Рабочая программа по дисциплине "Интеллектуальные системы и технологии"
рабочая программа (информатика и икт) по теме

Богомолова Надежда Игоревна

Рабочая программа по дисциплине "Интеллектуальные системы и технологии" специальности Информационные системы по отраслям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ii.docx47.93 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Арзамасский коммерческо-технический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Интеллектуальные системы и технологии»

для специальности среднего профессионального образования

технического профиля:

230401 Информационные системы (по отраслям)

Арзамас,2013

                                

        

                        

                                                        

                        

                                        

                

Автор:

Н. И. Богомолова, преподаватель информатики второй квалификационной категории ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Рецензенты:

        М.С. Помелова, преподаватель информатики Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал ННГУ.

        В. П. Дианов, преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» для специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)

 преподавателя Арзамасского коммерческо-технического техникума                                                        Богомоловой Надежды Игоревны

                Рабочая программа отвечает Федеральному  государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования нового поколения, предложенному Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, утверждённому Министерства образования России.

В рабочей программе имеет место региональный компонент, то есть необходимость знаний некоторых тем дисциплины «Информатика» для специалистов предприятий г. Арзамаса.

Порядок изложенных в тематическом плане тем предусматривает получение новых знаний (например, из области роботехники, экспертных системах), совершенствование уже полученных знаний, умений и навыков из области информатики, систематизируют полученные знания в области программирования.

Рабочая программа содержит перечень лабораторных работ, составленных согласно изученным темам, требующим компьютерной программной поддержки.

Составленные лабораторные работы предусматривают работу с современными компьютерными технологиями и специализированными программами.

Рабочая программа предусматривает межпредметные связи.

Данная рабочая программа представляет широкие возможности для творческой инициативы преподавателю, ориентирует его на такую систему преподавания, которая:

  • развивает у студентов интерес к современному программному обеспечению,
  • развивает программистский стиль мышления, отвечающий требованиям современного производства;
  • раскрывает роль средств вычислительной техники в развитии общества, изменении характера труда человека, и повышение его производительности;
  • формирует представление применения программ для решения практических задач из сферы жизни человека.

РЕЦЕНЗЕНТ:

Преподаватель информатики Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал ННГУ)

Помелова М. С._________________

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» для специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)

 преподавателя Арзамасского коммерческо-технического техникума                                                        Богомоловой Надежды Игоревны

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

В рабочей программе учтена специфика профессии, предусмотрены межпредметные связи. Отдельный акцент делается на использование и применение специализированных программ по программированию искусственного интеллекта, работа в экспертных системах. При ее составлении была использована современная литература, электронные книги, современные профессиональные программы для программирования Prolog и Lisp.

Учащиеся приступая к изучению данной дисциплины должны знать основы таких учебных предмета как «Информатика и ИКТ», «Основы программирования». По завершению курса учащиеся должны уметь программировать в предложенных программах логического программирования.

Программой предусмотрено проведение лабораторных работ, кроме этого предусмотрена самостоятельная работа студентов и дифференцированный зачет по завершению курса.

Рабочая, программа отвечает современным требованиям и может быть использована при изучении дисциплины «230401 Информационные системы (по отраслям)»

РЕЦЕНЗЕНТ:

Преподаватель спец.дисциплин

ГБОУ СПО «Арзамасского коммерческо-технического техникума»                                                                                         

В.П. Дианов______________


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………………………….с. 6

Тематический план дисциплины …………………………………………….с. 7

Содержание учебной дисциплины …………………………………………..с. 8

Требования к результатам обучения …………………………………………с. 9

Перечень лабораторных работ ………………………………………………..с. 10

Формы (виды) контроля знаний, умений и навыков обучающихся……….с. 10

Самостоятельная работа по учебной дисциплине …………………………..с. 10

Литература ……………………………………………………………………..с. 11

Материально – техническое обеспечение учебной дисциплины…………..с. 12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель изучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» является формирование у студентов представления о теоретических вопросах построения интеллектуальных систем и технологии различного типа, ознакомление студентов с  основами систем искусственного интеллекта (ИИ) и технологией программирования для ИИ.

Основной задачей изучения дисциплины является:

  • изучение понятий  различных интеллектуальных систем и технологий;
  • программирование  в интеллектуальных системах;
  • изучение парадигмы искусственного интеллекта;
  • способы программирования искусственного интеллекта;
  • робототехника.

Требования к знаниям и умениям. В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • теоретические основы систем ИИ, модели представления и методы обработки знаний, принципы  естественно-языкового  интерфейса, распознавания образов и синтеза речи.

владеть:

  • применять инструментальные средства систем ИИ, программировать на языке Prolog.

уметь:

  • способами формализации интеллектуальных задач с помощью языков искусственного интеллекта, методами управления знаниями.

Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины.

Теоретические основы автоматизированного управления основываются на знаниях следующих дисциплин:

  • информатика  и ИКТ,
  • программное обеспечение ЭВМ,
  • программирование.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС для профессий  среднего профессионального образования.

При освоении специальности СПО технического профиля данный предмет изучается как курс по выбору в объеме 32 часов– аудиторная нагрузка (из них 4 часа лабораторные работы).

Содержание  программы представлено 5 разделами:

  • Предмет курса и задачи его изучения.
  • Искусственный интеллект.
  • Технология программирования для ИИ.
  • Основы логического программирования. Prolog.
  • Искусственные нейронные сети.

Содержание каждого раздела включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме  практикумов с использованием средств ИКТ.

При  освоении программы обучающиеся совершенствуют свои знания (которые были получены ранее) на  уроке информатике, углубляются в понимании и усвоении более сложных элементов, приобретают новые знания и навыки при работе за компьютером, в области программирования, совершенствуют свои знания о робототехнике и т. п.

Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно  выполнять различного рода заданий, использовать профессиональные программы и на практике исполнять ранее полученные знания, умения и навыки.

Итоговый контроль проводится в форме дифференцированного зачета.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Максим.

учебная

нагрузка,

час

Количество часов

Самостоятельная

работа, час

всего

в т.ч.

лабораторно-практические

занятия

Введение.

2

2

0

Раздел 1. Предмет курса и задачи его изучения.

2

2

0

2

Раздел 2. Искусственный интеллект.

4

4

0

2

Раздел 3. Технология программирования  ИИ.

8

8

2

2

Раздел 4. Основы логического программирования. Prolog.

8

8

2

2

Раздел 5. Искусственные нейронные сети.

6

6

0

2

Дифференцированный зачет

2

2

Итого:

36

32

4

10

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Понятие о программирование различных уровней.

Раздел  1. Предмет курса и задачи его изучения

  • Общие сведения о дисциплине «Интеллектуальные системы (ИС) и технологии»: виды интеллектуальных систем и типы задач, решаемых ими.

Самостоятельная работа:

- подготовка реферата по теме «Кибернетика Н. Винера"»;

- подготовка доклада по теме «ИИ в 60-х - 70-х годах».

Раздел  2. Искусственный интеллект (ИИ)

  • Основы искусственного интеллекта (ИИ). Основные направления исследования в области искусственного интеллекта.
  • Машинный интеллект и робототехника. Интеллектуальные роботы.

Самостоятельная работа:

  • подготовка рефератов по теме «Языки программирования третьего уровня».

Раздел 3. Технология программирования для ИИ. Экспертные системы

  • Оболочки экспертных систем. Общая характеристика,  структура и режимы использования.
  • Обзор языков. LISP, Prolog, CLIPS.
  • Организация знаний в экспертной системе. Виды экспертных систем и типы решаемых ими задач.
  • Геоинформационные системы (ГС) и технологии.

Лабораторная работа № 1. Программирование искусственного интеллекта.

Самостоятельная работа:

  • подготовка реферата на тему: «Модели представлений знаний»;
  • подготовка доклада на тему: «Эвристическое программирование».

Раздел 4. Основы логического программирования. Prolog

  • Основы программирования на языке PDC Prolog. Стpуктуpа пpогpаммы. Описание  доменов и предикатов.
  • Синтаксис программы и значение программы Prolog. Объекты данных. Декларативное значение программы. Процедурное значение.
  • Представление списков в программе Prolog, операции со списками. Конкатенация. Подсписок. Перестановки.
  • Усовершенствованные методы представления деревьев. Двоично - троичный словарь. АVL - дерево.

Лабораторная работа № 2. Программирование на языке Prolog.

Самостоятельная работа:

  • подготовка реферата на тему: «Индуктивное логическое программирование»;
  • подготовка доклада на тему: «Принцип минимакса».

Раздел 5. Искусственные нейронные сети

  • Распознавание образов. Простые однослойные сети. Сеть Хебба.
  • Нейронные сети. Простой персептрон. Нейросетевые топологии.
  • Алгоритмы обучения. Многослойные нейронные сети.

Самостоятельная работа:

  • подготовка реферата на тему: «Адаптивное управление на основе  эталонной модели».

Дифференцированный зачет.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:

знать/понимать

  • Основные языки программирования высшего уровня;
  • Понятие интеллекта и интеллектуальной системы;
  • Способы организации и функционирования робототехники;
  • Основы логического программирования;
  • Основы программирования на языке Prolog;
  • Основы программирования на языке Lisp;
  • Основы программирования на языке Clips;
  • Назначение экспертной системы, способы организации и построения;
  • Понятие нейронной сети, назначение и состав.

уметь

  • работать в программе Prolog;
  • работать в программе Lisp;
  • работать  с языком Clips;
  • работать с экспертными системами;
  • строить нейронные сети.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • применение языков программирования высшего уровня в профессиональной деятельности.

Перечень лабораторных работ

№ п/п

Наименование занятия

Количество часов

1

Программирование искусственного интеллекта.

2

2

Программирование на языке Prolog.

2

Итого:

4

Формы (виды) контроля знаний, умений и навыков обучающихся

№ темы

Наименование раздела

Формы контроля

1

Предмет курса и задачи его изучения.

Самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос, семинар.

2

Искусственный интеллект (ИИ).

Тестовые задания, самостоятельная работа, опрос.

3

Технология программирования для ИИ. Экспертные системы.

Фронтальный и индивидуальный опрос, семинар, лабораторная работа.

4

Основы логического программирования. Prolog.

Самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос, семинар, лабораторная работа.

5

Искусственные нейронные сети.

Тестовые задания, самостоятельная работа, опрос, семинар.

6

Дифференцированный зачет.

Тестовые задания.

Самостоятельная работа по учебной дисциплине

темы

Название темы

Виды и формы самостоятельной работы

Количество часов

1

Предмет курса и задачи его изучения.

  • подготовка реферата по теме «Кибернетика Н. Винера"»;
  • подготовка доклада по теме «ИИ в 60-х - 70-х годах».

2

2

Искусственный интеллект (ИИ).

  • подготовка рефератов по теме «Языки программирования третьего уровня».

2

3

Технология программирования для ИИ. Экспертные системы.

  • подготовка реферата на тему: «Модели представлений знаний»;
  • подготовка доклада на тему: «Эвристическое программирование».

2

4

Основы логического программирования. Prolog.

  • подготовка реферата на тему: «Индуктивное логическое программирование»;
  • подготовка доклада на тему: «Принцип минимакса».

2

5

Искусственные нейронные сети.

  • подготовка реферата на тему: «Адаптивное управление на основе  эталонной модели».

2

Итого:

10

ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся

  1. Андрейчиков  А.В.,  Андрейчикова  О.Н.  Интеллектуальные  информационные  системы:  Учебник. – М. 2004.
  2. Братко И.А. PDC Prolog  -  язык систем искусственного интеллекта:  Учебн. пособие. - СПб.: СЗТУ, 2005.
  3. Джексон П.  Введение  в  экспертные  системы.:  Пер. с англ.:  Уч. пос. – М.:  Издательский  дом  «Вильямс»,  2001.
  4. Змитрович  А.И.  Интеллектуальные  информационные  системы. – Минск.:  НТООО «ТетраСистем»,  1997.
  5. Люггер Д.Ф.  Искусственный  интеллект: стратегия  и  методы  решения  сложных  проблем.  – М.:  Издательский  дом  «Вильямс»,  2003.
  6. Острейковский В. А. Информатика: Учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Высшая школа., 2003.
  7. Хайкин С. Искусственные нейронные сети. М, 2006.

Для преподавателей

  1. Петухов О.А. PDC Prolog  -  язык систем искусственного интеллекта:  Учебн. пособие. - СПб.: СЗТУ, 2005.
  2. Частиков А.П., Гаврилова Т.А., Белов Д.Л. Разработка экспертных систем. Среда CLIPS. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
  3. Абдикеев Н.М. Проектирование интеллектуальных систем в экономике: Учебник. – М.: «Экзамен», 2004.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Посадочные места по количеству обучающихся.
  2. Рабочее место преподавателя.
  3. Компьютеры  (10 шт.) с лицензионным ПО.
  4. Проектор.
  5. Интерактивная доска.

4.    Методические рекомендации для проведения лабораторных работ  (4 часов).

5.    Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся.

6.    Уроки – презентации по темам:

- Экспертные системы (ЭС);

- Нейронные сети;

- Робототехника;

- Язык программирования Prolog.

7.   Видеоролики по темам:

- Языки программирования высшего уровня, обзор;

8.  Тестовые задания.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля "Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности"

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 080114 ...

Рабочая программа. Календарно-тематическое планирование по технологии.

Планирование в 5-7 классах по программе И.А.Сасовой,А.В. Марченко. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 04. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 260103 ТЕХНОЛОГИЯ ХЛЕБА, КОНДИТЕРСКИХ И МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 260103 Технология хле...

Рабочая программа дисциплины "Операционные системы"

Программа учебной дисциплины «Операционные системы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230401 «Инфор...

Рабочая программа по дисциплине «Системы автоматизированного проектирования»

Рабочая программа по дисциплине «Системы автоматизированного проектирования» для специальности 230401 «Информационные системы» (по отраслям) ....

Рабочая программа элективного курса "Системы счисления"

Данная рабочая программа составлена на основе рекомендаций ФГОС и содержит основные разделы: пояснительную записку, цели изадачи курса, содержание и тематическое планирование с используемой литературо...

Рабочая программа элективного курса "Система, многообразие и эволюция живой природы" для 9 класса (подготовка к ОГЭ)

Рабочая программа содержит материал сверх программ по данной дисциплине, предусмотренных федеральными государственными стандартами для 9 класса. Изучение материала данного курса направлено на подготов...