«Казачьи посиделки» (Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной групп)
классный час по информатике и икт (5 класс) на тему

Комиссарова Татьяна Владимировна

 

«Всякая душа празднику рада»

Методическая разработка воспитателя Н.Н. Усановой

Цель проведения: Формирование чувства любви к своей малой родине, желания изучать свой родной край; развитие творческих способностей кадет, духа соперничества

Действующие лица: Ведущие – воспитатель, казак и казачка; кадеты-солисты; две соревнующиеся команды. «Синие» (кадеты, родившиеся зимой и осенью) и «Красные» (родившиеся летом и весной), жюри – воспитатели и кадеты, не участвующие в соревнованиях
Подготовка: оформленный казачий уголок, аудиозаписи казачьих мелодий и частушек; карточки-задания, медали для лучших участников посиделок Воспитатель:> Добрый день, гости званные и желанные! Приглашаем вас на казачьи посиделки.

Звучит композиция «Славьтесь, славьтесь, казачки…»

Выходят ведущие-кадеты

Казачка: Здравствуйте люди добрые! Если величать, так на пороге встречать!

Казак: Здорово дневали, земляки! (гости отвечают «Слава, Богу!»)

Казачка:

Дон могучий, Дон глубокий

Темно-синею волной

По степи бежит широкой,

Блещет яркою струей.

И журча, катятся воды,

Да валы о берег бьют

И о днях былой свободы

Песни смелые поют.

Все поют — о прошлой воле,

О наездах казаков,

О пирах, о тяжкой доле,

О бряцании оков…

Все поют… И песню эту

Кто душой своей поймет,

Пусть, как буйный Дон, поет,

Пусть несет ее по свету.



Казак: Испокон века зовут нашу главную реку Дон Иванович. А почему? Знаете ли вы? Сейчас мы расскажем легенду. У старика Ивана было, два сына: одного звали Шат, а другого Дон. Шат был старше, сильнее, а Дон младше, слабее.

Казачка: Жили одной семьей поначалу, долго жили, подросли сыновья, пора судьбу свою пытать. Вывел отец их за околицу, велел слушать его и указал дорогу каждому.

Казак: Только Шат не послушался его и пошел искать тропку легче, с пути сбился, да и сгинул в болоте. А Дон пошел туда, куда отец указал ему, и всю Россию прошел, славен стал…. Про речку Шат никто не помнит, а Дон река знаменитая. Люди реку свою родную зовут ласково: Дон Батюшка.

Казачка: Сказка сказкою, а выдумки здесь нет. Из Иван-озера, что над Тулой вытекают два ручья. Один перешагнуть можно – это Дон, другой широкий да бурный – Шат. Дон все на юг путь держит, а Шаг бросается из стороны в сторону, пока совсем не теряется.

Казак: А откуда вообще на Дону казаки взялись?

Казачка: Недостаток летописных источников, как российских, так и зарубежных, не позволяет точно определить время зарождения Донского казачества. Некоторые авторы находят отправные моменты истории Донского казачества даже в эпоху амазонок. Но большинство склоняются к тому, что процесс формирования казачества на Дону проходил параллельно с процессом христианизации Киевской Руси.

Казак: По другим источникам первые вольные люди на Дону появились в 15 веке, а уже в 16-м их было несколько десятков тысяч. Казаки селились по берегам Дона и его притоков станицами, выбирали себе предводителей-атаманов. Несколько станиц составляли юрт. Они совместно владели землями и угодьями. Вся власть на Дону принадлежала казачьему Кругу (Войсковому, станичному, хуторскому), на котором решались вопросы войны и мира, жизни и смерти, свадеб и разводов и т.д. Управление было по своей форме атаманское, так как правили на местах выборные войсковые и походные, станичные и хуторские атаманы, имевшие право, особенно в военное время, казнить или миловать.

Казачка: О храбрости казаков много написано. Вот, например отрывок из произведения болгарского поэта Ивана Вазова.

Казак:

Ну и храбрый же народ!

Сколько сил в нем молодецких!

Вот один казак ведет

Целый полк солдат турецких,

А народ, смеясь, глядит:

Жалкий у злодеев вид,

Тащатся, как побирушки!

Русских храбрецов-солдат

Все благодарят:

«Здравствуйте, братушки!»


Звучит песня «Любо, братцы, любо!»


Казачка: Да! Казаки умеют петь! Но и казачки поют не хуже. Сейчас мы в этом убедимся.
Звучит песня «Каким ты был»

Воспитатель: Молодцы, сразу видно – казаки! А сейчас мы проверим, знаете ли вы, в каких кинофильмах впервые прозвучали эти произведения («Батька Махно» и Кубанские казаки»).

Переходим к основным конкурсам нашей программы. Первый из них называется «Простые переводы».

Задание: Переведите донские диалекты на современный русский язык. Вопросы задаются каждой команде отдельно.

Казак: А сейчас вы услышите красивую казачью песню, которую многие из нас слышали в исполнении своих бабушек. «Шел казак на побывку домой». Исполняют Елена Пальянова и Юлия Чернышкова.

Звучит песня

Воспитатель: Красивая песня, правда? А сейчас следующий конкурс. «Фразеологизмы».

Задание: установите соответствие между донскими фразеологизмами и фразеологизмами литературного языка. Командам раздаются варианты ответов. Отвечают обе команды, кто сообразит быстрее.

Казачка: Бабочка-моторочка. Исполняют кадеты второго курса.

Воспитатель: Следующий конкурс «Донская пословица».

Задание: Воспитатель беспорядочно называет слова пословицы. Кадеты должны разгадать пословицу. Каждая команда получает по три вопроса.



1. Проживешь, с, бери, без, жену, урону, Дону

2. Казаку, где, дорога, туда, тревога, и

3. Пуля, в, догонит, степи, казака, только

4. Привалы, веселы, запевалы, казаки, где

5. Боится, кто, казаки, пули, тот, в, годится, не

6. Черт, боится, казака, даже



ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (воспитатель комментирует)

1. Бери жену с Дону, проживешь без урону

2. Где тревога, туда казаку и дорога

3. Казака в степи только пуля догонит

4. Веселы привалы, где казаки запевалы

5. Кто пули боится, тот в казаки не годится

6. Казака даже черт боится

А какие же это посиделки без девичьей пляски? Казачки свою удаль показали, а чем же им казачки ответят?

Девочки исполняют танец казачек.

Хозяйка. Ой, хороши казачки. Ребята, а давайте станцуем пляску хороводную и гостей наших с собой позовём.

Дети вместе с приглашёнными гостями исполняют хороводную пляску «Ярмарка» (руководитель Федина О.П.)

1-й ребёнок. На Дону гуляют волны,
Гребешками пенятся.
Мы умеем веселиться
И в труде не ленимся.

2-й ребёнок. Начинается песней могучею
Наша родная река.
Житом, пшеницей пахучею,
Добрым трудом казака.

3-й ребёнок. Ах ты, Дон, ты наш родимый Дон,
Как много ты для нас всех значишь!
Прими от нас земной поклон,
Земной поклон тебе казачий.

4-й ребёнок. В родной степи шумят моря и реки,
Цветут сады, колышутся поля.
Очаровала ты меня навеки,
Моя Донщина, Родина моя.

5-й ребёнок. Мы и пели для вас,
И плясали для вас,
Если любо вам веселье,
Приходите в другой раз.

Дети исполняют песню «Казачата».

Хозяйка. На посиделки молодёжь приносила с собой еду. Казаки питались хорошо и разнообразно, пекли пироги, готовили казачье блюдо – тюря, варили уху, так как Дон без рыбы – это не Дон, ну а какой казачий стол без рыбы. А у меня уже и пироги поспели!
Все было: игрища, песни, пляски. Ой, да навеселились мы с вами, нарадовались. А теперь и гостей потчевать время настало!

Дети садятся за стол, едят пироги с взваром.


Казак: Молодцы! На славу потрудились! А сейчас любимый конкурс кадет, творческий. Кто у нас знает частушки? На сцену!

Проходит конкурс частушек

Литература:

1. Хрестоматия по истории донского казачества. Составитель Астапенко. Р-н-Д: издательство Ростовского университета, 1994

2. И.Г. Богаченко. А.М. Рябченко. Дон – наш дом. Сборник сценарных разработок в помощь классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования. Выпуск II.- Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО. 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника День Матери старшая и подготовительная группа

Сценарий составлен по материалам журнала муз. рук....

презентация к сценарию праздника День Победы для детей старшей и подготовительной групп

презентация к сценарию праздника День Победы для детей старшей и подготовительной групп...

Театрализованный праздник "Сагаалган"в старших и подготовительных группах

Театрализованный праздник «Сагаалган» в старших и подготовительных группахХод праздника На сцене юрта.Родители сидят в зале.Дети сидят по обе стороны зала на стульчиках.В юрте за столик...

"Из песни слово не выкинешь" Тематический концерт для людей старшего поколения приготовленный силами детей старшей и подготовительной группы, посвящённый Дню музыки и пожилого человека.

Тематический концерт приготовленный силами детей 5-7 лет для людей старшего поколения, посвящённый Дню музыки и пожилого человека....

Сценарий физкультурного праздника для детей старших и подготовительных групп праздник народных игр «Веселая карусель»

4 ноября в России отмечается праздник "День народного единства". В честь этого праздника В ГБДОУ детский сад №45 Красносельского района Санкт- Петербурга прошел праздник народных игр "В...

Троица (праздник русской березки) Сценарий фольклорного праздника. (для детей старших и подготовительных групп)

Цель: приобщить детей к культуре русского народа, показать его самобытность, проявляющуюся в устном народном творчестве (песнях, потешках, попевках, играх)....

Сценарий праздника «День Земли. Эколята в гостях у Лесовичка» для детей старших и подготовительных групп

В разработке представлен материал по формирванию у дошкольников культуры природолюбия с использованием образов сказочных героев Эколят - друзей и защитников Природы....