Главные вкладки

    Формирование самооценки как одного из регулятивных УУД на уроках информатики
    статья по информатике и икт (8 класс) на тему

    Звягин Максим Георгиевич

    СМтатья рассматривает проблемы формирование самооценки на уроках информатики и пути их решения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование самооценки

    как одного из регулятивных УУД на уроках информатики

    Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту 2-го поколения, результаты освоения учащимися образовательной программы подразделяются на личностные, предметные и метапредметные (включающие в себя и универсальные учебные действия). Универсальные учебные действия есть  способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    Функции УУД включают :

    – обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

    – создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

              Универсальные учебные действия подразделяются на личностные , познавательные, коммуникативные и особо выделим регулятивные (обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности). К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,  оценка (самооценка).

    УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося.  В настоящей статье мы коснемся вопроса, как на уроках информатики в 9-11 классах можно создавать условия для формирования самооценки учащихся в рамках УУД.

    Под самооценкой психологи подразумевают ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.
    Иными словами
    самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

    Самооценка может быть завышенной, заниженной и адекватной. Недопустима заниженная самооценка. Поскольку обычно это приводит к неуверенности в себе, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Поэтому нужно создавать условия, при которых субъект (в данном случае – учащийся) видит свои достижения, результаты учебного труда. Необходимо, чтобы показанные результаты были положительно оценены окружающими – учителем, одноклассниками, родителями, сверстниками из других школ, друзьями, организаторами олимпиад.

    Рассмотрим некоторые пути повышения самооценки в разных ситуациях.

    1. Допустим, что ученик показывает стабильно низкие результаты. В этом случае даем ему посильную (нетрудную) задачу, но оцениваем её в случае успеха как достижение значительного результата.

    Пример.

    задача для сильного ученика

    задача для слабого ученика

    Написать программу вычисления корней квадратного уравнения. Решить задачу для случаев D0 и D<0.

    Написать программу перевода температуры из единиц Цельсия в единицы Фаренгейта, используя формулу

    1. Похвала перед классом, упоминание на родительском собрании в положительном контексте;
    2. Можно предложить поучаствовать в интернет-олимпиаде;
    3. Предоставить возможность проверить работу более сильного ученика
    4. Использовать задачи, составленные самими учащимися по отдельным, наименее сложным, темам. Например, по темам «Системы счисления», «Логические операции» простейшие задачи могут быть составлены и слабым учащимся.

    Вместе с тем, учащихся с неадекватной, сильно завышенной самооценкой целесообразно периодически ставить в сложные ситуации, требующие подтверждения их собственной оценки.

    1. Дать многоконфигурационную (требующую рассматривать 2-3 варианта) задачу по программированию;
    2. Попросить подготовить доклад по теме следующего занятия;
    3. Дать задание вывести логическую формулу, упростить логическое выражение, составить СДНФ (СКНФ) логической функции путем преобразований, а не по таблице истинности;
    4. В теме «Системы счисления» таким учащимся можно дать задание составить таблицу умножения в 16-тиричной системе счисления.

    Таким образом, урок информатики обладает значительными возможностями для формирования адекватной самооценки учащихся. Особенно важно это в связи с тем, что многие старшеклассники, преуспевающие в компьютерных играх, считают себя «асами» в области информатики. Но информатика как компонент образовательной области «Математика и информатика» гораздо многообразнее, поскольку позволяет формировать информационную и алгоритмическую культуру, сформировать понятия «алгоритм», «модель», «инфомация», развивает алгоритмическое мышление, необходимое в современном обществе, формирует умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных, формирует навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    формирование регулятивных УУД на уроках физкультуры в начальных классах

    Актуальность.Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим...

    ФОРМИРОВАНИЕ регулятивных УУД на уроках математики. РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

    Работа учащихся над решением математических задач должна включать в себя самоконтроль. Необходимо привить школьникам критичность мышления, чтобы любая задача ими воспринималась не как едиственно прави...

    "Формирование регулятивных УУД на уроках химии." Выступление на педсовете

    /Cmd+VФормирование регулятивных УУД на уроках химии...

    Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка и задания, позволяющие сформировать регулятивные УУД у учащихся

    Определение регулятивных УУД. Виды регулятивных УУД. Задания для формирования регулятивных УУД на уроках английского языка...

    Мини-проект как одна из форм деятельности на уроках информатики в 5 классе в условиях ФГОС

    Данная презентация рассказывает об использовании мини-проектов на уроках информатики в 5 классе в рамках ФГОС.Представлены примеры проектов, которые можно реализовать на уроке и (или) в качестве домаш...

    Компьютерное тестирование как одна из форм контроля на уроках химии

    В данной статье рассмотрены возможности использования программы iSpring Suite в рамках урока химии при закреплении матерала...

    Построение графической модели задачи, как средство развития регулятивных УУД на уроках математики

    В данной статье рассматривается вопрос формирования регулятивных УУД на уроках математики, путём обучения моделированию текствоых задач и уравнений, представлению их в виде графических схем, геометрич...


     

    Комментарии

    Чагина Юлия Анатольевна

    А такого объема достаточно для статьи? Мне говорили, что страниц 5-6 нужно...