Рабочая программа по информатике 7 класс
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Долгова Ирина Александровна

Рабочая программа по информатике 7 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_informatike_7_klass.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Горбатов

Рассмотрено

ШМО учителей физико-математического цикла

Протокол № 1 от          2014г 

Руководитель ШМО  

 ________ /Кузнецова Н.А./

 подпись  расшифровка

Согласовано

Зам.директора по УР          

 ______ /Илларионова Г. Б./

 подпись    расшифровка    

  «___» ______ 2014г.              

Утверждено

Приказ № ___ от        2014г.  

Директор школы

______ /Соколов Д.С./ 

подпись  расшифровка

Рабочая программа.

Информатика и ИКТ.

 7 класс.

Разработана учителем

Долговой И.А.

2014г.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с законом об образовании от 29.12.2012 и школьным положением о рабочих программах. Рабочая программа учебного курса информатики для 7 класса составлена на основе  программы для общеобразовательных учреждений  со 2 – 11 класс по информатике и программы курса информатики для обучающихся 7 классов общеобразовательных учреждений автора Н.Д. Угриновича, 2008г. План ориентирован на использование учебника «Информатика»: Учебник для 7 класса Угриновича Н.Д., - 2007г.  Материал учебника структурирован по трем главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики по темам «Компьютер и программное обеспечение», «Технология обработки графической информации» и компьютерный практикум.  

Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю), в том числе на контрольные и практические работы, выделенный из школьного компонента, для углубленного изучения предмета, в точности по темам: «Компьютер и программное обеспечение» и  «Технология обработки графической информации».

Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике.
       Настоящий календарно-тематический план учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Преобладающей формой контроля и закрепления материала выступают практические и контрольные работы.
         Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект,  включающий:  учебник  (Н.Д. Угринович. Информатика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: БИНОМ, 2007. - 173 с.) и методическое пособие для учителя. (Бородин М.Н. Программа для образовательный учреждений. Информатика 2-11 классы. – М.: Бином., Лаборатория знаний,2008.)

Рабочая программа соствлена на основании авторской без изменений.

Цели программы обучения информатике и информационным технологиям в 7 классах определяются следующим образом:

  • Формирование готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
  • Освоение понятий базового курса школьной информатики;
  • Развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Задачи программы обучения:

Познавательные 

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  •  организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  
  • Освоение компьютера и программного обеспечения;
  • Овладение умением работать с файлами;
  • Освоение и умение работы в графических редакторах и презентациях;

Развивающие 

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Воспитательные

  • воспитание самостоятельности
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности

Рабочая программа составлена на основании авторской без изменений.

II. Требования к уровню подготовки обучающихся:

Рабочая программа курса «Информатика» для 7-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

Учащиеся 7 класса должны знать/понимать:

  • знать функциональную схему компьютера;
  • знать, как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;
  • состав и назначение программного обеспечения компьютера;
  • знать назначение и основные функции операционной системы;
  • правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
  • различия растрового и векторного способа представления графической информации;
  • назначение и возможность систем компьютерного черчения;

уметь:

  • выполнять с помощью систем компьютерного черчения геометрические построения.
  • работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
  • работать с носителями информации (форматирование, "лечение" от вирусов);
  • применять графический редактор для создания и редактирования изображений;
  • создавать мультимедийные компьютерные презентации;
  • уметь выполнять с помощью систем компьютерного черчения геометрические построения.

III .Календарно – тематическое планирование

урока

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Количество часов

Календарные сроки

Планируемые результаты обучения

Т

П

К/Р

План

Факт

знания

умения

общие учебные умения, навыки и  способы деятельности

1.Компьютер и программное обеспечение – 17 часов.

1

1. Техника безопасности

1

Т.Б. в кабинете информатики, основные гигиенические требования при работе на ПК, требования к рабочему месту.

Знать историю ЭВМ.

Принцип работы ЭВМ.

Назначение и характеристики периферийных и основных устройств ввода-вывода. Хранить и

Обмениться информацией.

Основные типы ПО, прикладные программы общего и специального назначения.

Интерфейс операционной системы Windows.

Основные элементы рабочего стола.

Последствия и заражения, типы компьютерных вирусов.

Приводить

примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, природе и технике.

Форматировать, проверять и дефрагментировать дискеты

Настраивать свойства рабочего стола,

Защищать компьютеры от вирусов: обнаруживать и лечить.

Получать информацию о загрузке процессора  и занятости оперативной памяти

Общие правила поведения не уроках. Размышлять, формулировать свое мнение.

Классифицировать и сортировать различную информацию.

Классифицировать и сортировать различную информацию.

Размыщлять, находить закономерность, анализировать.

2

2. История развития вычислительной техники

1

3-4

3-4. Устройство компьютера

2

5

5. Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры»

1

6

6. Данные и программы

1

7

7. Файл

1

8

8. Практическая работа № 2 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты»

1

9

9. Файловая система

1

10

10. Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»

1

11

11. Программное обеспечение компьютера

1

12

12. Практическая работа № 4 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши»

1

13

13. Практическая работа № 5 «Получение информации о загрузке процессора  и занятости оперативной памяти».

1

14

14. Графический интерфейс операционных систем и приложений

1

15

15. Практическая работа № 6 «Знакомство с графическим интерфейсом Windows»

1

16

16. Компьютерные вирусы и антивирусные программы Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и  лечение»

1

17

17. Контрольная работа №1 «Системная среда Windows»

1

Контрольная работа №1

Итого:

9

7

1

2. Технология обработки графической информации- 17 часов.

18

1. Анализ контрольной работы.

Растровая и векторная графика

1

Отличие растровой и векторной графики,

Форматы графических файлов.

Средства деловой графики.

Принципы работы с растровыми и векторными изображениями.

Понятие пиксела при увеличении изображения.

Возможности

редактирования изображений в векторных редакторах, примеры векторных редакторов.

Принцип работы  в КОМПАС.

Возможности компьютерных презентаций.

Слайд, анимация в презентации.

Назначение и возможности

Power Point.

Отличать растровую и векторную графику

Работать в графическом редакторе.

Редактировать изображения в векторных редакторах.

Работать с панелями инструментов графических редакторов.

Редактирование изображений в растровых

редакторах.

Преобразовывать геометрические

фигуры.

.Работать в КОМПАС, строить отрезки с использованием автоматического ввода.

Работать и создавать компьютерные презентации.

Создавать презентации с использованием

Готовых шаблонов и мастеров, вставлять музыку и видео в презентацию.

Приобретение опыта

творческой реализации.

Классифицировать и сортировать различную информацию.

- Умение делать логические выводы, предполагать конечный результат.

- Уметь эстетически выполнять оформление

презентации, коротко и ясно.

формировать основные положения,

- Умение оценивать работу в соответствии с критериями;

– оценивать работу товарища;

– участвовать в коллективном обсуждении.

19

2. Растровые и векторные графические редакторы

1

20

3. Практическая работа № 8 «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint»

1

21

4. Интерфейс графических редакторов

1

22

5. Область рисования.

Практическая работа №9 «Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word»

1

23

6. Практическая работа №10 «Сохранение изображения в различных графических форматах»

1

24

7.Инструменты рисования и графические примитивы.

Практическая работа №11

 «Графические примитивы»

1

25

8. Редактирование рисунка. Тестовая проверочная работа

1

26

9. Текстовые инструменты. Палитра цветов.

Практическая работа №12 «Работа с текстом»

 

1

27

10. Геометрические преобразования. Практическая работа №13.

 «Преобразования геометрических фигур»

1

28

11. Система практического черчения КОМПАС.

Практическая работа №14 «Системы компьютерного черчения КОМПАС»

1

29

12. Построение основных чертежных объектов. Практическая работа

№ 15 «Построение основных чертежных объектов».

1

30

13. Компьютерные презентации.

1

31

14. Мультимедийные интерактивные презентации.

Практическая работа №16 «Создание презентации»

1

32

15. Дизайн презентации и макеты слайдов. Практическая работа №17

«Использование шаблонов»

1

33

16. Использование анимации и звука в презентации. Практическая работа №18

«Настройка анимации и звука»

1

34

17. Итоговая контрольная работа №2 в виде защиты проекта «Демонстрация презентации»

1

Контрольная работа №2

35.

Анализ контрольной работы.

Обобщение материала за курс 7 класса.

1

Итого:

5

11

2

                                                              14      18        3

IV. Содержание курса информатики и информационных технологий для 7 класса

Содержание курса информатики и информационных технологий для 7 класса в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.

Теоретическая информатика:

История развития вычислительной техники.

Устройство компьютера: процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память, типы персональных компьютеров.

Данные и программы.

Файлы и файловая система.

Программное обеспечение компьютера: системное и прикладное.

Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы

Графический интерфейс операционной системы и приложений.

Представление файловой системы с помощью графического интерфейса.

Основные элементы графического интерфейса: рабочий стол, окна, диалоговые панели, контекстные меню объектов. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Растровая и векторная графика.

Растровые и векторные графические редакторы.

Сохранение графических файлов в различных форматах.

Интерфейс графических редакторов: область рисования, инструменты рисования, редактирование рисунка, палитра цветов, текстовые инструменты, геометрические преобразования.

Системы компьютерного черчения.

Система компьютерного черчения КОМПАС.

Построение основных чертежных объектов.

Компьютерные презентации.

Мультимедийные интерактивные презентации.

Дизайн презентации и макеты слайдов.

Использование анимации и звука в презентации.

Демонстрация презентация.

Средства информатизации:

  • Аппаратное обеспечение компьютера.
  • Файл, основные операции с файлами.
  • Программное обеспечение компьютера.
  • Назначение операционной системы.
  • Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.

Информационные технологии:

  • Графический редактор: назначение и основные функции.
  • Мультимедийные технологии.

Социальная информатика:

  • Предыстория информатики.
  • Основные этапы развития вычислительной техники.
  • Роль информации в жизни общества.
  • Информационная этика.

Направленность курса - развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокого изучения предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.

Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Практико - ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его. В начале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

V. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

В 7 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Контрольная работа на опросном листе содержит условия заданий и предусматривает места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 6 класса распределены по трем уровням сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

Тематические и итоговые контрольные работы

1

Создание текстовых документов

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

2

Компьютер и информация

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

3

Структурирование и визуализация информации

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

4

Человек и информация

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

5

Создание графических изображений

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

6

Алгоритмы и исполнители

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

7

Рисунок, текстовый документ, слайд-шоу, презентация

Итоговый мини-проект

Творческая работа

VI. Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы.

Преподавание нового курса «Информатика 7» основной школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:

Основная:

  • Босова. Информатика -7. Учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ, 2007.
  • Авторская программа.

Дополнительная:

  • Информатика. 7 класс. Поурочные планы по учебнику Босова «Информатика и ИКТ. 7  класс»/                            Сост.М.Г.Гилязова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112 с.
  • Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика.2-11 классы/Составитель  М.Н. Бородин.- М.:Бином. Лаборатория знаний, 2008.

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

Аппаратные средства:

  • мультимедийные ПК;
  • локальная сеть;
  • глобальная сеть;
  • мультимедиапроектор;
  • принтер;
  • сканер.

Программные средства:

  • операционная система Windows 7;
  • полный пакт офисных приложений Мiсrоsоft Office;
  • растровые и векторные графические редакторы;
  • архиватор Winrar.
  • КОМПАС.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...