Разработка урока по информатике "Действия с информацией. Хранение информации"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Смирнова Оксана Владимировна

Разработка урока по информатике в 5 классе : " Действия с информацией. Хранение информации "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deystviya_s_informatsiey._hranenie_informatsii.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Действия с информацией. Хранение информации.

Цели урока:

  • образовательные: раскрыть смысл понятия «информация» в контексте жизни и   деятельности человека; помочь учащимся усвоить какие действия можно совершать с информацией;
  • развивающая: развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой; развитие активности и самостоятельности.;
  • воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, усидчивости,   дисциплинированности.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, видеопроектор, компьютер, презентация к уроку.

Основные понятия:

  • информация;
  • действия с информацией;
  • оперативная (внутренняя память);
  • внешняя память;
  • память отдельного человека;
  • память человечества.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний: Ответы на вопросы.
  3. Изучение нового материала.
  4. Физкультминутка.
  5. Практическая часть.
  6. Закрепление изученного.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (слайд № 1)

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте пожелаем друг другу удачи и начнем наш урок. Помогать нам будут сегодня на уроке Незнайка и его друзья.

  1. Актуализация знаний: (слайд № 2)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с таким понятием как информация. Давайте вместе с Ромашкой вспомним некоторые моменты.

  • Что такое информация? (сведения об окружающем нас мире)
  • О чём может быть первичная информация и как люди её получают? ( Первичная информация о температуре, цвете, запахе, вкусовых качествах, физических свойствах предметов. Получают первичную информацию через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, через вестибулярный аппарат и нервную систему) ( обучающиеся приводят примеры)
  • Какие виды информации по форме  представления вы знаете? (числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация)

Молодцы! Вы все хорошо справились с заданиями и помогли Ромашке. А сейчас приступим к изучению нового материала.

  1. Изучение нового материала. (слайд № 3 – 8)

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение информации. Итак, запишем тему сегодняшнего урока: Действия с информацией. Хранение информации

Окружающий нас мир – мир информации. Информацию нам несут другие люди, всевозможные предметы и явления. Когда вы слушаете объяснения учителя, читаете книгу, изучаете схему метро, смотрите кинофильм, посещаете музеи и выставки, вы получаете информацию и в дальнейшем что-то с ней делаете.

Таким образом, вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией, и помогают ему в этом разнообразные технические устройства.

Так что же включает в себя понятие Действия с информацией?

Действия с информацией – это такие операции с ней, как поиск, представление, кодирование, хранение, обработка, передача и др. (Например, чтение газеты, заучивание правила, решение задачи, фотографирование и др.)

Давайте вместе с пчелкой попробуем распределить действия: что относится к действиям с информацией, а что – к действиям с продуктами, вещами?

Чтение газеты, заучивание правила, решение задач, фотографирование – это действия с информацией.

Приготовление обеда, уборка квартиры, стирка белья – это действие с продуктами, с вещами.

Итак, разберем каждое действие, которое можно совершать с информацией.

К поиску информации можно отнести чтение книг, газет, интернет-источников.

К кодированию информации можно отнести представление информации в таком виде, чтобы эту информацию понял компьютер.

Приобретая жизненный опыт, наблюдая мир вокруг себя, человек учился делать выводы, т.е. обрабатывать информацию. Например: человек дотронулся до горячего предмета, он запомнит это на всю жизнь.

Приобретая знания, мы делимся ими с другими людьми, т.е. мы передаем информацию.

А что же такое хранение информации? В этом нам поможет Астроном.

Каждый человек хранит определённую информацию в собственной  памяти – «в уме». Вы помните свой адрес, номер телефона, как зовут ваших родных и близких, друзей. Такую память можно назвать оперативной. Но есть информация, которую трудно запомнить. Её человек записывает в записную книжку, ищет в справочнике, словаре, энциклопедии. Это внешняя память. Её можно назвать долговременной.

У компьютера также существует два вида памяти. Оперативная память – предназначена для временного хранения информации, т.е. на момент когда компьютер работает (после выключения компьютера информация удаляется с оперативной памяти). Долговременная память (внешняя) – для долгого хранения информации (при выключении компьютера информация не удаляется).

Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую, звуковую, видеоинформацию.

Итак: информационная деятельность человека включает в себя:

  • Сбор информации
  • Обработку информации
  • Передачу информации
  • Хранение информации
  • Поиск информации

Вы наверное устали? Давайте немного отдохнем.

  1. Физкультминутка. (слайд № 9)

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места!

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину вы держите,

Раз и два! Раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два! Раз и два!

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели-встали, сели-встали.

Ванькой - встанькой словно стали.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!

 

  1. Практическая часть:

А сейчас, ребята, садимся за компьютеры.

  1. На рабочем столе открываем папку двойным щелчком с названием Практическая работа. В этой папке открываем текстовый документ Практика.doc. В открывшемся документе вы видите таблицу. Но к сожалению друг Незнайки не смог до конца заполнить ее. Помогите заполнить таблицу.

Виды информации

Чувство

Орган

Зрительная

Звуковая

Вкусовая

Обонятельная

Осязательная

  1. Открываем клавиатурный тренажер

Молодцы!

  1. Закрепление:

        А теперь присаживаемся за парты и давайте закрепим наши знания по сегодняшней теме. Ответим на вопросы:

  1.  Какие действия с информацией можно совершить?
  2.  На столах лежат книги: словарь, справочник, кулинарная  книжка. Какую информацию мы можем получить из них?
  3.  На какие два вида можно разделить память?
  4. Какую информацию хранит компьютер?
  5. Опишите, какие действия с информацией будут выполнены учеником, если он:

А) учит правило

Б) решает у доски задачу

  1. Подведение итогов урока:

А) На уроке мы узнали о действиях с информацией, о хранении информации. Научились включать компьютер, работать средством управления компьютером – мышью, клавиатурой.

Б)  Главные умения, полученные вами сегодня – это навыки работы с клавиатурой. Вы теперь умеете запускать программы двойным щелчком по её значку, вставлять текст в текстовый документ.

  Выставление оценок за работу на уроке.

  1. Домашнее задание: §1.2, §1.3,  вопросы.  РТ: №4 с.5.

  1. Литература:
  1. Босова Л.Л. "Информатика: Учебник для 5 класса", Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007г., 1.6, стр.25-28.
  2. Босова Л.Л. "Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007г., стр. 106-110.
  3. Босова Л.Л. "Рабочая тетрадь по информатике 5 класс", Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006г.

Виды информации

Чувство

Орган

Зрительная

Звуковая

Вкусовая

Обонятельная

Осязательная

Виды информации

Чувство

Орган

Зрительная

Звуковая

Вкусовая

Обонятельная

Осязательная

Виды информации

Чувство

Орган

Зрительная

Звуковая

Вкусовая

Обонятельная

Осязательная

Виды информации

Чувство

Орган

Зрительная

Звуковая

Вкусовая

Обонятельная

Осязательная

Виды информации

Чувство

Орган

Зрительная

Звуковая

Вкусовая

Обонятельная

Осязательная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Действия с информацией. Хранение информации

Презентация к уроку информатики 5 класс с примерами и заданиями...

урок информатки 5 класс "Хранение информации . Носители информации"

Урок изучения новых знаний. Урок с использованием системно-деятельностного подхода. На уроке используется презентация, ребята самостоятельно работая с учебником, заполняют кластер....

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Действия с информацией. Хранение информации».

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Действия с информацией. Хранение информации».Цель урока:Акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных пр...

Конспект урока «Действия с информацией. Хранение информации» 5 класс

Урок разработан в соответствии с программой курса "Информатика и ИКТ" 5 класс...

Урок информатики в 5 классе по ФГОС «Действия с информацией. Хранение информации»

План-конспект урока «Действия с информацией. Хранение информации» в 5 класс, рзработанный в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка урока содержит перечень УУД, формируемых на уроке, приложения, ...

Урок по информатике с применением облачных технологий "Действия с информацией. Хранение информации"

Урок по информатике в 5 классе с применением облачных технологий "Действия с информацией. Хранение информации". Урок усвоения новых знаний....