Безопасность в Интернете: риски, проблемы, возможности координации деятельно-сти
статья по информатике и икт на тему

Статья посвящена влиянию Интернета на подростка, проблемам, с которыми может столкнуться ребенок в Сети, в статье даны рекомендации родителям для обеспечения безопасности посещения сети подростками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Безопасность в Интернете: риски, проблемы, возможности координации деятельности

Бирюкова Наталья Александровна

Статья посвящена влиянию Интернета на подростка, проблемам, с которыми может столкнуться ребенок в Сети, в статье даны рекомендации родителям для обеспечения безопасности посещения сети подростками.

Совершенствование информационных технологий создаёт условия для эффективного развития современного общества. Коммуникационные средства  проникли во все сферы человеческой деятельности. Глобальная Сеть – Интернет, расширив коммуникационные, пространственные и временные границы, открыла новые возможности для общения, образования, работы, отдыха и творческой самореализации личности.

Большую часть пользователей  в лицее составляют подростки, и, несмотря на безусловную положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети. В интернете может находиться информация агрессивного и социально опасного содержания. Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье ребёнка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.

Для некоторых людей интернет может быть единственным источником общения, но следует помнить, что виртуальная реальность никогда не заменит собой гармонических взаимоотношений и полноценного общения между людьми. По данным «Центра цифровых технологий будущего», 25% взрослых выражают озабоченность тем, что их дети проводят в интернете слишком много времени, 53% считают киберпреступность реальной угрозой, а 63% обеспокоены общением детей в виртуальных сообществах, которые пугают современных родителей так же,  как  предыдущие поколения боялись негативного влияния, которое оказывает «улица» на их детей. Результаты данной диагностики соотносятся  с данными, полученными психолого-педагогической службой лицея.

Современного подростка привлекает виртуальное пространство разнообразием общения, возможностью утолить информационный голод по любой интересующей его теме, возможностью само выразится,  анонимностью, возможностью моделировать множество «Я».

Виртуальный игровой мир, в отличие от реального, отличает обратимость событий, наличие способностей, невозможных в реальном мире: множественность жизней, отсутствие физических законов, физиологических особенностей, базовых потребностей. Компьютерные игры учат детей жить по иным правилам, где отсутствует необходимость соблюдения единых для всех норм и законов. В виртуальном мире снимаются запреты и ограничения морально-этического и социального планов (снятие табуирования насилия, убийства, разрушения, отсутствие общественных и правовых законов, действующих в реальности).

Дети на подсознательном уровне отвыкают от фундаментальных вещей: необходимости соблюдения единых, установленных для всех, правил, неизбежности наказания за агрессивное поведение и нарушение закона, единства пространственно-временного континуума, и т. д. Увлечённость агрессивными играми приводит к тому, что дети начинают применять подобные методы решения проблем в реальной жизни. Длительное пребывание за компьютером в статичном положении вызывает нарушение кровообращения и провоцирует появление застойных явлений в организме ребёнка, что, в свою очередь, способствует возникновению  различных заболеваний.

Необходимо помнить, что отношение ребёнка к компьютеру и глобальной сети формируется взрослыми и родителями, и педагогами, которые личным примером подтверждают правильность выбора того или иного информационного ресурса.

В лицее №8 в рамках работы Университета родительских знаний учителя информатики, врач, психолог лицея совместно со специалистами РЦОИ проводят консультации для родителей.

Компьютерные игры, используемые в разумных пределах, действительно обладают некоторым психотерапевтическим эффектом и способствуют снятию напряжения, стресса, снижению уровня тревожности и ослаблению депрессивных состояний. Однако, в случае злоупотребления, компьютерные игры приводят к прямо противоположному эффекту, вызывая повышение уровня тревожности, раздражительности, агрессивности, способствуют полному уходу от реальности и образованию психологической зависимости.

Задача педагогического коллектива лицея и родителей обеспечить  доступ ребенка в  неопасное информационное пространство, которое будет транслировать культуру внедрения интернета и не нанесет вреда психическому и физическому здоровью детей. Большинство родителей совершенно  не интересует, какие сайты посещает их ребенок и сколько времени проводит за монитором. Конечно, нет простого решения этого вопроса . Безусловно, нужно работать над внутренними установками ребенка. Это процесс воспитания, созидания личности. И здесь, конечно, на родителях лежит первостепенная ответственность. Перед тем как разрешить детям выходить в интернет самостоятельно, нужно сообщить им правила безопасности. Ниже изложены рекомендации, данные родителям лицея №8, как сделать посещение интернета для детей полностью безопасным.

  • Посещайте сеть вместе с детьми, поощряйте их делиться с вами опытом использования интернета.
  • Научите своих детей доверять интуиции. Если в сети их что-либо беспокоит, пусть сообщают об этом вам.
  • Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени и заполнения форм, помогите ребенку с регистрацией, не используя личной информации (имя ребенка, адрес электронной почты, номер телефона, домашний адрес). Можно завести специальный адрес электронной почты для регистрации. Наверняка, на него кроме писем с подтверждением регистрации будет приходить спам.
  • Настаивайте на том, чтобы дети никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки.
  • Объясните детям, что в интернете и в реальной жизни разница между правильным и неправильным одинакова.
  • Научите детей уважать других, убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего тона действуют везде - даже в виртуальном мире.
  • Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других, расскажите им, что незаконное копирование чужой работы - музыки, компьютерных игр и других программ - является кражей.
  • Скажите своим детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
  • Скажите детям, что далеко не все, что они читают или видят в интернете, правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
  • Контролируйте деятельность детей с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.

Литература

  1. Бабаева ЮМ., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. М., 2003.
  2.  Войскунский А.Е, Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М, 2000. С 100-131.
  3.  Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС. 2000 С. 251-253.
  4. ВойскунскийА Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М.. 2002 С 235-250

Бирюкова Наталья Александровна учитель физики, информатики МБОУ лицея №8 города Ставрополя.

355008, Ставрополь, пр. К. Маркса 3/1а кв. 72, gorbaticnatalia@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика основных интернет-рисков и борьба с ними

Классный час «Профилактика основных интернет-рисков и борьба с ними» Цель: ознакомление учащихся с основными видами интернет рисков, профилактика и борьба с ними.Задачи: познакомить учащихся...

Информационная безопасность пользователей интернета. Профилактика основных интернет-рисков и борьба с ними

Раскрыть сущность и понятие информационной безопасности, современную концепцию информационной безопасности....

СТАТЬЯ: физкультура и спорт для подростков: выбор, риски и возможности

Физкультура и спорт для подростков: риски и возможностиПодростковый возраст обычно определяется как этап развития человека между детством и взрослостью [5, С.492]. Ранее продолжительность данного этап...

Интернет-ресурсы, их возможности для использования педагогом в своей профессиональной деятельности"

Статья помогает ответить на вопрос : " Кого и как учить дистанционно ?"...

Интерактивная беседа «Информационно-коммуникативная сеть Интернет как поле возможностей и сфера рисков»

Интерактивная беседа «Информационно-коммуникативная сеть Интернет как поле возможностей и сфера рисков»...