Конспект урока по теме "Сложение и вычитание в двоичной системе счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему

Конспект урока по теме "Сложение и вычитание в двоичной системе счисления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Скачать конспект24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по теме

«Сложение и вычитание в двоичной системе счисления»

Предмет, класс

информатика, 11 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок постановки и решения проблем

Цель урока: освоение сложения и вычитания в двоичной системе через решение примеров.

Планируемые результаты урока.

Метапредметные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;

Предметные: развитие основных навыков и умений работы в двоичной системе счисления.

Оборудование: доска.

Ход урока

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Здравствуйте, ребята! А вы знаете как компьютер выполняет арифметические действия?

(Проявление интереса к объявленной задаче, включение детей в учебную деятельность)

Методический комментарий.

Активизация внимания, мотивация на деятельность и включение в нее детей.

  1. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Давайте немного освежим нашу память! Я буду задавать вопросы, вы поднимаете руку и отвечаете.

  1. В каком виде компьютер хранит информацию?

  2. А что такое система счисления?


  1. Какие действия с числами мы уже умеем выполнять?

  1. В виде двоичных кодов. (В двоичной системе счисления).
  2. Совокупность правил записи чисел с помощью определенного набора символов.
  3. Перевод из одной СС в другую.

Методические комментарии. Актуализация знаний через блиц-опрос. Формируем умение слушать и строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  1.  Этап постановки проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теперь давайте подумаем, как решить данные примеры?

  1. 101002+11012=?
  2. 110112-1012=?

Исходя из этого задания, давайте сформулируем тему и цель сегодняшнего занятия.

Ученики выражают свои предположения.

Сложение и вычитание в двоичной СС. Освоить сложение и вычитание в двоичной СС.

Методический комментарий.

Стимулирование поиска вариантов ответов на основе уже имеющихся знаний.

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Давайте проведем аналогию с десятичной системой. Вы можете сложить числа 365 и 57?

А как вы это сделали?

И?

Отлично! Давайте её составим.

Замечательно! Запишем эту таблицу

+

0

1

0

0

1

1

1

10

Да, это 422.

Воспользовались правилами сложения (таблица Пифагора).

Значит и для двоичной СС  тоже можно составить таблицу Пифагора.

0+0=0

1+0=1

0+1=1

1+1=…2, но мы работаем в двоичной системе, значит 210102. Тогда

1+1=10

Записывают таблицу в тетрадь.

Методический комментарий. Учащиеся рассуждают об объекте, анализируют, воспринимают информацию на слух. Проявление интереса к новому материалу (познавательные УУД). Формирование умения высказывать свое предположение и отстаивать свое мнение (личностные УУД)

  1. Этап реализации построенного проекта.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Попробуйте теперь решить данные примеры.

Решают самостоятельно. На основе таблицы выполняют сложение и вычитание.

Методические комментарии. Формирование умения находить различные способы решения учебных задач; выбирать наиболее эффективный способ (познавательные УУД)

  1. Этап первичного закрепления во внешней речи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Итак, что же получилось?

Как же выполнять сложение и вычитание в двоичной системе?

101002+11012=1000012

110112-1012=101102

Нужно воспользоваться правилами (таблица Пифагора для сложения в двоичной СС)

Методические комментарии. Изученное содержание закрепляется и фиксируется с проговариванием.

  1. Физкультминутка.

  1. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

 

Дети выполняют упражнения

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теперь поработаем самостоятельно.

После окончания работы вывести на экран правильные ответы.

Выполняете самостоятельную работу на карточках, осуществляют самопроверку.

Методические комментарии. Ученики планируют свою деятельность, осуществляется пошаговый и итоговый контроль, владеют общими приемами решения задач. (регулятивные УУД)

  1. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Чему же мы научились на сегодняшнем уроке?

Сравните свои ответы и ответами на доске и оцените свою работу.

Выполнять сложение и вычитание в двоичной системе счисления.

Сравниваю свои работы с эталоном и оценивают их.

  1. Этап домашнего задания

Домашнее задание: выполнить действия:

  1. 110012+11012
  2. 10012-112
  3. 100112+10102
  4. 11112-1012

Записывают домашнее задание.

Методические комментарии. Домашнее задание показывает заинтересованность учащимися результатами своей деятельности.

 


Приложение

Задание на карточках.

Вариант 1

  1. 110012+101002
  2. 110112-10012
  3. 1010102+1012
  4. 1001012-10012

Вариант 2

  1. 101112+1002
  2. 111012-1102
  3. 1000112+10112
  4. 1101102-11012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики в 9классе по теме: Двоичная система счисления

Цели урока:Повторить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, показать способы перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления, научить переводить двоичные числа в десятич...

Урок в 8 классе "Перевод из двоичной системы счисления в десятичную"

Разработка урока информатики по теме "перевод из двоичной системы счисления  в десятичную"....

Конспект урока на тему: "Перевод чисел в позиционных системах счисления"

Цель: освоить основы системы счисления.Задачи урока:Образовательная:–       Познакомить учащихся с алгоритмами перевода чисел из одной с/с в другую–...

Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатиричную системы счисления и обратно"

Данный конпект  может использоваться при изучении темы "Системы счисления" с таршей школе....

Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления " 10 класс

Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления  " 10 класс...

Конспект урока по информатике "Информация в памяти компьютера. Система счисления"

Цели: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти; актуализировать изученные ранее в курсе математики подходы к представлению числовой информации; познакомить с текстовым процесс...

«Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления».

Конспект урока по информатике 8 класс. «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счис...