Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 8-9 классов
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Рабочая программа составлена учителем информатики первой категории общеобразовательной школы. Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8-9_2014-2016.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №41

454021 г.Челябинск, ул.40-летия Победы, 14-а

Тел: (351)796-70-35,  факс: (351)796-70-23

Рассмотрено на заседании методического объединения учителей математики 28 августа 2014г.

Руководитель М.О.

__________/Фрицлер И.Н.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

По учебной работе

___________/Прыкина С.Ю.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ СОШ №41

___________/Никитина Л.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ

на 2014-2016 учебные годы

Составитель:

Учитель информатики

Полубесова Е.А.

        

ЧЕЛЯБИНСК, 2014


Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Информатика и ИКТ» 8-9 класс

Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в МАОУ СОШ №41 определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций:

Федеральный уровень

  1. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.
  2. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.

Региональный уровень

  1. О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839.
  2. О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404

Федеральные государственные образовательные стандарты

общего образования

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644).

 

Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Федеральный уровень

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009. 
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение, 2011.
  4. Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7-9 классы. – М. : Просвещение, 2011. - 32 с.

Региональный уровень

  1. О приоритетных направлениях повышения квалификации педагогических и руководящих работников областной системы образования Челябинской области в 2014 году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.02.2014 г. № 03-02/889.
  2. О проведении мониторинга оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 15.04.2014г. № 03-02/2669.
  3. Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/5868 от 08.08.2012 г.
  4. О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01 сентября 2012 г./ Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01-1786 от 09.06.2012 г.
  5. О порядке введения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях с 01 сентября 2012г. / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 24/ 6142 от 20.08.2012 г.
  6. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
  7. Иформационное письмо МОиН Челябинской области от 30.06.2014 № 03-02/4959 «О преподавании учебных предметов областного базисного учебного плана в 2014-2015 учебном году». Приложение «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и «Информатика» в 2014-2015 учебном году»

Школьный уровень

  1. Положение о рабочих программах МАОУ СОШ №41, приказ №172 от 01.09.2011.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).  

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие  относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером. Проекты, выполняемые учащимися на уроках, включают в себя изучение особенностей Челябинской области.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования  и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать планы.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом  для обязательного изучения предмета «Информатики и ИКТ» на ступени основного общего образования  отведено 105 часов. В том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю и в IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.  Программой предусмотрено проведение 71 практической работы (20-25 минут), что занимает 74,5% от общего количества часов, направленных на отработку отдельных технологических приемов и ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Кроме того, при изучении следующих тем: «Мультимедийные технологии», «Алгоритмы и исполнители» на уроках используется проектная деятельность.

В соответствии с примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») часы распределены по темам следующим образом:

  • Информация и информационные процессы (4 часа)
  • Представление информации (6 часов)
  • Компьютер как универсальное средство обработки информации (4 часа)
  • Обработка текстовой информации  (14 часов)
  • Обработка числовой информации (6 часов)
  • Обработка графической информации (5 часов)
  • Мультимедийные технологии (8 часов)
  • Алгоритмы и исполнители (19 часов)
  • Моделирование и формализация (9 часов)
  • Хранение информации (6 часов)
  • Коммуникационные технологии (12 часов)
  • Информационные технологии в обществе (4 часа)

В 8 классе резерв времени 1 час,использован на проведение контрольной работы. В 9 классе резерв времени распределен следующим образом: 1 час добавлен к теме «Обработка графической информации» потому как данная тема наиболее интересна ученикам, создание графических изображений развивает творческие навыки учащихся, воображение и увлекает в мир информатики. С данной темы начинается изучение Информатики и ИКТ в 9 классе. 1 час добавлен на изучение темы «Моделирование и формализация». Учитывая, что построение моделей происходит в системе программирования и электронных таблицах, требуется время на повторение данных тем. 2 часа добавлены на изучение темы «Хранение информации» для более подробного изучения возможностей СУБД и для отработки технологии ввода записей в БД.  7 часов из резерва направлены на проведение контрольной работы в первом полугодии и подготовку, и проведение контрольной работы во 2 полугодии. В разделы: «Обработка текстовой информации», «Мультимедийные технологии», «Алгоритмы и исполнители», «Обработка числовой информации» включены задания, отражающие особенности Челябинской области.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к получению информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Содержание программы

В  результате изучения предмета «Информатика и ИКТ»  ученик должен:

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

8 класс

9 класс

1

Информация и информационные процессы

4

2

Представление информации

6

3

Компьютер как универсальное средство обработки информации

4

4

Обработка текстовой информации  

14

5

Обработка числовой информации

6

6

Обработка графической информации

5

7

Мультимедийные технологии

8

8

Алгоритмы и исполнители

19

9

Моделирование и формализация

9

10

Хранение информации

6

11

Коммуникационные технологии

12

12

Информационные технологии в обществе

4

Подготовка и проведение контрольных работ

1

7

Всего

35

70

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:

  • Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 178с.:ил.
  • Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 295 с.:ил.
  • Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие/Н.Д.Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 187с.:ил.
  • Практикум по информатике и информационным технологиям/Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова. – 7-е изд. – М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2009. – 394с.:ил.;
  • Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9  классы)  (Н.Д.Угринович)//Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы./ Сост. М.Н.Бородин. – 6-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 448с.
  • Информатика в схемах/Н.Е.Астафьева, С.А. Гаврилова, Е.А. Ракитина, О.В. Вязовова. – 2-е изд. -  М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 48с.:ил.

Электронное сопровождение УМК:

Содержание учебников «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Учебники «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов входят в состав учебно-программного и методического комплекса, который обеспечивает изучение курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с образовательным стандартом.

Большое внимание в учебниках уделяется формированию у учащихся практических умений и навыков в области коммуникационных технологий, алгоритмического и системного мышления. Учебники мультисистемные, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться в операционных системах Windows и Linux.

Учебно-методические пособия для учителя:

  • Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие/Н.Д.Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 187с.:ил.
  • Задачи по программированию/С.М.Окулов, Т.В.Ашихмина, Н.А.Бушмелева и др., Под ред.С.М.Окулова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 820с.:ил

При оценивании уровня подготовки учащихся используются следующие контрольно-измерительные материалы:

  • Практикум по информатике и информационным технологиям/Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова. – 7-е изд. – М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2009. – 394с.:ил.
  • Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов по информатике 2015 г. URL: http://fipi.ru;
  • Электронное приложение к методическому пособию «Информатика и ИКТ. 8-11 классы. Н.Д.Угринович.». -  М. - 2010

Характеристика КИМов

Контроль рассматривается как инструмент мониторинга учебного процесса и осуществляется учителем систематически и целенаправленно. Контроль является основой для перспективного и краткосрочного планирования учителем учебного процесса и имеет диагностическую, оценочную и мотивационную функции.

Контроль создает целостное представление о прогрессе учащихся в овладении коммуникативными компетенциями и способствует своевременному устранению обнаруженных пробелов в знаниях и навыках.

Объектами контроля являются знания, коммуникативно-прагматические умения и навыки.  В качестве видов контроля выделяются (на уровне школы): текущий, промежуточный и итоговый.

Текущий контроль проводится на каждом занятии в форме: проверки домашнего задания, индивидуального опроса, выполнения практических работ, которые содержатся в практикуме по информатике и информационным технологиям (содержит 450 задач и заданий по всем разделам курса), а также в учебниках. Промежуточный внутришкольный контроль проводится в конце изучения каждой темы и в конце I полугодия. Он может носить тестовый характер, в форме контрольной работы с заданиями, а также в форме практической работы, выполненной полностью самостоятельно. Практические работы содержатся в практикуме по информатике и информационным технологиям. Контрольные работы и тесты составлены из заданий  и вопросов, взятых из перечисленной литературы в соответствии с темой.  Итоговый контроль осуществляется школой в конце  учебного года.  Тесты и задания для итогового контроля присутствуют на диске в электронном приложении к методическому пособию «Информатика и ИКТ (содержит интерактивные тесты с Web-интерфейсом (6 вариантов тестов по базовому курсу и 6 вариантов по углубленному курсу "Информатика и ИКТ").



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...