План урока по информатике Поиск и перестановка элементов массива
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Тема урока: «Поиск и перестановка элементов массива». Эта тема является одной из самых важных при изучении массивов, так как дает представление о работе с элементами и индексами массива.

По перспективно тематическому плану на тему «Поиск и перестановка элементов массива» -- 2 часа, из них 1 час – изучение темы, 1 час – решение задач.

 

В ходе занятия прослеживается связь с другими предметами:

 

v Информатика – работа на ПК.

v Математика – использование формул.

v Логика – построение алгоритма и программы.

v Геометрия – представление массива в пространственной форме.

v Культура речи – умение грамотно говорить и формулировать определения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Азиатцева Алёна Вениаминовна  

учитель информатики, педагог дополнительного образования  

МБОУ ДОД СЮТ Устиновского района города Ижевска

Класс: 9

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ

Тема: «Поиск и перестановка элементов массива»

        


Содержание

  1. Характеристика темы, планирование изучения темы………………………………………………...

3

  1. Рекомендации по организации и методике изучения темы…………………………………………..

4

  1. Наглядные пособия……………………………………………………………………………………...

5

  1. Дидактическое обеспечение…………………………………………………………………………….

5

  1. План занятия……………………………………………………………………………………………..

6

  1. Описание методов……………………………………………………………………………………….

7

  1. Общие рекомендации по проведению занятия и выводы…………………………………………….

7

  1. Литература………………………………………………………………………………………………..

10

  1. Приложение………………………………………………………………………………………………

11


1. Характеристика темы, планирование изучения темы.

Тема урока: «Поиск и перестановка элементов массива». Эта тема является одной из самых важных при изучении массивов, так как дает представление о работе с элементами и индексами массива.

По перспективно – тематическому плану на тему «Поиск и перестановка элементов массива» -- 2 часа, из них 1 час – изучение темы, 1 час – решение задач.

В ходе занятия прослеживается связь с другими предметами:

  • Информатика – работа на ПК.
  • Математика – использование формул.
  • Логика – построение алгоритма и программы.
  • Геометрия – представление массива в пространственной форме.
  • Культура речи – умение грамотно говорить и формулировать определения.

2. Рекомендации по организации и методике

  1. Проверка знаний.

Развитие урока предполагает проверку знаний в ходе урока с помощью вопросов и заданий.

Преподаватель показывает направление деятельности и приемы работы, а учащиеся систематизируют полученные знания и применяют их на практике, т.е. достигают целей, которые были поставлены перед ними в начале урока.

II.      Обобщение и систематизация знаний.

  • Актуализация и мотивация опорных знаний учащихся:

Показать возможности программной оболочки Turbo Pascal 7.0 (синтаксис, логика, структура  и основные элементы языка Turbo Pascal 7.0)

  • Систематизация практического применения изучаемой темы:
  1. Систематизация знаний по теме массивы
  2. Написание заданной программы на языке программирования
  3. Создание тестовых примеров для написанной программы на языке Turbo Pascal 7.0
  4. Тестирование и отладка программы при помощи тестовых примеров
  • Проверка усвоения практического применения массивов:

Работа учащихся с выполняемыми  программами, комментарии по выполненным программам, их работе и тестовым примерам

  • Проверка усвоения новой темы:

Проверка усвоения новой темы в виде решения задач по индивидуальным карточкам, различных уровней сложностей

  • Обсуждение результата


3. Наглядные пособия

  • Оформление доски
  • Плакат на тему «Поиск и перестановка элементов массива»
  • Плакат «Окно помощи программной оболочки Турбо Паскаль»
  • Плакат «Использование массивов для печати»

4. Дидактическое обеспечение

  • Карточки - задания 2 уровней сложности: обычный, повышенный (Приложение 1)
  • Карточки с домашним заданием
  • Информационные карты по теме «Массивы»


5. План урока.

Тема урока: «Поиск и перестановка элементов массива»

Цели и задачи урока:

Развивающие: Развивать настойчивость, самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, самостоятельные упражнения, поощрение неоднократных усилий в выполнении затрудняющих заданий, оказание минимально необходимых доз помощи и устранение излишней опеки.

Обучающие: Сформировать систему знаний по теме «Поиск и перестановка элементов массива», на примере двухмерного. Обобщить и систематизировать  знания, закрепить умения и навыки работы с массивами  в программной оболочке Turbo Pascal 7.0. Сформировать навыки логического мышления, используя профессиональную лексику.

Воспитательные: Воспитать положительный интерес к изучаемому материалу, умения критически оценивать материал, умения слушать товарищей, показать важность и значимость знаний данной темы,

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: получение, систематизация и закрепление знаний.

Метод урока: частично – поисковый.

Оснащение урока:

  1. Класс ПК IBM Celeron 1800
  2. Карточки для индивидуальной работы
  3. Материал по теме урока в электронном виде и на бумажном носителе
  4. Плакат со вспомогательным материалом для решения задач

Программное обеспечение: операционная система Windows, Turbo Pascal 7.0

Продолжительность: 45 минут.


6. Описание методов.

1. Проведение устного опроса учащихся

        Учащиеся отвечают устно на вопросы

        Учащиеся  излагают знания на доске в виде формул и схем с устными пояснениями

        Оценить таблицу с заранее запланированным неправильным расположением элементов

2. Самостоятельная работа учащихся

        Учащиеся самостоятельно в микрогруппах  решают задачи по индивидуальным карточкам. Пишут тестовые примеры на основании которых тестируют и отлаживают программы.

3. Контроль уровня умений и навыков

        Организуется в форме применения тестовых примеров к текстам программ

7. Общие рекомендации по проведению занятия и выводы.

Данный урок преследует цель адаптировать учащихся к программной среде Turbo Pascal 7.0, развивать логическое мышление, развивать коммуникативные способности, формировать пространственное воображение и исследовательские навыки, развивать мышление и познавательную активность учащихся путем создания проблемных ситуаций, индивидуальных заданий.


Элемент урока, время

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Используемые методы и приемы

Цель применения метода или приема

1. Организационная часть – 2 мин

- Проверка наличия учащихся и их готовность к уроку

- Оформление журнала

- Ознакомление учащихся с планом урока

Слушают

Беседа

Программирование деятельности учащихся, определение целей и задач урока

2. Повторение – 13 мин

У доски собирает схему, сознательно делая ошибку в схеме. Если учащиеся не нашли ошибку – задает наводящие вопросы.

1 учащийся собирает схему у доски. Остальные следят за тем, как собирает схему преподаватель и ищут ошибки. Если  ошибки не найдены, то отвечают на наводящие вопросы. Если ошибка найдена, исправляют ее. Затем сравнивают правильную схему со схемой собранной учащимся. Если есть ошибки, то они исправляются.

Диалог

Проверить остаточные знания по предыдущей теме

3. Изучение новой темы – 18 мин

Вся тема делится на небольшие блоки, к которым составляются вопросы, позволяющие придти к правильному решению общей задачи.

Учащиеся ответив на поставленные им вопросы и выслушав правильные ответы за компьютерами решают выбранные ими по уровню сложности задачи (2 уровня сложности) и пишут к ним тестовые примеры.

Проблемные вопросы

Активизация внимания учащихся, развитие мыслительной деятельности. Поисковый метод нацеливает учащихся на правильный ответ.

4. Закрепление изученной темы – 7 мин

Контроль за правильностью выполнения поставленной задачи.

Учащиеся тестируют выполненные на компьютерах задачи и отлаживают их

Частично – поисковый

Закрепить и повысить умения и навыки работы в подготовке и отладке программы

5. Подведение итогов и получение домашнего задания – 5 мин

Обобщение выполненной работы.  Рекомендации по дальнейшему самостоятельному изучению данной темы более глубоко. Правильная формулировка вывода.

Учащиеся самостоятельно формулируют вывод, отвечая на вопросы преподавателя

Учащиеся делают запись  в тетрадь

Беседа, рассуждения

Выяснить области использования массивов в жизни


8. Литература

  1. А.И. Марченко, Л.А. Марченко Программирование в среде Turbo Pascal 7.0 Киев: «ВЕК+», 1999 г.
  2. М. Канту, Т. Гуч Delphi. Руководство разработчика. Киев: «ВЕК+», 2001 г.
  3. С.А. Немнюгин Turbo Pascal учебник для ВУЗов СПб: Питер, 2003 г.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1 "Задачи"

Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами заданные элементы массива. Результат вывести на экран.

Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами минимальный и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.

Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами максимальный и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.

Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами минимальный из положительных и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.

Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами максимальный из отрицательных и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.

Дан массив nxm

с клавиатуры. Поменять местами минимальный из положительных и максимальный (из всего массива) элементы массива. Результат вывести на экран.

Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами максимальный из отрицательных  и минимальный (из всего массива) элементы массива. Результат вывести на экран.

Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами минимальный из положительных и минимальный из всего массива элементы массива. Результат вывести на экран.

Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами максимальный из отрицательных  и максимальный из всего массива элементы массива. Результат вывести на экран.

Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами 5 –й и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.

Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами 8 –й и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.

Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами 2 –й и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.

Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами 4 –й и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.

Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами 6 –й и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.

Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами 7 –й и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.

Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами 3 –й и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.

Дан массив nxm чисел типа integer задаваемых с клавиатуры. Поменять местами 9 –й и заданный элементы массива. Результат вывести на экран.