РП "Операционные системы", 230115
рабочая программа по информатике и икт на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 230115 Программирование в компьютерных системах, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2010 года №696.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
230115_operatsionnye_sistemy_rp_eremenko.doc | 185 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Рязанской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Рязанский технологический колледж
(РТК)
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе РТК ________________Н.В. Чекурова « »__________________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Специальность 230115 Программирование в компьютерных системах
Квалификация выпускника техник-программист
Форма обучения очная
Рязань 2013
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 230115 Программирование в компьютерных системах, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2010 года №696.
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рязанский технологический колледж»
Разработчики:
Еременко Лариса Евгеньевна, преподаватель.
Рекомендована цикловой комиссией информационных технологий
Протокол №________________от «____»_______________20_____г.
Председатель Л.Е. Еременко
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Операционные системы
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения операционных систем в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах.
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- управлять параметрами загрузки операционной системы;
- выполнять конфигурирование аппаратных устройств;
- управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя;
- управлять дисками и файловыми системами;
- настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем;
- архитектуры современных операционных систем;
- особенности построения и функционирования семейств операционных систем «Unix» и «Windows»;
- принципы управления ресурсами в операционной системе;
- основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах.
- Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 126 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
- резерв учебного времени 4 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 42 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 126 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: | |
практические занятия | 32 |
курсовая работа (проект) | - |
другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 42 |
в том числе: | |
заполнение таблиц | 10 |
подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите | 20 |
решение задач | 4 |
составление плана текста | 4 |
составление схем | 4 |
Резерв учебного времени | 4 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины «Операционные системы»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Общие сведения об операционных системах | 8 | |
Тема 1.1. Понятие операционной системы | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие операционной системы. Подходы к определению операционной системы. Назначение операционной системы. Место операционной системы в составе компьютерной системы. Состав операционной системы. Взаимодействие компонент операционной системы | ||
Тема 1.2. Понятия и функции операционной системы | Содержание учебного материала | 2 |
Основные понятия операционной системы. Функции операционной системы. Организация интерфейса. Принципы работы операционной системы | ||
Тема 1.3. Архитектура операционных систем | Содержание учебного материала | 2 |
Концепция архитектуры. Архитектура на базе ядра в привилегированном режиме. Многослойная архитектура операционной системы. Микроядерная архитектура операционной системы | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составление развернутого плана по теме «Эволюция операционных систем» | 2 | |
Раздел 2. Основы теории операционных систем | 32 | |
Тема 2.1. Ресурсы в операционной системе | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие ресурса. Функции операционной системы по управлению ресурсами. Виды ресурсов. Разделение ресурсов в операционных системах | ||
Тема 2.2. Процессы и потоки в операционной системе | Содержание учебного материала | 2 |
Процессы и задачи. Связь процессов и ресурсов. Создание и завершение процесса. Состояния процесса. Диаграмма состояний процесса. Иерархия процессов. Реализация процессов. Режимы работы процессов и заданий в операционных системах: пакетный, многопользовательский, мультипрограммирование, разделение времени. Функции операционной системы по управлению процессами. Понятие потока | ||
Тема 2.3. Планирование и диспетчеризация процессов | Содержание учебного материала | 2 |
Понятия планирования и диспетчеризации. Уровни планирования. Критерии планирования и требования к алгоритмам планирования. Вытесняющее и невытесняющее планирование. Алгоритмы планирования процессов. Планирование потоков | ||
Тема 2.4. Обработка прерываний | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие прерывания. Последовательность действий при обработке прерывания. Классы прерываний. Приоритет прерывания. Векторный и опрашиваемый механизм обработки прерываний. Системная информация для обработки прерываний | ||
Тема 2.5. Гонки и тупики | Содержание учебного материала | 2 |
Взаимодействие процессов. Понятие тупика. Условия возникновения тупиков. Основные направления борьбы с тупиками. Игнорирование проблемы тупиков. Способы предотвращения тупиков. Обнаружение тупиков. Восстановление после тупиков. Понятие гонки. Условия возникновения гонки. Способы предотвращения гонок | ||
Тема 2.6. Организация памяти компьютера. Простейшие схемы управления памятью | Содержание учебного материала | 2 |
Структура оперативной памяти. Функции операционной системы по управлению оперативной памятью. Общие принципы управления памятью в однопрограммных операционных системах. Распределение оперативной памяти в MS DOS. Разделение памяти на разделы. Распределение памяти с разделами фиксированного размера. Распределение памяти динамическими разделами. Распределение памяти перемещаемыми разделами. Виртуальная память | ||
Тема 2.7. Управление вводом и выводом информации в операционных системах | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие устройства ввода-вывода. Типы устройств. Организация взаимодействия устройства с операционной системой. Функции контроллера устройства. Понятие драйвера устройства. Виды драйверов. Программное обеспечение устройства ввода-вывода | ||
Тема 2.8. Управление файлам в операционных системах | Содержание учебного материала | 2 |
Понятие файловой системы. Функции файловой системы. Структура файловой системы. Логическая организация файловой системы. Реализация файлов и каталогов. Отказоустойчивость файловых систем. Восстанавливаемость файловых систем. Производительность файловых системы. Примеры файловых систем: FAT, NTFS, UFS | ||
Практические занятия Планирование процессов Создание файловой структуры диска | 4 2 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите (3) Заполнение таблицы «Классификация ресурсов» Решение вариативных задач по теме «Алгоритмы планирования процессов» Составление схемы «Иерархия процессов в операционной системе» Составление схемы «Управление вводом-выводом» Заполнение таблицы «Форматы файлов и их характеристики» (1) Заполнение таблицы «Сравнительные характеристики файловых систем FAT и NTFS» | 12 | |
Раздел 3. Операционные системы семейства Windows | 42 | |
Тема 3.1. Общие характеристики систем семейства Windows | Содержание учебного материала | 2 |
История систем семейства Windows Характеристики операционных систем класса SOHO (Windows'95, 98, ME) и корпоративного класса (Windows NT, 2000, XP, 7). Архитектура Windows XP. Основные компоненты и Windows XP. Интерфейс Windows XP | ||
Тема 3.2. Процессы, память и ввод-вывод в Windows XP | Содержание учебного материала | 2 |
Процессы и потоки в Windows XP. Межпроцессное взаимодействие. Реализация процессов и потоков. Загрузка Windows XPУправление памятью в Windows XP. Реализация управления памятью. Реализация управления вводом-выводом | ||
Тема 3.3. Управление хранением данных в Windows XP | Содержание учебного материала | 2 |
Файловые системы Windows XP. Управление файлами и папками с помощью программ Мой компьютер и Проводник. Архивация данных. Утилиты архивации. Восстановление данных. Мастер аварийного восстановления системы. Использование утилит Дефрагментация диска, Проверка диска и Очистка диска | ||
Тема 3.4. Установка и настройка Windows XP | Содержание учебного материала | 2 |
Программа установки, этапы ее работы. Работа мастера установки. Установка Windows XP поверх предыдущих версий Windows. Способы обновления клиентских операционных систем до Windows XP. Типичные проблемы при установке Windows XP и возможности их решения. Настройка и решение проблем, связанных с экраном. Управление электропитанием. Настройка и решение проблем с рабочим столом. Настройка параметров операционной системы | ||
Тема 3.5. Управление учетными записями пользователей | Содержание учебного материала | 2 |
Учетные записи пользователей. Планирование новых учетных записей пользователей. Создание, изменение, удаление учетных записей пользователей. Группы пользователей. Управление группами пользователей | ||
Тема 3.6. Установка оборудования и драйверов устройств | Содержание учебного материала | 2 |
Поддержка оборудования. Поддержка стандарта Plug and Play. Управление устройствами. Драйверы устройств. Автоматическая установка оборудования. Установка оборудования вручную. Настройка и устранение неполадок аппаратных устройств с помощью Диспетчера устройств. Просмотр и настройка профилей оборудования | ||
Тема 3.7. Сетевые возможности Windows XP | Содержание учебного материала | 2 |
Общие сведения о компьютерных сетях. Виды сетей. Локальная сеть. Сетевые подключения и сетевые компоненты. Подключение к локальной сети. Использование мастера настройки сети. Доступ к сетевым ресурсам. Администрирование сети. Организация подключения к Интернету | ||
Практические занятия Установка Windows XP Изменение параметров загрузки Windows XP Создание и администрирование локальной группы в Windows Конфигурирование устройств и установка драйверов устройств в Windows Управление дисками и файловыми системами в Windows Создание подключения по локальной сети и настройка сетевых параметров в Windows Разделение ресурсов в Windows | 14 2 2 2 2 2 2 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите (3) Заполнение таблицы «Типичные проблемы при установке Windows XP и возможности их решения» ( Заполнение таблицы «Общие папки Windows» (2 | 16 | |
Раздел 4. Операционная система Linux | 34 | |
Тема 4.1. Общие сведения об операционной системе Linux | Содержание учебного материала | 2 |
Появление и развитие семейства ОС Uni.x Общая характеристика и особенности архитектуры. Основные понятия. Функционирование. Задачи Linux. Интерфейсы Linux. Оболочка и утилиты Linux | ||
Тема 4.2. Процессы, память и ввод-вывод в Linux | Содержание учебного материала | 2 |
Процессы в Linux. Реализация процессов и потоков в Linux. Планирование в Linux. Загрузка Linux. Управление памятью в Linux. Системные вызовы для управления вводом-выводом. Реализация ввода-вывода | ||
Тема 4.3. Управление файлами в Linux | Содержание учебного материала | 2 |
Файловая система Linux. Вызовы файловой системы. Реализация файловой системы. Имена файлов и каталогов. Назначение системных каталогов. Типы файлов. Команды работы с файлами и каталогами | ||
Тема 4.4. Администрирование Linux | Содержание учебного материала | 2 |
Учетные записи пользователей. Созданий учетных записей и групп. Квотирование. Установка Linux. Подключение и конфигурирование аппаратных устройств. Установка программного обеспечения. | ||
Тема 4.5. Сетевые возможности Linux | Содержание учебного материала | 2 |
Подключение к локальной сети. Настройка сети. Проверка интерфейса подключения. Подключение к Интернету. Разделение ресурсов. Администрирование сети | ||
Практические занятия Сравнительный анализ интерфейсов Windows и Linux Установка Linux Управление дисками и файловыми системами в Linux Создание и изменение параметров учетных записей в Linux Изменение параметров рабочей среды Linux Подключение и конфигурирование аппаратных устройств в Linux | 12 2 2 2 2 2 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям и подготовка к их защите (15) Составление плана по теме «Интерфейсы Linux» (2) Составление развернутого плана по теме «Системы с двойной загрузкой: Windows ХР и Linux» (2) | 12 | |
Резерв учебного времени | 4 | |
Итоговая аттестация: экзамен | ||
Всего | 126 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математических дисциплин, лаборатории информационно-коммуникационных систем.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебной мебели;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- интерактивная доска;
- проектор.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проекционная аппаратура, управляемая компьютером;
- компьютерные программы тестирования;
- комплект методический указаний для выполнения практических заданий по дисциплине;
- презентационный материал.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству учащихся, причем каждое рабочее место оборудовано персональным компьютером (компьютеры объединены в локальную сеть);
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- интерактивная доска;
- проектор.
- Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Ватаманюк А. Создание и обслуживание локальных сетей. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
- Гордеев А. В. Операционные системы: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 416 с.
- Колисниченко Д.Н. Самоучитель Linux. Установка, настройка, использование. – М.: Наука и техника, 2009. – 688 с.
- Коньков К.А. Устройство и функционирование ОС Windows. Практикум к курсу «Операционные системы». – М.: Бином, 2009. – 208 с.
- Курячий Г. В., Маслинский К. А. Операционная система Linux. Курс лекций. Учебное пособие. – М.: Книга по требованию, 2009. – 392 с.
- Назаров С.В., Гудыно Л.П., Кириченко А.А. Операционные системы. Практикум. – М.: Кнорус, 2012. – 376 с.
- Орлов С.А., Цилькер Б.Я. Организация ЭВМ и систем. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 672 с.
- Партыка Т. Л., Попов И. И. Операционные системы, среды и оболочки. 3-е изд. – М.: Форум, 2010. – 400 с.
- Таненбаум Э. Современные операционные системы. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2010. – 1120 с.
Дополнительные источники:
- Адельштайн Т., Любанович Б. Системное администрирование в Linux. – СПб.: Питер, 2010. – 287 с.
- Гвоздев А.А., Дьяков Н.А. Операционная система Windows XP. – М.: АСТ, 2009. – 224 с.
- Дейтел Х.М., Дейтел П.Дж., Чофнес Д.Р. Операционные системы. Основы и принципы. 3-е изд. – М.: Бином, 2011. – 1024 с.
- Киселев С.В., Алексахин С.В., Остроух А.В. Операционные системы. – М.: Академия, 2010. – 64 с.
- Клебер С. Секреты Windows XP. 500 лучших приемов и советов. – М.: Книга по требованию, 2009. – 272 с.
- Кофлер М. Linux. Полное руководство. – Спб.: Питер, 2011. – 800 с.
- Леонов В. Секреты Linux. – М.: ЭКСМО, 2010. – 332 с.
- Маслаков В.Г. Linux на 100%. – Спб.: Питер, 2009. – 330 с.
- Синицын С.В., Батаев А.В., Налютин Н.Ю. Операционные системы. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
- Скотт Г. Linux. Карманный справочник. – М.: Вильямс, 2011. – 416 с.
Интернет-ресурсы:
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Офиц. сайт]. URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 2.08.2013).
- Операционные системы [Электронный ресурс] // Интернет-Университет Информационных технологий – дистанционное образование [Офиц. сайт]. URL: http://intuit.ru/catalog/os/ (дата обращения: 2.08.2013).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
управлять параметрами загрузки операционной системы; | практическая работа |
выполнять конфигурирование аппаратных устройств; | практическая работа |
управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя; | практическая работа |
управлять дисками и файловыми системами; | практическая работа |
настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети. | практическая работа |
Знания: | |
основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем | контрольная работа |
архитектуры современных операционных систем; | собеседование |
особенности построения и функционирования семейств операционных систем «Unix» и «Windows»; | письменный опрос практическая работа |
принципы управления ресурсами в операционной системе; | письменный опрос |
основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах. | собеседование практическая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине «Основы программирования» Для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине «Основы программирования»...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине «Основы программирования» Для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине «Основы программирования»...
Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по программе учебной дисциплины Иностранный язык по специальности: 230115 «Программирование в компьютерных системах»
Комплект оценочных средств для проведения итоговой аттестации по учебной дисциплине иностранный язык разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовате...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ 230115 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ
Фонд оценочных средств по дисциплине "Основы экономики" содержит фонд тестовых заданий с ответами и критериями оценок и вопросы для собеседования по разделам дисципины....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ В ГРУППЕ 11 Т СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230115 «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ» по теме «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ В ГРУППЕ 11 Т СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230115 «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ» по теме «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»ТИП УРОКА: Изучение новых...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной учебной дисциплины Экологические основы природопользования» для специальностей 160108 «Производство летательных аппаратов», 230113 «Компьютерные системы и комплексы», 230115 «Программирование в компьютерных сет
Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальностям 160108 «Производство летательных аппаратов»,230113 «Компьютерные системы и комплексы», ...