информация и как люди её получают? ( Первичная информация о температуре, цвете, запахе, вкусовых качествах, физических свойствах предметов. Получают первичную информацию через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния)

2. Работа в парах

 Задание:  Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развитым у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота?
Орел                                        зрение

Волк        слух

Летучая мышь        обоняние

Дельфин        осязание

Крот

  1. Изучение нового материала

1. Сообщение темы урока

Запись темы урока в тетрадь.

     2. Проблемный вопрос

Информация – сведения об окружающем нас мире.

- Какие виды информации по форме представления вы знаете?  

Мы сегодня должны ответить на этот вопрос (учитель показывает картинку, слово, число, воспроизводит звук, показывает видео, вместе распределяют информацию по группам)

(Запись  в тетради схемы)

3. Объяснение учителя

Когда вы слушаете учителя, читаете книги, изучаете схему метро, смотрите кинофильм, вы получаете информацию. Человек информацию либо запоминает, либо записывает.

Когда вам учитель задет вопрос, вы получаете его, т.е. слушаете – это называется получением информации, затем вы продумаете на него ответ, - это обработка информации.

Действия с информацией


      получение             передача              хранение      обработка          

4. Фронтальный опрос

Учебник с. 13 вопрос 1 – 4 Л. Босова 2009г.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места!

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину вы держите,

Раз и два! Раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два! Раз и два!

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели-встали, сели-встали.

Ванькой - встанькой словно стали.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!

5. Рассказ

Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, обработкой и хранением информации.
Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти — «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе.
Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации – внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной. 
Существует
память отдельного человека и память человечества. Память человечества, в отличие от памяти отдельного человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди. Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров.
6. Мини - сообщения учащихся

  1. Изобретённая в 1839 году фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.
  2. В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощённые в движении (танец, жесты, пантомима и так далее).
  3. Человек научился хранить и звуковую информацию. Вначале её сохранение обеспечивалось передачей «из уст в уста» (например, напевами), позднее – с помощью записи нот.
  4. В середине прошлого столетия в Японии было налажено производство магнитофонов. До сих пор магнитофоны широко применяются для записи и воспроизведения звуковой информации.
  5. Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую, звуковую и видеоинформацию.
  1. Закрепление изученного материала
  1. Опрос
  1. Приведите пример текстовой информации
  2. ---- числовой информации
  3. ----звуковой информации
  4. ------графической информации
  5. ----видеоинформации
  6. как человек хранит информацию?
  7. чем отличается память человека от памяти человечества?
  1. Обобщение

V. Итог урока

- Что такое информация?

- Какие  вы знаете  информационные процессы?

- Какие виды памяти вы запомнили?

- Чем отличается оперативная память от долговременной?

V. Рефлексия

VI. Домашнее задание

С. 12 – 16 читать, вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Действия с информацией. Хранение информации

Презентация к уроку информатики 5 класс с примерами и заданиями...

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Действия с информацией. Хранение информации».

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Действия с информацией. Хранение информации».Цель урока:Акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных пр...

Конспект урока «Действия с информацией. Хранение информации» 5 класс

Урок разработан в соответствии с программой курса "Информатика и ИКТ" 5 класс...

Урок информатики в 5 классе по ФГОС «Действия с информацией. Хранение информации»

План-конспект урока «Действия с информацией. Хранение информации» в 5 класс, рзработанный в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка урока содержит перечень УУД, формируемых на уроке, приложения, ...

Действия с информацией. Хранение информации

Урок изучения нового материала...

Разработка урока по информатике "Действия с информацией. Хранение информации"

Разработка урока по информатике в 5 классе : " Действия с информацией. Хранение информации "...

Урок по информатике с применением облачных технологий "Действия с информацией. Хранение информации"

Урок по информатике в 5 классе с применением облачных технологий "Действия с информацией. Хранение информации". Урок усвоения новых знаний....