Конспект урока "Электронные таблицы"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Мамонова Татьяна Викторовна

Урок построен в форме деловой игры. На уроке применяются формы груповой работы. Цель урока:  обобщить  знания учащихся по теме "Электронные таблицы" и подготовить к контрольной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektronnye_tablitsy.docx76.47 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №9 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД»

       

        УРОКА ИНФОРМАТИКИ

 «ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ»

                                                                   

                                                             

Разработала:

Мамонова Татьяна Викторовна

учитель информатики и ИКТ

 

Кинель 2012 г.

Тема урока:  Электронные таблицы

Класс  9

Цель урока:  обобщить  знания учащихся по изученной теме.

Задачи:

  • систематизировать  знания, умения и навыки учащихся

по теме «технология обработки числовых данных в электронных таблицах»

  • создать условия для свободного выражения мнения учащихся при обсуждении вопросов по теме
  • применить теоретические знания на практике
  • подготовиться к тестированию по теме «технология обработки числовых данных в электронных таблицах»
  • развивать познавательную активность детей, учить мыслить логически
  • воспитывать настойчивость, самостоятельность, аккуратное отношение к работе;

Тип урока: Урок обобщения.

Форма урока: Деловая игра.

Оборудование:   

-мультимедийный проектор

- интерактивная доска

- раздаточный материал

- компьютеры

Структура урока:       

1. Организационный этап

2. Постановка цели и мотивация учебной деятельности

3. Воспроизведение и коррекция знаний

4. Подведение итогов урока

5. Этап первичной проверки изученного

6. Постановка домашнего задания

7. Рефлексия. Подведение итогов

Ход урока

I. Организационный этап (2 мин.)

- приветствие учащихся,

- организация внимания,

- сообщение целей урока.

II. Постановка цели и мотивация учащихся (3 мин.)

Слово учителя: Представьте себе, что учеба – это работа, за которую всем ученикам каждый месяц выплачивают заработную плату.

Сегодня  для каждого из вас первый  рабочий день. Ваша зарплата зависит от коэффициента качества (оценки за урок).  Который в свою очередь зависит от ваших баллов,  набранных за урок. Далее этот коэффициент будет преобразован по курсу  1 балл к 10 босяткам (Приложение 1).

II. Воспроизведение и коррекция знаний  (30 мин.)

Цель: воспроизвести опорные знания и умения, проверить навыки в стандартной ситуации

1. Проверка домашнего задания( Приложение 2).      (5 мин.)

На доску проецируется текст домашнего задания. Ученики отвечают по готовым записям. Работа ведется фронтально, пары обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку. Оценки выставляют в оценочный лист (Приложение 3).

Критерии оценки:

«5» нет ошибок + 3-тье задание

«4» 1-2 ошибки +3-тье задание

«3» 1-2 ошибки нет 3-тьего задания или 1-4 ошибки есть 3-тье задание

«2» 3 ошибки + нет 3-тьего задания

2. Работа в группах (10 мин.)

Цель: научить взаимопониманию и умению высказать свою точку зрения

Беседа:

Учитель. Каждый работник любой сферы должен уметь вести диалог и отстаивать свою точку зрения. Поэтому на этом этапе урока вы ведете диалог высказывая свою точку зрения в команде (в течении 5 минут) и принимаете свое решения по каждому   вопросу.

Критерии оценки:

«5» нет ошибок

«4»  одна ошибка

«3»  две ошибки

«2» нет правильных ответов

Каждой группе учащихся раздаются карточки с заданиями (Приложение 4).  Учащиеся совещаются в группах, обсуждают  решение поставленных задач. Затем по команде учителя обсуждение заканчивается,  и каждый учащийся  записывает в бланк ответов свой вариант решения. Напротив задания вызвавшего затруднения, ставится прочерк. По команде учителя листы подписываются и передаются  другой группе, после чего на доску проецируются правильные ответы. Работу проверяю, ребята из другой группы, и выставляют оценку.  Полученные баллы выставляются в оценочный лист.

Задания, которые вызвали затруднения,  обсуждаются.

3. Практическое применение знаний.(15 мин.)

Цель: применить на практике полученные знания.

Нет ни одной области  человеческой деятельности, которая в той или иной степени не была связана с процессами получения и обработки информации. А кто как самый лучший помощник в этом деле ? ( компьютер).

Поэтому мы сейчас, используя наши знаний, должны обработать  информацию по заработной плате сотрудников на компьютере.

Каждый учащийся самостоятельно выполняет практическую работу (Приложение 5)

Критерии оценки:

«5» выполнено задание с использованием функции «СУММ» + диаграмма

«4»  выполнено задание без функции или диаграммы

«3»  выполнено на половину

« 2» не выполнил

III. Постановка домашнего задания (2 мин.)

 Учитель: Повторить весь материал по теме «технология обработки числовых данных в электронных таблицах» и подготовиться к тестированию.

IV. Подведение итогов урок (3 мин.)

Цель: дать качественную оценку работы класса и каждого учащегося в целом.

Объявить заработную плату которую получил каждый ученик по мимо оценки и выдать чек  на перемене (чек изготавливается заранее и только цифра вписывается по окончанию урока).

Приложение 1

Приложение 2

Предварительное домашнее задание

1. Сколько клеток ЭТ включают в себя следующие диапазоны:

А2:В10

С13:Е20

   

Ответ:        

18

21

2. Дана таблица:

 

А

В

С

 1

5

10

18

2

=А1+6

=В1+6

=D1*C1

3

=В2*А2

=В2+6

4

=В3*А3

=С3*В3

Ответ

Какие формулы будут записаны в клетки А4, В2, В3, В4, С2, если в клетки В2 и В3 скопировано содержимое клетки А2, а клетки А4, В4 и С2 – содержимое клетки А3?

После копирования клетки А2 в клетки В2 и А3 в них были занесены формулы =В1+С1 и  =А2+В2 соответственно. Что было в клетке А2

3.  Придумать и описать таблицу, с помощью которой можно вести учет расхода электроэнергии в течении года и определять сумму оплаты за каждый месяц с января по декабрь. Сумма оплаты определяется на основе разницы показаний счетчика за текущий и предыдущий месяцы. Считать, что стоимость 1 кВт.ч в течении года не меняется.

 

A

B

C

D

1

1 кВт.ч

2,11

 

 

2

 

Январь

Февраль

Март

=B3

3

на день выписки

18579

 

4

предыдущий

18509

 18579

 

5

всего

147,7

 

 

=(B3-B4)*$B$1


Приложение 3

Оценочный лист

Этапы урока

Задания

Баллы

1

Домашние задание

2

Работа в группах

3

Практическая работа

Итоговое количество баллов

Оценка

Приложение 4

Вариант №1

  1. При работе с электронной таблицей в ячейке А1 записана формула = D1-$D2 Какой вид приобретет формула после того как ячейку А1 скопируют в ячейку В1?

1)=Е1-$E2    2) =E1-$D2  3)=E2-$D2

  1. В  ЭТ значение формулы = СУММ ( А1:А3) равно 8. Чему равно значение ячейки А4, если значение формулы = СРЗНАЧ ( А1:А4) равно 3?

1) 5  2) 2   3)4

  1. Дан фрагмент электронной таблицы:

А

В

1

=А4-В1

1

2

=А1+2

2

3

=А2+В1

4

=В1+В2

 

1)       2)

Приложение 4 (продолжение)

Вариант №2

  1. При работе с электронной таблицей в ячейке А1 записана формула = C3+$C1 Какой вид приобретет формула после того как ячейку А1 скопируют в ячейку В1?

1)=D3+$C1    2) =D4+$D2  3)=C1-$D2

  1. В  ЭТ значение формулы = СУММ ( B11:B5) равно 24. Чему равно значение ячейки B6, если значение формулы = СРЗНАЧ ( B1:B6) равно 4?

1) 5  2)0  3)4

  1. Дан фрагмент электронной таблицы:

А

В

C

D

1

3

4

2

=C1-B1

=B1-A2*2

=C1/2

=B1+B2

3

4

 

1)          2)

Приложение 5

Практическая работа №9

  1. Запустите программу Microsoft Excel.
  2. Откройте файл «Мои документы \  заработная плата.xls».
  3. Составьте таблицу расчета заработной платы:

Ф.И.О.

Начислено

Подоходный налог

Взнос в ПФ

К выдаче

Иванов

23000

 

 

 

Петров

18000

 

 

 

Сидоров

25000

 

 

 

Козлов

24000

 

 

 

Зайцев

19000

 

 

 

Борзов

17000

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

при условии, что:

а) исходные данные представлены в двух столбцах;

          б) необходимо рассчитать:

  • взнос работника в пенсионный фонд (  начислено *0,01)
  • подоходный налог ( (начислено - взнос в ПФ)* 0,13)
  • к выдаче ( начислено - подоходный налог-взнос в ПФ)
  • итоговые значения сумм по столбцам
  1. Построите диаграмму по столбцу к выдаче.


Список использованной литературы

  1. Информатика. 5-11 класс. Материалы к урокам, внеклассным мероприятиям . авт.-состав Е. А. Пышная. – Волгоград: Учитель, 2009. -142 с.
  2. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. –М. :Лаборатория Базовых Знаний, 2000. -496с.

Интернет – ресурсы

http://nexva.com/product_visuals/production/8e5346dd41a6d1ac7054a29fd7e336fa.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 7_2.5.2 «Простые таблицы» Босова Л.Л.

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: расширить  представления  учащихся  о  табличных  информационных моделях, ...

Презентация и конспект урока 7_2.5.3 «Сложные таблицы» Босова Л.Л.

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой. Цель работы: расширить  и  систематизировать  представления  учащихся  о  табличны...

Презентация и конспект урока 7_2.7 «Вычислительные таблицы» Босова Л.Л.

Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке; расширить  представ...

Презентация: "Опорные конспекты в таблицах" 8 класс

Вашему вниманию представлена презентация опорных конспектов в таблицах для 8 класса...

Опорные конспекты, схемы, таблицы к повести И.С.Тургенева "АСЯ"

Данный материал позволяет активизировать учебный процесс при изучении повести И.С.Тургенева "АСЯ"...

План-конспект урока по теме "Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах."

План-конспект урока с презентацией и готовым шаблоном для выполнения практической части урока.Практическая работа направлена на вычисления в электронной таблице Excel с помощью встроенных функций и пр...

Конспект урока "Таблица умножения. Закрепление изученного материала".

Конспект урока "Таблица умножения. Закрепление изученного материала"....