Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы Тема: Процессор электронных таблиц «Open Office Calc»
методическая разработка (информатика и икт) по теме

Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы

Тема: Процессор электронных таблиц «Open Office Calc»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы

Тема: Процессор электронных таблиц «Open Office Calc»

Пояснительная записка

Изучение данной темы в курсе "информатики и ИКТ" старших классов связано с тем, что наряду с Microsoft Excel процессор электронных таблиц Open Office Calc  является наиболее распространенным редактором таблиц. Он позволяет создавать таблицы, рассчитывать формулы, строить графики по данным, занесенным в таблицу на профессиональном уровне.

Хотя самый распространенный в мире офисный пакет — Microsoft Office — развивается ускоренными темпами, конкурирующие продукты других разработчиков обретают все большую популярность. В первую очередь, конечно, речь идет о бесплатных, но при этом полнофункциональных пакетах, вполне способных конкурировать с MS Office — таких, как OpenOffice.org

Open Office.org - это один из самых крупномасштабных проектов open-source (программного обеспечения с открытым кодом), целью которого является создание свободного и при этом полноценного пакета офисных приложений, не уступающего по возможностям Microsoft Office. Первоначально в рамках проекта OpenOffice.Org осуществлялась разработка офисного программного комплекса для операционных систем семейства UNIX/Linux, несколько позже появилась Windows-совместимая версия Open Office, предназначенная для использования совместно с любыми операционными системами производства корпорации Microsoft —Windows Millennium Edition, Windows NT 4, Windows 2000 , Windows XP и Windows 7.

В данной работе будем рассматривать  не проблему выбора между Microsoft Office и Open Office, а проблему того, как легко освоить  Open Office Calc   или насколько легко ученику адаптироваться после изученного вдоль и поперек Microsoft Office на слегка непривычный Open Office.

Никаких сложностей при переходе с Excel на Calc возникнуть не должно. Применяется тот же синтаксис написания формул ($ для постоянных значений и т.п.). Набор диаграмм в табличном процессоре Calc несколько меньше, нежели в Excel, но все основные типы присутствуют. Реализация функций автофильтра в Calc практически не отличается от аналогичной в Excel, однако в последнем есть возможность выбора всех пустых и заполненных ячеек.

Место, время и сроки изучения темы в курсе информатики и ИКТ.

Данная тема изучается как одна из основных для освоения наиболее необходимых приложений для Windows (Linux) в старших классах. Она изучается либо параллельно с текстовым редактором, либо сразу после него.

Изучив основные функции текстовых и табличных редакторов можно приступать к изучению остальных приложений Office, так как они имеют схожие функции работы с текстом, графикой и т.п.

Изучение темы "Редактор электронных таблиц Calc" по времени занимает не менее 8 часов с учетом проведения практических работ по усвоению и закреплению лекционного материала. Кроме того, ученикам предлагается задание на дом, но небольшое, которое позволит самостоятельно изучить одну – две функции редактора .

Актуальность темы.

По всей вероятности, Calc — это второй по востребованности компонент Office после текстового редактора.

По мере информатизации общества табличные процессоры перестают использоваться только для бухгалтерских и финансовых задач и становятся инструментами анализа и визуализации самых различных данных. Будучи одни из самых распространенных табличных процессоров, Calc имеет большую аудиторию пользователей, весьма неоднородную по составу. Поэтому если опытным специалистам не хватает существующих возможностей, то учащимся осваивающим продукт не хватает функций, упрощающих визуализацию процессов при изучении естественных наук, а также при получении экономического образования, математической подготовке, где учителям необходимо существенно больше внимания уделять приёмам решения задач с использованием компьютеров.

Методически более целесообразно изучать анализ данных на компьютере в табличном редакторе, а затем, по мере возникновения соответствующих вопросов, переходить к профессиональным программам.

Табличный процессор является программной системой, применение которой во многих высших образовательных учреждениях весьма перспективно. Поскольку уже школьники получают навыки работы с табличным редактором в курсе информатики, его применение при изучении математики в вузах существенно облегчается: отпадает необходимость осваивать новый программный интерфейс. Работа с программой упрощается ещё и потому, что он имеет много общего со всеми программными системами, входящими в Office и также изучаемыми в курсах информатики.        

Важно также отметить, что программный продукт Open Office установлен практически на всех компьютерах, используемых в образовательных учреждениях, поэтому не требуется дополнительных средств на приобретение этой системы, ввиду того, что он является свободно распространяемым программным обеспечением.

Calc является мощным электронным процессором, оснащенным сотнями различных функций и возможностями их реализаций и служит обеспечением для решения целого ряда вычислительных задач.

Применяемые технологические приёмы (использование встроенных функций, циклических ссылок, графическое представление процесса и результатов вычислений, создание пользовательских функций и надстроек) рассматриваются на примере решения также типовых задач математического анализа и алгебры (вычисление пределов числовых последовательностей и функций, производных и интегралов, решения систем линейных алгебраических уравнений).

Важно, что табличный процессор позволяет, как правило, решать математические задачи разными способами, что обеспечивает дополнительную уверенность в правильности получаемых результатов. Технология подготовки данных лучше осваивается на задачах реальной размерности при множестве вариантов исходных данных.

Конечно, недопустима замена традиционного обучения математике и естественным наукам изложением правил взаимодействия с программными системами при решении задач. При рассмотрении вопроса об использовании компьютеров при изучении этих предметов нельзя впадать в крайности. Решение – в разумном сочетании традиционных и компьютерных подходов. При этом теоретическая  подготовка должна предшествовать обучению основам взаимодействия с компьютерными программами при практическом решении задач.

Опыт преподавания математики и других наук с использованием Calc или Excel позволяет говорить о повышении уровня подготовки учащихся, ориентированных на решение практических задач.

Цели изучения раздела.

Учебный материал, используемый учителем при изучении такой темы как "Табличный редактор Calc", носит комбинационный характер, так как включает в себя описательный, информационный, обобщающий и теоретический типы. Он преподает нам описание различных пунктов меню, снабжает нас информацией о функциональных возможностях редактора, обеспечивает учащихся самостоятельной работой после изучения нового материала и домашним заданием, подводит обобщающие и итоговые цели каждого проведенного урока.

Основные цели курса удобно проследить в виде ниже приведенной таблицы.

Обучающие

Воспитательные

Развивающие

- познакомиться и частично освоить программу

- научиться подготавливать простейшие таблицы в редакторе Calc

- научиться работать с ячейками и ее данными

- научиться осуществлять поиск в документе

- научиться форматировать строки, колонки и ячейки

- научиться осуществлять в документе замену

- научиться представлять данные в графическом виде

-освоить возможности редактора для автоматизации расчетов

- воспитать внимательность, усидчивость, работоспособность

- воспитание у учеников интереса к изучению информатики

- воспитание ответственного отношения к учёбе

- воспитание аккуратности и бережного отношения к технике

- воспитание самостоятельности

- воспитание дисциплинированности

- развитие памяти

- развитие навыков работы с клавиатурой и мышью

- развитие умения самостоятельно добывать знания

- развитие умения пользоваться полученными знаниями

Опорные знания и обязательный минимум программы  по теме «Процессор электронных таблиц»

Для успешного освоения данного курса необходимы определенные базовые знания и навыки работы с персональным компьютером. Эти знания помогут быстрее разобраться с данной темой и не останавливаться на элементарных вещах, которые должны быть усвоены заблаговременно при прохождении предыдущих тем.

Таким образом учащиеся должны:

- знать три основные операции работы с мышью (одиночный щелчок, двойной щелчок и перемещение);

- уметь запускать и завершать программу;

- знать, что указатель мыши меняет свою форму в зависимости от выполняемых действий;

- знать три варианта представления окна (свернутый режим, окно нормального размера, полноэкранное окно).

 - уметь пользоваться графическим интерфейсом операционной системы;

- знать, как выглядит текстовый курсор, и уметь устанавливать его в место ввода текста при помощи мыши;

- уметь пользоваться основными клавишами клавиатуры.

После изучения данной темы у учащихся должен сформироваться определённый требуемый объём знаний по данному разделу курса.

Учащиеся должны научиться:

– пользоваться форматами данных программы;

– работать с редактором Calc, освоить основные пункты меню и пиктографических панелей инструментов;

– подготавливать простейшую таблицу в редакторе ;

– редактировать текст и значения в ячейках, изменять шрифт и стили в готовом тексте;

– работать с выделенными фрагментами;

– использовать абсолютные и относительные ссылки;

– осуществлять поиск и замену фрагментов данных в документе;

– открывать и сохранять файлы с документами;

– совмещать в документе значение таблицы и графическое их решение;

– использовать формулы для автоматизации расчетов

– научится использовать математические функции, встроенные в программу.

Методика изучения редактора электронных таблиц

При изучении данной темы возникают ряд трудностей:

  • Скудное содержание темы в учебниках.
  • Малое количество часов, отведенных на данную тему.
  • Большой объем специализированной информации и терминологии.
  • Малое количество методических пособий.

В связи с выше перечисленным я предлагаю использовать лекционные и практические формы обучения.

Учитывая, что данный курс проходят в старших классах вполне целесообразно проводить уроки – лекции. Такая форма урока позволяет дать большое количество информации за сжатый промежуток времени. Кроме того, такие занятия готовят старшеклассников к обучению в университете, и приучает к самостоятельному разбору материала, если они не поняли каких-либо моментов на лекции.

Практические занятия должны проводиться в компьютерном классе. Эти занятия имеют свои некоторые особенности:

- учитель говорит и показывает на компьютере, что должны сделать ученики, а они повторяют за ним;

- учитель может спрашивать учеников, они должны отвечать на поставленные вопросы;

- учитель помогает решить возникшие проблемы, не откладывая на потом;

- возможность самостоятельной работы учеников;

- проверка правильности выполнения задания учителем проводится непосредственно на занятии.

Такая форма проведения урока позволяет:

- провести фронтальный опрос;

- получить практические навыки работы на ЭВМ;

- закрепить полученные знания на практике;

- преодолеть возможные трудности и выяснить пробелы в знаниях учеников;

- индивидуально работать со слабыми учениками;

- самостоятельно работать сильным ученикам.

Для того чтобы активизировать познавательную деятельность необходимо применять:

- тесты;

- ребусы;

- кроссворды.

Составление ребусов или кроссвордов на желательно проводить на дому, затем провести итоговые конкурсы. Это можно сделать после изучения всей темы или нескольких  тем посвященных изучению программ семейства Open Office (например, в конце учебного года). Это поможет закрепить полученные знания и проверить знания учеников.

При чтении лекции, так как для учеников трудно в течение всего занятия внимательно слушать и писать, необходимо делать короткие паузы, заполняя их различными игровыми моментами, связанными с темой.

Для активизации познавательной деятельности также можно проводить игровые уроки, либо устраивать различные внеклассные мероприятия.

Для формирования операционного состава мышления, а именно мыслительных действий и мыслительных операций лучше всего подойдет материал, описывающий основные пункты меню и пунктографических панелей инструментов, а также подготовку простейшей таблицы в редакторе Calc, а также создание графиков к таблице.

Мыслительные навыки лучше всего формировать, автоматизируя работу с ячейками, их форматирование и использования таких специальных функций как автозаполнение. А так же использование цвета при оформлении таблицы и т.п.

Для развития в учащихся таких качеств мышления как глубина, гибкость, устойчивость, осознанность, самостоятельность необходимо воспользоваться материалом, разъясняющим, каким образом совмещать в документе графики и встроенные математические, бухгалтерские и финансовые функции.

При изучении этой темы можно выделить следующие наиболее эффективные средства обучения:

- компьютер и проектор, позволяющие наглядно демонстрировать принципы и методы работы программы;

- доска и мел;

- различные схемы и рисунки, отражающие функциональные и прочие возможности текстового редактора, а также таблицы, описывающие назначение и комбинации горячих клавиш;

- другие программные средства, используемые для контроля уровня знаний учащихся.

При изучении всех тем по применению редактора таблиц очень большое значение оказывает использование практических работ. Целью данного курса является научить учеников грамотно, полноценно и эффективно работать с редактором таблиц. А это значит, что деятельность детей направлена на осознание и усвоение всех практических действий и приемов при работе с редактором таблиц и безусловно эффективным этот процесс будет только при практическом ознакомлении с новым материалом и наглядном его использовании.

Контроль знаний проводится после полного прохождения курса. Он может проводиться либо в устной форме, либо в виде тестов, либо теоретические билеты по конкретному вопросу.

Большое значение имеет текущий контроль  в учебном процессе. Здесь мы можем определить, насколько ученики усвоили новый материал. Его лучше проводить в виде практических работ. Ученики садятся за компьютеры и выполняют задания, подготовленные для них учителем. В конце урока ученики сохраняют свои работы каждый в своей папке. Учитель проверяет работы и выставляет оценки. Учитывается использование всех навыков приобретенных в процессе обучения.

 

Тематическое планирование темы «Процессор электронных таблиц «Open Office Calc»»

№ урока

Процессор электронных таблиц

8 часов

1

Электронные таблицы. Табличный редактор Open Calc. Основные термины.

1

2

Интерфейс программы Calc. Ввод и редактирование информации в ЭТ. Форматирование ячеек.

1

3

Относительные и абсолютные ссылки.

1

4

Использование формул для расчетов в Calc.

1

5

Использование встроенных функций и операций ЭТ.

1

6

Графическое представление данных

1

7

Сортировка и поиск данных в табличном редакторе.

1

8

Комплексная проверочная работа.

1

Учебно-методический комплекс.

  1. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М. Н. Бородин. – М. Бином. Лаборатория знаний, 2010.
  2. Информатика и ИКТ: учебник для 9 классов/ Н. Д. Угринович.  – М. Бином. Лаборатория знаний, 2011.
  3. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 классов/ Н. Д. Угринович.  – М. Бином. Лаборатория знаний, 2010.
  4. Дидактический материал.
  5. Мультимедийные презентации.
  6. Поурочные разработки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" "Выдающиеся деятели культуры англоязычных стран и России"

методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" М.З. Биболетовой "Выдающиеся деятели культуры англгязычных стран и России, знаменитые учёные, спортсме...

Знакомство с электронными таблицами "Open Office org Calc"

Конспект с презентацией для 7 класса,...

Электронные таблицы Open Office Calc

Конспект для 9 класса по учебнику Н.Д. Угринович....

Лабораторная работа по теме "Расширенные возможности процессора электронных таблиц Microsoft Office Excel"

Лабораторная работа по теме"Расширенные возможности процессора электронных таблиц Microsoft Office Excel"...

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

Методическая разработка раздела образовательной учебной программы "Talking about a new friend" по УМЛ Биболетовой М.З. 3 класс

Методическая разработка раздела образовательной учебной программы 3 класс Биболетова...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Тема разработки: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

   “Физика – 7 класс” – это начало изучения предмета в школьном курсе. Цель – сформировать у детей стойкий интерес. В этом курсе рассматриваются такие фундаментальные темы, как строен...